Социальная природа управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная природа управления



Управление всегда основывается на презумпции власти и пол­номочий, на подчинении нижестоящих вышестоящим, на яв­ном или скрытом давлении одних в сторону других, на неравен­стве и доступе к экономическим и социальным благам. Горизон­тальная и вертикальная дифференциация ролей, закрепляемая в одном обществе при помощи унаследованных, а в другом — эко­номических привилегий, имеет обязательно элитарный характер. Если разделение власти и контроля институциализировано, т.е. признано и закреплено обществом, то где бы ни находилась лич­ность, она попадает в жесткую структуру предписанных ролей и ценностей.

Управление может принимать авторитарную или демократи­ческую формы, но оно всегда останется определенным режи­мом деятельности индивидов или групп, ограничением свободы действий рамками предписанных норм и правил.

Управленческая пирамида (рис. 25) построена таким обра­зом, что в ее конусе находятся самые привилегированные дол­жности и их гораздо меньше, чем непривилегированных, ис­полнительских позиций внизу. Стало быть, и претендентов на продвижение больше, чем под них уготовано мест. Стремление к достижению, как основной мотив управленческой карьеры, не обязательно связано с социально не одобряемыми действия­ми ("подсиживание", коррумпирование, протекция, клевета). Но всегда он объективно связан с несправедливостью; если на руководящий пост выдвигается только один, а другие остаются на прежнем месте, то тем самым неявно подчеркивается — первый не равен вторым. Основной принцип коллективистских отношений нарушается. Недаром большинство утопических коммун погибали в тот момент, когда функцию управления, до того выполнявшуюся всеми, узурпировал один или несколько индивидов.

 

СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ

Структуру управления не следует путать с более широким понятием "структура организации", которая включает фор­мальную и неформальную организацию. Структура управления — элемент структуры организации и охватывает собой только фор­мальную организацию.

Рис. 25. Уровни управления и название должностей в американс­ких компаниях. Уровень индивидуальных контрибьютеров показан пунктирной линией потому, что он не входит собственно в струк­туру управления, но входит в структуру организации.

Под структурой управления надо понимать упорядоченное расположение уровней управления от низшего к высшему. Структура управления по возрастающим уровням начинается с низшего звена — цеховых руководителей, затем переходит к ру­ководству среднего звена и к руководству высшего звена. Такова типичная структура. Однако в крупных компаниях может быть по крайней мере пять уровней: низшее звено, младшее звено, среднее звено, старшее звено, высшее звено. В вооруженных силах, отраслевых и региональных органах управления имеет место значительно большее число уровней руководства — 49 и-| более.

Если между исполнителями (рабочими и служащими) или, как их еще называют, индивидуальными контрибьютерами и ру­ководителем высшего звена (президентом компании) существу­ет большое число уровней, такую структуру управления называ­ют вертикальной (рис. 26). Если уровней руководства немного, ее называют горизонтальной (рис.27).

Рис. 26. Пирамида власти: вертикальная структура управления организацией.

Традиционная структура управления, существующая мно­гие тысячи лет, исключающая функциональные службы, на­зывается линейной структурой. Возникшая в начале XX века новая структура управления, включающая целую сеть функ­циональных служб (отдел кадров, конструкторский отдел, от­дел рекламы, отдел НОТ, отдел снабжения, отдел маркетин­га, бухгалтерия), называется линейно-штабной структурой. Функциональные службы составляют консультативный штаб при главном руководстве фирмы, обслуживающий линейные подразделения (основные цехи).

На рис. 25 изображена структура организации и уровни управ­ления. Руководители высшего звена включают президента компа­нии, директора фирмы, председателя совета, ректора универси­тета и т.д. Они отличаются от руководителей всех других уровней тем, что никому не подчиняются. Ниже стоят их заместители, обозначаемые приставкой "вице-" (вице-президент). Это старшие управляющие.

Руководители высшего звена считают себя администратора­ми, так же как и высшие чиновники гражданских ведомств. Адми­нистраторы направляют деятельность фирмы. В основном это от­носится к председателям, президентам и директорам. Их заместители, участвуя в определении политики компании, в основном занимаются другим: кто из руководителей низших уров­ней должен выполнять данные решения и директивы. Между ад­министрацией и управлением существует следующее различие:

администрация в лице высшего руководства определяет главные цели и политику фирмы, а управление, которым занимаются все другие руководители, обеспечивает выполнение операций, необ­ходимых для реализации этих целей и политики.

Функции администрации и управления взаимно пересекаются. Их выполнением, полагает Д. Макфарланд, не обязательно зани­маются одни и те же люди, хотя на любом уровне одно и то же лицо может делить свое рабочее время между администрирова­нием и управлением (в том числе контролем). Чем выше уровень управления, тем больше времени уделяется администрирова­нию и меньше — управлению. И наоборот. Полностью избежать управления никому не удается, даже президенту фирмы. Часть времени он занимается контролем над деятельностью непосред­ственно подчиненных ему управляющих. Мастер же основное внимание уделяет контролю за операциями других работников и минимальное время тратит на работу по определению политики фирмы на своем участке.

 

АДХОКРАТИЯ

В 1970 г. Алвин Тоффлер ввел термин "адхократия" и назвал ее альтернативной бюрократии формой организации. адхократия — (от лат. ad hoc) — организационная структура, основу которой составляют временные рабочие группы, которые собираются для решения одной задачи или проекта, а после завершения работы распускаются и создаются заново для следующей задачи. Иначе адхократия называется "партисипативная система", "система 4", "теория" и "небюрократическая организация".

Адхократии могут существовать внутри бюрократической организации как мобильные временные группы, созданные для решения специальных задач, которые не может решать органи­зация в целом. Если бюрократия имеет 3 и более уровней управле­ния, то адхократия — не более 2. Бюрократия более эффектна в стабильной экономической ситуации, адхократия — в неста­бильной. Конкретный пример адхократии "система 4" — это одна из моделей стиля руководства с максимумом участия исполните­лей в управлении, разработанная Ренсисом Лайкертом. По мне­нию специалистов, адхократия — это будущее формальных орга­низаций.

 

ТЕРМИНЫ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

администратор — менеджер, который занят по преимуществу в общественных (правительственных или некоммерческих) орга­низациях, реже — в частном бизнесе, хотя руководители высшего звена в частных компаниях считают себя администраторами.

менеджер — человек, отвечающий за работу одного или не­скольких людей, являющихся членами какой-то организации. Если кого-то называют "менеджером", но у него нет подчинен­ных, то он таковым не является. Менеджер наделен формальной властью использовать организационные ресурсы, включая людей.

менеджмент — процесс использования организационных ре­сурсов для достижения стоящих перед организацией целей благо­даря функциям планирования, принятия решений, организа­ции, лидерства и контроля.

топ-менеджеры— представители высшего звена управления, занимающие два верхних уровня власти в организации, наделен­ные полномочиями принимать самые главные решения и опре­делять будущее фирмы.

среднее звено управления — менеджеры, занимающие проме­жуточное положение между высшим и низшим звеньями управ­ления; контролируют работу цеховых руководителей, но подчи­няются высшему звену.

руководители первого звена — менеджеры низшего звена: мас­тер, бригадир, инструктор. Их называют еще супервайзерами. Нумерация уровней управления начинается снизу, отсюда на­звание "руководитель первого уровня (линии)".

линейный руководитель (менеджер) — лицо, отвечающее за людей, выполняющих главную для данной фирмы задачу (на­пример, изготовление трансформаторов).

штабной руководитель (менеджер) — лицо, отвечающее за деятельность подчиненных, оказывающих консультации или об­служивающих другие службы.

антрепренер — индивид, основывающий и управляющий биз­несом ради его дальнейшего расширения и получения прибыли. Его главная черта — инновационная активность и стратегичес­кое управление.

организация — группа из двух или более людей, работающих совместно ради достижения какой-то или каких-то целей. Орга­низация нанимает менеджеров для осуществления процесса уп­равления. Термин "организация" относится к фирме или компа­нии в целом, части которой, не имеющие юридической самостоятельности, называются подразделениями.

индивидуальный контрибьютер — любое лицо в организации, не являющееся менеджером. Обычно это служащие (специалис­ты) и рабочие, стоящие на ступеньку ниже руководителей пер­вого уровня.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 484; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.141 (0.01 с.)