О длительности обучения эффективному коучингу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О длительности обучения эффективному коучингу



Все чаще и чаще появляются предложения от разных компаний обучить за короткий срок коучингу как стилю менеджмента. Являясь высокоэффективной технологией, предлагаемый стиль, прекрасно зарекомендовавший себя как при индивидуальной работе с подчиненными, так и в работе с группами и организациями в целом. И все возвращается "на круги своя". Еще живы воспоминания об обучении английскому за три дня, печатанью в "слепую" за день, похудению, не отказываясь от привычного образа жизни и т.п.. И по-человечески все очень понятно! Велик соблазн продать то, что стоит дорого и начинает пользоваться повышенным спросом. Велик соблазн стать мастером за короткий срок!

Давайте посмотрим, что можно узнать о коучинге за три дня и, самое главное - чему можно научиться за такой короткий срок. Коучинг, как вид консультирования, как стиль менеджмента обладает своими приемами, техниками и технологиями, но самым главным инструментом коучинга является личность коуч-менеджера со своим "специфическим" видением мира, философией и ценностями.

Рассмотрим наиболее благоприятный случай. Вам повезло и коучинг проводит профессионал. В свое время у Станислава Жука, выдающегося тренера по фигурному катанию, спросили: "Какого фигуриста Вы бы назвали профессионалом?" " Того, - ответил он, - кто откатав свою программу, создает впечатление у телезрителя, что для того, чтобы так кататься, достаточно одеть коньки и встать на лед". Профессионал - коуч, не столько рассказывает, сколько живет в стиле коучинг. Его семинар построен в этом стиле и вы с первых минут погружаетесь в атмосферу коучинга. Он не столько рассказывает, сколько показывает, что такое коучинг. Он прекрасно знает, что обучить коучингу через знания невозможно. Коучинг это не передача знаний в чистом виде, а создание условий, в которых участники (а в последствии их подчиненные) самостоятельно находят решение собственных задач. Коуч на практике, на ваших глазах и на ваших задачах, показывает, как это делается. Он реализует принцип, о котором говорил Сократ:"Каждый человек знает истину. Я выступаю в роли повивальной бабки и помогаю этой истине родиться."

Но вот наступает время участникам попробовать друг на друге чудо-метод и… как бы не старался даже профессиональный ведущий, у слушателей, не смотря на все увещевания и призывы, остается, пышным цветом расцветает и проявляется соблазн активизировать процесс решения задачи, поуправлять, покомандовать: начинаются намеки на то, как "надо", даются советы, идет обмен личным опытом, а то и откровенное навязывание своей точки зрения. Все это к коуч-менеджменту никакого отношения не имеет! Не выработав и не закрепив в себе необходимые навыки, участники скатываются на привычный стиль управления. И это еще не все!

На самом деле, корни проблемы глубже. Коуч-менеджмент - это прежде всего особенная философия жизни со своей системой ценностей. И "мгновенная" передача этого не по зубам даже сверхпрофессионалам. В стиле "коучинг" - это видение в сотрудниках компании прежде всего людей с их ценностями, стремлениями, личными целями. Коуч-менеджер четко знает цели компании, осознает свои личные цели и цели подчиненных. Он организовывает процессы достижения целей компании таким образом, чтобы при этом максимально удовлетворялись его личные цели и цели подчиненных, за счет чего достигается максимальная мотивация, поскольку каждый, работая на компанию, работает на себя. Коуч-менеджер верит в то, что каждый человек способен развиваться и, передавая задачу подчиненному, создает максимально благоприятные условия для его развития.

Он ценит себя, уважает, знает, чего хочет, имеет смелость желать и претворять свои желания в жизнь, он знает, что каждый человек имеет ответы на те вопросы, которые ставит и посредством себя, через свой стиль жизни и свой опыт, транслирует это на своих подчиненных. Невозможно уважать других, если ты не уважаешь себя. Невозможно ценить своих подчиненных, если сам обладаешь низкой самооценкой. И именно это невозможно создать в слушателях за короткий срок. Без этой основы в лучшем случае идет подмена коучинга - тренерством, наставничеством, эффективным менеджментом. Что само по себе недопустимо!

Ситуация начинает напоминать сценку из фильма "Начальник Чукотки", когда за "деньги" житель крайнего севера приобрел трубу от патефона и с удивлением крутит ее в своих руках. Почему она "не работает"?! Наш человек в отличие от героя фильма не удивляется. Он громогласно заявляет: "Коучинг не работает!!!" Со ссылкой на личный опыт, а точнее на его отсутствие. Мастерство ведущего для тех, кто пришел на короткую программу "за коучингом" может стать демотивирующим фактором, видя как легко и непринужденно тот работает, а самое главное - не понимая как он это делает! Осознание пути, который надо будет преодолеть, прежде чем начать пользоваться этим инструментом, повергает в легкий шок (ведь обещано было за три дня), порождает высказывания типа: " Коучинг, как стиль менеджмента - это слишком сложно, мало применим в бизнесе, не применим относительно группы и т.д.."Еще хуже обстоит дело, когда "коуч - ведущий", мягко говоря "не коуч-ведущий".

Он "знает", что такое коучинг. Он "знает" приемы и техники. И щедро это транслирует. Слушателям вручаются списки с коуч-вопросами, идет отработка их задавания друг другу. Участники осваивают основу основ коучинга - "Методы активного слушания", искренне удивляясь при этом, так как эти методы даются и на тренинге делового общения и на тренинге продаж и ведения переговоров. (Звучат робкие вопросы: "А при чем здесь коучинг?"). По-новому, "по-коучинговски" смотрят на пирамиду Маслоу. Обсуждают важность развития сотрудников (а кто с этим спорит?) и пр..

И подавляющее большинство уходит с тренинга довольными, осознавая, что они и были коучами всю свою жизнь, только не знали, что это так называлось. А теперь, благодаря тренингу, у них пришло осознание и появились четкие инструкции, как это делать! На вопрос неофиту: "Что такое коучинг?", нередко можно услышать ответ: "Это более тонкая, мягкая и изощренная манипуляция, благодаря которой подчиненный начинает делать так, как я хочу". Хотя манипуляция не имеет никакого отношения к коучингу!!!

Да простит меня читатель за повторение, нужные, правильные вопросы, формальное создание располагающей обстановки, всевозможные подстройки и прочее, является малой толикой того, что входит в арсенал коуч-менеджера, и будучи оторванными от системы ценностей эти навыки становятся крайне ограниченными в применении и малоэффективными! Более того, подчиненные, чувствуя фальш вдруг изменившего свой стиль управления руководителя, закрываются. Тем самым полностью блокируя возможность применения тех "крох" которые менеджер вынес с тренинга и попытался применить. Он оказывается в роли механика, которому вручили разводной гаечный ключ, обучив его, худо или бедно, откручивать гайку заданного размера и не показали, как им нужно пользоваться в случае изменившейся ситуации. После такой дискредитации ни о каком внедрении коучинга в бизнес не то, чтобы говорить, но даже и мечтать не приходиться!

И тем не менее, несмотря на энерго- и времязатратность коучинга, несмотря на то, что специалист должен пройти углубленную по объему и длительную во времени подготовку, спрос на коучинг неуклонно растет. Еще три года назад коучинг не покупался на нашем рынке. Исключение составляли передовые "первые лица", которые поняли, что благодаря личному коучингу они экономят и зарабатывают, как сказал один из коучируемых: "НЕ большие, а очень большие деньги!", эффективно решают личные проблемы, четко осознают свои цели и задачи. Два года назад раздались первые звонки. Зазвучали вопросы: "Что делать? Я плачу своему менеджеру 10 тысяч долларов. Он собирается уходить в другую фирму. Я готов платить ему больше. Он все равно уходит?!!" На уровне топ- менеджеров деньги перестают быть мотивирующим фактором. Наравне с персональной мотивацией, все больше и больше появляется задач, при решении которых коучинг как стиль менеджмента блестяще себя зарекомендовал. К некоторым из них относятся:

  • формирование и поддержание работоспособной команды (в том числе и под конкретного руководителя)
  • взращивание лидеров
  • создание и поддержание мотивирующей, объединяющей сотрудников корпоративной культуры
  • при подборе кадров и их адаптации, интеграции в существующую структуру
  • при управлении разнопрофильными отделами (в этом случае коучинг позволяет вести эффективный контроль за процессами даже в тех случаях, когда квалификации менеджера по каким то причинам недостаточно)
  • оказывать действенную помощь в решении задач подчиненным, даже в случае не понимания тонкостей специфики проблемы
  • организации систем обучения и аттестации и, в конечном итоге, создании высокоэффективной, динамично и постоянно развивающейся организации.

В свете вышесказанного, за короткий временной промежуток, с хорошим ведущим семинара, возможно познакомиться с основами коуч-менеджмента, почувствовать "аромат" стиля и принять решение: надо осваивать этот стиль или нет. Коуч-менеджменту же реально обучиться в течении не менее четырех месяцев, при условии, что участники обучения будут тут же применять полученные знания на практике, и в обучающей программе предусмотрено коуч-сопровождение каждого, что позволяет осуществить погружение в стиль и прочувствовать на себе все грани предлагаемого подхода. Длительность программы обусловлена тем, что необходимо время и условия, для того, что бы принципы и навыки вошли "в кровь", стали частью жизни.

 

Обучение бизнес-технологиям

Образование, которое студенты получают в государственных высших учебных заведениях, очень часто оказывается оторванным от реальных потребностей рынка труда. Теория и практика не всегда совпадают, а динамика изменения учебных программ отстает от темпов изменения запросов компаний. Преодолеть этот разрыв позволяет обучение на различного рода бизнес-курсах и тренингах.

Рынок бизнес-тренингов в России условно можно разделить на три части: у слуги по "точной настройке" специалистов к потребностям рынка предлагают высшие учебные заведения, консалтинговые и кадровые компании, а также относительно новые структуры, специализирующиеся на " персональном коучинге ".

В целом курсы, организованные при вузах, пользуются неоднозначной репутацией. Сами участники рынка говорят, что, организуя краткосрочные программы, эти учебные заведения просто используют ресурс своих преподавателей для зарабатывания дополнительных средств. Они обладают большой теоретической базой, но практически не имеют опыта в реальном бизнесе. Разумеется, из этого правила есть и исключения.

Что же касается тренингов, организуемых коммерческими бизнес-центрами, и так называемых коучинговых программ, то здесь существует принципиальное отличие. Агентства по персоналу организуют свои учебные программы, основываясь на "правильных" технологиях ведения тех или иных бизнес-процессов. Вас могут обучить навыкам управления, разрешения конфликтных ситуаций, внедрения инновационных технологий, ознакомить с различными аспектами работы с клиентами.

В отличие от традиционных бизнес-программ коучеры, заявившие о своем существовании в России не более чем год-два назад, работают над раскрытием потенциала каждого участника. Цель обучения здесь заключается в том, чтобы помочь клиенту осознать, что именно для него означает понятие "самореализация", и подсказать, какими способами ее можно достичь.

 

"Новомодная игрушка"

Все организаторы традиционных бизнес-тренингов отмечают наметившийся в последние годы рост спроса на корпоративные программы, разработанные специально под потребности конкретной компании-клиента. "В финансовом выражении соотношение между заказчиками корпоративных программ и участниками открытых программ сегодня примерно одинаково, - отмечает заместитель гендиректора НОУ "Учебный центр SRC-Master" Дмитрий Ткачев. - Оно, скорее, зависит от потребностей компании и от ее размеров, причем неважно, в какой отрасли она работает. Здесь логика проста - у меня есть группа людей (например, отдел продаж, мерчандайзеры, бренд-менеджеры), которую я хочу обучить одинаковым методикам и навыкам - я заказываю корпоративный семинар. Если у меня менеджер по исследованиям в отделе маркетинга "недотягивает", то я посылаю его на открытую программу (причем часто инициатива может исходить от самого сотрудника)".

Сегодня заинтересованность отдельных отраслей в проведении тренингов для своих специалистов стало тяжелее фиксировать. "Обучение персонала из "новомодной игрушки" превратилось в реальную необходимость и конкурентное преимущество. А вот еще два года назад самые активные отрасли можно было легко выделить. Это, как правило, были страховые, телекоммуникационные компании и нефтяная отрасль", - отмечает Дмитрий Ткачев.

Предпочтения клиентов теперь больше ориентируются на форму и методику обучения: многие предпочитают проходить тренинги дистанционно. "Проблема в том, что многие управленцы не имеют возможности покинуть компанию даже на один-два дня, а большинство региональных компаний не может выплачивать своим сотрудникам большие деньги за переезды. Поэтому существует потребность в удаленном доступе к качественной информации "без отрыва от производства".

Таким образом, сами клиенты подтолкнули нас к идее создания мультимедийной программы "Портфель директора", - говорит заместитель гендиректора НОУ "Учебный центр SRC-Master". - В программе оптимально сочетаются более 40 часов видеолекций, система интерактивных тестов, конспекты лекций и универсальные приложения. Ее цель - дать руководителям комплекс знаний и прикладных технологий в области менеджмента. И содержание программы, и процесс обучения пронизаны духом практичности".

 

"Что приносит кайф"

В отличие от семинаров и курсов, пронизанных "духом практичности", программы коучеров больше похожи на психологические семинары по развитию личности. Возможно, поэтому корпоративные заказчики вкладываются в подобное обучение редко, доля специализированных корпоративных программ несущественна по сравнению с открытыми для всех тренингами. "На наших семинарах и консультациях мы очень часто сталкиваемся с людьми, которые что-то одно делают для души, а что-то совсем другое для денег, - говорит директор "Коучинг-центра" Андрей Марусов. - Мы предлагаем взять то, что приносит кайф, и научиться это продавать или по крайней мере прикладывать усилия для того, чтобы сделать это нужным кому-то еще".

Несмотря на диаметрально противоположный подход к организации обучения, особой конкуренции между "старыми" и "новыми" игроками на рынке тренинговых услуг не наблюдается. Более того, в будущем оба эти подхода скорее всего сольются. Ведь уже сейчас одним из главных вопросов, которые приходится обсуждать на традиционных тренингах для менеджеров, является проблема мотивации персонала. А коучерам все равно придется развиваться в сторону разработки программ под конкретных корпоративных клиентов и, следовательно, углубляться в бизнес-технологии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.218.230 (0.018 с.)