Мораль как форма общественного сознания, воздействия и воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мораль как форма общественного сознания, воздействия и воспитания



Мораль как форма общественного.сознания рождается в сис­теме конкретно-исторических общественных отношений, является их духовным продуктом, суммой правил, требований, норм, регу­лирующих взаимодействия между людьми, их отношение к вещам и явлениям реального мира. Мораль, опираясь на силу обществен­ного мнения, использует духовное поощрение, понуждение, побуж­дение, осуждение, воздействует на сознание людей, воспитывает их в духе принятых в обществе моральных законов. Нравствен­ность конкретного человека есть освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая его индивидуальное поведе­ние, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувство со­вести.

Научная концепция происхождения, сущности морали и нрав­ственного воспитания разработана, например, в марксистско-ленинском учении о формах общественного сознания. Эта теория подчеркивает конкретно-исторический характер морали, подверга­ет сомнению идею вечной и неизменной нравственности, подчерки­вает ее объективный классовый характер. Анализ соотношения и взаимодействия классовой и общечеловеческой морали сохраняет свое научно-теоретическое и практическое значение и сегодня.

В связи с введением в нашем обществе многоукладности, много­образия форм собственности происходит социальное расслоение, а вместе с ним и расхождение представлений, понятий о моральных принципах и нравственном поведении. Так, например, в одних социальных слоях сохраняется негативное отношение к эксплуата­ции человека человеком. В других — не видят ничего безнрав­ственного в частичной эксплуатации, в создании резервной армии безработных, в поляризации богатства и бедности,

Вместе с тем нельзя не видеть, что по сравнению с периодом Октябрьской революции произошли изменения в области экономи­ки и всей идеологической надстройки. В обществе накоплен опыт централизованного планирования, морально-политического единст­ва. Выработан ряд общих духовных и нравственных ценностей. Все это дает возможность сегодня говорить о приоритете общечелове­ческих моральных императивов перед классовыми. К пониманию необходимости морального единства в обществе подталкивает и горький опыт сегодняшнего роста социальной напряженности, раз­рушительных последствий забастовок, межнациональных столкно­вений. Приоритету общечеловеческих ценностей способствуют и глобальные процессы и взаимодействия. Это единство мирового экономического хозяйства и разделение труда, экологическое един­ство планеты, единство культуры, опасность атомной войны, не­возможность в одиночку справиться с голодом, болезнями, послед­ствиями природных катастроф, стихийных бедствий. Все это, ко­нечно, не снимает проблем социально-классового противостояния людей и классового подхода к морали. Однако в диалектическом взаимодействии классовых и общечеловеческих императивов обще­человеческие интересы и ценности выходят на первый план, осво­бождают людей от классового ослепления, позволяют смотреть на классовые противостояния, противоборства сквозь призму нового мышления.

Нравственное сознание человека в единстве с его эмоциональ­ной сферой и поведением представляет собою сложное явление. Оно складывается из первичных нравственных представлений, ко­торые в течение жизни усложняются и обогащаются, интегри­руются в нравственные понятия. Однако сердцевиной человеческой нравственности является нравственное чувство, переживания, со­весть. Безнравственный индивид может иметь достаточно ясные представления о нормах нравственности. Но человек не может быть безнравственным, если у него развито нравственное чувство, способность к моральным переживаниям, и мучениям совести. Нравственное чувство неразрывно связано с нравственным идеа­лом, идеальным представлением о поведении человека, его отно­шении к жизни. Совершенное, активное, творческое исполнение моральных требований общества и есть нравственный идеал.

На путях движения к нравственному идеалу подростки, юноши и девушки переживают нравственные искания, осуществляют по­иски самих себя, познание своей сущности, определение своего места в сложных, противоречивых нравственных отношениях, по-

знание себя, определение нравственной позиции, проявление нрав­ственной воли. Нравственные искания постоянно ставят школьни­ков перед нравственным выбором в большом и малом между принципиальным и беспринципным поведением.

Важнейшими компонентами нравственного сознания и поведе­ния являются нравственная потребность и воля, желание, настой­чивость, умение реализовать нравственный выбор в жизни. Вне нравственной воли не может быть нравственного поведения. Сле­пое послушание, бездумное исполнение приводит к слабоволию, бесхарактерности и, в конечном счете, к безнравственности. Только убежденность, согласие с собственной совестью и волевая твер­дость обеспечивают в совокупности возможность подлинно нрав­ственного поступка.

Заключительным компонентом нравственного сознания и пове­дения является нравственные навыки и привычки, которые возни­кают и закрепляются в нервной системе ребенка как своеобразный итог всей совокупности нравственных отношений и поведения. На­ступает такое состояние привычного нравственного сознания и поведения, когда безнравственные поступки, особенно в рамках простых норм, становятся практически невозможными. Нравствен­ное поведение становится привычным, обыденным, не нуждающим­ся в контроле.

Нравственность неразрывно связана с другими формами обще­ственного сознания. Особенно тесно она переплетается с правом. Моральное воспитание обеспечивает правопослушное поведение учащихся. Воспитательная функция искусства, помимо развития художественного вкуса, заключается еще и в нравственном формировании личности школьника. Наука способствует нравственно­му просвещению детей, побуждает их к служению людям- Все религиозные учения всегда были и являются способом внедрения в сознание людей определенной морали. На основе морали как формы общественного сознания и воздействия существуют и. раз­рабатываются педагогические теории и системы нравственного воспитания.

СУЩНОСТЬ И "МЕХАНИЗМЫ" НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни школьников:

деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и ин­дивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса яв­ляется формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

Основополагающей базовой категорией нравственного воспита­ния является понятие нравственного чувства — постоянного эмо­ционального ощущения, переживания, реальных нравственных от­ношений и взаимодействий. Нормы морали преобразуются в субъ-

ективную нравственность только благодаря их чувственному осво­ению ребенком. Нравственность для него прежде всего живое чувство, реальное состояние и переживание глубокого удовлет­ворения или, напротив, дискомфорта, страдания, физического от­вращения, самоосуждения и горького раскаяния. Нравственное чувство является системообразующим началом человеческой нрав­ственности. Благодаря ему моральное сознание, знание норм по­ведения, привычные поступки приобретают нравственный смысл. Нравственное воспитание, игнорирующее эмоциональную сферу, эстетическое отношение к действительности является слабосиль­ным, неспособным формировать внутренние стимулы и побуждения высоконравственных поступков детей, управлять их поведением.

Оценка нравственного чувства как основообразующего начала не означает пренебрежения нравственным сознанием. Развитое нравственное сознание предполагает знание моральных принципов, норм и, одновременно, постоянное осознание и осмысление своего нравственного положения в обществе, морального состояния, ощу­щения, чувства. Нравственное сознание — активный процесс от­ражения ребенком своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление — процесс постоянного накопле­ния и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения со­вести порождаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением. Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления.

Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует ре­альной нравственности личности. Она реализуется в единстве нрав­ственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуще­ствить свои нравственные убеждения в жизни. Нравственное по­ведение личности имеет следующую последовательность: жизнен­ная ситуация — порождаемое ею нравственно-чувственное пережи­вание — нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений — волевой стимул — поступок. В жиз­ненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реа­лизуются в единстве все названные компоненты. Дети часто -не склонны к глубокому «осмыслению ситуации, что приводит их к случайным решениям. Выбор, поведение осуществляются ими под влиянием психологии толпы, случайных внешних воздействий, мас­совых увлечений, импульсивных стимулов. Неустойчивость мотивов обусловливается силой действия сопутствующих ситуации чувств, например, страха, лишающего ребенка возможности сделать со­знательный выбор и реализовать волевое действие. Смысл воспи­тания у школьников свободной нравственной воли в том, чтобы

научить их владеть собой, помочь обрести внутреннюю свободу, решимость непреклонного действия в соответствии с нравственным чувством и убеждением, утверждения в отношениях с людьми моральных норм. Нравственность человека проявляется в созна­тельном следовании нравственным приниципам и в привычных формах нравственного поведения.

Ребенок проходит жизненный путь, в начале которого его по­ведение обусловлено внешними влияниям и инстинктивными им­пульсами. Воспитание помогает ему прийти к внутренне осмыс­ленному, обусловленному мировоззрением, нравственным чувством и сознанием поведению, владению собой, саморегуляции и само­управлению. На протяжении этого пути ребенок находится на разных уровнях управления собственным поведением.

Начальный уровень, практически внутренне бесконтрольный, характеризуется зависимостью поведения от неосознанных импуль­сов и внешних воздействий. Постепенно, через эмоциональную под­сознательную сферу психики, формируются привычки и привычные формы поведения. На этом уровне развития возникает возмож­ность некоторого самоконтроля над поведением благодаря привыч­кам, укреплению привычных действий. На базе привычного пове­дения в многообразных жизненных ситуациях, под влиянием целе­направленного педагогического воздействия у ребенка развивает­ся нравственное мышление. Вместе с ним и с его помощью, на базе нравственных чувств, сознания и воли образуются нравствен­ные качества и свойства личности: патриотизм, доброта, порядоч­ность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дис­циплинированность, коллективизм. Эти свойства и качества лично­сти представляют собою психические новообразования, которые возникают в результате активного взаимодействия ребенка с ми­ром в системе общественных отношений. Они устойчиво проявля­ются ребенком в этих отношениях, сознаются, закрепляются в чертах характера, свойствах личности, в привычках и привычных формах поведения. Высшим уровнем нравственного поведения, ме­рилом нравственной устойчивости человека является сознательное владение собой, сохранение твердости, верности нравственным убеждениям, особенно в кризисных и экстремальных ситуациях. Для детей такие ситуации постоянно возникают в процессе жизни в коллективе, в учебной, трудовой, спортивной деятельности, в отношениях с товарищами и взрослыми.

Успех нравственного воспитания детей во многом зависит от характера субъективного нравственного пространства, в котором они живут. В него входят отношения и общение в коллективе, семье, на улице с товарищами и друзьями, родителями, учителями, отношение к себе, к природе, к внешнему миру, труду, образу жизни, к общественным требованиям. Как только ребенок вступает во взаимоотношения с окружающим миром, у него сразу образу­ются реальные объективные взаимосвязи и взаимозависимости, которые находят отражение в субъективном нравственном воспри­ятии и образуют для него субъективное нравственное прост-

ранство. Это пространство имеет свои временные, объемные, эс­тетические характеристики. Оно может находиться в состоянии позитивного расширения, активности нравственного взаимодейст­вия, быть комфортным или дискомфортным, рождать возвышенные переживания или чувство неудовлетворенности жизнью. Оно может быть ограниченным, консервативным, замкнутым на узкие группы, компании, неформальные объединения, что нередко ведет ребенка к сужению его субъективного духовного пространства, к пережи­ванию состояния нравственного кризиса, даже безысходности. Субъективное нравственное пространство школьников окрашива­ется эстетическими цветами и оттенками, рождающими у них це­лую гамму настроений: мажор, минор, драматическое напряжение, трагический стресс. Возникновение противоречий в жизненных от­ношениях ребят с внешним миром и между собой порождает на­пряженность переживаний, проявляется в противодействиях, со­противлении воспитанию, в скрытых и 'открытых конфликтах. Преодоление противоречия в субъективном нравственном прост­ранстве окрашивает жизнь школьников в мажорные тона.

Педагогу важно знать состояние субъективного нравственного пространства всех детей, обнажающее моральный климат в кол­лективе. Ему необходимо путем педагогической организации отно­шений и деятельности детей свести до минимума стихийные вли­яния в зоне нравственного пространства и взаимодействия. В слу­чае успеха управление взаимодействиями в субъективном нравствен­ном пространстве детей превращается в действенный механизм качественного преобразования их личности.

Все это. позволяет более глубоко понять сущность нравствен­ного воспитания. Ошибочно рассматривать противоречивость в по­ведении и сознании школьников как явление случайное или только как результат недоработок в воспитании. В преодолении ребенком внешних и внутренних противоречий заключается самая суть нрав­ственного становления личности. В бесконечном потоке нравствен­ных выборов между желанием и долгом, дисциплиной и ложно понятой свободой, добром и злом, совестью и правонарушением, состраданием и жестокостью, любовью и ненавистью, правдой и ложью, эгоизмом и коллективизмом, открытостью и лицемерием шлифуются черты характера, нравственные качества и свойства личности. Нравственное воспитание — не вдалбливание, не фор­мальное заучивание моральных норм и бездумная отработка при­вычек поведения. Оно — активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения и преодоления противо­речий. Оно—процесс постоянных и систематических решений, вы­боров волевых действий в пользу моральных норм, процесс са­мопреодоления и самоуправления в соответствии с ними.. Только в борьбе, преодолении противоречий внутри и вне себя ребенок может почувствовать, ощутить и осознать себя нравственно цель­ным и сильным, владеющим собой, не пленником страстей и об­стоятельств. Таким образом, педагогический процесс нравствен­ного воспитания есть организация детей на преодоление и разре-

шение жизненных противоречий, проблем, вопросов, конфликтов и столкновений. Противоречивость содержания нравственной жизни школьников следует рассматривать как главный объект воспита­тельного процесса, над организацией которого необходимо систе­матически и постоянно работать, сосредоточивая усилия на уме­лом разрешении противоречий, развитии у них в этом процессе нравственного чувства, сознания, привычек, привычных форм по­ведения.

Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свой­ствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятель­ности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному пе­реживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: мораль­ной образованностью, способностью анализировать, судить о явле­ниях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самосто­ятельную оценку. Нравственная воспитанность — это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях здорового детского коллектива. О нравственной воспитанности говорит также наличие у школьни­ка сильной воли, способности осуществлять нравственно-волевой контроль и самоконтроль, регуляцию поведения. Она проявляется в активной жизненной позиции, единстве слова и дела, граждан­ском мужестве и решимости в сложных жизненных ситуациях оставаться верным своим убеждениям, самому себе.

Нравственное воспитание эффективно тогда, когда его следст­вием становится нравственное самовоспитание и самосовершенст­вование школьников. Самовоспитание представляет собой целе­направленное воздействие индивида на самого себя с целью выра­ботки желаемых черт характера. В этих целях дети прибегают к радикальным средствам, ставят себя в экстремальные ситуации для закалки мужества, укрепления воли, дисциплинированности, выдержки. Самосовершенствование — процесс углубления общего нравственного состояния личности, возвышение всего образа жиз­ни, поднятия его на ступень более высокого качества. Для школь­ников подросткового и юношеского возрастов характерно стрем­ление к самовоспитанию. К окончанию школы у некоторых юношей и девушек возникает духовная потребность сознательного самосо­вершенствования.

Нравственное воспитание детей и подростков, осуществляемое в школе, общественных организациях, внешкольных учреждениях и семье, обеспечивает у подавляющей массы школьников форми­рование любви к Родине, бережного отношения к всему много­образию собственности и творческого отношения к труду. Его ре­зультатом является коллективизм, здоровый индивидуализм, вни­мательное отношение к человеку, требовательность к себе, высокие нравственные чувства патриотизма и интернационализма, сочета­ние общественных и личных интересов.

Вместе с тем сегодня нельзя не видеть недостатков в нрав­ственном поведении детей и молодежи, порожденных условиями застойного периода, влияниями враждебной человеку буржуазной массовой культуры, пережитками в сознании людей, безнравствен­ным поведением отдельных должностных лиц, проникновением ме­щанства в семейный быт, просчетами нравственного воспитания в школе, и детских общественных организациях. Недостатки и про­счеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. С одной стороны, законом форми­рования нравственности является личное деятельное трудовое уча­стие в обеспечении удовлетворения общественных и личных по­требностей. -С другой,— вредные застарелые воспитательские дог­мы и порочная практика: традиции удовлетворять все потребности детей без привлечения их к серьезному общественно полезному труду. Оберегание от труда, удовлетворение потребностей школь­ников независимо от его качества приводит ребят к потребитель­ской психологии. Этим искажаются, извращаются духовные и ма­териальные потребности молодежи. Часть школьников поражена социальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями. Отдельные ребята страдают бездуховностью или усматривают ее в исключительности положения в обществе своих родителей, замыкаются в своем исключительном круге общения. Своеобразной формой бездуховности, обнищания духа является уход некоторых молодых людей от общества в субъективный мир или состояние «балдения» под влиянием поп-музыки, спиртного, наркотических средств. Наиболее опасной формой безнравствен­ного состояния некоторых школьников является нравственное ли­цемерие, практическое использование двух-трехстепенной морали:

одна внешняя, показная — для школы, общественных мероприя­тий; другая—для дома, для семьи, вводящая в заблуждение ро­дителей; третья подлинная — для своего круга общения и для себя. На виду — общественная активность, в душе — убежден­ность, что жизнь строится по законам жестокого эгоизма. Все свои отношения, даже с друзьями, они строят на основе «товарно-де­нежного» взаимодействия: приторговывают заграничными тряп­ками, за деньги дают переписать пленку, девочки оказывают плат­ные сексуальные услуги, а мальчики за плату защищают своего товарища от избиения или, наоборот, избивают его. Так проявля­ются результаты противоречия между нравственным воспитанием в школе и обыденной жизнью, стихийными влияниями реальной действительности. Это противоречие и его негативные для обще­ства последствия постепенно снимаются вместе с обновлением общественной жизни и совершенствованием системы нравственного воспитания, усилением воспитательного влияния всех сторон пе­дагогически организованной жизни.

Разрешение противоречий нравственного воспитания требует критической оценки сложившихся подходов к организации и ме­ханизмам осуществления воспитательной работы. Один из них —

вербально-мероприятийный, требующий в основном разработки не­которой суммы просветительных бесед, раскрывающих содержание моральных правил на положительных примерах. Однако нрав­ственное воспитание состоит не в том, чтобы подносить молодежи усладительные речи о нравственности. Вербально-мероприятийное воспитание осуществляется, как правило, изолированно от богатой нравственными проблемами реальной жизни детей, не пересекаясь с нею и никак не влияя на нее. Поэтому в практической жизни и деятельности детей возникает нравственный вакуум, который за­полняется стихийными, нередко негативными влияниями.

Другой подход — деятельностно-мероприятийный. Он противо­поставляется вербальному и заключается в вовлечении детей в специально разработанную систему деятельности и отработке по­веденческих умений и навыков. Деятельностный подход в воспи­тании, как и вербальный, будучи абсолютизированным, искажает процесс нравственного воспитания. Между деятельностью ребенка и его нравственным сознанием нет прямой связи. Ребенок часто не обнаруживает и не до конца осознает подлинные мотивы своей деятельности. Абсолютизация деятельностного подхода отодвигает на второй план усвоение политических, философских, нравствен­ных идей. Узкодеятельностный подход по сути противостоит цело­стному подходу к формированию личности, в котором органично сочетаются и духовное влияние, и деятельность, и отношения, и общение, и проявление внутренних побуждений, и самостоятельное осмысление нравственных проблем.

Теоретически обоснованным и оправдавшим себя на практике является подход целостности, органического единства нравствен­ного воспитания и жизни. Целостность нравственного воспитания достигается, когда основой, источником и материалом педагогиче­ского процесса является сама сложная и противоречивая жизнь. Нравственность формируется не на словесных или деятельностных мероприятиях, а в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, прини­мать решения и совершать поступки. В результате зреет мораль­ное сознание детей, укрепляются принципы поведения и умение владеть собой. Целостный, диалектически противоречивый процесс нравственного воспитания исходит из жизни с ее идеалами, за которые надо бороться, приносить жертвы, переживать трудности, негативные явления, для преодоления которых нужна недюжинная воля и самообладание. Подлинный, глубинный, действенный меха­низм нравственного воспитания заключается в разрешении проти­воречий между ребенком, его самоутверждением и жизнью. Школьник обретает хорошие или дурные моральные качества бла­годаря тому, каким он выходит из жизненных ситуаций, какой делает нравственный выбор, какие совершает поступки. Либо он приобретает умение управлять собой, преодолевать внешние пре­пятствия и внутренние слабости, либо ситуация захватывает его, порождает растерянность и страх, подавляет, заставляет обманы­вать и лицемерить. В процессе преодоления жизненных трудностей

и противоречий, глубоких эмоциональных переживаний ребенок развивает в себе основу нравственности — нравственное и эстети­ческое чувство, потребность в добром деянии и нравственном удов­летворении.

Подросток, юноша, девушка никогда не смогут бороться со злом, если в жизни равнодушно проходят мимо него и не научи­лись всеми силами души ненавидеть его. Они не будут добрыми, если сами не пережили лишения и не ощутили всем существом дефицит человеческой доброты. Они не будут кого-либо любить, кроме себя, если им не приходилось преодолевать эгоизм, отка­зываться от удовольствия ради блага других людей. Они не будут смелыми, если никогда не преодолевали в себе трусость. Они не смогут сострадать и сочувствовать, если сами не переживут стра­дания и боли. Они не научатся побеждать и ощущать радость победы, если не испытывают горечи поражения. Они не будут простыми и скромными в славе, не пережив одиночество, гонения и безызвестность. Нравственность формируется в преодолении противоречий, в борьбе с безнравственностью. Каждому ребенку нужно пережить и одолеть свою дозу трудностей, разрешения противоречий, приобрести ничем не восполнимый опыт подлинной нравственной жизни: удовлетворение от добрых дел, победы над собой и внешними препятствиями; укрепление силы духа от вы­бора принципиального поведения; раскаяния по поводу ложного шага; радости от доброты; смелости от борьбы со злом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1049; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.019 с.)