Описание шкал опросника межличностных отношений Щутца 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Описание шкал опросника межличностных отношений Щутца



Потребность включения. Это потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, на основе которых возникают взаимодействие и сотрудничество.

Удовлетворительные отношения означают для индивида психологически приемлемые взаимодействия с людьми, которые протекают в двух направлениях:

1) от индивида к другим людям – диапазон от «устанавливает контакты со всеми людьми» вплоть до «не устанавливает контакты ни с кем»;

2) от других людей к индивиду – диапазон от «всегда с ним устанавливают контакты» вплоть до «никогда с ним не устанавливают контакты».

На уровне эмоций потребность включения определяется как потребность создавать и поддерживать чувство взаимного интереса. Это чувство включает в себя:

1) интерес субъекта к другим людям; 2) интерес других людей к субъекту. С точки зрения самооценки потребность включения проявляется в желании чувствовать себя ценной и значимой личностью. Поведение, соответствующее потребности включения, направлено на установление связей между людьми, которые можно обрисовать понятиями исключения или включения, принадлежности, сотрудничества. Потребность быть включенным трактуется как желание нравиться, привлекать внимание, интерес. Хулиган в классе, который бросается ластиками, делает это из-за недостатка внимания к нему. Даже если это внимание к нему отрицательно, он частично удовлетворен, т.к. наконец кто-то обратил на него внимание.

Потребность контроля. Эта потребность определяется, как потребность создавать и сохранять удовлетворительные отношения с людьми, опираясь на контроль и силу.

Удовлетворительные отношения включают психологически приемлемые отношения с людьми в двух направлениях:

1) от индивида к остальным людям в диапазоне от «всегда контролирует поведение остальных людей» вплоть до «никогда не контролирует поведение других»;

2) от других людей к индивиду – в диапазоне от «всегда контролируют» до «никогда не контролируют».

На эмоциональном уровне эта потребность определяется как стремление создавать и сохранять чувство взаимного уважения, опираясь на компетенцию и ответственность. Это чувство включает:

1) достаточное уважение по отношению к другим; 2) получение достаточного уважения со стороны других людей. На уровне самопонимания данная потребность проявляется в необходимости чувствовать себя компетентной и ответственной личностью.

Межличностная потребность в аффекте. Она определяется, как потребность создавать и удерживать удовлетворительные отношения с остальными людьми, опираясь на любовь и эмоциональные отношения. Потребность этого типа касается, прежде всего, парных отношений.

Удовлетворительные взаимоотношения всегда включают психологически приемлемые отношения личности с другими людьми в двух направлениях:

1) от индивида к остальным людям – в диапазоне от «завязывают близкие личные отношения с каждым" до «не завязывает близких личных отношений ни с кем»;

2) от других людей к индивиду – в диапазоне от «всегда завязывают близкие личные отношения с индивидом» до «никогда не заключают близких личных отношений с индивидом».

На эмоциональном уровне данная потребность определяется как стремление создавать и сохранять чувство взаимного теплого эмоционального отношения. Оно включает:

1) способность любить остальных людей в достаточной степени;

2) понимание, что человек любим остальными людьми в достаточной степени.

Ситуационные задачи.

1. Продолжите следующие тезисы:

· Красивые дети начинают осознавать преимущества своей внешнос­ти с...

· Физическая привлекательность мужчин в ХХ в. связана преимущественно с...

· Красивый партнер по общению повышает...

· Оценка физической привлекательности мужчины во многом определяется...

· Социальный стереотип гласит: «красивый - значит...

· При моделировании судебного процесс а, где в роли преступника выступали красивые и некрасивые люди, «судьи» были склонны вынести более жесткий приговор...

· Еще Аристотель говорил, что люди считают красивыми тех, кто...

2. Прокомментируйте приведенный фрагмент. Какие проблемы общения он иллюстрирует? Что вы можете сказать об участниках общения?

Коренастая молодая медсестра, на нагрудной нашивке которой было написано «Дженин Куртис», окликнула их.

- Простите. Чем могу вам помочь?

- Ничем, - рявкнул через плечо Грейсон. - Мы идем в палату пять-

сот пятнадцать.

- Прошу остановиться, - потребовала сестра.

Грейсон застыл на месте. Он остановился, когда ему приказали, но руки, висевшие по бокам, нервно сжимались в кулаки и разжимались. Догонявший его доктор Бен Харрис громко и облегченно вздохнул.

- Настоящее имя Лизы Саммер - Лиза Грейсон, - заявил Грейсон с преувеличенной терпеливостью. - Я - ее отец, Уиллис Грейсон, а это ее личный врач, доктор Бенджамин Харрис. Теперь мы можем войти?

Лицо медсестры отразило смятение, но лишь на мгновение.

- Время посещения больных начинается у нас в два часа дня, - объяснила она. - Но если Лиза согласится, то я сделаю для вас исключение.

Кулаки Грейсона опять сжались, но на этот раз так и не разжались. - Вы знаете, кто я такой? - заносчиво спросил он.

- Знаю, кто вы такой, с ваших слов. Послушайте, мистер Грейсон,

не хочу быть...

- Бен, у меня просто нет времени на все эти пререкательства, ­выпалил Грейсон. - Останьтесь здесь и объясните этой женщине, кто я такой и зачем приехал сюда. Если она будет продолжать путаться под но­гами, позвоните проклятому директору этой так называемой больницы, пусть он поднимется сюда: А я пошел к Лизе.

Даже не дожидаясь ответа, он важно двинулся вперед. (М. Палмер)

5.4. Итоговый контроль знаний:

- ответы на вопросы по теме занятия;

-тестирование.

1. Какие виды отношений входят в структуру социальных отношений?

2. Почему межличностная аттракция выступает одним из ключевых факторов формирования и реализации межличностных отношений?

3. По какому основанию разделяются внешние и внутренние факторы аттракции?

4. Какие личностные качества способствуют, а какие затрудняют аттракцию?

5. Почему сходство между людьми может вызвать межличностную аттракцию?

6. Почему чувство является основной единицей анализа межличностных отношений?

7. В чем различие между эмоциями и чувствами?

8. Сравните смущение и застенчивость: в чем сходство и в чем различие между этими социальными эмоциями?

9. Что значит «управлять эмоциями и чувствами в общении»?

· Тесты:

1. Межличностные отношения определяются как

1) Целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с разными сторонами объективной действительности.

2) Система установок, ориентаций членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей.

3) Субъективно переживаемые взаимосвязи людей.

4) Система ценностно-ориентационных отношений

 

2.Межличностная аттракция определяется как

1) Целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с разными сторонами объективной действительности.

2) Система установок, ориентаций членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей.

3) Субъективно переживаемые взаимосвязи людей.

4) Процесс предпочтения одних людей другими, взаимного притяжения между людьми, взаимной симпатии.

 

3. К внешним факторам аттракции не относится:

1) Степень выраженности у человека потребности в аффилиации

2) Эмоциональное состояние партнеров по общению

3) Пространственная близость

4) Пространственно - временное отношение

 

4. Потребность в аффилиации определяется как

1) Хорошее настроение человека распространяется на все вокруг, включая окружающих людей.

2) Потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, желание нравится, привлекать внимание, интерес, чувствовать себя ценной и значимой личностью.

3) Потребность в поддержании положительных эмоциональных связей.

4) Потребность в достижении

 

5. К внутренним факторам аттракции не относится

1) Физическая привлекательность партнера по общению

2) Демонстрируемый стиль общения

3) Фактор сходства между партнерами по общению

4) Нейтральное отношение к партнеру по общению

 

6. поддержка в процессе межличностной аттракции возникает

1) Аттракция возникает в ответ на положительные действия

2) Аттракция возникает в ответ на отрицательные действия

3) Аттракция возникает в ответ на нейтральные действия

4) Аттракция возникает в ответ на нейтральные и положительные действия

 

7. Важнейшие психические процессы, регулирующие наше индивидуальное поведение и отношения с другими людьми являются

1) Эмоции и чувства

2) Память

3) Внимание

4) Мышление

 

 

8. Виды социальных эмоций, возникающие при удовлетворении социальных потребностей и часто затрудняющие процесс межличностного взаимодействия

1) Смущение

2) Застенчивость

3) Зависть

4) Ревность

5) Все ответы верны

9.Что оказывает влияние на активность эмоциональных действий

1) интенсивность переживаемых эмоций

2) не выраженность переживаемых эмоций

3) внешние факторы

4) внутренние факторы

 

10.Способы контроля за проявлением чувств и эмоций в межгрупповом и ролевом взаимодействии

1) Пространственное отделение сторон

2) Формализация поведения

3) Стереотипизация и обезличенность

4) Все ответы верны

6. Домашнее задание для уяснения темы занятия

1. Вспомните своих самых близких друзей. Что вам больше всего нравится в них? Чем эти люди отличаются от других ваших знакомых?

2. Ниже приведены вопросы, отвечая на которые вы сможете задуматься об особенностях вашего эмоционального поведения в межличностном общении.

· Как я управляю своими чувствами и эмоциями в общении?

· Каким я кажусь окружающим людям – очень эмоциональным или скорее сдержанным и холодным человеком?

· Проявление каких эмоций в отношении других людей мне даются легко, а какие я стараюсь скрыть?

· Легко ли другим понять, что я чувствую?

2. Переформулируйте приводимые ниже «ты - высказывания» в «послания».

Например: Ты - высказывание: «Как ты мог такое сказать!»

Я - послание: «Мне неприятно то, о чем ты только что сказал».

А) Ты абсолютно прав.

В) Только невежа мог поверить в это.

Г) Вечно ты лезешь не в свое дело.

Д) Какой ты бестолковый.

 

Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой.

1.Способы социального и межличностного взаимодействия.

2.Эффективное социальное и межличностное взаимодействие.

3.Стили межличностных отношений.

4.Смущение, застенчивость, зависть – виды социальных эмоций

8. Рекомендованная литература по теме занятия:

- обязательная:

1. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн.1 (общие основы психологии). - М.: ВЛАДОС, 2005.

2. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010.

- дополнительная:

1. Урбанович А.А. Психология управления: Учебное пособие.— Минск: Харвест, 2003.

2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебное пособие. - М.: Аспект-пресс, 2007.

- электронные ресурсы:

1. ЭБС КрасГМУ.

2. БД МедАрт.

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени

профессора В.Ф.Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения и

социального развития Российской Федерации»

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздравсоцразвития

России

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 931; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.031 с.)