Контент-анализ отдельных акций в СМИ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контент-анализ отдельных акций в СМИ



Приведенные в разделах 6.2.1 и 6.2.2 примеры контент-аналитических исследований относились к числу тех, где объектом изучения была повседневная деятельность СМИ, то, что иногда называют «линией издания». Есть и иной уровень изучения — отдельные, связанные между собой множества текстов в форме кампаний, обсуждений, дискуссий 66. По существу, здесь мы имеем дело с так называемыми «исследованиями отдельных случаев, ситуаций» (case study).

В составе «Таганрогского проекта» были проведены исследования материалов, относящихся к двум кампаниям: освещению хозяйственной реформы в 1965-1967-х годах на 14 центральных и местных каналах СМИ, а также кампании, посвященной пропаганде Постановления ЦК КПСС «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма» (1972 г.), на материалах двух центральных и двух областных газет (в совокупности — 657 номеров). Во втором из указанных случаев были получены весьма интересные, выходящие за рамки одной ситуации, выводы. Несмотря на высокую степень настроенности журналистов на выполнение указаний партийных органов (что было продемонстрировано в разделе 6.1), разные издания давали очень не схожую картину явления — в описании факторов, последствий, а в целом их линия слабо совпадала с тезисами постановления. Удивительно, что, анализируя содержание изданий до и после его выхода, исследователи обнаружили возрастающую степень несогласованности (!)67.

В 1988 г. исследователи факультета журналистики МГУ, совместно с коллегами из других городов, провели контент-анализ обсуждения законопроектов об изменении Конституции СССР и «О выборах народных депутатов СССР» в центральной, республиканской, областной, городской и районной прессе (16 газет).

Для конца 1980-х годов — времени «перестройки» — было характерно широкое включение рядовых граждан в обмен мнениями по поводу судеб страны, отдельных явлений. Обсуждение законопроектов в этих условиях должно было и могло стать полигоном, на котором журналистика смогла бы отработать формы реализации своего предназначения как канала социального участия, площадки для общественных дебатов. Тем более что тогдашний законодатель, Верховный Совет СССР, обратился к редакциям с просьбой собрать и обобщить поступившие предложения, суждения. Это, согласимся, была уникальная ситуация в гражданской практике страны.

Контент-анализ показал, что все — увы! — осталось по-прежнему: обсуждения как такового — с высказываниями, соотнесенными с другими участниками, почти не было. Как всегда, все свелось к форме так называемых прений, когда каждый берущий слово высказывается безотносительно к другим (табл. 30).

Продемонстрированный в табл. 30 отрицательный результат — свидетельство отсутствия реального процесса обсуждения даже в том случае, когда оно задано. В сколько-нибудь заметной степени присутствовали лишь апелляции к никому не ведомым авторам законопроектов. Почти все остальные суждения высказывались безотносительно к кому бы то ни было. В 1980-е годы еще не знали понятия модерации, но именно в ней дело. Журналисту не удавалось и не удается до сих пор, именно это искусство. А метод контент-анализа способен обнаруживать эти изъяны, обрисовывать их масштабы.

К числу наиболее часто изучаемых относятся предвыборные кампании. Еще в середине прошлого века в Стэнфордском университете США изучали влияние позиции газеты на подачу образа кандидатов в сенаторы, фиксируя соотношение позитивных и негативных суждений

Таблица 30. Соотнесенность суждений в публикациях 16 газет по обсуждению законопроектов

(максимальное и минимальное абсолютное число в разных изданиях; общее количество материалов — 598)68

 

Соотношение суждений     Вид суждений    
  поддержка несогласие смешанные
  минимальное максимальное минимальное максимальное минимальное максимальное
С авторами законопроектов            
С членами комиссий Верховного Совета СССР            
С членами рабочих групп            
С юристами (кроме комиссий и рабочих групп)            
С руководителями партии и правительства            
С журналистами, редакцией            
С гражданами, общественностью            
С депутатами            

о них в разных изданиях. Обнаружена сильная связь между такой позицией, в частности, заявленной в редакционных статьях, и остальным содержанием этой кампании69.

Контент-анализ кампаний позволяет выявить, например, масштабы действия так называемого должностного ресурса в состязании кандидатов и претендентов. Так, наш анализ материалов предвыборной президентской кампании 2000 г. показал, что число упоминаний и целиком посвященных В. Путину материалов как в разделах, относящихся к кампании, так и в целом в содержании 17 общероссийских газет и журналов общественно-политического профиля, «в разы» превышало сумму упоминаний всех других кандидатов.

Группа исследователей факультета журналистики МГУ провела целый ряд контент-аналитических исследований телевизионных акций — телемостов между студиями в СССР и США. В телемосте «Ленинград—Сиетл»

_______________________

Изучение содержания материалов и передач (контента) СМИ многообразно по целям, содержанию, формам и объектам. В качестве объектов могут быть контент канала в целом (его повседневное содержание) и отдельные акции. Включаемые в исследования характеристики определяются его задачами и могут быть сведены к нескольким аспектам: отражению в контенте действительности, позиций и особенностей освещения этого журналистами, особенностям конкретного канала массовой информации, информационного продукта, предлагаемого аудитории, соответствию контента установкам, принятым каналом. Использование в СМИ различных знаковых систем для передачи информации предполагает выработку специальных методик для фиксирования характеристик словесной (устной и письменной) речи, других звуковых средств, статичного и движущегося изображения.

Объектом контент-анализа в СМИ могут быть не только собственно журналистские, но и материалы письменных, а также (по телефону, через Интернет, пейджинговую и SMS-связь) обращений аудитории к редакции; реклама; произведения художественной культуры, включенные в контент СМИ.

____________________________________________



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.008 с.)