Институт управления и бизнеса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институт управления и бизнеса



МИНИСТРЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

КЫРГЫЗСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Имени Ж. БАЛАСАГЫНА

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И БИЗНЕСА

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Руководитель ООП

Гуманитарное направление заведующий кафедрой

_________________________ _______________________

«____»_____________20___г. «____»_____________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРММА

По дисциплине « Социология »

(указать цикл по учебному плану)

Для студентов Института управления и бизнеса КНУ им. Ж. Баласагына

Дистантного обучения

 

Направление подготовки бакалавра _________________________

(указывается шифр и название)

Профиль подготовки: МБ -1 -12 (б), МБ -2 12 (б), УПБ (б)-12, МГ (б), КОМ – 12 (б)

 

 

Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО КР 3-го поколения, соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта МОиН КР приказом № ______ от «____»____________2012 г. рег.№____ и учебного плана по данному направлению, утвержденному приказом КНУ им.Ж. Баласагына от «___»______20____г.

Рабочая программа разработана: к.с.н., и.о. доц. Кошбаковой Б.М

(указывается уч. степень, должность, Ф.И.О.)

 

Одобрено учебно-методической комиссией Института управления и бизнеса

(название структурного подразделения, реализующего направление)

 

 

Протокол №__________от_____________20____ г. ___________________

(подпись председатель УМК)

 

 

Бишкек – 2013

СИЛЛАБУС ДИСЦИПЛИНЫ

Актуальность и необходимость изучения дисциплины

«Объяснения социальной жизни нужно

искать в природе самого общества».

Э.Дюркгейм

 

Социология как изучающая важные проблемы социальной жизни занимает главное место среди учебных дисциплин, как антропология, история, политология, экономическая теория, культурология и социальная психология и т.д. которые называют обычно социальными науками.

Общая социологическая теория представляет собой ядро, концептуальную и категориально-понятийную основу социологической науки в целом, в том числе отраслевых дисциплин, а также эмпирической социологии. Без развитой самостоятельной общей теории, в которой зафиксированы основополагающие моменты социального бытия людей, функционирования и развития общества, не может быть полноценной и полноправной науки социологии. В ней концентрируется сущность именно социологического подхода к изучению общества, который имеет свою специфику, свое содержание, свою логику и не может быть отождествлен другими науками. Этот подход проявляется в совокупности специфически социологических категорий и понятии, позволяющих исследовать тот аспект или те аспекты человеческого общества, которые составляют предмет социологии как науки. Он проявляется в специфическом взгляде на социальную реальность – способе представления проблем социологической науки, доступных анализу социологическими методами. Такой подход проявляется в процедурах, методах, логике социологического анализа.

В настоящее время идет активный процесс развития общей социологии как самостоятельной научной дисциплины. Сегодня общая социология широко вошла в учебные планы университетов и других учебных заведений.

В Кыргызстане начало преподавания социологии как учебного предмета приходится концу 1980-х годов. В этой связи перед учеными и преподавателями стоит задача освоить отечественный и зарубежный, в особенности западный опыт. Эта работа целеустремленно проводится на кафедре социологии КНУ им.Ж.Баласагына.

Целью данного курса является общее представление о научных методологиях и методах социального познания особенностей функционирования и развития современного общества.

Исходя из высшее поставленной цели ставится ряд основных задач:

  • Провести краткий исторический экскурс возникновение, становление и развитие социологии как науки и как практики.
  • Изложить теоретико-методологические концепции классической социологии.
  • Акцентировать внимание основным направлениям развития мировой социологии, в том числе, взглядам и концепциям наиболее крупных социологов по различным социологическим проблемам.
  • Уделить основное внимание на социологической интерпретации отдельных обществ, процессов, происходящих в них человечества в целом.
  • Раскрыть актуальную проблематику теоретической и прикладной социологии
  • Показать различие и единство в методах исследований теоретической и прикладной социологии
  • формирование у студентов социологической культуры, позволяющей ориентироваться в современных социальных процессах; получение набора инструментов, в виде концепций, помогающих понимать и анализировать социальные процессы в организациях и обществе в целом.
  • Сформировать целостное отношение к прикладным социологическим исследованиям в и методам в социальной работе.

 

Программа по общей социологии предназначено для студентов высших учебных заведений, содержит основные разделы, изучающее общество – как самый сложный объект; его структуру, законы развития и поведения людей.

 

Компетенции обучающегося студента бакалавра, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

- понимать социальные закономерности, воздействующие на поведение людей; влияние социальных процессов на социальное развитие личности, ее социальную позицию;

- иметь научное представление о природе возникновения социальных общностей и социальных групп, видах и исходах социальных процессов, социологическом подходе к личности, факторах ее формирования в процессе социализации, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения;

- знать особенности функционирования общества, уметь анализировать социальную структуру на уровне организации и общества, знать тенденции формирования социальных структур; основныеположения о методах и технологиях теоретической и прикладной социологии, историю ее становления и развития в Кыргызстане, СНГ, за рубежом, специфику формирования социологически обоснованных представлений о социальных проблемах на основе применения социологических методов.

- знать и уметь составить проект социологического исследования, выявить социальные проблемы внутри организаций; приобрести навыки анализа конкретных социальных ситуаций на производстве, организовывать и проводить полевой этап социологических исследований, работать в качестве интервьюера социологического прикладного исследования.

- владеть: практическими навыками по составлению программы исследования, анкеты, справки-отчета первичного уровня.

универсальные: перечисляются компетенции: ОК, ИК, СЛК, указанные в ГОС ВПО направления

- общенаучные (ОК;

· имеет научное представление о природе возникновения социальных общностей и социальных групп, видах и исходах социальных процессов, социологическом подходе к личности, факторах ее формирования в процессе социализации, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения;

- инструментальные (ИК);

· составляет проект, анкету и отчет социологического исследования

- социально-личностные и общекультурные (СЛК);

· владеет культурой мышления, способен к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

· способен анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе и прогнозировать возможное их развитие в будущем;

· готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе.

 

б) профессиональные (ПК): берутся из ГОС ВПО направления

 

Для достижения целей, поставленных при изучении дисциплины, используется набор методических средств:

- лекции;

- индивидуальные и групповые консультации по отдельным вопросам курса;

- выполнение индивидуальных и групповых творческих заданий, что дает студентам практические знания;

- выполнение контрольных работ.

 

Проверка качества усвоения знаний в течение семестра осуществляется при помощи контрольных вопросов на семинарских и практических занятиях, по итогам промежуточной аттестации, а также по результатам самостоятельной работы и в форме реферата. Итоговая аттестация по курсу завершается экзаменом или зачетом.

Пререквизиты и постреквизиты дисциплины

Данный курс основывается на предварительном изучении таких дисциплин как "Социологическая теория", «История социологии», "Методология социологии", "Прикладная социология", "Экономическая социология", "Математические методы в социологии" и "Социальная статистика". Знания, полученные в данном курсе, предназначены для дальнейшей конкретизации в дисциплинах: "Методы обработки и анализа социологической информации", "Социальное проектирование", "Социологический практикум".

В ходе изучения дисциплины студенты знакомятся не только с теоретическими положениями, изложенными в лекциях, но и получают возможность анализа конкретных ситуаций в рамках семинарских и практических занятий, а также в процессе самостоятельной по заданию преподавателя с использованием основной и дополнительной литературы по данному курсу.

 

Место дисциплины в структуре ВПО

Дисциплина относится к базовой части социально-гуманитарного цикла основной образовательной программы подготовки бакалавров.

Знания, полученные по освоению дисциплины, необходимы при изучении других дисциплин социально-гуманитарного цикла: психологии, культурологии, политологии, правоведения.

Курс - 1

Семестр - 1,2

Число кредитов -

Всего часов по учебному плану –

Всего часов по учебному плану Количество академических часов
  Очная Дистанционная
  Лек. Пр. (сем) Лаб. СРС Лек. Пр. (сем) Лаб. СРС
                 
Курсовая работа (проект)                

Трудоемкость дисциплины в семестре

Наименование раздела Содержание Всего часов   Пр., сем. (№…)
лек СРС инд.    
        16 ч. 44 ч.    
  Предмет и задачи социологии Объект социологии, ее специфические особенности. Предмет социологии. Социология как наука. Взаимосвязь социологии с другими социально-гуманитарными и естественными науками. Макро и микро социология.   2ч. 2ч.   №1
  Структура и функции социологии Структурные компоненты социологии. Прикладная и теоретическая социология. Объективно отраслевой, проблемно- предметный и методологические пласты академической социологии. Функции социологии.     2ч.   №2
  Становления и основные этапы развития социологии Истоки развития социологической мысли. О.Конт как родоначальник социологии. Изучения о трех стадиях развития общество. Социальная солидарность согласия. Социальная статика и динамика. Становление и развитие социологии в Кыргызстане.   2ч. 2ч.   №3
  Основные направления современной западной социологии Символический интеракционизм Дж. Мида. Функционалистическая социология. Структурно-функциональный анализ. Современная теория социального конфликта. Основные стадии и механизмы конфликта. Условия разрешение конфликта.   2ч. 2ч.   №4
  Социальная стратификация и ее особенности Теория социальной стратификации и ее элементы. Системы социальной стратификации. Концепция социальной мобильности и ее формы.       2ч.   №5
  Социальные институты Определения понятия «Социальный институт». Процесс институционализации и развитие институтов. Институциональные признаки. Виды и функции социальных институтов. Семья как важнейший социальный институт.     2ч.   №6
  Социальные организации Определение организации и ее внутренняя структура. Основные черты социальной организации. Формальные и неформальные организации. Типология организации. Управление организациями.     2ч.   №7
  Классическая социология Учения о методе Э.Дюркгейма. «Понимающая социология» М.Вебера. Социология как социальная психология Г.Тарда. Социология К.Маркса.   2ч. 2ч.   №8
  Становления американской социологии Социологические учения Л. Уорда. У. Самнер и социология культуры. А.Смолл – социология интересов.   2ч. 2ч.   №9
  Развитие расово-антропологической школы Главные принципы расизма. Основатель школы: Артюр де Гобино.Другие представители расово-антропологической школы Хаустон Чемберлен, Мэдисона Гранта, Жорж Ваше де Ляпуж, Отто Аммон, Людвига Волътмана, Фрэнсис Галътон и Чезаре Ломброзо.     2ч.   №10
  Социал-дарвинистская школа Теория биологической эволюции, в трудах Г. Спенсера, Л. Гумпловича, Уолтера Беджгота, Густава Ратценхофера, П. А. Кропоткина.     2ч.   №11
  Развития социологии труда и управления в США Развитие социологии труда во второй половине XX века. Тейлор Ф.У.- научная организация труда (НОТ). Э. Мэйо – доктрина человеческих отношений в управлении. Теория стилей управления Д. Мак Грегора. Иерархия теорий потребностей А. Маслоу.     2ч.   №12
  Представители зарубежной социологии XIX и первой половине XX века Теория социальной эволюции Герберта Спенсера. Социология Ф. Тенниса. Социология Вильфредо Парето. Социология знания К. Мангейма. Психоаналитическая теория З. Фрейда. Социология Т. Парсонса. Социология Дж. Морено. Социологическое учение Э. Гидденса. Социологическая концепция Питирима Сорокина.     4ч.   №13
  Социальные нормы, и девиантное поведение. Социальные ценности и нормы. Социальная дезорганизация, девиантное поведение и преступность. Социальный контроль, его функции и структура. Механизм социального контроля. Социальные санкции: общественная самооценка и оценка социальной ситуации. Определения понятия девиантного поведения. Общие причины девиантного поведения.   2ч. 2ч.   №14
  Культура как социальный феномен   Многообразие значений культуры. Понятие и социальные функции культуры. Роль культуры в процессе социализации личности. Культ и культура. Структура культуры. Соотношение материальной и духовной культуры. Традиции и ценности, нормы, язык, знания и навыки в культуре. Субкультура и контркультура. Культура элитарная, народная и массовая. Язык и культурно-речевой статус личности. Основные исследовательские концепции социокультурных отношений     2ч.   №15
  Социализация личности Значение социализации. Природа и воспитание. Процесс социализации и ее факторы. Стадии и агенты социализации. Социальная структура личности. Теории социализации Дж. Мида, Ч.Кули, Л.Колберга, Ж.Пиаже, З.Фрейда, Э.Гоффмана. Жизненный цикл в разных культурах. Ресоциализация. Социальные роли и статус. Множественность статусов.     2ч.   №16
  Социальные группы Возникновение социальных групп. Квазигруппы: аудитории, толпа, социальные круги. Виды социальных групп. Группы, разделяемые по принадлежности к ним индивидов. Ингруппа и аутгруппа. Референтные группы. Группы, разделяемые по характеру взаимоотношений между их членами. Первичные и вторичные группы. Малая группа. Групповая динамика.     2ч.   №17
  Проект (программа) социологического исследования Формулировка проблемы. Определение объекта и предмета исследования. Определение цели и постановка задач исследования. Уточнение и интерпретация основных понятий (операционализация). Разработка рабочих гипотез и ее основные виды. Программные требования к выборке и виды выборки.   2ч. 2ч.   №18
  Виды социологического исследования Пилотажное исследование. Описательное исследование. Аналитическое исследование. Точечное исследование. Повторное исследование. Виды повторного исследования.     4ч.   №19
  Методология и методы социологических исследований. Социологическое наблюдение и ее основные виды. Метод опроса и ее разновидности. Метод анализа документов и их способы фиксации. Социальный эксперимент, сущность и его место в социологических исследованиях. Виды социального эксперимента: проективные, ретроспективные, параллельные, последовательные, полевой, лабораторный эксперимент.   2ч. 2ч.   №20
Всего 60ч. 16ч. 44ч.    
                   

Темы и планы лекционных занятий по дисциплине «Социология»

 

План организации СРС

Название темы Виды работ Кол. час. Методическое обеспечение Форма отчетности Сроки сдачи
1. Предмет и задачи социологии Чтение проработка конспекта лекции.   См. список литературы I – 1,5,6 II – 1,2,3,5 III – 17,18,23,24,26 Проверка конспекта студента По расписанию
2. Структура и функции социологии Написание доклада   I –5,6,7 II –8,9,11 III – 23,24,17 Проверка докладов. Выступление на семинаре По расписанию
3. Становления и основные этапы развития социологии Написание реферат   I – 1,5,6 II – 1,2,3,5 III – 22,21,33 Проверка докладов. Выступление на семинаре По расписанию
4. Основные направления современной западной социологии Написание доклада   I – 1,2,3 II – 1,4,6 III – 17,22,23 Проверка докладов. Выступление на семинаре По расписанию
5. Социальная стратификация и ее особенности Написание доклада   I – 8,9,10 II – 1,2,3,5 III- 14,15,17 Проверка докладов. Выступление на семинаре По расписанию
6. Социальные институты Написание доклада   I – 11,12,15 II – 1,3,5,6 III- 17,22,24 Проверка докладов. Выступление на семинаре По расписанию
7. Социальные организации Написание доклада   I – 1,5,6 II – 1,2,3,5 III – 29,30,31 Проверка докладов. Выступление на семинаре По расписанию
8. Классическая социология Написание доклада   I – 26,27,28 II – 9,10,11 III – 14,15,22 Проверка докладов. Выступление на семинаре По расписанию
9. Становления американской социологии Написание доклада   I – 1,2,3 II – 1,4,6 III – 17,22,23 Проверка докладов. Выступление на семинаре По расписанию
10. Развитие расово-антропологической школы Написание доклада   I – 1,5,6 II – 1,2,3,5 III – 29,30,31 Проверка докладов. Выступление на семинаре По расписанию
11. Социал-дарвинистская школа Написание доклада   I – 1,5,6 II – 1,2,3,5 III – 29,30,31 Проверка докладов. Выступление на семинаре По расписанию
12. Развития социологии труда и управления в США Написание доклада   I – 1,2,3 II – 1,4,6 III – 17,22,23 Проверка докладов. Выступление на семинаре По расписанию
13. Представители зарубежной социологии XIX и первой половине XX века Написание доклада   I – 1,2,3 II – 1,4,6 III – 17,22,23 Проверка докладов. Выступление на семинаре По расписанию
14. Социальные нормы, и девиантное поведение. Написание доклада   I – 1,2,3 II – 1,4,6 III – 17,22,23 Проверка докладов. Выступление на семинаре По расписанию
15. Культура как социальный феномен   Написание доклада   I – 1,5,6 II – 1,2,3,5 III – 29,30,31 Проверка докладов. Выступление на семинаре По расписанию
16. Социализация личности Написание доклада   I – 1,5,6 II – 1,2,3,5 III – 29,30,31 Проверка докладов. Выступление на семинаре По расписанию
17. Социальные группы Написание доклада   I – 1,5,6 II – 1,2,3,5 III – 29,30,31 Проверка докладов. Выступление на семинаре По расписанию
18. Проект (программа) социологического исследования Составление программы соц.иссл.   I – 33,34,35 II – 36,37,38 III -40,41,42 Проверка докладов. Выступление на семинаре По расписанию
19. Виды социологического исследования Написание доклада   I – 33,34,35 II – 36,37,38 III -40,41,42 Проверка докладов. Выступление на семинаре По расписанию
20. Методология и методы социологических исследований. Написание доклада   I – 33,34,35 II – 36,37,38 III -40,41,42 Проверка докладов. Выступление на семинаре По расписанию

* Методические указания по подготовке СРС

Уважаемые студенты, вам следуетвыбрать по своему желанию и в соответствии с вашим познавательным интересом один из тематических проблемных вопросов, предложенных в пункте «Вопросы для подготовки СРС» и подготовить его в формате авторской творческой работы.

Авторская творческая работа (АТР) состоит из трех частей.

Первая часть "Базовое содержание темы" – это подробное изложение выбранной вами темы на основе подобранного вместе с тьютором источника (учебник, журнал, монография, нормативный акт, справочник, этический кодекс).

Текст набирается на компьютере, через 1 интервал шрифтом "Times new Romans", кегль 14. Поля: левое - 3см, верхнее и нижнее – по 2 см, правое – 1 см.

Объем задания по первой части на 1 СРС (по часовому объему кратно 3 часам работы студента) включает примерно 3 "разворота" источника – то есть 6 страниц из базового текста источника (учебника, монографии, научной статьи из журнала), набранного согласно указанным выше требованиям. Учебные цели по первой части работы направлены на формирование у вас элементарных навыков скоропечатания на компьютере, на развитие навыков аналитического чтения и аналитического мышления. Не прибегайте к сканеру. Этим вы не разовьете в себе тех качеств, которые обязательны на современном рынке труда. Сканер не актуален на данном этапе вашего обучения.

Уважаемые студенты, обратите внимание на то, что при написании первой части СРС подстрочные сноски обязательны. Научитесь оформлять сноску через услугу компьютера. Только в таком виде (со сносками!) будет приниматься ваша работа.

Затем студент приступает к собственно авторской самостоятельной работе – это вторая часть работы.

Вторая часть – креативная творческая часть: формирование тематических и прямых вопросов.

Вы самостоятельно формулируете к уже набранному тексту пять вопросов тематических. Тематический вопрос не предполагает вопросительного знака в конце предложения. Это вопрос-тема, вопрос-проблема. Его аналог вы видели неоднократно в школьных учебниках как подпараграфы, в экзаменационных билетах как вопрос, требующий подробного, комплексного ответа. Сформулировав тематический (проблемный) вопрос вы даете на основе этого же набранного текста подробный ответ. Затем – вы формулируете прямые вопросы. Это вопрос с наличием вопросительного знака или предлагающий назвать имя, дату, дать определения понятия.

Третья часть – креативная творческая часть: тестовые вопросы.

Вы самостоятельно задаете к изученному и набранному тексту вопросы, и на каждый даете пять вариантов ответа, один из которых правильный. За основу Вы также берете материал данной темы в целом.

Тема, выбранная для авторской творческой работы, оформляется в виде письменной работы по стандартному образцу. Сначала – титульный лист. Затем – содержание работы. Далее – все составные части работы: Базовая часть (набранный материал с обязательными сносками на каждой странице), вторая кретивная творческая часть: тематические и прямые вопросы обязательно с ответами, третья креативная творческая часть: тестовые вопросы обязательно с ответами.

Одна из тем СРС готовится для презентации перед группой. Формы презентации: кейс-презентации, персональные тематические модули, Авторские креативные задания, Реферирование по научной литературе, индивидуальные и групповые проекты, Составление наглядных схем (идеодграмма), Мини-конференции, дебаты, модератор-коллоквиум.

Для подготовки к успешной презентации Вам необходимо обеспечить наглядность и доступность предлагаемой для аудитории информации, заинтересовать аудиторию при своем выступлении: текст не читается, а передается в формате свободного рассказа. Обязательна "обратная связь" после выступления. Это мониторинг усвоения материала, который вы предложили своим коллегам по обучению. Именно в этой частми вы проверите качество своих тестовых вопросов, прямых вопросов. Эти вопросы будут дополнять тот содержательный материал, который вы изложите перед группой через проблемные (тематические вопросы). Для обеспечения наглядности вам понадобятся Флиппчарты. Это современный, широко используемый в корпоративном обучении на бизнес-пространстве РК прием установления диалога с группой. Для всех специалистов в сфере коммуникативного поля обязательны навыки грамотного убедительного публичного выступления с применением современных приемов организационного и технического сопровождения. Именно эти навыки и отрабатываются в процессе СРСП презентационного формата. Презентация предполагает на только эффектность и убедительность вашего говорения, вашей вербальной культуры, но и вашу внешнюю, невербальную убедительность. Поэтому презентация предполагает соблюдение этических стандартов внутриофисного общения наряду со стандартами внутриофисной одежды и стиля. Оценка этих параметров будет производиться всей группой и тьютором курса. Презентация – это ответственное, интересное и полезное для вас мероприятие. Вы сможете увидеть и прочувствовать свои возможности в работе с людьми, понять, в чем вы более успешны, а с чем есть еще время поработать. На презентацию Вы можете пригласить свою "группу поддержки" – друзей, младших братьев, сестер, и, конечно, родителей. Им будет приятно и интересно посмотреть на Вас, на ваших сокурсников, познакомиться с тьютором и иметь собственное впечатление об учебном процессе, который вы успешно осваиваете. Самостоятельная работа студента – это самый важный этап в вашем личностном росте и приобретении вами настоящей профессиональной компетенции. Подробное консультирование по особенностям организации и проведения СРС вы получаете в процессе индивидуальных консультаций тьютора курса в формате занятий "СРСП" – самостоятельная работа с преподавателем.

 

Методические указания по подготовке рефератов

Под реферированием понимается анализ опубликованной литературы по проблеме, то есть систематизированное изложение чужих обнародованных мыслей с указанием на первоисточник и в обязательном порядке с собственной оценкой изложенного материала. Студент обязан показать самостоятельную творческую работу.

Источником для написания реферата может быть любое опубликованное произведение, включая работы в Интернете (с указанием точного адреса веб-страницы), а также интервью, которое автор реферата взял у того или иного специалиста (с обязательным указанием даты и места интервью).

Все цитаты и любые не общеизвестные сведения (мнения специалистов, цифры, факты, и пр.), почерпнутые из этих источников, должны иметь свои ссылки или сноски. Переписанные без ссылок и сносок монографии, учебники, рефераты, статьи из журналов расцениваются как неудовлетворительная работа. Минимальное количество источников – пять, причем статьи и заметки из газет и ненаучных журналов, конспекты лекций и семинарских занятий источниками не признаются.

Рекомендуемый объем реферата – от 15 до 25 машинописных страниц, не считая титульного листа и страницы с указанием использованной литературы.

Реферат должен быть сдан не позже оговоренной с преподавателем даты.

Модуль

  1. Объект и предмет социологии, ее специфические особенности.
  2. Социология как наука.
  3. Структурные компоненты социологии.
  4. Функции социологии.

5. Макро и микро социология.

  1. Истоки развития социологической мысли.
  2. Становление и развитие социологии в Кыргызстане.
  3. О.Конт как родоначальник социологии.
  4. Символический интеракционизм.
  5. Функционалистическая социология.
  6. Структурно-функциональный анализ.
  7. Современная теория конфликта.
  8. Социал-дарвинистская школа.
  9. Расово-антропологическая школа
  10. Теория социальной стратификации.
  11. Социальная структура общества и ее элементы.
  12. Социальная мобильность.
  13. Определение социальных институтов. Институционализация.
  14. Социальная организация.
  15. Социология К.Маркса.
  16. Учения о методе Э.Дюркгейма.
  17. «Понимающая социология» М.Вебера.
  18. Социология как социальная психология Г.Тарда.
  19. Социологические учения Л.Уорда.
  20. У.Самнер и социология культуры.
  21. А.Смолл – социология интересов.
  22. Ф.Теннис как основоположник немецкой социологии.
  23. Социология В.Парето.
  24. Ковалевский М.М. «Западник» русской социологии.
  25. Социологические концепции П.Сорокина.

Модуль

  1. Тейлор Ф.У.- научная организация труда (НОТ).
  2. Э.Мэйо – доктрина человеческих отношений в управлении
  3. Теория стилей управления Д.Мак Грегора.
  4. Иерархия теорий потребностей А.Маслоу.
  5. Теория социальной эволюции Герберта Спенсера.
  6. Социология Вильфредо Парето.
  7. Социология знания К. Мангейма.
  8. Психоаналитическая теория З. Фрейда.
  9. Социология Т. Парсонса.
  10. Социологическое учение Э. Гидденса.
  11. Девиантное поведение и преступность.

42. Культура как социальный феномен

  1. Социализация личности.
  2. Теории социализации Дж. Мида, Ч.Кули, Л.Колберга, Ж.Пиаже, З.Фрейда, Э.Гоффмана.
  3. Социальные группы.
  4. Виды социальных групп.
  5. Пилотажное и точечное исследование.
  6. Повторное исследование.
  7. Проект (программа) социологического исследования
  8. Формулировка проблемы. Определение объекта и предмета исследования.
  9. Уточнение и интерпретация основных понятий.
  10. Разработка рабочих гипотез, программные требования к выборке.
  11. Метод опроса и ее разновидности.
  12. Социологическое наблюдение и ее основные виды.
  13. Социальный эксперимент и ее виды.
  14. Контент – анализ, Изучение бюджетов времени.
  15. Социометрический опрос.
  16. Анкетирование и интервьюирование.

ГЛОССАРИЙ

Абстракция (абстрактное) — форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, частных его свойств и связей; общее понятие — результат процесса абстрагирования; синоним мысленного, понятийного.

Акторы — субъекты социального действия.

Анализ документов — сбор социальных данных при изучении автобиографии, произведений, картин, печатных СМИ и т. п. Необходимо отметить, что под документом в социологии понимается любой фиксированный носитель информации. Разновидностью данного метода является контент-анализ, подразумевающий перевод информации в количественные показатели и дальнейшая её статистическая обработка.

Анкетирование — сбор количественных данных на основе представленной анкеты, которая строится по методу «воронки»: вводная часть (введение в проблему), основная часть (вопросы по проблеме), заключительная часть (социальная).

Аномия — беззаконие, отсутствие норм.

Бихевиоризм — направление в методологии социальных наук первой половины ХХ в., представители которого считали, что предметом исследования должно выступать не сознание, а поведение, понимаемое как совокупность двигательных и сводимых к ним словесных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды.

Вариация — разброс значений.

Вероятностное знание — предположительное знание, требующее эмпирического подтверждения, обращения к фактам.

Вероятность — числовая характеристика степени возможности появления какого-либо случайного события при тех или иных определенных, могущих повторяться неограниченное число раз условиях.

Воспроизводимость гипотезы — требование независимости гипотезы от того, кто ее проверяет.

Выборочная совокупность — уменьшенная модель генеральной совокупности; те, кому социолог раздает анкеты, кто называется респондентами, кто, наконец, представляет собой объект социологического исследования.

Выборочное обследование — способ систематического сбора данных о поведении и установках людей посредством опроса специально подобранной группы респондентов, дающих информацию о себе и своем мнении.

Генеральная совокупность — все население или та его часть, которую социолог намерен изучить.

Географический детерминизм — признание того, что месторасположение страны, ее природно-климатические условия, близость или отдаленность от морей и океанов и другие параметры определяют основные черты характера, образ жизни народа, его поведение и т.д.

Гносеология — теория познания.

Гуманицизм — признание неустранимости человеческого воздействия на процесс познания, подчеркивание главенствующей роли ценностей и духовного начала, экзистенциальности бытия человека и т.д.

Данные — первичная информация, полученная в результате социологического исследования, ответы респондентов, оценки экспертов, результаты наблюдения и т.п.

Девиантное поведение — поведение, отклоняющееся от общепринятых норм действия человека, нарушение их.

Дедуктивный вывод — процесс установления логической связи между двумя и более переменными при помощи пропозициональной функции.

Динамика общества — любые изменения, превращения, переходы, процессы и т.п., которые затрагивают большие социальные группы и отражаются на социальной структуре либо социальной системе общества.

Достижительная мотивация — ориентация человека на социальное продвижение, благополучие, карьеру, повышение творческой отдачи.

Единица наблюдения — элемент генеральной совокупности, с которого непосредственно ведется сбор информации.

Единица отбора — элемент, предназначенный для отбора в выборочную совокупность.

Зависимые переменные — переменные, на изменение которых влияют другие переменные.

Закон больших чисел — закон, гласящий, что совокупное действие бол



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 511; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.064 с.)