Формы правления, формы государственного устройства, политические режимы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы правления, формы государственного устройства, политические режимы



При рассмотрении второго вопроса необходимо подчеркнуть, что государства одного типа различаются между собой по формам правления, формам государственного устройства, политическим режимам.

Под формой правления понимаются организация верховной государственной власти, правовое положение главы государства. Есть две основные формы правления: монархия и республика. В монархиях власть главы государства не считается производной от какой-либо другой власти и передается по наследству.

В республиках власть главы государства считается производной от воли избирателей или представительного органа, выбирающего главу государства.

Парламентарная монархия существует во многих странах: Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Швеция, Норвегия, Дания, Испания, Япония. Она олицетворяет для многих подданных идею незыблемости и надклассовости государственного строя. В конституционной монархии власть главы государства в сфере управления значительно ограничена, а на законодательную сферу фактически не распространяется, хотя за монархом может сохраняться право вето.

Законы принимаются парламентом. Правительство также формируется парламентом и отвечает перед ним. Все свои государственные функции монарх выполняет по рекомендации правительства.

Республика – наиболее распространенная форма правления в современных условиях. Есть три разновидности республик: президентская, парламентская и смешанная.

В президентской республике президент одновременно является и главой государства, и главой правительства. Президентом, как правило, становится лидер партии, победившей на президентский выборах. Из состава своей партии или своего окружения президент назначает министров. Парламент не вправе выразить вотум недоверия правительству. Однако президент в определенных ситуациях может подвергнуться импичменту. Законодательная, исполнительная и судебная власти образуют систему сдержек и противовесов.

Президент не вправе распустить парламент и назначить досрочные парламентские выборы (США).

В парламентской республике правительство формируется на парламентской основе и несет ответственность перед парламентом. Президент избирается парламентским путем. Места в правительстве он должен предоставлять представителям партий или партийных коалиций, располагающих большинством мест в парламенте. Наряду с изданием законов и вотированием бюджета парламент наделяется правом контроля за деятельностью правительства и может выразить ему вотум недоверия. Ключевым политическим постом здесь является пост премьер-министра или канцлера (ФРГ, Италия). Правительство с помощью партийной дисциплины регулирует и направляет деятельность парламентского большинства.

Смешанная республика сочетает в себе признаки президентской и парламентской республик. В смешанной республике президент избирается народом, имеет широчайшие полномочия вплоть до роспуска парламента и формирования правительства по собственному усмотрению. Однако правительство возглавляет не президент, а премьер-министр (Франция).

Форма государственного устройства – это национальное и административно-территориальное строение государства. В литературе выделяют три основные группы форм государственного устройства: унитарные, федеративные, конфедеративные.

Унитарная форма государственного устройства не признает за составными частями государства какой-либо политической самостоятельности. Она характеризуется единой конституцией, единой правовой системой, единым гражданством, единой системой высших органов государственной власти и управления. Унитарная форма государственного устройства – самая распространенная в мире.

Федеративная форма государственного устройства характеризуется тем, что субъекты федерации имеют свои законодательные, исполнительные и судебные органы, признающие верховенство федеральной конституции и федерального закона. Для федеративного государства характерно двойное гражданство и особое представительство субъектов федерации в федеральном парламенте. Большинство федераций в мире создавалось не по национально-территориальному, а по физико-географическому или историческому признаку. Федерализм приобретает смысл лишь в служении обществу, человеку. Он создает условия для участия населения в политических процессах на нескольких уровнях власти, гарантирует права и свободы граждан.

Что касается конфедерации, то ее характеризуют следующие признаки:

1. Договорная форма образования.

2. Свобода выхода из конфедерации.

3. Конфедерация не обладает суверенитетом.

4. Предметы ведения конфедерации ограничены перечнем небольшого круга вопросов.

5. В конфедерации создаются только те государственные органы, которые необходимы для решения задач по договорным актам.

6. В представительных органах конфедерации делегаты представляют суверенитет государства.

7. Акты конфедеративной власти не содержат норм прямого действия.

8. Право нуллификации.

9. Не обладает правом непосредственного налогообложения.

10. Субъекты конфедерации имеют право устанавливать таможенные ограничения.

11. В конфедерации, как правило, отсутствует единая система денежного обращения.

12. Нет союзного гражданства.

13. Отсутствует единая экономическая, политическая и правовая система.

14. Воинские формирования комплектуются субъектами конфедерации, нередко сохраняется двойное подчинение.

Политический режим – это совокупность приемов и методов осуществления политической власти.

В литературе есть несколько классификаций политических режимов:

1. Охлократия – олигархия – тирания.

2. Либеральный – умеренный – репрессивный режимы.

3. Тоталитарный – авторитарный – демократический режимы.

Характеристика политических режимов

Универсальная характеристика тоталитаризма:

1. Наличие идеологической доктрины (национал-социализм, коммунизм).

2. Единственная массовая партия, которая либо стоит над бюрократической государственной организацией, либо слита с ней.

3. Система террористического контроля над населением.

4. Контроль партии над СМИ, над вооруженными силами, над всей экономикой.

Для авторитарных режимов характерны:

1. Стремление исключить политическую оппозицию из процесса артикуляции политических позиций и принятия решений.

2. Стремление использовать силу в разрешении конфликтов и отсутствие демократических механизмов контроля за осуществлением власти.

3. Стремление поставить под свой контроль все потенциально оппозиционные общественные институты.

4. Относительно слабая укорененность власти в обществе.

5. Не слишком результативные поиски новых источников власти и новой идеологии.

6. Относительная закрытость правящей элиты.

Что касается демократических режимов, то им, по мнению А. Пшеворского, присущи шесть характеристик:

1. Существование и организация конфликтующих интересов.

2. Развитие и разрешение конфликтов осуществлюется в согласии с правилами, которые определены заранее.

3. Некоторые направления действий исключены в качестве возможных стратегий.

4. Стремление к стабилизации отношений и вытекающее отсюда переплетение различных политических стратегий.

5. Результаты конфликта до известной степени разнонаправлены.

6. Результаты демократических конфликтов могут быть непредсказуемы.

Правовое государство

При рассмотрении третьего вопроса необходимо показать, что правовое государство – это государство, которое соответствует следующим пяти принципам:

господство права во всех сферах общественной жизни и верховенство закона, выражающего правовые принципы общества;

связанность законом самого государства, всех его органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан;

незыблемость свободы личности, ее прав и интересов;

взаимная ответственность государства и личности;

эффективные формы контроля и надзора за осуществлением законов и других нормативно-юридических актов.

Важнейшим условием строительства правового государства является формирование развитого гражданского общества, осознающего свои интересы и могущего работать в «автономном» режиме, т.е. без повседневной опеки со стороны государственных органов управления.

Темы рефератов

1. Признаки государства.

2. Виды монархий и республик.

3. Унитарное и федеративное государство.

4. Виды выборов в органы политической власти, их основные функции и условия деятельности.

5. Избирательные системы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 539; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.190.102 (0.009 с.)