Развитие мышления-в юношеском возрасте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие мышления-в юношеском возрасте



С завершением подросткового возраста и переходом в юноше­ский возраст прежде всего отмечается прогрессирующее разви­тие теоретического мышлении. Юноши уже мыслят логически и в состоянии заниматься теоретическими рассуждениями и са­моанализом. Они еще с большей легкостью, чем подростки, могут размышлять на нравственные, политические и другие темы, практически не доступные интеллекту детей младшего возраста.

К старшему школьному возрасту дети усваивают многие научные понятия, обучаются пользоваться ими в процессе ре­шения различных задач. Это означает сформированность у них теоретического, или словесно-логического, мышления. Одно­временно продолжается интеллектуализация всех остальных познавательных процессов.

Главная тенденция развития когнитивной сферы может
быть охарактеризомана как продолжающееся рвВИИТИ* общих
и специальных способностей детей на базе основных ведущих
видов деятельности: учения, общения и груда. у

шеском возрасте развитие абст­рактно-логического мышления предопределяет появление не только нового интеллектуаль­ного качества,но и соответ­ствующей потребности. Все чаще ребята начинают вести споры об отвлечен пых предметах, о которых они ничего не зна­ют, например об устройстве мироздания.

Продолжающееся а юно-
Абстрактно-логическое -------

— вид мыслительного про­цесса, в котором используют­сяопределенные понятия.

(понятийное) мышление

Психолого-педагогическое консультирование

На уроках старшие школьники часто пытаются вызвать учителя на разговор о не имеющих ничего общего С темой занятия фило­софских проблемах, от которых досадливо отмахиваются взрос­лые. Предложите детям обсудить эти проблемы после уроков па


 


специально Организованном диспуте, постарайтесь пронести его в неформальной обстановке, на природе или за чаепитием. Такие «праздные» споры и «философствование» раздражают учи­телей и родителей, но эти отвлеченные рассуждения, скорее все­го, гак же необходимы подросткам, как бесконечные «почему?» —

ДОШКОЛЬНИК»!.

Для многих детей абстрактная возможность кажется инте­реснее и важнее действительности, поскольку нет никаких ог­раничений, кроме логических.

Ж.-Ж. Руссо писал: «Любовь к воображаемым предме­там и легкость, с которой я заполнял ими свой внутренний мир, окончательно отвратили меня от всего окружающего и определили мою склонность к одиночеству, оставшуюся у меня с этих пор навсегда». Причем увлеченность абстракци­ями часто соседствует с мечтами. Так, Р. Роллан вспоминает: «Самым реальным в моей жизни были мечты, мечты, испол­ненные трепетного страха (они посещали меня часто, слиш­ком часто для моего возраста), мечты о нежности, мечты-упо­вания, и очень рано... явились мечты о славе, героической и литературной...»

Половые различия —-----------------------------------------------------------

В юношеском нозрасте начинают наиболее отчетливо проявлять­ся особенности мышления, обусловленные половыми различия­ми. Так, по мнению И. С. Копа, «склонность к абстрактному мыш- лешш типична главным образом для юношей. Хотя девочки в этом возрасте лучше учатся и превосходи! мальчиков по успеваемости, их познавательные интересы менее определенны и дифференци­рованы и они лучше решают конкретные, чем абстрактные, зада­чи. Художественно-гуманитарные интересы превалируют у них над естественнонаучными. Что же касается мечтательности,тоона свя­зана не столько с интеллектуальными, сколько с характерологи­ческими особенностями» (Кон И. С, 1989).

Одна из особенностей юношеского возраста заключается в том, что широта и нтеллсктуальных интересов часто сочетается в ранней юности с разбросанностью, отсутствием систематизи­рованное™ взглядов и подходов, адекватной оценки своих воз­можностей. Многие юноши склонны преувеличивать уровень ВВоих знаний, особенно умственных возможностей.



Глава 2


Особенности развития когнитивной сферы подростка



 


       
 
 
   

-— Дивергентное мышление — особый вид мышления, ко­торый предполагает, чти на один и тот же вопрос может быть множество одинаково ттрави. п.мых II равноправных ответов.Принято считать, что.поi нилмышления явля­ется одним hj компонентов творчеп ua.
— Конвергентное мышление — вид мышления, который предполагает, что существу­ ет лишь одно правильное ре­ шение проблемы. В некото­ рых сЛучаях данное понятие используется как синоним "Консервативного», или «ри­ гидного», мышления.

Вместе с тем в этом возрасте появляется немало безразлич­ных, скучающих юношей и девушек, которым учеба кажется совершенно неинтересной по сравнению с воображаемой «под­линной» жизнью. Подобное явление отчасти может быть объяс­нено рутинностью и монотонностью учебного процесса в шко­ле, не лающего простора индивидуальным способностям и ини­циативе учащихся. Кроме того, вероятно, некоторым ребятам не пол силу сложная учебная программа, они не хотят учиться, а лишь формально «отсиживают» уроки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.77.98 (0.005 с.)