Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современное наполнение научных принципов организации школы и педагогики
Расширение и углубление процессов демократии и гласности, решение проблем экономической и политической реформ, преодоление социальных противоречий потребовали переоценки многих ценностей, подвергли острокритическому взгляду все области нашей общественной и личной жизни. Система народного образования является органической частью нашего общественно-политического строя, неразрывно связанного с экономикой, с состоянием общественных отношений и всех форм общественного сознания. Посредством образования и культуры личность может получить возможность организовать общественную жизнь, социальную сферу и производство в своих интересах, совершенствовать экономику, систему всех общественных отношений и саму себя. На основе государственно-общественного подхода к проблеме образования создаются условия для обеспечения интересов каждой личности, развития ее способностей и дарований, ее духовно-нравственного совершенствования и одновременно подготовки к выбору профессии, активному творческому участию в общественной жизни и производстве. Школа имеет в виду интересы государства и общества, дает подрастающему поколению такой уровень общего среднего образования, который необходим для овладения любой профессией в условиях НТР, совершенствования технологий и организации производства, а также совершенствования общественных отношений и самого человека. Содержание образования одновременно должно быть превращено в средство всестороннего развития личности, ее способностей и дарований, обеспечения возможностей творческой самореализации. Личность, осваивая содержание образования, развивая свои способности и творческие возможности, реализует себя в общественно значимой творческой деятельности, получает удовлетворение всех своих материальных и духовных потребностей. В этом заключается суть научно обоснованного принципа органического единства и взаимосвязи интересов общества, коллектива и личности в образовании и воспитании подрастающего поколения. В ряду научных принципов организации школьного дела принцип гражданско-общественной целеустремленности. Речь идет о конкретизации общей формулы всестороннего развития в различных видах культуры современного человека нашего общества. Интеллектуальная культура включает в себя требование образованности; духовного богатства; самостоятельности диалектического мышления, понимания приоритета общечеловеческих
ценностей, видения явлений в противоречиях и умения оценивать их; активного стремления и умения пополнять знания, учиться учение и труду; творческого подхода к любому делу. Политическая культура человека складывается из умения жить и работать в условиях демократии, гласности, самостоятельности и ответственности; умелого сочетания интересов общества, коллектива и личности; социально-политической активности и инициативы; духовной стойкости, преодоления трудностей. Нравственно-правовая, эстетическая и физическая культура органично вбирают в себя такие простые нормы нравственности и сложные гражданские чувства, как правдивость, порядочность, совестливость, справедливость, свобода, принципиальность, честность, добросовестность, трудолюбие, дисциплинированность, доверие и терпимость к людям, к непривычному и поиску, доброжелательность, компетентность, содействие инициативе, гуманизм, патриотизм и интернационализм, а также требования укрепления здорового образа жизни. Все это четко определяет конкретно-историческую наполняемость принципа целеустремленности и всестороннего развития личности в период перехода к обновленному обществу. Важнейшим принципом цивилизованной организации народного образования является обеспечение всеобщего среднего образования как средства осуществления социальной справедливости, развития способностей и дарований каждой человеческой личности, как базового для непрерывного образования. Общее среднее образование — социально-экономическая необходимость. Оно является важнейшим условием всестороннего развития личности в соответствии с революционными требованиями социального и научно-технического прогресса; дает базисный уровень научного, духовно-ценностного и культурного развития. Ф. Энгельс утверждал, что школа гуманного общества — это всеобщее обучение на государственный счет всех детей без исключения, обучение, одинаковое для всех, вплоть до того возраста, когда человек способен выступать как самостоятельный член общества. Вводя и осуществляя средний всеобуч, демократическое государство защищает права детей, проявляет подлинный гуманизм, подводит их к возможности на основе необходимой образованности и опыта сознательно определить для себя пути выбора профессии. Параллельно государство решает проблемы подготовки высокоразвитых производительных сил общества, высокосознательного, духовно богатого гражданина. Отмена добровольного всеобщего среднего образования, как об этом говорилось на III Всесоюзном съезде работников народного образования, привела бы к сужению реальной материальной базы и кадрового обеспечения общего среднего образования, сделала бы для значительной части населения декларацию о праве на среднее образование иллюзорной, резко снизила бы уровень образованности в обществе и поставила под угрозу идею непрерывности образования. Она снизила бы также и общий уровень культуры народа, его политического, экономического, трудового, правового, нравственного, эстетического сознания, привела к по-
терям талантов. Вместе с тем возросла бы элитарность среднего образования, усилилась социальная селекция, культивирующая уже на уровне средней школы психологию социальной исключительности. Она, наконец, резко снизила бы уровень духовной морально-психологической защищенности детей от воздействия массовой культуры и негативных, застойных явлений в общественной жизни. Всеобщая единая, трудовая, политехническая общеобразовательная средняя школа должна стать школой жизни, мужания гражданина, органичным комплексом учебы, соединенной с производительным трудом, творчеством в искусстве и технике, физкультурно-спортивным развитием. На III Всесоюзном съезде работников народного образования отмечалось, что трудности осуществления всеобщего среднего образования связаны с отсутствием механизмов демократии в обновлении школьного дела, что педагогика не определила доступный всем уровень базового содержания среднего образования, не разработала его концепцию, эффективных методов обучения и воспитания. И, что особенно важно, школа не имеет элементарно необходимой материальной базы, финансируется на основе остаточного принципа, а учителя, в массе своей, слабо подготовлены в педагогическом отношении. Школьники выражают нежелание учиться не потому, что их заставляют, а потому, что школа отстала от уровня развития и потребностей многих из них, не учитывает многообразия их склонностей и интересов. Все еще продолжают оказывать влияние на учащихся застойные и негативные явления в нашем обществе, подрывающие в их глазах престиж образования. Активному обсуждению на съезде работников народного образования был подвергнут принцип возрастающей роли педагогического руководства, соединенного с развитием детской самодеятельности и спонтанным самопроявлением детей. Одной из вечных педагогических истин является идея педагогического руководства детьми, соединенного с самодеятельностью, с учетом их способностей, интересов, потребностей. Старшие поколения берут на себя биологически и социально детерминированную ответственность за формирование человеческой личности на основеосознания требований к людям в обществе и глубокого понимания детской природы, ее возможностей и запросов. Диалектика и закономерность воспитания заключается в том, что ребенок постепенно становится подлинным субъектом педагогического процесса благодаря тому, что является его объектом, сосредоточием всех усилий педагога, родителей, других воспитателей на развитие в нем самодеятельной, оригинальной, инициативной личности и индивидуальности. Основными аксиомами научной педагогики являются: необходимость глубокого научного познания и упражнения сущностных сил каждого ребенка, создания условий для их проявления и развития в многообразной деятельности, отношениях и общении; обеспечение обоснованного педагогического руководства жизнью в соответствии с требованиями общества, на основе педагогического мастерства,
вовлечения детей в разнообразные виды педагогически обоснованного взаимодействия; завоевание гражданского, нравственного, человеческого авторитета у детей, их любви в целях эффективного обеспечения целенаправленного педагогического руководства и достижения целей гуманистического воспитания. Словом, ребенок одновременно является объектом и субъектом воспитания. Но подлинным объектом он становится тогда, когда все педагогические воздействия и взаимодействия осуществляются через его «субъект-ность» путем развития его сущностных сил, потребностей, дарований в соответствии с требованиями общества. Целенаправленное педагогическое руководство жизнью детей в сочетании с глубоким знанием их природы, развитием в социально ценном направлении их сущностных сил, способностей и дарований — есть главное условие успешного решения проблем гражданского, демократического воспитания. Предоставление ребенка самому себе на основе его собственного знания о самом себе есть не что иное, как капитуляция перед стихией его спонтанного самопроявления в хаосе, отказ от планомерного и организованного развития всех его сущностных сил и способностей. Наиболее актуальный принцип современной школы и педагогики — принцип диалектического единства общего и особенного в обучении и воспитании детей, общеобразовательной подготовки с многообразием содержания и форм развития детских интересов, склонностей, способностей, талантов и дарований. В основу организации школы была положена идея диалектического сочетания получения детьми общего среднего образования с развитием их индивидуальных особенностей. Противоречие между необходимостью общего и неизбежностью индивидуального развития каждого ребенка является важной движущей силой совершенствования демократизированной школы. Общее образование, необходимое для становления личности и упрочения базовой основы развития индивидуальности, включает в себя комплекс естественнонаучных, гуманитарных, политехнических знаний, средств эстетического, физического и трудового развития. Формирование индивидуальных способностей учащихся происходит за счет вовлечения учащихся в специальную, отвечающую их интересам, требующую углубленного проникновения в суть дела, разнообразную деятельность. Общее и специальное развитие — не противоположны и не взаимоисключающие, а, наоборот, являются взаимодополняющими и обогащающими друг друга. В ходе общего образования зарождается и определяется особенный, индивидуальный интерес, который, развиваясь, расширяет и углубляет общую образованность. Интеграция учебных дисциплин не должна приводить к ликвидации общеобразовательных предметов, к верхоглядству, дилетантизму и поверхностности общего образования. Дифференциация, углубленное изучение отдельных предметов школьниками не должны вести в старших классах к тотальному вытеснению общеобразовательных предметов. Их ущемление, как убеждает опыт школы развитых капиталистических стран, превращает школу из средней обще-
образовательной и общеразвивающей, обеспечивающей широкие возможности для проявления разнообразных способностей молодежи, в профильную школу, неизбежно загоняющую школьников в прокрустово ложе избранной специализации. Научный принцип органического взаимодействия общего и особенного отвергает замену общего развития специализированным, тем более профессиональным, подмену общего образования формированием профессионально-индивидуальных качеств и свойств. Он предполагает сочетание, поиски оптимальной меры взаимодействия общего и индивидуального развития, дающего наибольший эффект в формировании всесторонне развитой личности и индивидуальности. В истории советской школы ситуация складывалась так, что время обязательного обучения отводилось для общеобразовательной подготовки, а проблемы индивидуального развития выносились за рамки основного учебного времени. Оно осуществлялось в кружках, за счет так и не получивших широкого распространения факультативов, в Дворцах и Домах школьников, технических станциях, в домах для одаренных детей, в студиях, музыкальных, хореографических и художественных школах, в центрах эстетического воспитания, клубах и школах-комплексах, в неформальных объединениях, спортивных и физкультурных школах, в трудовых объединениях, в специальных классах с углубленным изучением отдельных предметов и в специализированных школах.
Вся сеть организаций и учреждений индивидуального развития страдает целым рядом недостатков. Среди них — бессистемность в единой системе, стихийность и неуправляемость всех этих форм индивидуального развития каждого ребенка, получающего общее среднее образование. Недемократизм этой сети, не являющейся всеобщей и всеохватывающей, оставляет значительную часть школьников неохваченной средствами индивидуального развития. Современная школа, успешно осуществляющая всеобщее среднее образование, стоит перед острой проблемой осуществления всеобуча индивидуального развития каждого ребенка. Оно требует как глубокого изучения особенностей детей, проявления в раннем возрасте их способностей и дарований, так и создания всеохватывающей, управляемой системы форм и методов индивидуального развития. Гуманистической педагогикой заявлена научная позиция, исходящая из признания способности каждого ребенка, в результате упорного труда овладеть общим средним образованием как общественно необходимой базой получения специального и осуществления непрерывного образования, овладения современной профессией и индивидуального развития. Ключевым направлением развития современной школы является сосредоточение главного внимания на развитии индивидуальных способностей школьников. Школа, являясь единой, призвана давать всем своим выпускникам полноценное среднее образование и открывать перед ними равные возможности. Единство целей и задач образования должно органически сочетаться с разнообразием школ, гибкостью учебных пла- нов и программ, опираться на передовую педагогическую практику, новаторские методы обучения и воспитания. При этом необходимо усилить борьбу за качество упорного учебного труда, восстановления его престижа как общественно значимого развития педагогического методического творчества и новаторского опыта, создания различных моделей школ, развития детских и юношеских дарований и талантов. Идея развития индивидуальных способностей учащихся будет реализоваться не только за пределами основного обязательного учебного времени, как это было в основном до сих пор, а займет свое законное место в процессе учебных занятий, подвинет вперед дело создания единой системы всеобщей средней общеобразовательной подготовки в единстве с всеобучем индивидуального развития. Важнейшим современным научным принципом средней общеобразовательной школы остается политехнизм и соединение обучения школьников с производительным трудом на современной технической и технологической основе. Речь идет не просто об общественно полезном труде детей. Политехнизм необходимо осуществлять с учетом требований НТР, компьютеризации как нового способа мышления, новейших технологий, тесной связи школ с передовыми предприятиями, научными учреждениями, агропромышленными государственными, колхозными, арендными, подрядными объединениями. Это обеспечивает не только современный уровень среднего образования, но и воспитания интеллектуально-развитого типа личности. Суть политехнизма — в органическом единстве общеобразовательных и политехнических знаний, в применении этих знаний на современном производстве. Научно-теоретическая сущность современного производства становится органической частью общеобразовательного знания. Политехнические сведения пронизывают естественнонаучные предметы и, наряду с этим, могут быть сконцентрированы в специальной учебной дисциплине. Кроме того, необходимо применение учащимися политехнических знаний в условиях современного производства, более глубокое постижение через производство этих знаний, формирование каждым учащимся в себе характера современного индустриального рабочего. В реформе 1984 г. была взята на вооружение идея первоначального профессионального всеобуча в средней общеобразовательной школе в целях подготовки по операциональным или простейшим профессиям. Профессиональный всеобуч в средней школе в условиях современных технологий и усложняющейся техники есть способ обеспечения доступа всем школьникам к современному производству, соединения их обучения с политехнизмом и производительным трудом. Элементы профессии для школьника имеют значение важнейшего средства политехнического обучения, органической связи всеобщего среднего образования с всеобщим трудовым развитием индивидуальности каждого школьника. Особую активность приобрел сегодня принцип школы и педагогики — гуманитаризации и гуманизации. 4?8 Важнейшим направлением его осуществления является гуманизация образования и воспитания. Соотношение естественнонаучного и гуманитарного образования в средней школе зависит от требований к человеку, предъявляемых социально-экономическими условиями жизни общества, также от той роли, которую играют учебные предметы в становлении и развитии индивидуальности. Разумная гуманитаризация не направлена на вытеснение естественно-математического образования или снижение уровня образованности. Суть гуманитаризации образования — в очеловечивании всех знаний, полученных ребенком, важности и нужности их не только для производства, но и для развития, для жизни каждого человека. Важное значение приобретает принцип государственно-общественного управления народным образованием. Школа — учреждение идеологическое, направленное на решение задач по гражданскому, духовно-ценностному воспитанию подрастающего поколения. Государственные органы с помощью общественности и науки определяют основное содержание учебно-воспитательного процесса, принципы построения организационных структур, учета интересов всех классов, социальных групп, всего народа. Таковы самые основные и главные, научно обоснованные принципы организации современной школы и педагогики. СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИЙ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Переход к целостной системе непрерывного образования обусловлен нарастающим темпом изменений материальных и духовных условий жизни, динамизмом и подвижностью современного знания. Важнейшим звеном всей системы непрерывного образования является средняя общеобразовательная школа, призванная дать каждому ребенку общественно необходимый уровень научных знаний, приобщить к богатствам отечественной и мировой культуры, закалить нравственно и физически. В ней учащиеся должны получить полноценное среднее образование, развить свои способности и дарования, потребности и навыки самообразования, приобщиться к производительному труду, осознанно, с учетом потребностей общества, выбирать профессию и пути продолжения образования. Обновление общества всколыхнуло общественно-педагогическую мысль, породило ряд направлений в понимании путей развития современной средней школы. В процессе подготовки к III съезду работников народного образования различными научно-педагогическими коллективами был создан ряд концепций современной средней школы. Наиболее существенными среди них, вобравшими в себя передовые идеи реорганизации общего среднего образования и, вместе с тем, достаточно четко обозначившими различия в педагогических подходах к проблеме, являются концепции Оргко- митета съезда1, рабочей группы АПН" СССР2 и коллектива НИИ общих проблем, впоследствии—теории и методов воспитания АПН СССР3. Все эти концепции создавались, обсуждались и дорабатывались до съезда в условиях широкой гласности, определенного идейного влияния друг на друга, и первая — официально, две другие — неофициально были внесены для обсуждения съездом. Анализ структуры каждой концепции показывает единство всех авторов в отборе основных вопросов развития общего среднего образования, их структурном расположении. Это дает возможность сконструировать обобщенную, единую для всех концепций структуру. Основных структурных блоков три: — введение, посвященное анализу актуальных проблем школы; — реформа системы школы: цели и задачи школы; структура средней школы; содержание среднего общего образования; педагогический процесс; проблемы воспитания; — условия обновления школы: современный учитель, демократизация управления народным образованием и финансирование; педагогическая наука. Сравним концептуальные подходы всех трех коллективов к названным проблемам, выявим общее, особенное, единичное, противоречивое, противоположное в них. Во введении концепции Оргкомитета Всесоюзного съезда, посвященном проблемам современной школы, сосредоточивается основное внимание на негативных оценках в ее становлении и состоянии. Отмечается отход от сложившейся концепции школы как социального института, в равной мере обеспечивающий образовательные потребности личности, общества и государства. Подчеркивается ее бюрократическая сущность, отчуждающая школу от общества и национальных культур, ученика от школы, учителя от ученика; функционирующая в режиме единообразия, единомыслия, единоначалия. Цели среднего всеобуча, обучения шестилеток, массовой профессиональной подготовки учащихся объявляются глоба-лизированными и вовсе не свойственными общеобразовательной школе. Ключевыми позициями обновления школы объявляются опора на национально-культурные традиции, ее демократизация и гуманизация, реализм школьной политики. ' Во вводной части концепции рабочей группы АПН СССР дается глубокий анализ важнейших факторов, вызвавших обновление школы. Среди них — ускорение темпов научно-технической рево- Концепция общего среднего образования как базового для последующей подготовки кадров квалифицированных рабочих и специалистов, всестороннего развития личности. Распространена на съезде работников народного образования 20 декабря 1988 г. Концепция общего среднего образования как базового в единой системе непрерывного образования. Всесоюзный съезд работников народного образования.— М., 1988. Распространена на съезде 20 декабря 1988 г. Концепция всеобщего среднего образования.—АПН СССР, НИИ ОПВ (ТМВ).-М., 1988 (ротапринт). люцни; радикальные изменения экономического механизма; демократизация общества; высокая степень информированности общества; необходимость формирования нового экологического мышления, воспитания нравственной устойчивости; понимание взаимозависимости существования людей всего мира на единой планете Земля. Одновременно дается критика негативных явлений в школе: декларативность вместо живого творческого дела, безразличие к подлинному новаторству, командно-административные методы руководства, остаточное финансирование и слабая материально-техническая база. В концепции осуществлен обстоятельный анализ противоречий, обостривших положение дел в школе: между ростом информации и отсутствием гибкости учебных планов, между потребностями общества в людях с развитыми способностями и отсутствием дифференциации в обучении, между демократизацией школы и авторитарным стилем управления. Авторы четко формулируют основные принципы перестройки школьного дела: гуманизация, индивидуализация, дифференциация, демократизация, интеграция. Во введении концепции НИИ ОПВ АПН СССР сначала речь идет о необходимости осуществления всеобщего среднего образования, включающего в себя общее первоначальное и профессиональное (специальное) образование. Без этого невозможно движение к идеалу всестороннего и. гармонического развития каждой личности. Только всеобщее среднее образование способно обеспечить демократизацию школы, социальную справедливость и гармоническое сочетание интересов общества, государства, личности. Особенно подчеркивается важность таких принципов организации школы, как соединение обучения и воспитания с производительным трудом на политехнической основе, гуманизация и демократизация, развитие самодеятельных начал, учет национальных и. местных особенностей. Как видно, принципиальные подходы к оценке состояния и необходимости реформы школы во всех трех концепциях имеют много общего. Особенно в критической оценке положения дел в школе и в принципах ее обновления. И вместе с тем есть некоторые нюансы, отличающие их друг от друга. Первые две концепции во введении акцентируют внимание на проблемах общего образования вне неразрывной связи его с идеей всеобщего среднего образования. Третья концепция ставит идею всеобщности и единства среднего образования во главу угла как гарантию осуществления всей системы непрерывного образования. Она нацеливает на органическую преемственность и взаимосвязь общего, профессионального и специального образования. Этим объясняется тот факт, что в третьей концепции, в отличие от первых двух, подчеркивается значение для средней школы принципа соединения обучения и воспитания с производительным трудом на политехнической основе. Вместе с тем нельзя не обратить внимания на то обстоятельство, что введение в концепцию АПН СССР написано на глубоко продуманной научной основе, обстоятельно включает читателя в проблемы средней школы, всей системы непрерывного образования. За введением следует важнейший блок проблем перестройки педагогической системы школы. Во всех концепциях в начале этого центрального блока выделяются специальные разделы, посвященные целям и задачам общего среднего образования. Вариант Оргкомитета съезда, отмечая декларативность идеи всестороннего и гармоничного развития личности, сосредоточивает внимание прежде всего на необходимость развития ребенка как природного и социального существа. Школа призвана способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, раскрывать ее творческие возможности, утверждать научное мировоззрение, гуманизм, обеспечивать условия для раскрытия индивидуальности, самообразования, саморазвития учащихся. Авторы предостерегают от понимания цели только как «подготовки к жизни» и недооценки обеспечения детям полноценной жизни на каждом возрастном этапе, в тесной связи с окружающей действительностью. Такое противопоставление полноценной жизни, подготовке к ней несколько надуманно, поскольку содержанием подготовки и должна быть полноценная жизнь. Более обстоятельно цели и задачи общего среднего образования разработаны в концепции рабочей группы АПН СССР. Наиболее четко просматриваются три момента. Во-первых,— среднее образование как фундамент непрерывного призвано заложить основы всестороннего, гармоничного развития личности, ее высоконравственной гражданской позиции. Во-вторых,— идеал всестороннего развития на каждом этапе жизни общества обогащается. В-третьих,—цели воспитания, обучения, развития конкретизируются на всех ступенях среднего общего образования, что позволяет найти наиболее действенные средства формирования личности. В концепции коллектива НИИ ОПВ особенно подчеркивается, что всеобщее среднее образование — решающее условие движения к идеалу всестороннего и гармонического развития личности, что средней общеобразовательной школе необходимо создать условия для всемерного развития творческих сил и способностей личности каждого учащегося. Сравнивая подход к целям и задачам общего среднего образования в концепциях, нетрудно заметить, что авторы всех трех в той или иной мере опираются на идею всестороннего, гармоничного развития личности ребенка. Некоторые различия состоят лишь в том, что концепция Оргкомитета делает упор на всемерном развитии индивидуальных способностей и дарований личности, не связывая напрямую этот процесс с политехническим обучением и соединением обучения и воспитания с современным высокоразвитым производительным трудом. В концепциях же АПН и ОПВ органично такая связь подчеркивается как закономерная и раскрывается широкий спектр задач (особенно в концепции АПН) по обеспечению общекультурного, образовательного, политехнического.уровня подготовки молодежи, по реализации самовоспитания, самообразования, саморазвития. В полном соответствии с пониманием конкретных целей и задач в каждой концепции выстраивается структура средней школы. Принципиально важной особенностью подходов к структуре современного общего среднего образования является введение в ее состав звена дошкольного воспитания. Это обусловлено тем, что дошкольный возраст имеет определяющее значение для всего последующего развития человека. Вместе с тем сегодня достаточно определенно обозначились основные формы и содержание подготовки ребенка к школе: домашняя, общественная (детский сад) и смешанная, когда воспитывающиеся дома дети посещают группы физического воспитания, изучения иностранного языка, музыки, рисования. Во всех концепциях начало обучения в первой ступени школы предусматривается с 6—7 лет, в зависимости от состояния здоровья, степени подготовленности и желания родителей. Все сходятся на том, что учебные предметы в начальной школе дают первоначальные представления о природе, обществе, человеке, труде с помощью интегрированных курсов, а также первоначальные учебные и общетрудовые умения и навыки. Уже на этом этапе предусматриваются элементы дифференциации за счет разных темпов изучения учебного материала, выбора видов деятельности в области труда, физкультуры, искусства. Большое значение придается учету индивидуальных особенностей детей. В зависимости от времени поступления в школу и уровня развития обучение в начальной школе может продолжаться три или четыре года. Вторая ступень средней общеобразовательной школы в концепциях Оргкомитета и АПН рассматривается как основная, закладывающая фундамент общеобразовательной подготовки, а в концепции НИИ ОПВ толкуется как неполная средняя школа. Суть различия заключается в том, что основная, обязательная для всех детей школа-девятилетка, а в перспективе—десятилетка, как бы завершает общеобразовательную подготовку и вместе с тем не является полноценной общеобразовательной школой, поскольку не обеспечивает молодежи права поступления в ВУЗ. После нее открываются следующие каналы завершения общего среднего образования: — старшие классы общеобразовательной школы, которые, по существу, будут не общеобразовательными, а профильными, предпрофессиональными; — средние профтехучилища; — средние специальные учебные заведения; — вечерние школы и школы экстернатного типа для работающей молодежи. Основная школа ориентируется на государственный стандарт образования. Примерно 70—80% учебного времени в ней отводится усвоению основ наук на предметной основе. Остальное время расходуется на предметы по выбору и изучению национальной и региональной специфики. Развитие способностей учащихся достигается также за счет их участия в факультативных занятиях, кружках, студиях, секциях. Здесь же начинается и профориентационная работа с детьми. Неполная средняяя школа концепции НИИ ОПВ заметно отличается от основной школы тем, что она рассматривается как неотъемлемое и органическое звено единой всеобщей общеобразовательной школы, не существующее само по себе и отдельно от нее. В принципе, все учащиеся из неполной средней школы должны переходить для завершения полноценного среднего образования в старшие классы, на базе и после окончания которых происходит осуществление всеобщего профессионального обучения в системе непрерывного образования. В неполной средней школе обучение строится на предметной основе. Наряду с основами наук оно дает общие учебные умения и навыки, формирует культуру мышления и потребность в самообразовании. Более заметно и ощутимо начинает осуществляться дифференциация и индивидуализация обучения. Но в основном не за счет предметов по выбору, которые возможны при наличии условий в количестве одного, двух, а путем внесения в программы и учебники всех предметов дополнительного материала разной степени трудности. Особое внимание в неполной средней школе уделяется усилению политехнической направленности обучения, связи с базовыми предприятиями и окружающей средой, трудовому обучению с включением в производительный труд, а также эстетическому и физическому воспитанию. Во всех трех концепциях третья ступень средней школы рассматривается с позиций дифференцированного обучения на основе развития интересов, способностей и дароваяий школьников. Но степень дифференциации, соотношение между общеобязательными и профильными дисциплинами — различны. Самая широкая и глубокая дифференциация намечается в концепции Оргкомитета съезда. В ней подчеркивается, что большая доля учебного времени должна быть отдана изучению предметов по выбору. Меньшая доля — общеобразовательным интегрированным курсам, дающим мировоззренческое освещение таким сферам жизнедеятельности, как взаимоотношения людей, их отношение к природе, обществу, производству. Понятно, что эти курсы будут иметь очень общий общекультурный и общеобразовательный характер. Не исключена ситуация, когда учащийся, избравший гуманитарный или сельскохозяйственный профиль, больше уже никогда не встретится с математикой в общеобразовательном аспекте. А школьник, увлекшийся физико-математическим направлением, навсегда расстается с более или менее глубоким освоением проблем современной биологии. Все это дает основания характеризовать старшую ступень школы концепции Оргкомитета съезда как профильно-предпрофессиональную, а не общеобразовательную школу, снижающую уровень общеобразовательной подготовки практически до уровня основной школы. Дифференциация и индивидуализация обучения на старшей ступени в концепции АПН осуществляется по выбору групп учебных предметов, по классам углубленного изучения предметов и программ для особо одаренных учащихся, по выбору факультати- bob, кружков, студий, а также по темам обучения. При этом подчеркивается недопустимость снижения уровня обязательной общеобразовательной подготовки, определенного едиными государственными требованиями. Наряду со старшей ступенью школы рассматриваются другие каналы завершения среднего образования, такие, как единые общеобразовательные, профессионально-политехнические школы, лицеи, социально-педагогические комплексы, вечерние, экстернатные школы. Несмотря на достаточно глубокую дифференциацию, в этой концепции старшей ступени школы уделено более серьезное внимание общеобразовательной подготовке. Ее можно было бы охарактеризовать как профильно-общеобразовательную ступень.,
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.059 с.) |