Предмет политологии и методы политологических исследований. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет политологии и методы политологических исследований.



Предмет политологии и методы политологических исследований.

Политология - наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.

Предмет политической науки можно определить следующим образом. Политология – это интегральная наука о политических отношениях во всех их проявлениях, о функционировании институтов и механизмов властвования в разных политических системах, об участии в политической жизни рядовых людей, лидеров, правящих элит, партий, классов и наций, о закономерностях разного уровня, непосредственно связанных с осуществлением власти.

 

МЕТОДЫ.

Большинство исследователей склонны выделять три группы методов:

Общелогические методы, используемые политологией как одной из обществоведческих наук (философия, социология, экономика). Это — не собственно методы политической науки.

Вторая группа — методы эмпирических исследований, получения первичной информации о политических фактах.

Исходя из этого можно выделить третью группу - методологии.

 

Социологическая методология - предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений.

 

Бихевиоралистская. Суть методологии заключается в изучении политики посредством конкретного исследования многообразного поведения отдельных личностей и групп (но не институтов). Начала данного подхода: 1) политика имеет личностное измерение; 2) доминирующие мотивы поведения людей — психологические; 3) политические явления измеряются количественно; открывается возможность использования математики.

 

Нормативно-ценностная — предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага и справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и т. п.

 

Функциональная — требует изучения зависимостей между политическими явлениями, проявляющихся в опыте, например, взаимосвязей между уровнем экономического развития и политическим строем.

 

Антропологический подход. Он требует изучения обусловленности политики не социальными факторами, а природой человека как родового существа, имеющего одинаковый набор основных потребностей (в пище, одежде, жилище, безопасности, духовном развитии и т. д.).

 

Психологический подход — сходен с антропологическим. Отличием является рассмотрение конкретного индивидуума, что предполагает учет его родовых качеств, социального окружения, особенностей индивидуального развития.

 

Социально-психологический подход аналогичен психологическому, однако применительно к индивидам, в зависимости от их принадлежности к социальным группам, этносам. С его помощью исследуется психологический характер этих групп.

 

Критико-диалектический подход предполагает сопоставление однотипных политических явлений, например, политических систем, с целью выявления их общих и специфических черт, нахождение наиболее эффективных форм политической организации.

 

ДАОСИЗМ

учение о дао или «пути вещей», китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии. Идеология раннего даосизма отражала воззрения мелковладетельной знати и общинной верхушки, их протест против чрезмерного обогащения правителей, усиления чиновничьего аппарата и расширения государственной деятельности. Утратившие свое былое влияние, эти слои добивались реставрации патриархальных порядков.

Основатели даосизма стремились развенчать идеологию правящих кругов, и в первую очередь официальный религиозный культ с его догмами о «небесной воле» и «государе — сыне неба», дарующих законы дао народу. Дао в интерпретации последователей Лао-цзы — это абсолютное мировое начало. Существующие в обществе недостатки даосы объясняли тем, что люди, предавшись суетным желаниям, отошли от первоначальной простоты, разорвали естественные узы, скреплявшие их с землей, и вместо мудрости полагаются на знания. Причиной общественных неурядиц является переход от изначального слияния человека с дао к развитию его способностей и знаниям.

 

ЛЕГИЗМ

философская школа эпохи Чжаньго (Воюющих царств), известная также как «Школа законников». Основной идеей школы было равенство всех перед Законом и Сыном Неба, следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра.

Легисты прославились тем, что когда они приходили к власти (в Ци и в Цинь), то устанавливали крайне жестокие законы и наказания.

 

Платон.

Развитие античной политической мысли связан с именем знаменитого философа Платона. Впервые его политические идеи были изложены в отдельных политических трактатах, написанных в форме диалогов: "Государство", "Политик", "Законы". Древнегреческий философ продолжил традицию, наметившаяся - обоснование идеальной формы, государства. Подобный подход сохранится вплоть до эпохи Нового времени. Другая проблема, которую затронул Платон, - изменение государственных форм. По мнению Платона, идеальное государство можно обосновать, уподобив ее к телу или душе человека. Государство остается идеальной, пока каждое состояние занимается своим делом, в чем и выражается, по мнению Платона, справедливость.

 

Аристотель.

Большой вклад в развитие политической мысли внес Аристотель. Его можно назвать "отцом" использование сравнительного метода в политологии. Его концепция близка концепции Платона, однако с рядом различий. Хорошая власть одного - это монархия, искажением которой является тирания. Власти немногих, основанная на благотворительности и воспитании, - аристократия, когда "правительство сформировано из лучших людей", ее искажением является олигархия - власть основана на богатстве и отстранении от власти большинства населения. Третьей правильной формой Аристотель признает политию или конституцию - правление большинства, признает закон. Ей противопоставляется демократия, где у власти преобладают бедные, не имеющие необходимого воспитания и качеств для того, чтобы заниматься управлением государства.

 

Форма государства

От типов государства следует отличать формы государства. Под формой государства понимается способ организации и осуществления государственной власти. Форма государства раскрывает, как организована власть в государстве, какими органами представлена, каков порядок образования этих органов, какими методами осуществляется власть. Форма государства отражает исторические, географические, национальные, экономические и прочие особенности становления и развития различных государств.

Форма государства складывается из трех элементов: 1) формы государственного правления, 2) формы государственного устройства, 3) политического режима. При этом форма правления и форма государственного устройства раскрывают структурную сторону государства, а политический режим – его функциональную сторону. Политический режим – характеристика не только государства, но и всей политической системы. Поскольку сравнительный анализ политических режимов был дан в предыдущем разделе, остановимся здесь на знакомстве с формами правления и государственного устройства.

Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан. Различают две основные формы государственного правления: монархию и республику.

Монархия

(от греч. monarhia – единовластие) – это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха (короля, императора, шаха, царя и т.п.). Власть монарха, как правило, передается по наследству и считается непроизводной от какой-либо другой власти, органа или избирателя. Глава государства занимает пост на определенный срок и не несет юридической ответственности за свои действия.

Существуют неограниченные (абсолютные) и ограниченные (конституционные) монархии. Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства. Монарх выступает единственным носителем суверенитета, обладает широкими полномочиями в законодательной, исполнительной и судебной сферах. Дух этой формы правления ярко выражен в знаменитой фразе Людовика XIV "Государство – это я". Неограниченная монархия типична для рабовладельческого и феодального общества. В настоящее время практически не встречается, за исключением нескольких стран – Саудовской Аравии, Катара, Омана.

Отличительной особенностью конституционной монархии является ограничение власти монарха парламентом. В зависимости от степени такого ограничения выделяют дуалистическую (двойственную) и парламентскую монархии. При дуалистической монархии (Иордания, Кувейт, Марокко) полномочия главы государства ограничены в сфере законодательства, но достаточно широки в сфере исполнительной власти. Монарх вправе назначать правительство, которое ответственно перед ним.

При парламентской монархии власть главы государства практически не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в сфере исполнительной власти. Правительство формируется парламентским большинством и подотчетно парламенту, а не монарху. Тем самым "монарх царствует, но не правит". Сегодня конституционная парламентская монархия имеет место в Великобритании, Швеции, Дании, Испании, Бельгии, Японии и др. странах.

Республика

(лат respublica от res – дело и publicus – общественный) – это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа. Республиканская форма правления была известна еще рабовладельческому и феодальному обществам, но наибольшее развитие и распространение получила в эпоху капитализма. Выделяют три основных разновидности республики – президентскую, парламентскую и смешанную (полупрезидентскую).

Президентская республика

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов. Президент является одновременно и главой государства, и главой исполнительной власти. Он избирается независимо от парламента либо прямым голосованием избирателей, либо коллегией выборщиков. Президент сам формирует правительство, которое ответственно перед ним, а не перед парламентом. Члены правительства обычно назначаются из состава партии, победившей на президентских выборах, в результате чего возможно несовпадение партийного состава правительства и парламентского большинства.

Отличительной чертой президентской республики является жесткое разделение законодательной и исполнительной ветвей власти. Парламент не может вынести вотум недоверия правительству, но и президент не вправе распустить парламент. Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдержек и противовесов, взаимозависимости. Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и через утверждение бюджета. Президент обычно обладает правом отлагательного вето на решения парламента и правом законодательной инициативы.

Классический пример президентской республики – Соединенные Штаты Америки, где и была впервые введена эта форма правления. В странах Западной Европы президентская республика не получила распространения, но она преобладает в странах Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Боливия и др.). Здесь, так же, как и в ряде стран Азии и Африки с длительными авторитарными традициями, эта форма правления нередко предстает в виде "суперпрезидентской" республики.

Парламентская республика

В парламентской республике правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед парламентом. Парламент может выразить вотум недоверия правительству, что влечет за собой отставку правительства либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов. В большинстве стран с парламентской формой правления членство в правительстве совместимо с сохранением депутатского мандата. Глава правительства (премьер-министр, канцлер) реально является первым лицом в политической иерархии. Президент же фактически занимает в ней более скромное место, осуществляя главным образом представительские и церемониальные функции. Глава государства избирается, как правило, парламентским путем, т.е. либо парламентом, либо особой коллегией, создаваемой на основе парламента. К парламентским республикам относятся Италия, ФРГ, Индия, Турция, Израиль и др.

Выделяют также "смешанную" или полупрезидентскую республику. Эта форма правления стремится сочетать сильную президентскую власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Она не имеет таких устойчивых типичных черт, как парламентская и президентская республики и в различных странах существенно отличается в ту или иную сторону. Ее главная отличительная черта – двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом. Смешанная республика существует сегодня в Австрии, Финляндии, Франции, Болгарии, Польше и ряде других стран.

Что касается Беларуси и других республик бывшего СССР, то очевиден отказ этих стран от модели республики советского типа и поиски наиболее приемлемых вариантов формы правления. В государствах Прибалтики сложились элементы парламентской республики, что во многом определяется довоенными традициям и влиянием западноевропейской политической культуры. В России, Республике Беларусь, других странах СНГ устанавливается режим республики президентского типа (собственно президентской или полупрезидентской). При этом высказывается мнение, что для государств, находящихся в кризисном состоянии, предпочтительнее сильная президентская власть. Однако эта точка зрения не является общепризнанной. Споры и дискуссии в пользу парламентской или президентской республики скорее всего разрешит практика политической жизни. Априорного предпочтения какой-либо форме правления дать невозможно. Все зависит от особенностей исторического развития страны, устоявшихся традиций и обычаев, конкретной политической ситуации.

 

Признаки демократии.

1. Демократия имеет государственный характер:
а) выражается в делегировании народом своих полномочий государственным
органам. Народ участвует в управлении делами в обществе и государстве как
непосредственно (самоуправление), так и через представительные органы. Он
не может осуществлять сам принадлежащую ему власть и делегирует
государственным органам часть своих полномочий;
б) обеспечивается выборностью органов государства, т.е.
демократической процедурой организации органов государства в результате
конкурентных, свободных и честных выборов;
в) проявляется в способности государственной власти оказывать
воздействие на поведение и деятельность людей, подчинять их себе с целью
управления общественными делами.
2. Демократия имеет политический характер:
а) предусматривает политическое многообразие. Демократия, как,
впрочем, и рыночная экономика, невозможна без существования конкуренции,
т.е. без оппозиции и плюралистической политической системы. Это находит
проявление в том, что демократия выступает принципом деятельности
политических партий в борьбе за обладание государственной властью. При
демократии учитывается многообразие политических мнений - партийных и
других, идеологических подходов к решению общественных и государственных
задач. Демократия исключает государственную цензуру и идеологический
диктат.
Законодательства развитых западных государств закрепляют ряд
принципов, которыми должен гарантироваться политический плюрализм: 1) общее
право голоса; 2) равенство при выборах;
3) тайное голосование; 4) прямые выборы и т.п. Необходимо вспомнить, что
ст. 15 Конституции Украины провозглашает: «Общественная жизнь в Украине
основывается на принципах политического, экономического и идеологического
многообразия. Никакая идеология не может признаваться государством как
обязательная. Цензура запрещена»;
б) основывается на политическом равноправии граждан на участие в
управлении делами общества и государства и, прежде всего, равенстве
избирательных прав. Такое равенство дает возможность выбора между
различными политическими вариантами, т.е. политическими возможностями
развития.
3. Демократия предусматривает провозглашение, гарантирование и
фактическое воплощение прав граждан - экономических, политических,
гражданских, социальных, культурных, а равно - и их обязанностей в
соответствии с международными стандартами, закрепленными в Хартии прав
человека (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о
гражданских и политических правах 1966 г. и Международный пакт об
экономических, социальных и культурных правах 1966 г., др.). Законом
Украины «О действии международных договоров на территории Украины» от 10
декабря 1991 г. установлен порядок применения международных норм о правах
человека.
4. Демократия предусматривает законность в качестве режима общественно-
политической жизни. Режим общественно-политической жизни выражается в
требованиях ко всему обществу - ко всем субъектам политической системы (они
же - и субъекты демократии) и, прежде всего, к государственным органам -
учреждаться и функционировать на основе строгого и неуклонного исполнения
правовых норм. Каждый орган государства, каждое должностное лицо должны
иметь столько полномочий, сколько необходимо, чтобы создать условия для
реализации прав человека, их охраны и защиты.
5. Демократия предполагает взаимную ответственность государства и
гражданина, которая выражается в требовании воздерживаться от совершения
действий, нарушающих их обоюдные права и обязанности. В Конституции Украины
подчеркнуто: «Государство отвечает перед человеком за свою деятельность.
Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной
обязанностью государства» (ст. 3). Арбитром в возможных конфликтах между
государством и гражданином является независимый и демократический суд.

 

13. Тоталитарный политический режим.

Тоталитаризм означает, что государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества. Тоталитаризм основывается на официальной идеологии, характеризуется крайним центризмом, волюнтаризмом, культом личности правящего вождя. Опирается только на политическую силу (чаще всего — военную), оппозиция не допускается или преследуется, насилие носит характер террора, зачастую допускается геноцид.

характеристики:

-Наличие одной всеобъемлющей идеологии, на которой построена политическая система общества.

-Наличие единственной партии, как правило, руководимой диктатором, которая сливается с государственным аппаратом и тайной полицией.

-Крайне высокая роль государственного аппарата, проникновение государства практически во все сферы жизни общества.

-Отсутствие плюрализма в средствах массовой информации.

-Жёсткая идеологическая цензура всех легальных каналов поступления информации, а также программ среднего и высшего образования. Уголовное наказание за распространение независимой информации.

-Большая роль государственной пропаганды, манипуляция массовым сознанием населения.

-Отрицание традиций, в том числе традиционной морали, и полное подчинение выбора средств поставленным целям (построить «новое общество»).

-Массовые репрессии и террор со стороны силовых структур.

-Уничтожение индивидуальных гражданских прав и свобод.

-Централизованное планирование экономики.

-Почти всеобъемлющий контроль правящей партии над вооружёнными силами и распространением оружия среди населения.

-Приверженность экспансионизму.

-Административный контроль над отправлением правосудия.

-Стремление стереть все границы между государством, гражданским обществом и личностью.

виды:

Коммунизм (социализм) в большей степени, чем другие разновидности тоталитаризма, выражает основные черты этого строя, поскольку предполагает абсолютную власть государства, полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности. Несмотря на преимущественно тоталитарные формы политической организации, социалистической системе присущи и гуманные политические цели.

Фашизм – правоэкстремистское политическое движение, возникшее в обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы после Первой мировой войны. он выражал интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества, оказывавших фашистским движениям финансовую и политическую поддержку, стремящихся использовать их для подавления революционных выступлений трудящихся масс, сохранения существующего строя и осуществления своих имперских амбиций на международной арене.

Национал-социализм. Как реальный политический и общественный строй он возник в Германии в 1933 г. Его цель – мировое господство арийской расы, а социальное предпочтение – германская нация. Если в коммунистических системах агрессивность направлена прежде всего против собственных граждан (классового врага), то в национал-социализме – против других народов.

 

Признаки

-автократизм или небольшое число носителей власти (диктатор, военная диктатура, олигархическая группа);

-неподконтрольность власти народу, сужены или сведены на нет действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчётность их населению;

-игнорируется принцип разделения властей, глава государства, исполнительная власть доминируют, роль представительных органов ограничена;

-монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции (иногда отсутствие разнообразных политических институтов может быть следствием незрелости гражданского общества либо недоверия партиям со стороны населения);

-отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, прежде всего в экономику;

-в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии;

-права и свободы личности главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются (прежде всего, в политической сфере);

-личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью;

-силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас в политических целях.

-oдним из распространённых явлений в рамках авторитарных и тоталитарных систем является практика имитации выборов.

Типология

1. Традиционные абсолютистские монархии.

2. Традиционные авторитарные режимы олигархического типа. Характерны для стран Латинской Америки (примеры: Гватемала, Куба до 1959 г. Никарагуа до 1979 г. и другие).

3. Гегемонистский авторитаризм новой олигархии (примеры: Камерун, Тунис, Филиппины при Ф. Маркосе в 1972—1985 гг.).

4. Страны «социалистической ориентации» со всеми особенностями восприятия социализма, его типов, эгалитаристских традиций собственной культуры и так далее (примеры: Алжир, Бирма, Гвинея, Мозамбик, Венесуэла, Танзания и другие).

5. Военные режимы (примеры: режим Г. А. Насера в Египте, Х. Перона в Аргентине, авторитарные режимы в Ираке, Перу, США и другие).

 

Предмет политологии и методы политологических исследований.

Политология - наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.

Предмет политической науки можно определить следующим образом. Политология – это интегральная наука о политических отношениях во всех их проявлениях, о функционировании институтов и механизмов властвования в разных политических системах, об участии в политической жизни рядовых людей, лидеров, правящих элит, партий, классов и наций, о закономерностях разного уровня, непосредственно связанных с осуществлением власти.

 

МЕТОДЫ.

Большинство исследователей склонны выделять три группы методов:

Общелогические методы, используемые политологией как одной из обществоведческих наук (философия, социология, экономика). Это — не собственно методы политической науки.

Вторая группа — методы эмпирических исследований, получения первичной информации о политических фактах.

Исходя из этого можно выделить третью группу - методологии.

 

Социологическая методология - предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений.

 

Бихевиоралистская. Суть методологии заключается в изучении политики посредством конкретного исследования многообразного поведения отдельных личностей и групп (но не институтов). Начала данного подхода: 1) политика имеет личностное измерение; 2) доминирующие мотивы поведения людей — психологические; 3) политические явления измеряются количественно; открывается возможность использования математики.

 

Нормативно-ценностная — предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага и справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и т. п.

 

Функциональная — требует изучения зависимостей между политическими явлениями, проявляющихся в опыте, например, взаимосвязей между уровнем экономического развития и политическим строем.

 

Антропологический подход. Он требует изучения обусловленности политики не социальными факторами, а природой человека как родового существа, имеющего одинаковый набор основных потребностей (в пище, одежде, жилище, безопасности, духовном развитии и т. д.).

 

Психологический подход — сходен с антропологическим. Отличием является рассмотрение конкретного индивидуума, что предполагает учет его родовых качеств, социального окружения, особенностей индивидуального развития.

 

Социально-психологический подход аналогичен психологическому, однако применительно к индивидам, в зависимости от их принадлежности к социальным группам, этносам. С его помощью исследуется психологический характер этих групп.

 

Критико-диалектический подход предполагает сопоставление однотипных политических явлений, например, политических систем, с целью выявления их общих и специфических черт, нахождение наиболее эффективных форм политической организации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 532; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.109 (0.055 с.)