Социальные аспекты развития рынка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные аспекты развития рынка



Современные рынки являются динамичными образованиями, в процессе развития испытывающими воздействие множества эконо­мических, политических и культурных факторов. Появляются но­вые продукты и услуги, видоизменяются деловые стратегии, на ры­нок выходят новые участники, происходит изменение правил игры. Постоянно возникает новая и весьма острая конкурентная ситуа­ция. В современных условиях она сопровождается подлинной рево­люцией в технологиях продаж. Рыночные институты погружены в более широкие социальные контексты, формируясь в определенной культуре, политике, экономике.

Для выделения социальных проблем рынка необходимо уточ­нить элементы и сопутствующие их проблемы, о бразующие любой рынок, и то, что отличает одни рынки от других, — это

• участники рынка (продавцы и покупатели);

• обмениваемые товары; «конкуренция;

• рекламные технологии;

• структурные элементы, выражающие устойчивые формы ор­ганизации и связи между участниками рынка;

• институциональные элементы (формальные и неформаль­ные), ограничивающие и стимулирующие поведение участни­ков рынка;

• формы контроля, регулирующие деловые стратегии участни­ков рынка;

• различные формы связи (информационная, маркетинговая, сетевая.

С утверждением рыночных отношений, происходит резкая смена ценностей и норм, принятых в обществе и у его отдельных групп. Изменились устойчивые представления о том, какие блага (богатст­во, связи, власть, статус, разные виды занятости, разные источники и способы приобретения дохода и т. п.) наиболее важны или совсем не важны для домохозяйства, а также представления людей о том, какое экономическое поведение для них предпочтительнее.

Рыночные ценности часто противоречат особенностям историче­ски сложившегося российского менталитета и типа экономического мышления, что вызывает деформации, деструктивное экономиче­ское поведение людей, делает часто непредсказуемым процесс вы­бора, психологические установки и ожидания, препятствует эконо­мической стабилизации.

Понятие «конкуренция» представляется простым, чуть ли не самоочевидным, од­нако, внешняя простота его обманчива. В социологии рынка сложились следующие понятия конкуренции:

• мирные попытки установления контроля над возможностями и преимуществами, которые также желаемы другими;

• действия двух и более агентов рынка, нацеленные на получе­ние одного и того же ограниченного ресурса, доступного при определенных усилиях с их стороны.

Существование конкуренции в долгосрочной перспективе пред­полагает, помимо формальных законодательных норм, встроенные институциональные ограничения краткосрочных экономических интересов, которые вырабатываются самими участниками рынка и включают наличие санкций за нарушение правил «честной конку­ренции».

Основная конкуренция разворачивается не между производите­лями одного продукта, а между разными продуктами, т. е. между разными рынками.

Выработка идентификации в значительной степени является социокулътурным процессом. Конкуренция это — среда, в которой взаимодействуют экономические и символические элементы.

Условия конкуренции не могут быть универсальными, прежде всего потому, что знаково-символические свойства продукта фор­мируются с помощью системы культурных кодов, выработанных данным конкретным сообществом, иногда в процессе всей его ис­тории.

Таким образом, правила поведения на рынке и, следовательно, характер конкурентной ситуации зависят не только от экономиче­ских, но также от политических и культурных условий, в которых осуществляются рыночные взаимодействия.

Участники рынка стараются вести себя прагматично. Однако, далеко не всегда их действия ведут к наи­лучшему конечному результату. Основная масса менее крупных участников рынка стара­ется подражать действиям ведущих игроков.

К тому же институционализация рынка не обязательно ведет к распространению наиболее эффективных способов действия и вы­живанию лучших. Возникает реальная возможность установления равновесного состояния при условиях, весьма далеких от опти­мальных, при котором никто из участников рынка в краткосрочном периоде не заинтересован в серьезных изменениях. Выход из такого состояния равновесия, побуждается ли он внешним принуждением или внутренними причинами, — становится основой для установ­ления новой конкурентной ситуации.

Часто конкурентная борьба на рынке демонстрирует вырази­тельный пример «теневой экономики», или «неформальной эконо­мики» (термин, принятый Международной организацией труда). «Неформальному сектору» присущи так называемое «оппортуни­стическое поведение» (элементы мошенничества, нечестной торгов­ли, неформализованный обмен). Существующие формальные пра­вила (законы, инструкции, постановления, нормативы) непосредст­венно не регулируют в условиях потребительского рынка хозяйст­венную практику, но объективно создают возможности для получе­ния «теневых доходов».

Социологические исследования часто дают более адекватные, чем экономические, представления и о конкурентной борьбе и о теневой экономике, так как в социологическом отношении рынок довольно хорошо структурирован, т. е. в его пространстве сущест­вует ограниченное число социальных статусов (элементов структу­ры), между которыми складываются определенные взаимодействия (связи между элементами) или «обменные сети». Можно, пожалуй, говорить даже о рыночной системе, имея в виду под системой упо­рядоченность отношений между статусами, специальными административными формальными и неформальными правилами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 738; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.80.45 (0.007 с.)