Экологическое краеведение в школе. Методика организации экологического кружка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экологическое краеведение в школе. Методика организации экологического кружка.



Эколого-краеведческая деятельность школьников – это ознакомление ребёнка школьного возраста с природой той местности на которой он проживает.

Эколого-краеведческие представления школьника 9-12 лет должны включать ряд сведений:

1) знать природные условия своего места жительства – какие в округе леса, реки и другие водоёмы, типичные растения и животные;

2) знать основные геологические объекты края;

3) узнавать охраняемые и редкие растения и животных своей местности;

4) знать не менее 10 видов местных птиц;

5) различать съедобные и ядовитые грибы, а также ядовитые растения;

6) уметь вести календарь наблюдений за природой;

7) знать местные охраняемые территории;

У школьников 12-15 лет эколого-краеведческие представления должны быть расширены и углублены, а также снабжены соответствующими технологиями.

1) знать геологические особенности района, наиболее распространённые горные породы, геологические образования, преобладающие типы почв и их свойства. Уметь отбирать геологические образцы и производить их простейший анализ.

2) уметь составлять схематическую карту рек, других водоёмов и родников, отмечая загрязнённые участки, знать причины загрязнения;

3) уметь отмечать на карте района места произрастания редких и охраняемых растений, знать меры по их охране;

4) уметь составлять коллекцию семян, плодов, листьев и кусочков коры местных деревьев;

5) уметь вести фенологические наблюдения, в соответствии с международными правилами;

6) уметь определять местных животных последам, голосам и т.д.;

7) знать режим местных охраняемых территорий, а также функций, адреса и телефоны местных природоохранных организаций.

Основным методом краеведческой работы школьников является наблюдение, а также описание, коллекционирование, картографирование местности и др.

Ребят учат эмпирическим методам обучения + туристические навыки.

Кружок – это групповой вид внеклассной работы, который создаётся на исследованиях учащихся. Он базируется на знания, полученные на уроке. Даст возможность систематизировать знания по определённой программе.

Организовать кружок нужно с первых уроков экологии. Следует начинать с такого мероприятия, который бы возбудил интерес к предмету.

В основе создания кружка лежит инициатива учителя. Выбирается актив кружка.

План работы кружка:

1) проведение экскурсий, вечеров;

2) походы, экспедиции;

3) стационарное наблюдение;

4) выпуск газет;

5) создание краеведческого уголка или музея.

Работа кружка начинается с установленного занятия, где ставится цель и раскрывается её содержание.

16. Факультативы по экологии в школе. Методика их организации и проведения.

Факультативные курсы — это форма углубленного изучения одного из предметов по выбору учащихся, средство развития познавательных интересов школьников, их способностей, а также профессиональной ориентации учащихся.

В отличие от внеклассных занятий, факультативы проводятся по утвержденной программе, по расписанию, в рамках отведенного времени (1-2 раза в неделю), с постоянным составом учащихся. В современных школах факультативные занятия ведутся с 1-го класса, тематика курсов постоянно увеличивается.

Факультативные курсы расширяют и углубляют знания и умения, приобретаемые школьниками при изучении основного курса. Помимо того, они позволяют формировать и развивать у учащихся разносторонние интересы, культуру мышления, умение самостоятельно восполнять знания, приобщают школьников к самостоятельной исследовательской работе, дают возможность познакомиться с некоторыми современными достижениями науки. В рамках гуманизации образования, факультативные занятия способствуют раскрытию внутреннего потенциала учащихся, созданию условий для их самореализации и развития. Факультативные курсы позволяют наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. При этом форма организации занятий более свободна и предполагает в большей степени творческую активность учащихся. К тому же программы факультативных курсов не являются жёсткими и допускают коррекцию.

Психолого-педагогическая проблематика экологического воспитания связана с формированием таких качеств личности и интеллекта учащихся, как самостоятельность мышления, духовные ценности, экологическая этика и др.

При планирование экологического обучения необходимо предусмотреть усиление внимания к решению экологических задач на занятиях, при посещение краеведческого музея, во время общения со специалистами - геологами, агрономами и т. д.; во время экскурсий на природные объекты: карьеры, лесополосы, водные источники.

Примерный план работы экологического факультатива

Теоретический материал Экскурсии, встречи Всего часов
Введение. Для чего мы учимся решать экологические задачи? 1ч. Экскурсия на природные объекты,2 ч.  
Как решить экологические задачи,1 ч -  
Проблемы открытых горных разработок, 2ч Экскурсия на карьер, 2ч  
Проблемы охраны атмосферы от загрязнения,4ч Экскурсия в гидрометеоцентр,2ч  
Проблемы водных ресурсов, 5ч Работа в парке по очистке источника,3ч  
Проблемы почвенных ресурсов,4ч Встреча с агрохимиками в лаборатории,2ч  
Проблемы лесных ресурсов,3ч Экскурсия,2ч  
Итоговое занятие    

На факультативе, как и на любом уроке должны достигаться 3 единых цели обучения: образовательная, развивающая и воспитательная.

17. Принцип наглядности обучения экологии в школе. Роль учебных экскурсий.

К наглядным методам относятся демонстрация, иллюстрация, видеометод и т. д.

Демонстрация – метод, выражающийся в показе классу различных средств наглядности: 1) наглядные пособия (картины, схемы, таблицы) 2) опыты. Она применяется в основном при объяснении нового материала.

Иллюстрация – метод, главная функция которого – образное воссоздание явления, его формы, сущности. Она помогает активизировать процессы ощущения, восприятия. Используются карты, графики, картины, фильмы и т. д. Обучающий результат использования иллюстраций – обеспечение четкости восприятия объекта; развивающий эффект – формирование представлений, развитие мышления; воспитательное значение – формирование визуальной и слуховой культуры.

Одно из традиционных средств обучения экологии – картины. Их используют для формирования единичных и общих экологических понятий. Учащиеся выделяют главное и второстепенное. Также картины используются в дидактических целях. Наиболее распространенная форма работы с картиной – беседа, а также самостоятельная работа.

Схема – запись рассуждения в краткой форме. Ее можно использовать на любых этапах изучения материала, чаще в начале.

Таблица предназначена для восприятия цифрового материала. Существуют виды: 1. иллюстративные; 2. текстовые; 3. смешанные. Таблица – своеобразный переход от текста к иллюстрации, предмет анализа. Работа с таблицей полезна для усвоения знаний и приобретения новых навыков. Таблицы используются в момент объяснения нового материала, в форме таблицы часто делают выводы, сравнения.

Графики – изображения функциональной зависимости при помощи линий на плоскости.

Профили – условные изображения размещений объектов и явлений в вертикальной плоскости.

Рисунки – разрезы также часто применяются в экологии.

Таким образом, работа с наглядными пособиями должна сочетаться с учебником, предусматривать различный характер продуктивной деятельности учащихся, не только репродуктивный, но и творческий; применяется на различных этапах обучения; стимулирует познавательный интерес учащихся.

Существуют аудиовизуальные средства и методы, но они не очень активно используются. А видеометод служит не только для преподнесения знаний, но и для контроля, закрепления. Обучающая и воспитательная функция обусловлена высокой эффективностью воздействия наглядных образов и возможностью управления событиями. Программы ПК способствуют усвоению материала, выявлению причинно-следственных связей, формированию знаний об экологических закономерностях.

Виды ПК-программ: 1) тренажеры – для повторения знаний; 2) обучающие – для показа нового материала; 3) имитационно-моделирующие – для выработки навыков решения проблем, которые должны быть взяты из жизни; 4) дидактические игры – для активизации индивидуальной и групповой деятельности учащихся. Экологическое краеведение = экологические экскурсии.

Экскурсия – организованное коллективное посещение природных, промышленных объектов, достопримечательных мест под руководством учителя для изучения и сбора краеведческого материала. Экскурсии бывают программные и внеклассные.

Экскурсии играют огромную роль в обучении экологии: 1) обеспечивают высшую форму наглядности 2) реализация краеведческого принципа 3) реализация экологических и экономических принципов 4) ознакомление с методами исследования экологической науки 5) развивает познавательную самостоятельность.

Классификация экскурсий: 1) по характеру проведения: очные и виртуальные 2) по постоянству обустройства маршрута: по экологической тропе, спонтанно организованные 3) по содержанию: тематические и комплексные (обзорные) 4) по характеру выполняемых действий: исследовательские, иллюстративные 5) по месту проведения: природоведческие, социальные, краеведческие, экологические 6) по характеру наблюдений: фенологические, экологические, ботанические, комплексные, социальные 7) по количеству участников: коллективные, групповые, индивидуальные 8) по продолжительности: 1 учебный час, целый день, многодневные. Во время экскурсий происходит целенаправленное изучение реальной действительности своей местности, что подготавливает школьников к познанию основного содержания школьной экологии.

10 заповедей экскурсионного дела: 1. помни, что экскурсия – не прогулка, а обязательная часть учебных занятий 2. изучи место, куда ведешь экскурсию. Наметь ее тему и составь план 3. выдерживай тему экскурсии, не отвлекайся на случайные вопросы 4. рассказывай на экскурсии только то, что можно рассказать 5. избегай длинных объяснений 6. не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать 7. не забрасывай экскурсантов множеством названий 8. умей правильно показать объекты и научи слушателей правильно смотреть на них 9. не утомляй излишне экскурсантов, они перестанут тебя слушать 10. закрепи экскурсию в памяти учащихся последующей проработкой материала.

18. Деятельностный принцип в преподавании экологии в школе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 628; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.38.3 (0.012 с.)