Понятие проблемы в прикладном социологическом исследовании. Процедура ее обоснования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие проблемы в прикладном социологическом исследовании. Процедура ее обоснования.



Программаприкладного социологического исследования содер­жит всестороннее теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения определенного явле­ния или процесса. Только продуманная во всех своих составных частях, программа социологического исследования может стать залогом его проведения на высоком уровне. Не случайно програм­му называют стратегическим документом исследования, ознакомив­шись с которым можно сразу понять концепцию всего исследова­ния, те намерения его организаторов, с помощью которых пред­принимается попытка осуществить анализ той или иной социаль­ной проблемы. Программа социологического исследования включает в себя относительно подробное, четкое и завершенное изложение следу­ющих вопросов: - методологическая часть - формулировку и обоснование про­блемы, указание цели, определение объекта и предмета исследова­ния, логический анализ основных понятий, формулировку гипотез и задач исследования; - методическая часть - определение обследуемой совокупнос­ти, характеристику используемых методов сбора первичной соци­ологической информации, логическую структуру инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки на компьютере. По времени действия противоречия проблема может быть крат­косрочной, среднесрочной и длительной По глубине противо­речия различают, во-первых, проблемы одноплановые. Такая проблема затрагивает какую-либо из сторон социального явления или процесса. Например, альтернативность выбора того или иного бал­лотирующегося кандидата в государственные законодательные органы; принятие (непринятие) сельскими жителями идеи частной собственности на землю и др. Во-вторых, проблемы системные, отражающие дисбаланс всей системы элементов целостного явле­ния или процесса. Скажем рост преступности в связи с изменени­ем характера экономических отношений в обществе Таким образом, подготовка программы прикладного социоло­гического исследования требует высокой профессиональной ква­лификации и затрат времени. Иногда на ее подготовку уходит боль­ше времени, чем даже на само исследование. Но от качества про­граммы во многом зависит успех прикладного социологического исследования.

73 Понятие объекта в прикладном социологическом исследовании.Программа прикладного социологического исследования содер­жит всестороннее теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения определенного явле­ния или процесса. Только продуманная во всех своих составных частях, программа социологического исследования может стать залогом его проведения на высоком уровне. Не случайно програм­му называют стратегическим документом исследования, ознакомив­шись с которым можно сразу понять концепцию всего исследова­ния, те намерения его организаторов, с помощью которых пред­принимается попытка осуществить анализ той или иной социаль­ной проблемы. Объект иссл. — область соц. действительности (соц. процесс, сфера жизни, общность), содержащая проблему. Объе́кт иссле́дования — в науке под ним подразумевают главное поле приложения сил учёных. В одной науке (научном направлении) однако может быть несколько объектов исследований, которые составляют логически связанное существо и цель исследований в этой науке (научном направлении).

Таким объектом становится всякое непознанное явление, неизвестное ранее науке, или его часть, которое предполагает исследовать эта наука. Часто используется предварительное деление чего-либо неизвестного (непознанного) на логически обоснованные части явления. Это используется как вполне самостоятельный научный метод, если подобное деление возможно исходя из априори видимых признаков данного явления.Подобное деление согласно предполагаемых сфер применимости своей науки или нескольких наук, выводимые предварительно логическим путём, и используемых применительно к сферам действия тех или иных законов, по которым живёт эта наука или несколько наук (при комплексных исследованиях), помогает учёным легче справиться с часто возникающими трудностями исследования сложного явления.Первостепенное значение является наблюдение за объектом исследования. Если позволяет текущий уровень развития (состояние) данной науки и если это позволяет сам объект, вторым важнейшим способом изучения объекта исследования является эксперимент. Связать же наблюдаемые, известные и экспериментальные данные помогает как научная логика в сочетании с уже известными научными данными, так и особые правила, по которым в науке выводятся гипотезы. Последние, в сущности, являются индуктивным (предсказательным) методом исследования. Однако в науке полезно использовать также дедуктивный (то есть, ретроспективный) метод, однако который ныне не слишком популярен у исследователей, кроме математики (и в практике криминалистики).Сделать правильные научные выводы и построить корректные научные теории помогает давно отработанный научный метод.

74. Социологический опрос: понятие, виды, методика проведения? Основное предназначение социологических опросов - получение информации о мнениях людей, их мотивах и оценках социальных явлений, о феноменах и состояниях общественного, группового и индивидуального сознания. Опросные методы весьма разнообразны. Наряду с общеизвестным анкетированием они выражаются в виде интервьюирования, почтовых, телефонных, прессовых, факсовых,экспертных и иных опросов. Каждая из разновидностей опросов имеет свою специфику. При проектировании социологического исследования нужно решить семь задач: 1) составить словарь переменных; 2) определить единицы исследования и объект; 3) построить пространство признаков; 4) сформулировать гипотезы; 5) перевести концептуальные определения в операциональные; 6) разработать проект выборки; 7) составить макеты таблиц и программу анализа данных

75. Анкетирование как метод сбора социологической информации? В случае анкетного опроса процесс коммуникации исследователя с респондентом опосредуется анкетой. Проводит опросанкетер. Его функция состоит в том, что, получив от социолога-исследователя инструкцию, он ведет себя в соответствии с ней, создавая положительную мотивацию респондента по отношению к опросу. Существуют специальные приемы формирования такой мотивации, например, апелляция к гражданскому долгу, к личным мотивам и др. Анкетер также объясняет правила заполнения анкеты и ее возврата.

Существуют различные виды анкетирования. По числу опрашиваемых выделяют групповое и индивидуальноеанкетирование. В зависимости от ситуации и аудитории различают анкетирование по месту работы, в целевой аудитории (например, в библиотеке) или на улице. Важное значение имеет способ доставки анкет. Здесь различают следующие разновидности:

§ раздаточное (курьерское) анкетирование. Позволяет одному анкетеру одновременно опрашивать много человек путем раздачи анкет в аудитории;

§ почтовое анкетирование, при котором анкета доставляется респонденту по почте;

§ прессовый опрос. В этом случае анкета публикуется в средствах массовой информации. Данный метод имеет ограниченные возможности, поскольку социолог не формирует выборочную совокупность, не в состоянии спрогнозировать, кто ответит на анкету. Применяется в журналистике.

Каждая из перечисленных разновидностей метода имеет как преимущества, так и недостатки. Например, в случае почтового анкетирования возникает проблема возврата анкет, а в случае прессового опроса невозможно распространить результаты исследования на всю изучаемую совокупность (подписчиков газеты), поскольку здесь только респондент решает, принимать ему участие в опросе или нет.

Основной инструментарий анкетирования - анкета. Качество анкеты во многом определяет надежность, достоверность результатов исследования. Социологическая анкета — это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление характеристик объекта и предмета анализа. Существуют определенные правила и принципы конструирования анкеты. Отметим, что существуют разные типы вопросов, выполняющих различную функцию. Вопросы в анкете формируются в блоки, например блок вопросов об объективных характеристиках респондентов.

76. Наблюдение как метод сбора социологической информации? Непосредственное наблюдение за поведением людей в определенной ситуации и сразу фиксация результатов.
От обыденного научное наблюдение отличается тем, что оно подчинено ясной исследовательской задаче, планируется по заранее обдуманной процедуре, данные фиксируются в протоколах или дневниках по определенной системе, информация, полученная путем наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость.
По степени формализованности выделяют неконтролируемое или нестандартное и контролируемое наблюдения. В первом варианте исследователь пользуется общим принципиальным планом, во втором события регистрируются по детально разработанной процедуре. В этом случае есть бланк для наблюдения, который заполняется наблюдателем, используются также кино-фотодокументы. Например, наблюдение за участниками в ходе деловой игры, совещания, лекции, митинга и т. п.
Нужна серия наблюдений и разными наблюдателями. Тогда результаты получаются достаточно достоверными.
Наблюдение бывает включенным и невключенным. При этом важно, чтобы наблюдатель своим присутствием не вносил флуктуации в деятельность коллектива, не проявлял внешне повышенного интереса, больше слушал и запоминал, не принимал чьей-либо стороны, не записывал свои наблюдения на виду.
Преимущества включенных наблюдений очевидны: они дают наиболее яркие непосредственные наблюдения, помогают лучше понять поступки людей. Но с этим же связаны и основные недостатки такого способа. Исследователь может потерять способность объективно оценивать ситуацию, слишком вживаться в роль соучастника событий. Как правило, итогом включенного наблюдения является социологическое эссе, а не строгий научный отчет.
Имеется и нравственная проблема включенного наблюдения: насколько вообще этична маскировка под рядового участника?
Если наблюдение проводится вне научного учреждения, то оно называется полевым. Могут быть и лабораторные наблюдения, когда людей приглашают для беседы, деловой игры. Наблюдения могут быть одномоментными, систематическими.
Прежде чем начать наблюдение, необходимо определить объект, сформулировать проблемы, поставить исследовательские задачи, подготовить инструментарий, способы описания результатов. Наблюдение - незаменимый источник социологической информации на стадии общей разведки.
Как самостоятельный способ наблюдение - основа для исследования митингов, демонстраций. Более распространено его применение в качестве дополнения к другим источникам получения информации. Так, включенное наблюдение в сочетании с последующими массовыми обследованиями позволяет дополнить сухой, но репрезентативный материал более живыми сведениями, своего рода "картинками".

77. Эксперимент как метод социологического исследования? Эксперимент - это метод сбора и анализа эмпирических данных, направленный на проверку гипотез относительно причинных связей между явлениями. Обычно эта проверка производится путем вмешательства экспериментатора в естественный ход событий.

Социальный эксперимент выполняет две основные функции:

достижение эффекта в практически-преобразовательной деятельности и

проверка научной гипотезы. Можно выделить следующие основные преимущества, которыми обладает метод эксперимента в психологических исследования]

§ Возможность выбрать момент начала события

§ Повторяемость изучаемого события

§ Изменяемость результатов путём сознательного манипулирования независимыми переменными

§ 78. Социометрия как метод измерения межличностных отношений? Социометрия — теория измерения межличностных отношений, автором которой является американский психиатр и социальный психолог Якоб Морено. Реже, социометрией называют методику изучения внутригрупповых связей и иерархии в малых группах.

§ Одной из инноваций Морено является т.наз. социограмма. Это схема, которая представляет собой несколько концентрических кругов. Каждый из кругов соответствует количеству предпочтений в данной группе (чем ближе к центру — тем больше предпочтений). Предпочтения выявляются путём опросов или других исследований. В центр помещается наиболее популярный член группы (или несколько членов), далее — менее популярные, по мере убывания, вплоть до изгоев (крайний,внешний круг). Между индивидами прочерчиваются линии со стрелками, обозначающие обоюдную либо одностороннюю симпатию или антипатию. Повторные измерения, проведенные в той же группе, позволяют исследовать динамику отношений.

§ Модифицированный вариант социометрии может применяться и для исследования более крупных групп, например, организаций или групп населения.

§ Социометрия является прикладным методом как в психологии (социальная психология, психотерапия), так и в социологии.

 

79. Интервью как метод социологического исследования? Интервью является словесной беседой двух лиц. То есть, интервью это проводимый по конкретной схеме диалог, свойством которого является непосредственный контакт между интервьюером и респондентом, и запись, которого происходит либо интервьюером на бумаге, либо механически.

Имеется множество разновидностей интервью. По содержанию беседы различают так называемые доку­ментальные интервью (изучение событий прошлого, уточнение фактов) и интервью мнений, цель которых - выявление оценок, взглядов» суждений; особо выделяют­ся интервью со специалистами-экспертами, причем организация и процедура интервью с экспертами суще­ственно отличаются от обычной системы опроса. По технике проведения существенно разнятся свободные, нестандартизированные и формализованные (а также полустандартизованные) интервью. Свободные ин­тервью - это длительная беседа (несколько часов) без строгой детализации вопросов, но по общей программе ("путеводитель интервью"). Такие интервью умест­ны на стадии разведки в формулятивном плане исследования. Стандартизованное интервью предполагает, как и «формализованное наблюдение» детальную разра­ботку всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов.

Независимости от особенностей процедуры интервью может быть интенсивным ("клиническим", т. е. глубо­ким, длящимся иногда часами) и фокусированным на выявление относительно узкого круга реакций опраши­ваемого. Цель клинического интервью - получить све­дения о внутренних побуждениях, мотивах, склонностях опрашиваемого, а фокусированного - извлечь информа­цию о реакциях субъекта на заданное воздействие. С его помощью изучают, например, в какой мере человек реа­гирует на отдельные компоненты информации (из мас­совой печати, лекции и т. п.). Причем текст информа­ции предварительно обрабатывают контент-анализом. В фокусированном интервью стремятся определить, какие именно смысловые единицы анализа текста оказались в центре внимания опрошенных, какие - на периферии, а что вовсе не осталось в памяти. Так называемые ненаправленные интервью носят "терапевтический" характер. Инициатива течения бесе­ды принадлежит здесь самому респонденту, интервью лишь помогает ему "излить душу".

И самый редкий вид интервью - нарративное интервью - направляемый интер­вьюером свободный рассказ, повествование о жизни. Текст такого повествования подлежит качественному анализу.

80. Политическая социология: понятие, время формирования, предмет? Весь спектр социологических вопросов политики в современной теории настолько важен, что появился термин политическая социология. Это большой раздел науки, объединяющий теории среднего уровня по поводу всего комплекса проблем политической жизни, политических отношений, ведь политика - это особый вид регулирования социальной жизни.
На определенном этапе развития общества в результате его дифференциации возникает необходимость выделения политики в особый вид социального регулирования. Ее содержание заключается, главным образом, в согласовании интересов различных социальных групп, выработке определенных правил игры, обязательных для всех граждан, контроле за их выполнением.
Особенность политики как способа регулирования социальных отношений выражается в том, что с момента зарождения она зиждется на основе властных отношений: господства-подчинения, управления-исполнения. Политическая власть, в отличие от властных отношений в семье, религиозной общине, неформальном объединении, складывается как право господствующей группы на осуществление общего руководства и управления обществом. Именно властные отношения придают политике форму социального взаимодействия людей, находящихся в неравном положении и включенных в политику даже помимо их воли. Власть или близость к власти является предметом особых вожделений, источником противостояния, борьбы. Ведь она предоставляет огромные преимущества тем, кто ею обладает. Вебер дал такое определение власти: "Возможность для одного политического деятеля в данных условиях проводить собственную волю, даже вопреки сопротивлению".
Таким образом, сущность политической социологии - вопрос о власти. С этих позиций рассматриваются политическое сознание, политическая деятельность, политическая культура, политическая система общества, проблемы политических партий, политических лидеров, легитимность власти, политические системы.

81. Экономическая социология: понятие, время формирования, предмет? экономическая социология, как специальная социологическая теория по определению Г.Н. Соколовой, исследует закономерности экономической жизни с помощью системы категорий, разработанных в рамках данной науки, главные из которых — социальные механизмы регулирования экономических отношений и процессов, экономическое сознание, экономическое мышление, экономические интересы, экономическая культура, экономическое поведение. Развитие экономики она описывает как социальный процесс, движимый активностью функционирующих в ней социальных субъектов, а также взаимодействием социальных групп и слоев. Если в центре внимания экономики — экономическая сфера общества, то при социологическом подходе экономика рассматривается как элемент общественной системы. Еще одна отличительная черта — интерпретация целей развития экономики. При экономическом подходе они выводятся из материальных потребностей общества и выражаются в максимизации национального дохода, общественного продукта и др. При социологическом — цели развития экономики рассматриваются как производные от целей общества. В рамках сравниваемых подходов по-разному трактуются и механизмы развития экономики. При экономическом подходе механизм развития идентифицируется с хозяйственным механизмом развития экономики, при социологическом – с социальным механизмом регулирования той или иной экономической сферы общества, через коррекцию поведения и взаимодействия разных социальных групп. Т.е. экономическая социология предстает как наука о закономерностях построения связей и отношений между людьми как социальными хозяйствующими субъектами, а также как специальная социологическая теория с присущими ей объектом, предметом и системой категорий, действующих в русле основных социально-экономических законов.

 

82. Социология массовых коммуникаций: понятие, время формирования, предмет? Социальная коммуникация - интердисциплина, изучающая процессы распространения и циркуляции информации в обществе. Первоначальное значение термина "коммуникация" (от лат. сommunicatio - путь сообщения) с течением времени несколько изменилось и в настоящее время переводится с романских языков (communication) как сообщение, процесс передачи информации, причем трактуемый весьма широко.

Различают, как минимум, пять уровней исследований коммуникации. Интраперсональная коммуникация изучает "разговоры с самим собой", процессы обработки информации индивидом. Интерперсональная коммуникация исследует межличностное взаимодействие, включая параязыки, такие, например, как взаимное расположение в пространстве или "язык тела". Групповая коммуникация занимается исследованиями групповой динамики; к ним относятся и исследования институциональной (организационной) коммуникации. Массовая коммуникация имеет дело с сообщениями, направляемыми массовой аудитории через средства массовой информации, часто с политическими или коммерческими целями. Пятый, в последние годы особенно быстро развивающийся, вид коммуникации изучает обмен сообщениями с объектами, не являющимися людьми, в первую очередь, с машинами, компьютерами, высокими технологиями, например, компьютерными играми или банкоматами.

83. Социология семьи и брака: понятие, время формирования, предмет? область социологич. знания, предмет к-рой - формирование, развитие и функционирование брач-но-семейных отношений в конкретных культурных и соц.-экономич. условиях. В рамках социологич. исследований семья рассматривается как соц. феномен, имеющий существенные черты соц. ин-та и малой соц. группы. При анализе семьи как соц. ин-та обычно рассматриваются образцы семейного поведения, характерные роли в семье, специфика формальных и неформальных форм и санкций в сфере брачно-семейных отношений, специфич для тех или иных соц. групп, шире - для определенного типа культуры. При анализе основных проблем семьи таких, как выбор брачного партнера, принятие решения о рождении первого и последующих детей, мотивы и причины семейных конфликтов, выполнение основных функций семьи" отношения между родителями и детьми и т. д. семья рассматривается как малая соц. группа. В этом случае используются понятия, разработанные в соц. психологии для изучения динамики групповых взаимодействий, такие, каксплоченность, включенность индивида в группу (в данном случае в семью), стабильность, структура власти, ролевое поведение и ролевые взаимодействия, ролевые ожидания и т. д. Теоретич. проблемы исследований семьи обычно связаны с эффективностью ее функционирования как института социального (см.), группы малой (см.). К числу таких проблем относятся, напр., несоответствие функционирования ин-та семьи обществ. потребностям (низкая рождаемость, высокая разводимость, низкий воспитательный потенциал семьи и т. д.); противоречия между мужской и женской ролями в семье; низкая сплоченность семейной группы и т. д. Эти теоретич. исследования тесно переплетаются с практическими, к-рые в индустриально развитых странах делятся на 4 группы: а) высокий рост разводов и числа неполных семей; б) низкий уровень рождаемости; в) недостаточно высокий воспитательный потенциал семьи; г) высокий уровень лиц брачных возрастов, не состоящих в браке. В России социология семьи - одна из наиболее развитых областей социологич. знания. Библиография работ по социологии семьи и смежной проблематике превышает 3000 наименований. По нек-рым оценкам, в стране проведено более 200 эмпирич. исследований по данной проблематике. Наибольшее число работ посвящено таким темам, как репродуктивное поведение семьи; проблемы совмещения профессиональных и семейных ролей работающими женщинами, распределение власти и обязанностей в семье, о то же время целый ряд важных проблем, имеющих большое теоретич. и практич. значение, пок еще исследован недостаточно. К их числу относятся воспитательная функция семьи, роль мужчины в семье, последствия разводов и т. д. Наиболее распространенным методом сбора данных по социологии семьи является опрос. Учитывая сложный, а порой интимный характер данных, получаемых о жизнедеятельности семьи в исследованиях по брачно-семейной проблематике интервью применяется чаще, чем во многих др. областях социологии. Информация о боачно-семейных отношениях и характере функционирования семьи может быть получена от различн. членов семейной группы и, как показывают исследования, эти данные не всегда совпадают. Поэтому полученная информация от одного члена семьи субъективна и может приводить к существенным искажениям. При опросе нескольких членов семьи возникает проблема объединения полученных данных. Для этого разработано несколько процедур (построение карты семьи, случайный выбор семей, в к-рых опрашиваются те или иные члены и т. д.). Наличие жформации интимного свойства вызывает необходимость разрабатывать специальные методики опроса, содержащие проектные тесты. В ряде случаев применяются методы анализа документов - школьных сочинений, публикаций в печати по проблемам семьи и брака, исследование читательских писем по данной проблематике. Наблюдение применяется чаще всего в ходе лабораторных экспериментов при анализе взаимодействия и взаимоотношений супругов.

 

84. Социология образования: понятие, время формирования, предмет? Социология образования изучает образовательную структуру как социальный институт, анализирует ее взаимодействие с обществом.

Социология образования возникла в начале двадцатого века. Изучение такого важного вопроса начинали Макс Вебер, Эмиль Дюркгейм, Талкотт Парсонс. Отправными точками для изучения этой отрасли стали концепции социальной стратификации, разделения труда, социализации личности.

Когда в 60-е годы в странах Запада резко возрос интерес к социологии образования, это произошло, в первую очередь, в связи с отставанием действующих систем образования от требований научно-технической революции. Тогда и подняли вопрос о кризисе образования. Со временем внимание к проблеме только усиливается. Сегодня проблемы социологии образования достаточно интенсивно разрабатываются во многих развивающихся странах, где исследуется роль образования в преодолении их экономической и культурной отсталости.

В России развитие социологии образования, как и социологии в целом, шло непростым путем. Дело в том, что уже в конце XIX века в России сложилась мощная социологическая школа, проводились обширные социологические исследования, в том числе и по проблемам молодежи, образования. Начиная с 1917 года, социология развивалась очень активно, в российских исследованиях был ярко выражен социологический подход к образованию.

В 30-е годы после одного неугодного правительству исследования социология была объявлена "вне закона". Стали закрывать исследования, в том числе и по образовательным вопросам. Само образование теперь рассматривалось только с педагогических и психологических позиций, что ограничило возможности более значительных и глубоких теоретических исследований названных. Образование теперь стало рассматриваться в качестве обособленной системы, вне каких-либо значимых взаимосвязей с обществом. Это не только на много лет замедлило развитие теории, но и нанесло урон практике.

К проблемам социологии образования стали возвращаться только ближе к 60-м годам. Сейчас в России уже достаточно широкая сеть исследовательских центров, разрабатывающих программы решения проблем социологии образования, в которую все более активно включаются и педагогические вузы России.

 

85. Социология культуры: понятие, время формирования, предмет? Понимание культуры как социального феномена дает право и возможность вычленять в обширном мире социологической науки особое направление - социологию культуры. Социологи культуры как специфическая отрасль общей социологии возникла как в ФРГ и Франции в 70-е г.г. ХХ века. Она опиралась на методологические принципы М. Вебера (идея о социологии как эмпирической науке о культуре), на учение о динамике культурных объективаций Г. Зиммеля, на взгляды К. Мангейма в области социологии знания и теории идеологии.

Социология культуры возникла как реакция на известную ограниченность позитивистской социологии, не справляющейся с анализом сложных социальных процессов, в том числе - процессов в сфере духовной жизни, науки, искусства, религии, идеологии. Свою задачу разработчики социологии культуры видели в том, чтобы соизмерить и связать смысловые конструкции с определенными общественными условиями, раскрыть их собственную динамику. Социология культуры стремится к социологическому раскрытию историко-культурного материала, накопленного родственными культурологическими дисциплинами, с целью изучения воздействия идей на социальную структуру общества, на социальные институты, социальные движения, на скорость и характер социокультурного развития. Социология культуры ориентирована не столько на фиксирование и описание тех или иных явлений культуры, сколько на исследование генезиса и исторических трансформаций различных культурных форм. Что можно считать предметом социологии культуры? Вероятно, саму культуру как сложное динамическое образование, имеющее социальную природу и выражающее социальные отношения, направленные на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, с помощью которых обеспечивается взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. Культура как "вторая природа" порождается материальными потребностями людей, их интеллектуальными, нравственными, эстетическими и другими запросами, практическими интересами различных социальных общностей, групп и индивидов.

Социология культуры активно изучает тенденции культурного развития общества. Она выявляет воздействие научно-технического прогресса на культурные процессы, исследуют социально-культурные последствия урбанизации, влияние средств массовой информации на социализацию личности, на общественные настроения. Социология культуры фиксирует изменения национальных, духовных, семейных, бытовых отношениях, вызванные распространением образования, динамикой численности учреждений культуры и т.д.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.035 с.)