Периодизация истории социологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Периодизация истории социологии.



История мировой социологии:

1. XIXв по 1913г – период “Ранняя классика” Была сделана попытка создать общую теорию общества.

2. С 1913г по 1945г – “Поздняя классика”.

3. С 1945г по наше время – “Современная социология”

Огюст Конт – отец социологии. Французский ученый (1798-1857). Концепция позитивизма. Ввел термин социология. По мнению Конта – социология должна:

1. Изучать общество через исследование эмпирических процессов

2. Социология изучает общество

3. Не выдумывать идеальное, а изучать реально существующее

Герберт Спенсер (1820-1903) – продолжатель взглядов Конта. Теория органицизма. Отождествлял общество с живым организмом. Есть два процесса, определяющие развитие: интеграция и дифференциация. Если в обществе всё нормально, то устанавливается эквилибриум – равновесие этих процессов. Если один из процессов преобладает, то в обществе конфликты.

Макс Вебер (1864-1920) – теория социального действия.

Социальное действие – действие, связанное с другими людьми.

Социальное действие – связано с целеполаганием, осмысленно и ориентировано на прошлое, настоящее или будущее поведение других людей.\

Четыре вида социального действия:

1) Целе-рациональное

2) Аффективное - эмоциональное

3) Традиционное - привычка

4) Ценностно-рациональное – основано на ценностях и нормах данного общества

Вклад в социологию религии: “Протестантская этика и современный капитализм”

1) Религия – хранилище основных ценностей людей

2) Современный капитализм связан с религией протестантизма

3) Отрицание необходимости служителя для общения с Богом

4) Чтобы преуспеть в жизни, нужно много трудиться

Вклад в политическую социологию: Теория господства. Три вида господства:

1) Легитимное (основа - закон)

2) Традиционное

3) Харизматическое

Эмиль Дюркгейм (1858-1917гг) – изучал суицидальное поведение и его факторы. Четыре тип суицида:

a) Аномическое – совершается в смутное время потери ориентиров

b) Эгоистическое – характерно для одиноких людей

c) Альтруистическое – жертва ради других

d) Фаталистическое – из-за социального контроля, регламентирующего поступки человека.

Анамия – центральное объект изучения Дюркгейма. Анамия – это противоречие между социальными ценностями, провозглашенными обществом и возможностями их осуществления.

Как преодолеть анамию в обществе:

1) Повышение уровня образования

2) Перемена рода деятельности для людей

Как устранить конфликты в обществе:

1) Повышение значимости труда рабочего

2) Повышение престижа труда в рамках некоторых профессий

Карл Маркс (1818-1883гг)

1) Развитие общества подчиняется причинно-следственным связям (принцип детерминизма)

2) В основе базисных отношений лежат производственные отношения и отношения к собственности на средства производства

3) Выделил несколько формаций

4) Двигатель прогресса – классовая борьба

 

 

Социология как самостоятельная наука возникла в конце 30-х – начале 40-х гг. XIX в. В ХIХ в. европейское общество окончательно и бесповоротно вступает на путь капиталистического развития. Это было время крайней нестабильности общественной жизни. Именно под влиянием социальных потрясений сформировалась одна из классических парадигм социологии – марксизм.

 

Основоположники этого течения считали, что такой обобщающей теорией должна стать концепция научного социализма, сердцевиной которой является теория социалистической революции.

 

Параллельно возникают теории реформистского пути разрешения социального конфликта и развития общества. Другим важным теоретическим источником формирования социологических теорий стали естественнонаучные открытия (открытие клетки, создание теории эволюции).

 

Однако помимо теоретических предпосылок, формирование социологии обуславливалось созданием определенной методологической базы, позволяющей изучать общественные процессы. Методология и методика конкретно-социологических исследований разрабатывались главным образом естествоиспытателями. Уже в XVII–XVIII вв. Джон Граунт и Эдмунт Галлей вырабатывали методы количественного исследования социальных процессов. В частности, Д. Граунт применил их в 1662 г. к анализу уровня смертности.

 

В XIX в., помимо социальных потрясений и революций, происходили и другие общественные процессы, которые требовали изучение именно с помощью социологической методологии. Капитализм активно развивался, что приводило к быстрому росту численности городского населения за счет оттока сельского. Данная тенденция привела к возникновению такого социального явления, как урбанизация. Это, в свою очередь, вело к резкой социальной дифференциации, росту числа бедного населения, увеличению преступности, нарастанию социальной нестабильности. Наряду с этим огромными темпами формировалась новая прослойка общества – средний класс, который был представлен буржуазией, выступающей за стабильность и порядок. Происходит укрепление института общественного мнения, возрастание числа общественных движений, выступающих за социальные реформы.

 

Таким образом, с одной стороны, отчетливо проявились «социальные болезни общества», с другой – объективно созрели те силы, которые были заинтересованы в их «лечении» и могли выступать в качестве заказчиков социологических исследований, способных предложить «лекарство» от этих «болезней».

 

Большое значение для разработки методологии и методики эмпирического социологического исследования имела работа одного из крупнейших статистиков XIX в. Адольфа Кетле «О человеке и развитии способностей, или Опыт социальной жизни» (1835 г.). Некоторые исследователи считают, что именно с этой работы можно начинать отсчет времени существования социологии или, как выразился А. Кетле, «социальной физики».

 

Эта работа помогла науке об обществе перейти от умозрительного выведения эмпирически не проверенных законов истории к эмпирическому выведению статистически рассчитанных закономерностей с применением сложных математических процедур.

 

Наконец, прежде чем стать самостоятельной наукой, социология должна была пройти процесс институционализации. Данный процесс включает в себя следующие стадии:

 

1) формирование самосознания ученых, специализирующихся в данной области знания. Ученые осознают, что они имеют свой специфический объект и свои специфические методы исследования;

2) создание специализированных периодических изданий;

3) введение данных научных дисциплин в учебные планы различных типов учебных заведений: лицеев, гимназий, колледжей, университетов и т. д.;

4) создание специализированных учебных заведений по данным отраслям знаний;

5) создание организационной формы объединения ученых данных дисциплин: национальных и международных ассоциаций.

 

Социология прошла все эти стадии процесса институционализации в различных странах Европы и США, начиная с 40-х гг. XIX столетия.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 509; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.72 (0.006 с.)