Отрицательные психические состояния и их предупреждение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отрицательные психические состояния и их предупреждение



Наряду с положительными (стеническими) состояниями у человека в процессе его жизнедеятельности (деятельности, общения) могут воз­никать и отрицательные (астенические) психические состояния.

Психическая напряженность

Ввиду новизны, неясности, запутанности той или иной жизнен­ной ситуации в экстремальных (крайних) условиях может возникнуть состояние психической напряженности.

Можно и нужно говорить о состоянии сугубо операционной (опе­раторной, «деловой») напряженности, то есть напряженности, которая возникает как результат сложности выполняемой деятельности (труд­ности сенсорного различения, состояния бдительности, сложность зри­тельно-двигательной координации, интеллектуальная нагрузка и т. д.) и эмоциональной напряженности, вызванной эмоциональными экс­тремальными условиями (работой с людьми, в том числе с больными, правонарушителями и т.д.).

Эмоциональное напряжение является необходимым условием продуктивной интеллектуальной деятельности, т. к. созна­тельной оценке всегда предшествует эмоциональная, выполняющая функцию предварительного отбора гипотез. Здесь даже отри­цательные эмоции могут выполнять положительную роль в связи с тем, что происходит взаимодействие «интеллектуальных» (эмоциональная активизация, являющаяся продуктом интеллектуального процесса) и «ситуативных» (эмоциональная активация, порождаемая общей ситу­ацией, в которой протекает интеллектуальный процесс) эмоций.

Стресс

Воздействие экстремальных условий деятельности может привести к возникновению у человека специфического состояния нервнопсихологической напряженности, называемого стрессом (от англ. «напряжение»).

Стрессом нужно считать только такое эмоциональное напряжение, которое в той или иной степени ухудшает протекание жизнедеятельности, снижает работоспособность человека и его надежность в работе.

По отношению к стрессу у человека не возникает целенаправ­ленных и адекватных реакций. В этом заключается основное отли­чие стресса от напряженной и трудной задачи, на которую (вне за­висимости от ее тяжести) человек, выполняющий ее, реагирует адекватно.

В состоянии стресса возникают затруднения в осуществлении функций, связанных с направленностью мышления на решение опре­деленных задач. При сильном стрессе возникает общая реакция возбужде­ния, и поведение человека становится (в большей или меньшей степе­ни) дезорганизованным, уровень исполнения резко падает. Еще боль­шее усиление стресса приводит к общему торможению, пассивности, бездеятельности.

Как пра­вило, стрессорами выступают эмоционально-отрицательные раздра­жители (например, неудачи в деятельности и общении, боязнь крити­ки или принятия ответственного решения, «цейтнот», перегрузка ин­формацией и т. д.). Но не исключены случаи, например, приезд близкого человека, что в определенной мере позволяет говорить об эмоциональ­ных стрессах, адекватных и неадекватных, вызвавшей их объективной обстановке.

Степень стрессовости реакций человека зависит не только от силы и длительности внешнего эмоциогенного воздействия (стрес­сора), но и от силы нервной системы, от многих качеств его личности, от прошлого опыта, тренированности и т. д. Стресс — это прежде всего эмоциональное состояние. Но ввиду тесной связи эмоций с ин­теллектуальной деятельностью можно говорить об «интеллекту­альном стрессе», «интеллектуальной фрустрации» и даже «интеллектуальной агрессии». После стресса, как и после иных сильных эмоциональных переживаний, согласно психоаналитической кон­цепции, у человека наступает катарсис (очищение) как душевное облегчение.

Беспокойство — тревога

Состояние стресса у человека нередко может сопровождаться та­ким сложным психическим состоянием как «беспокойство», «трево­га», «тревожность». Тревожность — это психологическое состояние, которое вызывается возможными или вероятными неприятностя­ми, неожиданностью, изменениями в привычной обстановке и дея­тельности, задержкой приятного, желательного, и выражающееся в специфических переживаниях (опасения, волнения, нарушения по­коя и др.) и реакциях. По преобладающему компоненту тревожность может быть причислена к эмоциональным состояниям. Но это состо­яние играет большую роль и в процессе мотивации человеческого поведения, в определенных случаях прямо выступая в качестве мо­тива.

Условиями, вызывающими беспокойство — тревогу («нару­шителями спокойствия») будут являться, к примеру, неожиданные изменения в обстановке деятельности; неудачи и ошибки; возмож­ность различных неприятностей, обусловленных спецификой дея­тельности или общения; ожидание (иногда длительное) определен­ного результата и т. д.

«Мягкие» формы тревожности служат человеку в качестве сиг­нала к устранению имеющихся в работе недостатков, к воспитанию решительности, смелости, уверенности в собственных силах.

Если же тревожность возникает по ничтожным причинам, не­адекватна объектам и ситуации, ее вызвавшим, принимает формы, свидетельствующие о потере самоконтроля, является длительно «вязкой», плохо изживается, то такое состояние, безусловно, отрица­тельно влияет на осуществление деятельности и общения.

Фрустрация

Трудности и возможные неудачи в жизнедеятельности при опреде­ленных условиях могут привести к возникновению у человека не толь­ко психических состояний стресса и тревожности, но и состояния фру­страции.

Применительно к человеку фрустрацию в самом общем виде можно определить как сложное эмоционально-мотивационное состоя­ние, выражающееся в дезорганизации сознания, деятельности и обще­ния и возникающее в результате продолжительного блокирования целенаправленного поведения объективно непреодолимыми или субъ­ективно так представляемыми трудностями.

Фрустрация проявляется тогда, когда лично значимый мотив остается неудовлетворенным или его удовлетворение тормозится, а возникшее при этом чувство неудовлетворенности достигает степени выраженности, превышающей порог терпимости» конкретного чело­века, и проявляет тенденцию к стабилизации.

Можно выделить состояния, типичные реакции, появляющиеся у людей при воздействии фрустраторов, т. е. препятствий, раздражи­телей, ситуаций, вызывающих фрустрацию. Типичными реакциями на воздействие фрустраторов являются агрессия, фиксация, отступ­ление и замещение, аутизм, регрессия, депрессия и др.

Если у человека часто повторяются фрустрации, то его лич­ность может приобрести деформационные черты: агрессивность, зави­стливость, озлобленность (при фрустрациях в форме агрессии) или утрату делового оптимизма и нерешительность (при «автоагрессии»), вялость, безразличие, безынициативность (при депрессии); персеверативность, ригидность (при фиксации) и т.д.

Важнейшими факторами, предотвращающими возникновение отрицательных психических состояний у человека, являются форми­рование и развитие у него чувства долга и ответственности, самоконт­роля, мужества, настойчивости, самокритичности, интеллектуальной активности и других положительных нравственных, характерологи­ческих, интеллектуальных и психофизиологических качеств, а также овладение методами психической саморегуляции (аутогенная тренировка и др.).

 

 

Раздел II ПЕДАГОГИКА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.005 с.)