Тема 2. Обучение как педагогический процесс 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Обучение как педагогический процесс



Понятие дидактического процесса. Особенности процесса обучения. Двухсторонний и личностный характер процесса обучения. Педагог и ученик как субъекты процесса обучения (единство преподавания и учения). Структура процесса обучения.

Закономерности и принципы обучения. Понятие закономерности обучения. Характеристика основных закономерностей обучения: социальная обусловленность целей, задач и содержания обучения; воспитывающий и развивающий характер обучения; обусловленность обучения характером деятельности учащихся; целостность и единство дидактического процесса; единство и взаимосвязь теории и практики в обучении; единство и взаимообусловленность индивидуальной и коллективной организации учебной деятельности. Понятие о принципах обучения, их связи с закономерностями обучения.

Характеристика основных принципов обучения: наглядности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, прочности, доступности научности, связи теории с практикой и др. Правила реализации основных дидактических принципов в образовательной практике.

Особенности процесса обучения (целенаправленность, субъект-субъектный характер, взаимосвязь и взаимопроникновение преподавания и учения, цикличность, многофакторность, динамичность и диалектичность, вариативность. Структура процесса обучения. Цель обучения как системообразующий элемент процесса обучения. Объективные и субъективные цели обучения.

Средства обучения. Классификация средств обучения: идеальные и материальные. ТСО: их функции. Печатные средства обучения. Роль учебника в организации обучения. Приемы обучения работы с книгой. Идеальные средства обучения и специфика их использования (знания, речь, общение, средства вербализации умственных действий). Принципы отбора средств обучения.

Метод обучения как компонент обучения. Система и свойства методов обучения. Проблема классификации методов обучения (традиционная, по назначению в обучении (М.А. Данилов, Б.П. Есипов), по характеру учебно-познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин), по дидактическим целям (Г.И. Щукина, И.Т. Огородников), бинарные и полинарные классификации (М.И. Махмутов, В.Ф. Паламарчук, К. Сосницкий) по задачам обучения (Ю.К. Бабанский, по творческому вкладу учащихся в процесс обучения (А.В. Хуторской) и др.

Требования к отбору методов обучения.

Характеристика основных групп методов обучения: методы мотивации и стимулирования учебно-познавательной деятельности, методы организации и управления учебно-познавательной деятельностью, методы контроля и самоконтроля, оценки и самооценки результатов и процесса учебно-познавательной деятельности (по Ю.К. Бабанскому).

Формы организации обучения: сущность, виды. История развития форм организации обучения (индивидуальная форма организации обучения, групповая форма организации обучения, классно-урочная система обучения, лекционнно-семинарская система обучения, бел-ланкастерская система обучения, Маннгеймская система обучения, Дальтон-план, план Трампа,, метод проектов, «эвристическое погружение» (А.А. Ухтомский)и др.

Урок как основная форма организации обучения: сущность, структура. Типы уроков: уроки по ознакомлению с новым материалом, уроки закрепления знаний, уроки обобщения и систематизации изученного, уроки формирования навыков и умений, уроки проверки знаний, уроки комбинированные принципы разработки (И.Н.Казанцев, Б.П. Есипов).

Современные подходы к разработке эффективных форм организации обучения. Технология организации творческого урока (Хуторской А.В.).

Этапы подготовки и проведения урока: задачи. Cодержание деятельности учителя и учеников.

Основные требования к современному уроку. Условия повышения эффективности урока как формы организации обучения.

Экскурсии, семинары, практические занятия, домашняя самостоятельная работа, консультации, дополнительные занятия, факультативы как формы организации процесса обучения: сущность, структура, виды, технологии организации и осуществления.

 

Тема 3. Содержание образования как фундамент

Базовой культуры личности

Научные основы определения содержания образования. Культура как содержание воспитания и образования. Направленность содержания образования на обеспечение условия для освоения личностью системой научных знаний о природе, обществе, мышлении и способах деятельности, овладение системой интеллектуальных и практических навыков и умений, освоение опыта творческой деятельности, овладение опытом эмоционально-волевого отношения к миру, к другим людям (информационный, операционный, аксиологический компоненты содержания образования). Подходы к определению содержания образования: аксиологический, гуманистический, по видам деятельности, по направлениям воспитательно-образовательной работы, по компонентам базовой культуры личности. Критерии и принципы отбора и построения содержания образования. Теории формирования содержания образования.

Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющая содержания образования. Носители содержания образования: образовательные программы, учебные планы, учебники, учебные пособия, учебные комплекты: сущность, виды, структура, принципы разработки.

Концепция общего среднего образования в 12-летней школе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.10.246 (0.006 с.)