Семья и брак в Украине. Современные тенденции в развитии семьи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семья и брак в Украине. Современные тенденции в развитии семьи.



Семья является объектом исследования многих наук - истории, экономики, юриспруденции, психологии, педагогики, демографии, этнографии, социологии и т.д. Каждая из них изучает специфические стороны функционирования и развития семьи под собственным углом зрения и в соответствии со своего предмета и метода. Социология семьи ставит перед собой задачу интеграции достижений различных научных отраслей и носит междисциплинарный характер. Специфика семьи в социологии заключается в том, что семья одновременно выступает в двух ипостасях: она является малой контактной социальной группой, определенной формой взаимодействия людей, с одной стороны, и особым социальным институтом, которой регулирует воспроизводства человека с помощью определенной системы ролей, норм и организационных форм, - с другой.

Важными объектами изучения социологии семьи является брак и семья.

Брак - это социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, которая исторически меняется.

Брак - это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля за ней, одно из орудий, путей, средств самосохранения и развития общества.

В зависимости от формы брака выделяют: моногамию и полигамии, которая, в свою очередь, существует в форме полигинии (брак между одним мужчиной и несколькими женщинами), или полиандрии (брак одной женщины с несколькими мужчинами). Еще одной формой брака является групповой брак - между несколькими мужчинами и несколькими женщинами. Кроме того, отличают браки эндогамные (укладываются в пределах собственной, но более широкой общности) и экзогамные (в силу необходимости вынуждены заключать брак с партнером, который принадлежит к другим группам). Так эндогамия была характерной для кастовой системы в Индии. Наиболее известным правилом эндогамии является запрет кровесмешивания (инцест), что исключает браки или половые связи между лицами, являющимися близкими кровными родственниками. Почти во всех обществах, отмечает по этому поводу Н. Смел-зер, это правило касается отношений между ребенком и одним из родителей, а также между братом и сестрой.

Семья является более сложной системой отношений, чем брак, поскольку она, как правило объединяет не только супругов, но и их детей, а таких других родственников и близких.

Семья - это общественный институт (с точки зрения общественного санкционирования брачно-семейных отношений) и одновременно малая социальная группа, имеющая исторически определенную организацию, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

По типу властных структур выделяются патриархальные семьи (где преобладает власть мужчин над другими членами семьи) и матриархальные (где власть принадлежит женщине и матери). В последние годы происходит переход от патриархальной к эгалитарной семейной системы (где влияние и власть распределены между мужчиной и женщиной почти поровну).

По выбору места проживания молодых социологи выделяют патрилокальные (невеста выходит из своей семьи и живет в семье мужа или вблизи дома его родителей), матрилокальные (молодые живут с родителями женщины или вблизи них) и неолокальные (молодожены живут отдельно от своих родителей). Неолокальное место жительства считается нормой на Западе, но сравнительно редко встречается в другом месте.

Исследуя брачно-семейные отношения, социология семьи использует такие категории: условия и образ жизни; структура семьи; способ мышления (семейная идеология); этапы жизненного цикла семьи.

По мнению М. Мацьковського, социолога-исследователя интересует прежде всего модели семейного поведения, сложившиеся роли, исполняемые ее членами, особенности формальных и неформальных норм и санкций в сфере брачно-семейных отношений. Одни нормы, обязанности и права носят юридический характер и регламентируются законодательством (вопрос о владении имуществом, о материальные обязательства родителей по отношению к детям и друг к другу, о минимальном возрасте вступления в брак, о юридических основаниях для расторжения брака, права и обязанности бывших супругов, связанные с содержанием и воспитанием детей, владение имуществом после расторжения брака и др.), другие нормы брака регулируются моралью, обычаям, традициям. К ним относятся нормы ухаживания, брачного отбора и добрачного поведения, распределение власти и обязанностей между супругами, характер семейного досуга и т.д. Такая же моральная регламентация распространяется на процесс развода, отношения с родными и друзьями.

В Украине насчитывается более 17 млн. семей, из которых свыше 11,2 млн. - в городских поселениях и 5,8 млн. - в сельской местности. Количество семей растет быстрее численности населения, что отражает тенденции отделения молодых семей и сокращение ее величины как среди городского, так и среди сельского населения. Доля семей с одним ребенком составляет 30,4%, с двумя - 49,3%, с тремя - 7,4%, многодетных - бездетных - 10%.

Ныне в Украине преобладают простые семьи, которые в своем составе имеют супругов с детьми (любого возраста) или без них. На семьи такого типа приходится почти 75%. А вот семьи, состоящие из двух и более супружеских пар, составляют лишь 4,8%. Это в основном семьи, в которых дети, что поженились, живут вместе с родителями. Значительная категория семей, в составе которых нет супружеской пары.

Основные мотивы разводов.

Идеал совместимости в браке прекрасно сформулировал немецкий фило-соф И. Кант. Он считал, что брачная пара должна образовать как бы единую нравственную личность. В реальных супружеских отношениях достичь такого единства крайне непросто.

Межнациональный брак становится типичным современным браком. Уже самим фактом такого брака молодожены обнаруживают отсутствие национальных предубеждений, уважение к другим нациям.

Нередко в национально-смешанных семьях сталкиваются разные, порой противоположные, представление о мужчине и женщине, о семье. Ведь по большей части именно в семье сохраняются национальные традиции, культурно-исторические обычаи и ритуалы. Поэтому можно утверждать, что семейная сознание человека отмечается наибольшей консервативностью, склонностью к традиционности. Но остатки патриархальных, традиционных семейных представлений еще достаточно устойчивы. В немалой степени это касается распределения ролей в семье. Так, для некоторых мужчин становится невыносимой мысль, что мужскую власть жена может поставить под сомнение.

Нередко бытовые споры возникают из упреков мужа жене: плохо готовишь, ленивая, чтобы тебе развлекаться или телевизор смотреть, не хозяйка. То есть человек считает, что жена систематически недовыполняет свою "законную" домашнюю работу, а с точки зрения женщины мужчина требует ничего нереального. А дело в том, что человек требует не столько выполнения определенной работы, а просто хочет видеть свою жену в хозяйственных хлопотах с раннего утра до вечера.

Супруги, что живут в постоянных спорах, должны осознать: хронические ссоры - показатель достаточно серьезной несовместимости, которая грозит дальнейшим расстройством отношений. Если семья не преодолеет эту стадию, она мало-помалу переходит к устойчивой размолвки, которая становится определяющей чертой психологического климата. Истинная причина конфликтов отходит на задний план, а отношения постепенно набирают формы психологической борьбы, где соперники уже не всегда церемонятся друг с другом. Труднее становится мириться. На глазах семья как общность перестает существовать, и спасение еще возможно. Супругам нужны буквально отчаянные усилия, чтобы спасти остатки уважения и взаимопонимания. Когда же это не удалось, семья скатывается к печально известной стадии скандалов.

По данным опроса, среди основных причин развода, большинство указывает на недопонимание со своим брачным партнером. То есть люди перестают понимать друг друга, уважать друг друга. Другие причины - экономические трудности, не решение жилищных проблем. Каждый пятый опрошенный указывает, что он развелся потому, что его партнер злоупотребляет алкоголем.

Актуальные проблемы развития современной семьи

На институт семьи влияют как глобальные тенденции развития экономики, политики и культуры, так и внутренние социально-политические преобразования, осложненные историческим прошлым. Как известно, модели поведения в семье в основном наследуются: молодые родители воспроизводят поведение своих родителей, а дети перенимают их модели как нормативы для своей жизни. Поэтому при столкновении различных поведенческих моделей жены и мужа зарождаются семейные конфликты. Таким образом, в период независимости Украины в условиях трансформации общества, институт семьи оказался под влиянием как психоисторических тенденций постсоветской эпохи, так и новых взглядов глобализированного постиндустриального и информационного общества.

Проблемы, с которыми сталкиваются современные семьи можно условно распределить следующим образом:

- нарушение механизма адаптации семьи к динамическим процессам в общественно-политической и экономической сферах;

- структурно-функциональная трансформация семьи за неопределенности или противоречивости семейных ролей;

- снижение значения семьи в системе жизненных ценностей личности с последующей переориентацией значительной части молодежи на внебрачные отношения, повторный брак;

- ухудшение детско-родительских взаимоотношений;

- ориентация супругов на малодетную семью;

- обострение противоречий между партнерами в ориентации семьи на демократическое (со стороны женщин) или патриархальное (сторона мужчин) развитие;

- дисфункциональное развитие семьи, признаками которого являются: тенденция к доминированию, борьба за власть обоих партнеров, несогласованность ролевого поведения, негибкость установленных норм, манипуляция партнером или детьми, игнорирование потребностей и чувств членов семьи;

- возвращение к тоталитарным моделям семьи и воспитанию детей за тираничной моделью;

- отстранение одного из родителей, чаще мужчины, от воспитания детей моти-вированное предоставлением достаточных средств для улучшения условий воспитания;

Современные тенденции в развитии семьи:

Брак, который является основой семьи, становится равноправным, добро-ольным, свободным от принуждения, материальных расчетов, вмешательства или давления третьих лиц, союзом женщины и мужчины.

Соблюдение принципа эгалитарности в противовес патриархальности, мужской авторитарности, которые не ограничивают права и достоинство мужчины и женщины, обеспечивают каждому из них равные возможности профессионального и духовного роста.

В настоящее время создаются реальные предпосылки для преодоления противоречий между любовью и долгом, индивидуальным и общественным интересом в интимной жизни человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 401; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.224 (0.009 с.)