Тема 30. Социально-педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 30. Социально-педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями



Целенаправленная социально-педагогическая деятельность с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями, включает широкий спектр долгосрочных мер помощи комплексного характера – медицинского, правового, психолого-педагогического, экономического, социального. Содержание этих мер направлено на расширение контактов семьи, преодоление изоляции, включение ее в общественную жизнь; предоставление адекватной информации о специфических потребностях и перспективах развития ребенка, содействие в организации комплексной диагностики и раннего начала образовательного процесса; предоставление полноценной информации о социальных институтах помощи, содействие специалистам в составлении образовательного и реабилитационного маршрута на основе индивидуальной программы развития ребенка; налаживание семейного микроклимата, организация психологической поддержки родителей; организация правовой поддержки семьи: информация, защита прав и интересов.

Главная цель социально-педагогической работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями – помочь семье справиться с трудной задачей развития и воспитания ребенка-инвалида, способствовать ее оптимальному функционированию, мобилизовать ее возможности для решения задач реабилитационного процесса.

Технология социально-педагогической работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, включает в себя этапы: диагностико-конструктивный, организационный, заключительный. Диагностико-конструктивный этап – начальный этап работы социального педагога – заключается в анализе основных проблем и проектировании социально-педагогического процесса в семье, отборе специфических средств и методов реабилитации в соответствии с общими целями воспитания. Здесь происходит диагностика микросоциума и воспитательного потенциала семьи. Основная цель на начальном этапе – формирование у родителей адекватных представлений о структуре нарушений психофизического развития ребенка и о возможностях его образования и социализации. Организационный этап предполагает проектирование коррекционно-педагогического процесса в условиях семьи, отбор средств и методов работы, организацию педагогической среды с семье, конструирование системы обучающего взаимодействия взрослого и ребенка. На данном этапе решаются следующие задачи: обучение родителей специфическим способам и приемам работы с ребенком на основе индивидуальной программы; активизация участия одного из членов семьи как организатора реабилитации; подбор дидактического материала для специальных занятий, изготовление наглядных пособий, приспособлений; отработка организационных форм работы, условий обучения; налаживание стиля семейного общения. Важное требование данного этапа – обучение родителей самостоятельному анализу потенциальных возможностей ребенка, определению уровня сформированности социально значимых навыков. Коммуникативный этап – заключительный этап – предполагает помощь в установлении оптимальных взаимоотношений между родителями, родителями и детьми, другими членами семьи в сфере ближайшего окружения. Основные задачи: расширение арсенала средств при осуществлении коммуникативной деятельности за счет использования специфических способов общения (эмпатии, жестовой речи и т.д.); формирование инновационных форм взаимодействия с ребенком (сеансы эмоционально-развивающего взаимодействия, предметно-игровое взаимодействие и т.д.); формирование воспитательных навыков родителей.

В основе современной социальной политики РФ по защите прав семей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями, лежат положения, определяющие основные приоритеты помощи: 1) денежные выплаты в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (детские пособия и пенсии по инвалидности); 2) многопрофильные льготы семьям с детьми-инвалидами (медицинские, жилищные, трудовые, транспортные, налоговые и др.); 3) бесплатные выдачи семье и детям лекарств, технических приспособлений и т.д.; 4) социальное обслуживание семей (оказание долгосрочных мер комплексной помощи: юридической, социально-бытовой, медико-социальной, психолого-педагогической и др.). Социальная защита семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, имеет в своей основе соответствующую нормативно-правовую базу. Она ориентирована не только на решение конкретных проблем семьи, но прежде всего на укрепление и развитие ее собственного потенциала. В этом процессе особенно значимой становится роль социального педагога, который должен не только оказывать помощь семье в преодолении ежедневных трудностей, но и обучать членов семьи способам самопомощи и взаимопомощи, помогать в повышении уровня качества жизни.

Вопросы для самоконтроля:

1. Опишите поэтапную организацию социально-педагогической работы с семьями, имеющими ребенка с ограниченными возможностями.

2. Каковы основные приоритеты социальной помощи семьям, имеющим ребенка с ограниченными возможностями, со стороны государства?

 

Вопросы к государственному экзамену по «Социальной педагогике»

(дневное отделение)

1. Возникновение и развитие социально-педагогической теории и практики.

2. Социальная педагогика как отрасль знания, ее связь с гуманитарными науками.

3. Принцип природосообразности в социальной педагогике.

4. Принцип культуросообразности в социальной педагогике.

5. Принцип гуманизма в социальной педагогике.

6. Социализация как социально – педагогическое явление (сущность, основные характеристики, опыт, перспективы).

7. Макрофакторы социализации: страна, государство.

8. Роль этнокультурных условий в социальном воспитании.

9. Общество как макрофактор социализации.

10. Влияние типа поселения на социализацию человека.

11. Влияние СМК, субкультуры на социализацию.

12. Социальное воспитание как категория социальной педагогики.

13. Сущность концепции «открытая школа» (качественные характеристики, опыт, перспективы).

14. Факторы виктимизации.

15. Роль семьи в социальном становлении личности.

16. Человек как жертва социализации (типология, основные характеристики, перспективы).

17. Характеристика современной социально-педагогической ситуации в России: основные проблемы.

18. Возможности детского движения в социализации детей и подростков.

19. Специфика профессиональной деятельности социального педагога в учреждениях различных типов.

20. Особенности воздействия сообществ (воспитательных, общественных, государственных организаций) на социализацию молодежи.

21. Социально – педагогические аспекты формирования здорового образа жизни.

22. Досуговая деятельность как средство воспитания.

23. Сущность понятий «норма» и «отклонение от нормы» в социальной педагогике.

24. Социально – педагогическое исследование (этапы, структура, методы).

25. Основные направления деятельности СПО-ФДО.

26. Характеристика основных сфер жизнедеятельности человека, их возможности в социализации.

27. Методы социально – педагогической деятельности.

28. Формирование социального опыта в воспитательных организациях.

29. Социальный педагог. Профессиональный стандарт. Специализации социально – педагогической деятельности.

30. Требования к личности и деятельности социального педагога. Кодекс этики социального педагога.

31. Функции и социальные роли социального педагога.

32. Технология реализации социальным педагогом реабилитационной функции.

33. Виды, этапы, аспекты, принципы диагностики.

34. Паспорт социальной инфраструктуры микрорайона.

35. Деятельность социального педагога на основе диагностики.

36. Нормативно – правовые основы социально – педагогической деятельности.

37. Технология социального планирования и управления.

38. Методика реабилитации воспитательной предметно-пространственной среды.

39. Социально-педагогическая инфраструктура как часть социальной инфраструктуры, ее особенности, основные характеристики, компоненты.

40. Организация взаимодействия с различными социальными службами в профессиональной деятельности социального педагога.

41. Технология социально-педагогической работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями: этапы, содержание, методы.

42. Социальная защита семей, имеющих детей с ограниченными возможностями.

 

Рекомендуемая литература

Учебники и учебные пособия

1. Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики.-М.,2000.

2. Гурьянова М.П. Сельская школа и социальная педагогика.-М.,2000.

3. История социальной педагогики /Под ред. М.А.Галагузовой.-М.,2001.

4. Липский И.А. Социальная педагогика.- М., 2004.

5. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. Учебное пособие.-М.,2004.

6. Методика и технологии работы социального педагога /Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева.-М.,2002.

7. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику.-М.,1997.

8. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика.-М.,2003.

9. Никитина Л.Е. Социальная педагогика.-М.,2003.

10. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога.-М.,2001.

11. Отечественная социальная педагогика. Хрестоматия.- М.,2003.

12. Социальная педагогика: Курс лекций /Под ред. М.А. Галагузовой.-М.,2000.

13. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога.-М.,2002.

 

Монографии, научные статьи

1. Алексеева Т. Приоритеты региональной практики в интересах детства //Социальная педагогика.-2003.-№3.-с.3-7.

2. Бочарова В.Г. Воспитание школьников по месту жительству.-М.,1997.

3. Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания.-М.,1997.

4. Гурьянова М. Роль школы в социальном развитии села //Социальная педагогика.-2003.-№1.-с.10-12.

5. Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования.-М.,1995.

6. Киселева Т.Г. Социальная педагогика в культурно-досуговой сфере.-М.,1991.

7. Лексикон социальной работы.-Вологда,2001.

8. Литвак Р. Детское общественное объединение как фактор социализации ребенка //Социальная педагогика.-2003.-№1.-с.46 -51.

9. Лодкина Т., Кевля Ф. Диагностика личности ребенка и его семьи в работе семейного социального педагога //Социальная педагогика.-2003.-№1.-с.53-59.

10. Лодкина Т.В. Защита семьи и ребенка как проблема социальной экологии //Педагогическая наука и образование.-2002.-№2.-С.61-63.

11. Лодкина Т.В. Особенности работы социального педагога с семьей //Вопросы социальной работы.-Вологда,2000.

12. Михайлова С.И., У.Цинда. Проблемы современной семьи и консультирование семей в социальной работе.-Вологда,2002.

13. Олиференко Л. Приемная семья – институт защиты детства //Социальная педагогика.-2003.-№2.-с.77-88.

14. Плоткин М. Исторические предпосылки и современные тенденции социального воспитания в России //Социальная педагогика.-2003.-№3.-с.25-28.

15. Сергеев В. Социальная адаптация детей и молодежи – проблема государства //Социальная педагогика.-2003.-№3.-с.8-12.

16. Сорочинская Е. Социально-педагогическая инфраструктура детства – составная часть социальной политики //Социальная педагогика.-2003.-№1.-с.12-15.

 

Наталия Николаевна Демина

Ирина Александровна Макеева

Учебное пособие для подготовки к государственному
экзамену по

Социальной педагогике

(специальность «Педагогика-психология)

Редактор – А.Ф.Чуянов

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.0.53 (0.029 с.)