Понятие о педагогическом процессе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о педагогическом процессе



«Определение самой сущности педагогического процесса – чрезвычайно важная часть проблематики, от решения которой зависит результативность практической и теоретической деятельности в образовании»

В.А. Сластенин

 

План

 

1. Сущность педагогического процесса.

2. Обучение, воспитание, педагогический процесс – синонимические понятия.

3. Структура педагогического процесса.

Педагогический процесс – это целенаправленное и стихийное воздействие на человека, которое приводит к формированию его психики. Любой процесс, формирующий у человека знание, умение, навык, отношение, чувство, черты характера, является педагогическим процессом. Например, если у человека во время мойки посуды появляются или совершенствуются какие-то умения, черты характера и другие качества, то, значит, вместе с этим практическим действием возник и педагогический процесс.

«Педагогический процесс», «воспитание» и «обучение» – синонимы, означающие одно и то же явление. Деление педагогического процесса на воспитание и на обучение является ошибкой. Она обнаруживается даже при сравнении определений об обучении и воспитании. Отдельных, отличающихся друг от друга определений, у ученых никак не получается. Вот фрагменты из учебника «Теория обучения», авторами которого являются О.С. и Т.Б. Гребенюк: а) «Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс, приводящий к развитию личностных качеств и личности в целом»; б) «Обучение…- процесс, направленный на формирование знаний, умений, навыков социального опыта, личностных качеств» [67, с. 15, 16].

Можно еще привести таких одинаковых определений.

Почему не удается сочинять разные определения? Потому что в обоих случаях речь идет об одном и том же процессе. В нынешних условиях мы его называем «педагогическим процессом».

Синонимичность обучения и воспитания доказывается следующими обстоятельствами:

1. Процесс формирования знаний, умений, навыков, эмоций, отношений, черт характера представляет собой единый цикл. Они, являясь элементами содержания педагогического процесса, формируются без отрыва друг от друга. Знания, умения, навыки являются строительным материалом – «кирпичиками» для получения черт характера. Вот как это схематично происходит. Знания, обрабатываясь в голове, образуют взгляд. От взглядов возникают убеждения. От убеждений, знаний, взглядов рождается мировоззрение. От мировоззрения появляются отношения. Отношения проявляются в чертах характера.

Теперь скажите, где начинается и кончается обучение в этом цикле, где начинается и кончается воспитание? Нет никакой границы. Потому что «обучение», «воспитание» - синонимические понятия, т.е. означают одно и то же явление. К сожалению, ученые этого не понимают. Они считают, что есть обучение, есть воспитание, есть педагогический процесс. Однако отдельных процессов формирования: а) знаний, умений, навыков (обучение); б) черт характера (воспитание) в природе нет. Процесс формирования личности (или педагогический процесс) один.

2. Появление терминов, намекающих на целостность педагогического процесса, на недопустимость деления его на «воспитание» и «обучение». Жизнь требовала исправления ошибки деления педагогического процесса на обучение и воспитание. Она заставляла ученых находить пусть даже наивные, смешные, половинчатые способы «объединения» их. Одним из примеров этого является понятие «воспитывающее обучение». «Воспитывающее обучение» - обучение, которое дает знания, умения и навыки и в то же время формирует определенное мировоззрение, мораль, характер и волю учащихся, развивает их познавательные способности и другие качества личности», - говорится в «Педагогическом словаре», изданном в 1960 году в Москве [187, 1960].

Парадоксальность этого термина очевидна. Однако стремление сделать обучение «воспитывающим» заслуживает одобрения. Термины «воспитывающее обучение», «развивающее обучение», «учебно-воспитательный процесс», несмотря на ненаучность, все же являются фактами неосознанного признания их авторами целостности педагогического процесса, неправильности деления его на обучение и воспитание.

3. Обучение и воспитание имеют одну и ту же структуру. Одной из причин деления педагогического процесса на обучение и воспитание является поверхностные представления ученых о структуре. Вот рассуждения О.С. и Т.Б. Гребенюк. По их мнению, обучение имеет две структуры: а) статическую; б) динамическую. «Процесс обучения характеризуется составом (из чего состоит) и структурой (связями между частями), - пишут они. - Еще Г. Гегель выделил состав любой деятельности человека: цель – средство – результат. В.С. Ильин доказал, что целостный педагогический процесс должен иметь следующий состав: исходное состояние – цели преобразования – педагогические средства - результат – условия (внутренние и внешние), способствующие движению его состояний. Отсюда следует структура процесса (по В.С.Ильину).

Таблица 4

Структура процесса обучения

(по В.С.Ильину):

 

  Исходное (текущее) состояние)   Выбор целей   Отбор и применение педагогических средств Анализ учителем результатов деятельности (своей и учащихся)  
Внутренние и внешние условия

 

Такая структура свойственна каждому состоянию процесса обучения в любой момент времени, поэтому она называется статической структурой, так как носит инвариантный характер…

Динамическая структура процесса обучения представляет собой:

- чередование множества ситуаций, состояний процесса;

- динамику целей и соответствующую им постоянную смену средств педагогического воздействия;

- последовательность уроков, этапов (групп уроков)» [67, с. 25, 27].

Во-первых, структура процесса обучения не может быть динамической. Она постоянная. Если структура меняется, то процесс обучения перестает быть обучением или превращается во что-то другое.

Во-вторых, структура обучения авторами выявлена неправильно. Например, что означает «исходное (текущее) состояние»? (Состояние чего?). Исходное состояние, - исчезающее состояние. А структурный элемент, как правило, присутствует постоянно. Если выбор целей, отбор и применение педагогических средств являются структурными элементами обучения, то почему выбор форм, методов, содержания, движущей силы… не являются таковыми?! Если анализ учителем результатов деятельности (своей и учащихся) является структурным элементом обучения, то почему синтез, объяснение, показ, критика, поощрение, одобрение… учителем результатов деятельности не являются структурными элементами обучения?!

Таким образом, О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк (в том числе и академик М.И. Махмутов, коллектив кафедры педагогики Волгоградского государственного педагогического университета, написавшие положительную рецензию на этот учебник) не имеют правильного представления о структуре обучения. Они не знают, из каких элементов она состоит? Не знают их количество.

Из чего состоит воспитание? Как отвечают на этот вопрос ученые?

«Для того чтобы изучать и понимать такой сложный процесс, каковым является процесс педагогический» [101, с. 73], ученые расчленили его на отдельные составные элементы и попытались определить роль и значение каждого из них. А.Г. Калашников, например, в структуре педагогического процесса выявляет следующие три основных элемента:

а) тот или иной детский коллектив воспитываемых (или вообще коллектив воспитываемых);

б) определенную воспитывающую среду (как школьную, так и внешкольную);

в) организатора педагогического процесса (индивидуального или коллективного педагога) [101, с. 75].

«Системообразующим звеном педагогического процесса, - пишет Б.Т. Лихачев, - является целенаправленная педагогическая деятельность, ее носитель – специально подготовленный взрослый – педагог…

Основным и главным компонентом педагогического процесса, его объектом и субъектом является ребенок

Третьим компонентом педагогического процесса является его содержание…

Четвертым структурным компонентом педагогического процесса является его организационно-управленческий комплекс, организационный каркас, в рамках которого совершаются все педагогические события и факты.

Ядром организационно-управленческого комплекса являются формы и методы воспитания и обучения…

Пятым компонентом педагогического процесса является педагогическая диагностика– установление с помощью специальных методик состояния его «здоровья» и жизнеспособности, как в целом, так и отдельных его частей…

Шестой компонент – критерииэффективности педагогического процесса устанавливаются педагогикой и психологией.

Седьмым структурным компонентом педагогического процесса является организация взаимодействия с общественной и природной средой» [140, с. 87-91].

Ю.К. Бабанский выделяет «такие компоненты… педагогического процесса, как его цель, содержание, формы и методы обучения и воспитания, а также результаты» [180, с. 30].

Как видно, у ученых нет единого мнения в объяснении структуры педагогического процесса. Нет его и в трактовке содержания, форм, методов… Значит, нет единого понимания, объяснения сущности педагогического процесса.

Все это свидетельствует об актуальности данной проблемы.

По нашему мнению, педагогический процесс – это целенаправленное и стихийное воздействие на человека, которое приводит к формированию его личности. Педагогический процесс представляет собой стройную и целостную систему. Его структура отражается в следующей таблице.

 

Таблица 5

 

Структура системы педагогического процесса

 
 

 


Как видно, в педагогическом процессе мы выделяем 10 компонентов. Все они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Система педагогического процесса по своей природе интернациональна. Нет, например, башкирского, грузинского, немецкого, африканского, первобытнообщинного, рабовладельческого… педагогических процессов. Она независимо от национальных, региональных условий, времени…всегда имеет одну и ту же структуру. К сожалению, наша педагогика этого не понимает. «Систем обучения человечество знает множество…», - пишет, например, кандидат педагогических наук И.П. Волков [49, с. 6].

В заключении сделаем некоторые выводы. Важнейшим условием эффективного формирования личности является правильное понимание сущности педагогического процесса. В течение всего ХХ века эта проблема была предметом изучения для многих ученых-педагогов. Особую активность в этом деле проявили такие ученые, как Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, А.Г. Калашников, П.Ф. Каптерев, Н.К. Крупская, Б.Т. Лихачев, А.И. Мищенко, А.П. Пинкевич, В.А. Сластенин, И.Ф. Харламов, Н.Д.Хмель и другие.

К сожалению, до сих пор у ученых нет единого мнения в объяснении педагогического процесса, что свидетельствует о неразработанности данной проблемы. Например, некоторые ученые объясняют его как совокупность обучения и воспитания. Другие, наоборот, считают, что обучение и воспитание – каждое в отдельности - является педагогическим процессом. Наблюдаются разногласия и в определении структуры педагогического процесса. Некоторые в ней выделяют три, другие шесть или семь компонентов. Содержание, формы, методы также объясняются по-разному.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Что такое педагогический процесс?

2. Докажите синонимичность понятий «обучение», «воспитание», «педагогический процесс».

3. Проанализируйте ошибки в объяснении структуры педагогического процесса.

4. Какова структура педагогического процесса?

5. Найдите в педагогических ситуациях цели, методы, формы, средства, содержание и другие элементы педагогического процесса.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1071; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.232 (0.015 с.)