Методы обучения и воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы обучения и воспитания



Термин «метод» происходит от греческого слова methodos, что означает путь, способ продвижения к истине. В педагогической литературе нет единого мнения отно­сительно роли и определения понятия «метод обучения». Так, Ю. К. Бабанский считает, что «методом обучения на­зывают способ упорядоченной взаимосвязанной деятельно­сти преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования».

Т. А. Ильина понимает под методом обучения «способ организации познавательной деятельности учащихся».

В истории дидактики сложились различные классифи­кации методов обучения.

Остановимся, на классификации методов по харак­теру (степени самостоятельности и творчества) деятель­ности обучаемых. Эту весьма продуктивную классифи­кацию еще в 1965 году предложили И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин. Они справедливо отметили, что многие прежние подходы к методам обучения основывались на различии их внешних структур или источников. По­скольку же успех обучения в решающей степени зави­сит от направленности и внутренней активности обуча­емых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить важным критерием выбора метода. И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин предложили выделить пять методов обучения, причем в каждом из последую­щих степень активности и самостоятельности в деятель­ности обучаемых нарастает.


 

1. Объяснительно-иллюстративный метод. Учащиеся получают знания на лекции, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в «готовом» виде. Вос­принимая и осмысливая факты, оценки, выводы, студенты остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. В вузе данный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации.

2. Репродуктивный метод. К нему относят применение изученного на основе образца или правила. Деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т. е. выпол­няется по инструкциям, предписаниям, правилам в анало­гичных, сходных с показанным образцом ситуациях.

3. Метод проблемного изложения. Используя самые
различные источники и средства, педагог, прежде чем из­
лагать материал, ставит проблему, формулирует познава­
тельную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств,
сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает
способ решения поставленной задачи. Студенты как бы
становятся свидетелями и соучастниками научного поис­
ка. И в прошлом, и в настоящем такой подход широко

используется.

4. Частично-поисковый, или эвристический, метод.

Заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулиро­ванных) познавательных задач либо под руководством пе­дагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педаго­гом или самими учащимися на основе работы над про­граммами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями. Такой метод, одна из разновидностей которо­го — эвристическая беседа, — проверенный способ акти­визации мышления, возбуждения интереса к познанию на семинарах и коллоквиумах.

5. Исследовательский метод. После анализа матери­ала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изу­чают литературу, источники, ведут наблюдения и измере­ния и выполняют другие действия поискового характера.


Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявля­ются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.

Таблица 6 Классификация методов по характеру деятельности обучаемых

 

 

Метод Вид деятель­ности Уровни умственной деятельно­сти ученика Уровни знаний Сущность Усовер­шенство­вание
1. Объясни­тельно-иллю­стративный С помо­щью учите­ля (репро­дуктивный) I-узнава­ние II-зна­ния-зна­комства Традици-оннное обучение - процесс передачи Програм­мирован­ное обуче­ние
2. Репродук­тивный Сам уче­ник (репро­дуктивный) II- воспро­изведение II-зна­ния-ко­пии готовых известных знаний  
3. Проблем­ное изложе­ние С помо­щью учите­ля (продук­тивный) III -приме­нение III-зна­ние-уме­ние Проблем­ное обуче­ние - про­цесс активного Деловые игры
4. Частично-поисковый Продуктив-ный»под руководст­вом учите­ля III- приме­нение III -зна­ние-уме­ние

 

    IV- творче­ство IV- зна- ние- транс- форма- ция поиска и открытия учащими­ся новых знаний  
5. Исследова­тельский Продуктив­ный без помощи учителя IV-творче­ство IV- зна- ние- транс- форма- ция    

В процессе обучения метод выступает как упорядо­ченный способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенных учебно-воспи-


тательных целей, как способ организации учебно-позна­вательной деятельности учащихся.

Распространенная классификация методов построена на основе выделения источников передачи содержания. Это словесные, практические и наглядные методы.

 

СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ Рассказ, беседа, инструктаж и др.
ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ Упражнение, тренировка, самоуправление и др.
НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ Иллюстрирование, показ, предъявление материала

Другая классификация методов воспитания построена на основе учета структуры личности: методы формирова­ния сознания, поведения и чувств.

 

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАНИЯ Рассказ, беседа, инструктаж, показ, иллюстрирование и др.
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ Упражнение, тренировка, самоуправление
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧУВСТВ (стимулирования) Одобрение, похвала, порицание, контроль и др.

Ю. К. Бабанский все многообразие методов обучения подразделил на три большие группы:

а) методы организации и осуществления учебно-позна­
вательной деятельности;

б) методы стимулирования и мотивации учебно-позна­
вательной деятельности;

в) методы контроля и самоконтроля за эффективнос­
тью учебно-познавательной деятельности.

Классификация М. А. Данилова, Б. П. Есипова исходит из того, что если методы обучения выступают как способы организации упорядоченной учебной деятельности уча­щихся по достижению дидактических целей и решению познавательных задач, то их целесообразно разделить на следующие группы:

а) методы приобретения новых знаний;

б) методы формирования умений и навыков по приме­
нению знаний на практике;


 




в) методы проверки и оценки знаний, умений и навы­ков.

В. Ф. Харламов методы обучения подразделяет на пять групп:

а) методы устного изложений знаний педагогом и ак­
тивизации познавательной деятельности учащихся — рас­
сказ, объяснение, лекция, беседа, метод иллюстрации и по­
каза при устном изложении материала;

б) методы закрепления изучаемого материала: беседа,
работа с учебником;

в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыс­
лению и усвоению нового материала: работа с учебником,
лабораторные работы;

г) методы учебной работы по применению знаний на
практике и выработке умений и навыков: упражнения, ла­
бораторные занятия;

д) методы проверки и оценки знаний, умений и навы­
ков учащихся: наблюдение за работой учащихся, устный
опрос, контрольные работы, программированный контроль,
проверка домашних заданий и пр.

Выделяют также монологические (информационно-со­общающие) методы обучения — например, рассказ, лекция, объяснение и диалогические методы изложения учебного материала (беседЪ, проблемное изложение, диспут).



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 578; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.190.144 (0.006 с.)