Классовое сознание и конфликт 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классовое сознание и конфликт



Вернувшись к Марксу, вы вспомните, что, согласно его теории, классовая принадлежность определяется положением человека в экономической системе, а классовый конфликт является неизбежным результатом эксплуатации одного класса другим. Маркс утверждал, что на ранних стадиях капитализма рабочий класс лишь смутно осознает свое положение в экономической системе. Однако со временем по мере сплочения рабочих они начинают осознавать свои общие интересы и неизбежность конфликта с буржуазией. В связи с ростом классового сознания рабочее движение становится угрозой для капиталистической системы и в конце концов свергают ее в результате насильственной революции.

Хотя всемирная революция, предсказанная Марксом, не осуществилась, исследователи в области социологии политики установили некоторые проявления классового сознания. Лица, занимающие высокий статус, как правило, чаще принимают участие в выборах, чем люди с низким статусом, и они поддерживают в первую очередь консерваторов; хотя представители низшего класса реже голосуют, они упорно отдают предпочтение более либеральным кандидатам. На основе этих данных можно предположить, что члены обоих классов признают те политические партии, которые полнее отвечают их интересам. Нетрудно понять причины классовых различий, свойственных политическому мировоззрению. Политические деятели либеральных взглядов с готовностью поддерживают программы помощи низшему классу, например такие мероприятия, как проверка качества продуктов питания или обеспечение школьников завтраками. Для членов высших классов более выгодна политика консерваторов (например, меры по стимулированию капиталовложений), поэтому они склонны голосовать за кандидатов, одобряющих именно эту политику. Исследование Хикса, Фридланда и Джонсона (1978) показывает, каким образом классовые интересы влияют на бюджетные расходы федерального и местного правительств и на формирование их политики. Штаты вроде Массачусетса, где профсоюзы обладают большим влиянием среди рабочих (имеется в виду высокая численность членов профсоюзов), получают больше правительственных фондов, чем штаты наподобие Техаса, в котором промышленно-финансовые корпорации оказывают давление на политику.

На результаты выборов оказывают влияние не только уровень классового сознания, классовые интересы и классовый конфликт. Рассмотрим, например, исследование, в котором сравнивались образцы поведения негров и белых во время /298/ голосования в пяти крупных городах юга США (Марри, Ведлидц, 1977). Социологи отметили, что, хотя белые из высшего класса участвовали в голосовании чаще, чем белые из низших слоев, негры из всех классов голосовали одинаково. Причины этого феномена не выявлены - может быть, негры-избиратели были лучше организованы, чем белые, или их, обездоленных, сплачивали общие интересы. Во всяком случае, исследование показало, что характер поведения во время выборов обусловлен не только классовой принадлежностью.

Этнические антагонизмы между рабочими также препятствуют формированию классового сознания - если итальянцы враждуют с ирландцами или негры не ладят с латиноамериканцами, очень трудно добиться объединения политических выступлений. Некоторые исследователи марксисты полагают, что капиталисты умышленно натравливают различные этнические и расовые группы друг на друга - например, используют представителей национальных меньшинств как штрейкбрехеров.

Короче говоря, классовое сознание очень неустойчиво в американском обществе. Подобная ситуация наблюдается и в Израиле. Относительно недавно проведенное исследование поведения избирателей на выборах в Израиле выявило слияние классовых и этнических факторов. В 1981 г. трудящиеся арабского или восточного происхождения отдали большую часть голосов за Менахема Бегина и поддерживавших его консерваторов, хотя это противоречило их классовым интересам (Авинери, 1982). Другое исследование наводит на мысль, что мировоззрение группы часто формируется под влиянием профессиональных, а не классовых интересов. Исследуя поведение инженеров-атомщиков на западе США, Мэйер (1982) обнаружил, что они выступали против правительственного контроля за использованием атомной энергии, поскольку это могло лишить их работы. Однако в соответствии со своим классовым статусом эти инженеры одобряли правительственный контроль в других областях - в частности, над использованием запасов бутылок от напитков и над сверхзвуковыми видами транспорта. В другом исследовании Леггетт (1968) показал, что стремление сохранить работу оказывает влияние на классовое сознание. Безработные или частично занятые члены национальных меньшинств, а также рабочие, приехавшие в город из сельской местности и оказавшиеся перед лицом безработицы, обычно отличаются более высоким уровнем классового сознания, чем работники, имеющие постоянную работу. /299/

БЕДНОСТЬ В США *

(*в этом разделе произведены небольшие сокращения. – Ред.)

ОТНОШЕНИЕ К БЕДНОСТИ

Бедные страдают не только из-за отсутствия денег, их также мучает клеймо позора, связанное с таким положением (см. главу 7). Так сложилось, что бедных считают лентяями и бездельниками. Многие утверждают, что они бедны по собственной вине: если бы они действительно хотели, то могли бы найти работу и улучшить свое положение. Эти взгляды еще весьма устойчивы, но многие начинают понимать, что так называемые "структурные факторы" (например, увольнение из-за отсутствия работы на сталелитейном заводе) являются важными причинами бедности. Как и следовало ожидать, пожилые, богатые и белые, придерживаются мнения о "собственной вине" бедных, а молодые, бедные и негры, скорее склонны учитывать "структурные факторы" (Фигин, 1972). Но бедные люди зачастую сами считают себя виноватыми, некоторые из них отказываются обращаться за пособием по бедности, считая, что они его не заслуживают (Кербо, 1976).

БОРЬБА С БЕДНОСТЬЮ

В 60-е годы президент Линдон Джонсон объявил "войну с бедностью". Орудиями этой "войны" были снижение налогов, программы профессиональной переподготовки рабочей силы, образовательные программы и увеличение пособий. Эти действия имели важное значение. Согласно подсчетам, в период с 1965 но 1975 г. число семей, находившихся за чертой бедности, составило менее 5 процентов всех семей (Хэйвман, 1977). Однако с тех пор многие из упомянутых программ были сокращены или полностью отменены в целях стабилизации правительственного бюджета. Еще больше позитивные результаты программ были подорваны растущей безработицей и увеличением числа бедных семей с одним родителем - матерью. Поэтому в США все еще существует множество бедных семей.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАВЕНСТВА

Бедность представляет собой особенно болезненное социальное явление, она словно сопротивляется всем усилиям по борьбе с ней. Этот факт приобретает особое значение в США, /300/ поскольку он противоречит основным ценностям американского общества. Равенство, прежде всего равенство возможностей, стало его главным принципом со времен Войны за независимость.

От Алексиса де Токвиля с его знаменитой критикой американской идеи равенства в 1832 г. до Линкольна и освобождения рабов в 1863 г., завоевания женщинами права участвовать в голосовании в 1920 г., решения Верховного суда в 1954 г. объявить сегрегацию в средних школах незаконной, борьбы за гражданские права и феминизма - движения за уравнение женщин в правах с мужчинами - призыв к равенству стал призывом к действию для десятков (если не сотен) социальных групп, стремящихся исправить различные формы несправедливости и неравноправия. Нет сомнения в обоснованности требований меньшинств, находящихся в невыгодном положении, но возможно ли полное равенство? В начале этой главы мы выяснили, что антропологам и социологам не удалось обнаружить общество, в котором существовало бы полное равенство. Хотя бы в небольшой мере неравенство проявляется повсюду. В некоторых странах, таких, как Советский Союз, были сделаны смелые попытки уничтожить неравенство на основе реорганизации экономической и социальной систем. Хотя среди жителей этих стран тенденция к равенству доходов, в среднем, проявлялась в большей мере, чем в капиталистических странах, в них сохранялся неравный доступ к образованию, улучшению жилищных условий и даже продуктам питания (Горин, 1980). Все это свидетельствует о том, что, хотя некоторые виды неравенства могут и должны быть уничтожены, полное равенство никогда не будет достигнуто.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

1. Неравенство связано с положением, при котором люди не имеют равного доступа к социальным благам. Стратификация характеризует способы, с помощью которых неравенство передастся от одного поколения к следующему, при этом образуются сословия или социальные слои. Классы формируются в связи с существованием социальных групп, имеющих неравный доступ к богатству и власти и неодинаковый престиж, иногда они становятся влиятельными политическими группами.

2. Неравенство существовало во всех обществах, даже самых примитивных и живущих при общинном строе. Обычно оно проявляется отчетливее в более крупных и сложных обществах, чем в примитивных. Наиболее очевидно неравенство /301/ в аграрных обществах, но оно также свойственно и обществам индустриальным.

3. В США распределение доходов и богатства за последние 200 лет существенно не изменилось.

4. Социологи придерживаются нескольких противоположных взглядов на неравенство. В основе функционалистских теорий лежит идея о том, что некоторые виды деятельности общество считает более важными, чем другие. По мнению сторонников этих теорий, неравенство есть средство, обеспечивающее обществу уверенность в том, что такие виды деятельности; выполняются самыми квалифицированными лицами.

5. Сторонники конфликтологических теорий полагают, что неравенство вызвано более выгодным положением тех, кто контролирует общественное богатство. Их взгляды основаны на теории классов и социального расслоения, разработанной Карлом Марксом. Согласно этой теории, экономическая система любого общества формирует два основных класса, один из которых эксплуатирует или контролирует другой.

6. Концепция стратификации Вебера выделяет три фактора: богатство, престиж и власть. Эти факторы часто, но не всегда взаимодействуют.

7. Теория стратификации Уорнера опирается на критерии репутации людей внутри общности. Согласно этой теории, принадлежность к тому или иному социальному классу определяется самими членами общности.

8. Теория Треймана включает некоторые элементы из перечисленных выше. Она состоит из четырех главных пунктов: а) поскольку базисные потребности людей одинаковы во всех обществах, в них наблюдается единые принципы разделения труда; б) при специализированном разделении труда одни люди контролируют больше ресурсов, чем другие; в) этот контроль дает им определенные привилегии; г) профессии, обеспечивающие власть и привилегии, высоко ценятся во всех обществах.

9. Классовая принадлежность оказывает влияние на продолжительность жизни, семейную жизнь и особенности проведения досуга. Оценки классовой принадлежности со стороны других людей обычно обусловлены достигнутым, а не приписанным от рождения статусом. (Имеется в виду все, что они сделали в жизни, а не то, что ими было унаследовано от рождения, независимо от собственных усилий.)

10. Индивидуальной мобильностью называется изменение положения индивида в системе стратификации. Она может быть результатом вертикальной или горизонтальной мобильности /302/ индивида, реорганизации социальной структуры (т.е. создания новых типов занятий) или введения новой системы стратификации (путем революционного преобразования).

11. Коллективная мобильность предполагает изменение положения социальной группы в системе стратификации. В то время как индивидуальная мобильность больше распространена в том обществе, где выше ценится достигнутый статус, коллективная мобильность преобладает в обществе, где главное значение придается приписанному от рождения статусу.

12. Заметны некоторые признаки классового сознания и в США. Особенно это проявляется во время выборов. Однако другие факторы могут противоречить классовым интересам и препятствовать объединенным политическим акциям. Среди этих факторов - этнический антагонизм и профессиональные интересы. /303/

Предыдущая | Содержание | Следующая

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.174.76 (0.009 с.)