Она считает своим первым, осознанным ею опытом педагогической деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Она считает своим первым, осознанным ею опытом педагогической деятельности.



Однажды у неё в квартире раздался звонок и в дверях стояла соседская девочка-школьница. У неё не получалась задачка по математике, и ей была нужна помощь. Студентка была занята своими делами, но девочке не отказала. Она быстро решила ей задачку, девочка ушла довольная, а студентка вернулась к своим делам. Будучи вдумчивым человеком, ответственным за свои поступки, студентка интуитивно почувствовала на душе какой-то неприятный осадок. Что-то бы было не так, что-то было неправильно. Проанализировав ситуацию, она поняла, что, быстро справившись с задачкой, подтвердила свой авторитет и этим довольна, однако ничего хорошего для девочки не сделала, потому что в её знаниях и умениях изменений не произошло. Это была обычная манипуляция, в которой студентка выступила в роли манипулятора «защитник (сочувствие сверх меры)». Осознав это, студентка в следующий раз изменила поведение на актуализационное. Движущей силой её действий явился искренний интерес к девочке и желание помочь ей преодолеть возникший у неё барьер непонимания условий задачи. В другой раз студентка выступила уже в роли «проводника (мягко помогает найти свой путь)»: девочка сама решала задачу, а студентка помогала ей рассуждать с помощью наводящих на мысли вопросов. В последующем девочка научилась самостоятельно анализировать условия задачи и находить решение. Теперь подлинный выигрыш был и у «учителя» (первый ценный педагогический опыт) и у «ученика» (самостоятельность действий).

 

Тема 21. Трансакционный (трансактный) анализ - концепция

Осознания людьми cвoиx скрытых психологических

Игр и жизненных сценариев.

(Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы./ Э. Берн - СПб., 1992.- 400 с.;

Харрис, Т. Я хороший, ты хороший./ Т. Харрис.- М., 1993.- 176 с.;

Крупенин, А.Л. и др. Эффективный учитель./ А.Л. Крупенин - Р.н/Д, 1995. - 480 с.;

Дерябо, С.Д. и др. Гроссмейстер общения./ С.Д. Дерябо.- М., 1998, - 192 с.

Шейнов, В.П. 12 секретов успеха./ В.П. Шейнов. - М., 2001. - 416 с.)

 

· Основная идея

Структуру человеческой психики составляют три основных элемента:

1) «Ребёнок, или Дитя» - чувства и желания детей до шести лет;

2) «Родитель» - родительские ценности, традиции, нормы поведения;

3) «Взрослый» - подход к самостоя­тельному восприятию мира.

Любое из названных «эго-состояний» может ситуативно или постоянно преобладать в человеке и тогда он чувствует, мыслит и действует в рамках этого преобладающего «эго-состояния». Переход от одного состояния к другому прояв­ляется в манерах, выражении лица, словах и жестах.

· Характеристика основных «эго-состояний»

Д (Дитя) - эмоциональное начало в человеке; включает в себя все импульсы, есте­ственно присущие ребенку (доверчивость, нежность, изобретательность, но также капризность, обидчивость и др.; ранний детский опыт взаимодей­ствия с окружающими, способы реагирования и установки в отношении к себе и другим («Я хороший, другие ко мне придираются»). Внешне проявляется как детски непосредственное отношение к миру, с одной стороны, (творческая увлеченность, наивность гения), и как архаичное детское поведение в виде упрямства, легкомыслия - с другой стороны. Вербальные индикаторы: Я хочу…; Я буду...; Когда я...(вырасту, окон­чу вуз, стану начальником); самый лучший...(игра «Мое лучше чем твоё). Невербальные признаки: дрожащие губы; слезы в глазах; гримасничанье; «бегающие глаза»; надутые губы; почесывания; пожатие плечами и др.

Р (Родитель) - источник социальной преемственности; социальные установки и поведение, усвоенное из внешних источников, преимущественно oт родителей и других авторитетных лиц; с одной стороны - это набор полезных, проверенных временем правил и руководств, с другой - вместилище предрассудков и предубеждений. Внешне проявляется как критичное воспитательное поведение по отно­шению к другим, «отеческие» замечания, а также оказание покровительства, зашиты и протекционизма. Вербальные индикаторы: надо; должен; нельзя; никогда; сколько можно; всегда; оценочные высказывания - нелепый; чушь; ерунда; нет-нет, не надо! Невербальные признаки: нахмуренные брови; поджатые губы; указующий перст; нетерпеливые вздохи; покачивание головой; поза «руки на бедрах»…

В (взрослый) - источник реалистического поведения; это «эго-состояние» не свя­зано с возрастом, оно ориентировано на объективный сбор информации, адаптивно, действует хладнокровно оценивая вероятности и
бесстрастно рассуждая. Вербальные индикаторы: вопросы «когда», «поче-му», «что», «как», свидетельствующие о познавательной активности.; «по моему мнению»… Невербальные признаки: движение; перемена позы; моргание каждые 3-5 секунд; внимание на лице; смотрит в глаза партнёру.

· Основные понятия

Трансакция - единица общения, обмен поглаживаниями.

Поглаживание - любой акт, предполагающий признание присут­ствия другого человека.

Трансакционный стимул (Ст.) - демонстрация осведомленности о присутствии другого человека.

Трансакционная реакция (Ре.) – ответ на трансакционный стимул.

· Виды трансакций

Цель анализа трансакций (разбора ходов ): научиться определять, какая из трёх составных частей «Р-В-Д» человека ответственна за те или иные ходы. Характерными приметами при этом являются и слова, и интонации голоса, и жесты, и выражение лица.

1. Дополнительные трансакции:

1). Р - Р: «сплетни» = Стимул: Её долг - это дом и дети.

Реакция: Очевидно, у неё нет никакого чувства долга.

2). Д - Д или Р - Д: «игра вместе» = Стимул: Как я устала…

Реакция: Сейчас я о тебе позабочусь.

3). В - В: «решение реальных задач» = Стимул: Который час?

Реакция: На моих часах 9.00.

Правило коммуникации: Пока трансакции дополнительны, процесс коммуникации будет протекать гладко и неопределенно долго.  

Ст.....

Ст.
Ст.
Ре.

               
   
 
Ре.
     
 
 
     
Ре.
 

 


Дополнительные трансакции имеют также следующие образные названия, позволяющие сориентироваться в их целевой направленности.

Пристройки рядом: Р - Р = «Демагог»; В - В = «Коллега»; Д - Д = «Шалун»;

Пристройки сверху:

Р- В («Про­фессор»); Р - Д («Босс»); В - Д («Воспитатель»);

Пристройки снизу:

В - Р («Парламентёр»); Д - Р («Недотёпа»); Д - В («Поче­мучка»).

2. Пересекающиеся трансакции:

Правило коммуникации: Пересекающиеся трансакции прерывают процесс коммуникации или делают его конфликтным.

Стимул: В – В = Ты не знаешь, где мои очки?

Реакция: Д – Р = Вечно я у тебя во всём виновата!

 
 


Ст.

1 тип

Стимул: В – В = Ты не знаешь, где мои очки?

Ст.
Реакция: Р – Д = Почему ты сам не знаешь, где

твои вещи?

 
 


 

П тип

Вариант изменения пересекающейся трансакции на дополнительную:

Стимул: В – В = Ты не знаешь где мои очки?

Реакция: В – В = Очки лежат на журнальном столике.

3. Скрытые трансакции:

Правило коммуникации: скрытые трансакции требуют одновременного участия более чем двух состояний и являются основой психологических игр.

Ситуация 1. Продавец – Покупатель:

- Эта модель получше, но она вам не по карману.

- Вот её-то я и возьму (покажу наглецу, что он не прав!)

Анализ трансакции: соц.ур.

Участвуют три эго-состояния.

(Продавец = В; Покупатель = В и Д). пс.ур.

Социальный уровень: Стимул: В – В.

Реакция: В – В. Угловая скрытая

Психологический уровень: Стимул: В – Д. трансакция

Реакция: Д – В.

Вариант изменения ситуации:

Стимул: В – В = Эта модель получше, но она вам не по карману.

Реакция: В – В = Вы безусловно правы и в том, и в другом.

 

Ситуация 2. Ковбой – Девушка (флирт, заигрывание)

- Не хотите ли посмотреть конюшни? соц.ур.

- Ах, я с детства обожаю конюшни.

Анализ трансакции: Участвуютчетыре эго-состоянияпс.ур.

(Ковбой = В и Д; Девушка = В и Д)

Социальный уровень: Стимул: В – В. Двойная скрытая

Реакция: Д – Д. трансакция

Психологический уровень: Стимул: Д – Д.

Реакция: Д – Д.

Вариант изменения ситуации:

Стимул: В - В = Не хотите ли посмотреть конюшни?

Реакция: В - В = Я хотела бы сходить туда вместе с нашими друзьями.

· Чем отличаются люди друг от друга?

1. Наполнение Р, В, Д у каждого человека особенное в силу

уникальности личного опыта.

2. Сферы деятельности Р, В, Д, т.е. их функции у разных людей

неодинаковы.

· Возможные функциональные нарушения в личности

       
   
 
 

 

 


 
 

 


Идеальная личность Человек с чрезмерно Человек без Человек,

развитым чувством совести страдающий

долга (властный (в детстве психозом

родитель; нет грубо и (отсутствует

записей радостных жестоко связь с

ощущений). обращались реальностью;

или потакали ослабленный

во всём). взрослый).

Заражение – заражающее влияние «Р» или «Д» на эго-состояние «В» человека, т.е. заражение взрослого происходит, когда РВД- части нашей

личности не отделены друг от друга, они перекрываются. Иногда во Взрослом оказываются непроверенные Родительские данные, безоговорочно принимаемые за истину. В этом случае говорят, что человек заражён предрассудками. С таким человеком особенно трудно спорить. Жёсткость его позиции обусловлена не логикой, а соображениями безопасности. Ему кажется безопаснее верить лжи, а не собственным глазам и ушам. Иногда Взрослый бывает заражён Ребёнком, тогда эго-состояние Взрослого, его чувства и ощущения отражают не сегодняшнюю реальность, а ситуацию давнего прошлого. Такое заражение проявляется, главным образом, в двух формах: в маниях (в основе - страх наказаний в детстве и настороженное отношение ко всему происходящему вокруг: этот мир ужасен)и галлюцинациях (в состоянии крайнего напряжения оживает то, что довелось испытать: унижения, оскорбления, отверженность).

Подавление – подавляющее влияние властного «Р» на «Д» или подав-ляющее влияние капризного «Д» на «Р», когда «Д» или «Р» не проявляют



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.173.112 (0.048 с.)