Стадии развития личности (по Э. Эриксону). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стадии развития личности (по Э. Эриксону).



1. Раннее младенчество (от 0 до 1 года). На этом этапе главную роль в жизни ребенка играет мать (кормит, ухаживает, дарит ласку, заботится). На базе этого у ребенка формируется доверие к людям, в результате плохого отношения матери к ребенку (игнорирование, пренебрежение им, лишение любви, раннее или резкое отлучение ребенка от груди) может сформироваться недоверие к людям.

2. Позднее младенчество (от 1 до 3 лет). В это время ребенок начинает ходить, приучается к аккуратности, смотрит на себя как на самостоятельного, но еще зависимого от родителей человека. Он приобретает опыт автономии, а чрезмерно строгий контроль вызывает у ребенка сомнения и гипертрофированное чувство стыда.

3. Раннее детство (от 3 до 5 лет). На этом этапе ребенок уже свободно говорит, бегает, осваивает новые отношения в процессе игры. В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. Дети проявляют активность. Планы, которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию чувства инициативы, а переживание неудач и безответственность могут привести к возникновению покорности, пассивности и чувства вины.

4. Среднее детство (5-11 лет), (младший школьный возраст). В этот период ребенок учиться работать, готовится к выполнению будущих задач. Решение реальных задач формирует у ребенка трудолюбие, а слаборазвитые трудовые навыки, избегание сложных заданий, способствуют развитию у ребенка чувства собственной неполноценности.

5. Половая зрелость, подростковый возраст и юность (11 - 20 лет). В этот период происходит жизненное самоопределение человека. В эти годы формируется мировоззрение, происходит становление индивидуальности (идентификация). Неспособность к выбору образцов поведения могут привести к «распылению» роли, которую подросток будет играть в социальной и профессиональной сферах, либо к путанице ролей (ролевой диффузии).

6. Ранняя взрослость (от 20 до 40 - 45 лет). Этот период связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым юноше (девушке) предстоит совершить цикл «работа – рождение детей – отдых» и впоследствии обеспечить своим детям надлежащее развитие. Удовлетворенность личной жизнью является своеобразным показателем близости к людям (интимность). Избегание людей, особенно близких, интимных отношений с ними, указывает на изоляцию от людей (одиночество).

7. Средняя взрослость (от 40 – 45 до 60 лет). Этот период характеризуется развитием чувства сохранения рода (генеративность), которое выражается в интересе к следующему поколению и его воспитанию, продуктивной и творческой работой над собой и другими людьми, удовлетворенность семейными отношениями, гордость за детей, то есть все это представляет собой своего рода творчество. Если эволюция личной жизни идет нежелательным путем, то этот период может быть периодом застоя, который характеризуется эгоизмом, эгоцентризмом, непродуктивностью в работе.

8. Поздняя взрослость (свыше 60 лет). Для этого периода жизни характерны постоянные раздумья о прошлом, его спокойная взвешенная оценка, принятие прожитой жизни, способность примириться с неизбежным, понимание того, что смерть не страшна, состояние умиротворения. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, то завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать ее заново.

На каждой из восьми стадий развития, по Э. Эриксону, человек испытывает специфический кризис, суть которого составляет конфликт между противоположными состояниями сознания и психики.

Эриксон полагал, что если эти конфликты разрешаются успешно, то кризис не принимает острых форм и заканчивается образованием новых качеств, которые в совокупности составляют тот или иной тип личности. Неудачное разрешение кризиса на какой-то стадии приводит к тому, что, переходя на новую стадию, человек переносит с собой необходимость решать противоречия, свойственные не только для данной стадии, но и для предыдущей.

Когнитивный подход во главу ставит развитие познавательной сферы человека (или пытается объяснить развитие других сфер личности особенностями развития интеллектуальной сферы).

Наиболее полно проблемы умственного развития были разработаны швейцарским ученым Жаном Пиаже. Согласно его теории интеллектуального развития, на каждой стадии развития формируются новые познавательные навыки, которые определяют пределы того, чему можно научить человека в этот период.

Пиаже выделял следующие стадии когнитивного развития:

1) сенсомоторная (от рождения до 2 лет).На этой стадии у детей формируется способность сохранять в памяти образа предметов окружающего мира. До завершения этой стадии детям кажется, что предметы перестают существовать, когда они на эти предметы не смотрят;

2) предоперациональная (от 2 до 7 лет). В это время дети учатся различать символы и их значения;

3) стадия конкретных операций (от 7 до 11 лет). В этот период дети учатся мысленно совершать действия, которые раньше они выполняли только руками;

4) стадия формальных операций (от 12 до 15 лет).На этой стадии подростки овладевают навыками решения абстрактных математических и логических задач, осмысливают нравственные проблемы, а также рассуждают о будущем.

Гуманистический подход рассматривает основы развития личности в форме личностного роста, самоактуализации, саморазвития. Так, согласно теории Абрахама Маслоу, каждый человек обладает мотивационным набором, который помогает ему удовлетворять потребности пяти уровней (иерархия потребностей по Маслоу).

Деятельностный подход рассматривает развитие личности в процессе включения ее в различные виды деятельности.

А. Н. Леонтьев писал, что «в изучении развития психики ребенка следует исходить из развития его деятельности, так как она складывается в данных конкретных условиях его жизни... Жизнь или деятельность в целом не складывается, однако, механически из отдельных видов деятельности. Одни виды деятельности являются на данном этапе ведущими и имеют большее значение для дальнейшего развития личности, другие — меньшее. Одни играют главную роль в развитии, другие — подчиненную. Поэтому нужно говорить о зависимости развития психики не от деятельности вообще, а от ведущей деятельности».

5.3. Самостоятельная работа по теме:

Задача 1. Ниже приводятся отрывки, содержащие выразительные высказывания, описания исследовательских процедур, другие конкрет­ные проявления, относящиеся к направлени­ям психологической науки. Сгруппируйте эти фрагменты по их отнесен­ности к тому или иному направлению.

1. Дайте мне дюжину здоровых, крепких детей и людей, и я возьмусь сделать из каждого из них на выбор специалиста по своему усмотрению: врача, коммерсанта, юриста и даже нищего и вора, независимо от их талантов, склонностей, тенденций и способностей, а также профессий и расы их предков (В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев).

2. Психологически компетентного испытуемого просят описать слова­ми ощущения, вызванные в нем стимулом, в частности связь между ощу­щением и сопровождающим его чувством: «красный цвет возбуждает», а «синий, как мне кажется, успокаивает»; «этот пронзительный звук более неприятен, чем предшествующий» и т.п. (Ж. Годфруа).

3. Некоторое психическое образование характеризуется как «кипящий котел страстей и инстинктов, рвущихся наружу с целью получения раз­рядки» (С.С.Степанов).

4. Выражения «Этот ребенок боится собаки» или «Я влюблен в эту женщину» в научном плане не означают ничего... Это слишком субъек­тивно и совершенно бесполезно для исследователя. Напротив, описания «слезы и дрожь ребенка усиливаются, когда к нему приближается соба­ка» или «при встрече с этой женщиной сердце у меня бьется сильнее, а зрачки расширяются» дают возможность количественно оценить эти фор­мы поведения и «измерить» чувство страха или степень увлеченности (по Ж. Годфруа).

5. Допустим, что субъект А совершает негативные действия по отно­шению к субъекту Б из чувства зависти. Однако этот мотив субъектом А не осознается. Наоборот, он обнаруживает все больше и больше отрица­тельных черт характера у субъекта Б. Совершать же негативные действия против негодяя, объясняя себе их принципиальными побуждениями, субъекту А психологически легко.

6. «Истоки характера человека и ключ к его формированию — в по­буждениях и мотивах его деятельности» (С.Л.Рубинштейн).

7. Некоторые писатели, музыканты или художники «одержимы» те­мами сексуальности и извращений, что проявляется в большинстве их произведений (по Ж. Годфруа).

8. Критикуя одно из направлений психологии, студент сказал на экзамене следующее: «Представим себе ситуацию оглашения учите­лем результатов контрольной работы. Предположим, что несколько учащихся не справились с ней. Каждый из них услышал одно и то же сообщение о том, что получил неудовлетворительную отметку. Пове­дут ли себя эти школьники одинаково? Конечно, нет. Старательный ученик может глубоко расстроиться, флегматичный школьник, кото­рый уже давно других отметок не получал, может отнестись к ситуа­ции спокойно, третий может допустить агрессивную выходку и т.п. Мы, вероятно, получим столько видов поведения, сколько учащихся будем обсуждать».

9. «Заседание закрыто... Ах, простите... заседание открыто», — объяв­ляет председатель; таким образом он выдал свое стремление закончить собрание как можно быстрее (по Ж. Годфруа).

10. Есть психология, которая, «по меткому замечанию ее критиков, могла интересовать только тех, кто ею непосредственно занимался» (В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев).

П. В ходе обучения необходимо устранить такие препятствия, как непонимание стоящих перед личностью проблем, ее недостаточные зна­ния о себе, недооценка своего интеллектуального и волевого потенци­ала.

12. В начале психологического эксперимента исследователь говорит испытуемому: «Сейчас я предложу тебе задачу, которую, как я надеюсь, ты постараешься решить получше. Наряду с этим прошу тебя при реше­нии задачи побольше рассуждать вслух, не стесняясь высказывать все мысли относительно задачи, в том числе и те, в правильности которых ты не уверен».

13. Надо помочь человеку разрешить свою личную проблему с миниму­мом инструкций, ибо «индивидуум имеет в себе способность, по крайней мере латентную (скрытую. — А. Ш.), понять факторы своей жизни, кото­рые приносят ему несчастья и боль, и реорганизовать себя таким обра­зом, чтобы преодолеть эти факторы» (С.С.Степанов).

14. Школьный психолог так высказался на педсовете: «Мы не можем развивать математические способности, не предлагая ученику матема­тических задач и не заботясь о том, чтобы он решал их с желанием. Точно так же мы никогда не воспитаем той или иной черты характера, не создавая ситуаций, которые бы этой черты требовали».

15. Мышление — это «процесс последовательной смены разных типов видения ситуации под воздействием естественно возникающей или спе­циально поставленной задачи. Решение задачи... наступает при совпаде­нии структуры видения ситуации и объективной структуры самой ситу­ации» (С.Л.Рубинштейн).

16. Приветствуется организация любых форм учебной работы — от жестко управляемых до дискуссий, лишь бы они соответствовали выбо­рам и желаниям учащихся.

 

5.4. Итоговый контроль знаний:

Тесты

1. Онтогенез – это

1) процесс развития индивидуального организма

2) формирование основных структур психики индивида в течении его жизни

3) процесс социализации человека

4) присвоение значимых средств деятельности и общения

2. Конвергенция применительно к разработанной В.Штерном теории означает

1) схождение

2) расхождение

3) слияние

4) параллелизм

3. Обучение плетется в хвосте развития

1) согласно культурно-исторической теории

2) согласно психоанализу

3) согласно закону рекапитуляции

4) согласно школе генетической эпистемологии Ж.Пиаже

4. Что с точки зрения антропологической парадигмы развития выступает детерминантой развития

1) самопознание

2) самопределение

3) самоактуализация

4) саморегуляция

5. Сторонником какого психологического направления был И.П.Павлов

1) интроспективной психологии

2) ассоциативной психологии

3) гештальтпсихологии

4) психоанализа

6. Центральным понятием в теоретических воззрениях А.Маслоу является понятие

1) гомункулус

2) самоактуализация

3) либидо

4) инсайт как процесс переструктурирования

6. Домашнее задание для уяснения темы занятия:

Сформулируйте определение психики и ее функций с учетом того, чтобы оно было понятно:

1) ребенку пятилетнего возраста;

2) подростку;

3) взрослому человеку, не обладающему психологической подготовкой.

Опишите, в чем сходство и в чем различия между закономерностями развития психики в филогенезе и онтогенезе.

 

Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой.

1. Проблема целостного и частичного описания человека в психологии.

2. Парадигмальные установки в психологии.

3. Кризисы психологической науки: иллюзии и реальность.

8. Рекомендованная литература по теме занятия:

Обязательная:

1. Немов Р.С. Психология: в 3-х книгах: учебник.- М.: ВЛАДОС, 2008.

2. Подласый И.П. Педагогика: учебник.- М.: Высшее образование, 2009.

3. Маклаков А.Г. Общая психология: учебное пособие.- СПб.: Питер, 2010.

Дополнительная:

1. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: учебное пособие. -М.: Гардарики, 2006.

Электронные ресурсы:

1. ЭБС КрасГМУ

2. Медиатека

3. БД МедАрт

4. Ресурсы Интернет

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени

профессора В.Ф.Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения и

социального развития Российской Федерации»

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздравсоцразвития

России

 

Кафедра психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии и педагогики ПО

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

по дисциплине «Психология и педагогика»

для специальности 060201 – Стоматология (очная форма обучения)

К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 4

ТЕМА: «Проблема социальной обусловленности сознания»

 

Утверждена на кафедральном заседании

протокол № ____от «___»_________________ 2011 г.

 

Заведующий кафедрой

д.псх.н., доцент_________________________________Логинова И.О.

 

Составители:

к.псх.н., доцент_________________________________Чупина В.Б.

преподаватель _________________________________Чернова Е.И

преподаватель__________________________________Сенченко Г.В.

 

Красноярск


Занятие № 4

Тема: Проблема социальной обусловленности сознания.

2. Форма организации занятия: семинарское.

3. Значение темы:

формирование представлений о социальной обусловленности сознания, на основе изучения концепции культурно-исторической теории про­исхождения психики человека.

4. Цели обучения:

- общая: обучающийся должен обладать способностью и готовностью к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2); готовностью инициировать психологические исследования: определением области прикладной психологии, предоставляющие возможности для развития исследований, проверкой и оценкой существующих методов, техник и моделей, выявлением возможности для развития фундаментальной и прикладной психологии (ПК-2).

- учебная: знать предмет, историю развития, основные теоретические системы и методологические основы психологии; уметь различать подходы к пониманию психологии, ее предмета в рамках различных отраслей и направлений; владеть теоретическими знаниями и практическими умениями для дифференциации научного и житейского психологического знания.

5. План изучения темы:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 587; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.136 (0.052 с.)