Особенности аварий, катастроф на железнодорожном и воздушном транспорте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности аварий, катастроф на железнодорожном и воздушном транспорте



В РФ железные дороги являются ведущим видом транспорта и по протяженности, по количеству перевозимых грузов, пассажиров занимают первое место среди других государств. Вместе с тем, из-за неисправностей железнодорожных путей, неподготовленности в техническом отношении подвижного состава, ошибок диспетчерских и путейных работников на железной дороге возникают аварии и катастрофы. Так как железнодорожный транспорт широко используется для перевозки взрывоопасных продуктов (твердые взрывчатые вещества, цистерны с бензином, нефтью и т.п.) и сильнодействующих ядовитых веществ (цистерны с хлором, аммиаком, кислотами и т.п.), аварии могут привести к очень тяжелым последствиям.

К основным причинам возникновения катастроф на железнодорожном транспорте следует отнести столкновения поездов, наезды на другие виды транспорта на переездах, сход подвижного состава с рельсов, наличие пожара, взрыва в подвижном составе и др.

Примером может служить одна из тяжелейших железнодорожных катастроф в Индии в 1981 г. От схода с рельсов подвижного состава рухнули с моста в реку 7 вагонов. Число погибших составило более 500 человек.

В РФ на железных дорогах в среднем за год происходит около двух десятков аварий, катастроф. В результате этих чрезвычайных ситуаций гибнут люди, возникают пожары, взрывы, что приводит к разрушениям путей, вагонов, локомотивов, зданий, уничтожению перевозимых грузов. Особо опасным для жизни считается выброс перевозимых сильнодействующих ядовитых веществ, что приводит к химическому заражению значительных территорий и вызывает поражение железнодорожных работников, населения ядовитыми жидкостями и газами.

Развитие современного гражданского пассажирского воздушного транспорта идет по пути увеличения высоты, скорости полета, грузоподъемности самолетов, вертолетов. Это привело к значительному усложнению авиационной техники, оснащению самолетов сложными навигационными системами управления взлетом, полетом, посадкой и росту психофизиологических нагрузок на экипаж, что уменьшает надежность систем. Работа происходит в экстремальных условиях: большая плотность воздушного потока, постоянная вибрация, резкие перепады давлений и температуры и т.п. Поэтому причин для возникновения аварийных ситуаций, например, из-за отказа или неисправности отдельных элементов, обледенения, молнии, недочетов в обеспечении полета и тому подобного — множество.

Под авиационной аварией понимается авиапроисшествие, не приведшее к человеческим жертвам, но вызвавшее значительное разрушение самолета.

Авиационная катастрофа — происшествие, повлекшее за собой гибель хотя бы одного члена экипажа или пассажира, полное или частичное разрушение воздушного судна или его бесследное исчезновение. Катастрофическая ситуация практически неотвратимо влечет за собой гибель людей и самолета.

Анализ авиакатастроф и аварий последних лет показывает, что причины, приводящие к авиапроисшествиям, можно классифицировать по направлениям: ошибки человека — 50–60%; отказ техники — 15–30%; воздействие внешней среды — 10–20%; прочие — 5–10%.

Полет воздушным транспортом с целью быстрой переброски пассажиров, грузов включает следующие известные элементы: взлет, крейсерский полет, заход на посадку и непосредственно приземление в пункте назначения — посадки.

Авиапроисшествия по этапам полета распределяются: взлет — 30%; крейсерский полет — 18%; заход на посадку — 16%; посадка — 36%.

Видно, что чрезвычайные ситуации — аварии, катастрофы на воздушном транспорте возникают на взлете и посадке и в основном, из-за ошибок человека (диспетчерской службы, экипажа).

Экологические катастрофы

Развитие промышленности, транспорта, энергетики, индустриализации сельского хозяйства привело к антропогенному воздействию на окружающую среду. Использование энергии сегодняшними способами приносит больше вреда окружающей среде, чем любая другая мирная деятельность людей. От уничтожения лесов до городского смога, от кислотного дождя до содержания свинца в воздухе, от долин, затопленных при строительстве гидроэлектростанций, до рек, отравленных отходами угледобычи, от Чернобыля до аварии танкера с нефтью на море, разлива нефти на значительной площади республики Коми — все это последствия производства или потребления энергии.

Сегодня потребление энергии на нашей планете составляет около 162 млн. баррелей в день, а к 2000 г, потребление энергии возрастет на 50–60%. Большинство ученых доказывают, что мир уже не может выпускать в атмосферу в результате сжигания топлива больше углерода, чем делается сейчас ежегодно. Появились примеры экологически опасных регионов. Так, самое плохое качество воздуха в мире в китайских городах Шэньяне и Сиани. В Юго-Восточной Азии возникают кислотные дожди и т.п.

Ожидается, что к 2010 г. концентрация углекислого газа в атмосфере удвоится, что приведет к повышению температуры земной поверхности, а это вызовет подъем уровня мирового океана вследствие таяния ледников. В свою очередь, при повышении температуры атмосфера будет содержать больше водяного пара, что вызовет дополнительное увеличение температуры поверхности Земли. Ясно, что если человечество не примет надлежащих действенных мер, нашу планету постигнет глобальная экологическая катастрофа. Поэтому необходимо до минимума сократить выброс углекислого газа в атмосферу. Ученые считают, что для этого есть два пути: использовать ядерную энергию и фотосинтез, т. е. выбрасывать в атмосферу столько углекислого газа, сколько его поглощается. Атомная энергетика остается пока единственным реальным источником энергии, при решении вопросов ее безопасности.

Формированию глобальной катастрофы способствуют региональные экологические загрязнения. Ежегодно выбрасываются миллионы тонн твердых и газообразных отходов, водоемы загрязняются отравленными, ядовитыми сточными водами. Среда обитания загрязняется промышленными выбросами, радиоактивными излучениями, истощается запас кислорода, разрушается озоновый слой. Разрушающее действие человека превышает восстановительный потенциал, т. е. нарушается динамическое взаимодействие общества и природы, среда не в состоянии выполнять свойственные функции обмена веществ и энергии, т. е. поддерживать условия, необходимые для существования и развития жизни. В настоящее время в промышленных центрах РФ значительное число людей экологически больны вследствие загрязнения окружающей среды (Кемерово, Челябинск, Красноярск, Уфа и др.). Это объясняется проникновением в органы, ткани, клетки человека малых доз токсичных ядовитых веществ вместе с воздухом, отравленной пищей, насыщенной химикатами водой. В организме человека нарушается нормальный обмен веществ, вырабатываются и накапливаются токсичные вещества, происходит процесс самоотравления. В результате учащаются заболевания почек, печени, желудочно-кишечного тракта и т.п.

Примером назревания региональной экологической катастрофы является р. Волга. Около 7 миллиардов кубометров загрязненных сточных вод без всякой очистки сбрасывается за год в великую русскую реку. Среди вредных веществ 367 тыс. т органических нечистот, более 45 тыс. т соединений азота, 12,5 тыс. т нефтепродуктов, нитраты, нитриты с опасной концентрацией. Только предприятия Волгограда ежегодно дают реке свыше 227 миллионов кубометров промышленных вредных стоков, а количество выбросов вредных веществ в атмосферу составляет более 700 тыс. т в год. Результат налицо: в Нижней Волге гибнет рыба, идут кислотные дожди, страдает здоровье человека. Происходят изменения и патология в живой природе и человеческом организме.

Назревает экологическая катастрофа в Коми, где в результате аварии нефтепровода к 31 октября 1994 г. вылилось около 200 тыс. т нефти. Она попала в р. Печора, грозит опасность Баренцеву морю.

Интенсивные пожары играют существенную роль в развитии глобальной экологической катастрофы. Огромное количество энергии в результате горения поступает в атмосферу и участвует в геологическом круговороте веществ между океаном и сушей. Используемая для тушения пожаров вода превращается в пар. Объем водяного пара, в 1700 раз больший объема воды, оказывает существенное влияние на состав и циркуляцию газовой оболочки Земли. Процесс горения сопровождается потреблением воздуха. Учитывая массовость пожаров, следует, что в огне сгорают значительные объемы кислорода, что создает реальную опасность для жизнедеятельности человека. Это сказывается и на процессах, протекающих в биосфере, в виде негативных последствий для жизнедеятельности организмов, флоры и фауны. Последствия пожаров в значительной степени усугубляются, если они происходят на химических производствах и АЭС. В этих случаях высокоактивные продукты сгорания в результате газообмена, распространяясь на значительные расстояния, могут вызвать заражения больших территорий с тяжелыми для биосферы последствиями.

К районам экологической опасности следует также отнести регионы с повышенным электромагнитным фоном. Этот фон создается воздушными, кабельными линиями электропередач, трансформаторными подстанциями, теплоэлектроцентралями, телерадиоцентрами и может превышать допустимый уровень в 1000 раз и более. В этом случае у людей, проживающих вблизи источников ЭМИ, появляются злокачественные опухоли, лейкемия, саркома и другие заболевания.

Все сказанное в целом показывает возникновение угрозы экологического кризиса как нарушение динамического взаимодействия общества и природы. Необходимо учитывать уязвимость природной среды, не допускать превышения ее «пределов прочности», не вступать в противоречие с естественными закономерностями, чтобы не вызвать необратимых процессов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 401; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.006 с.)