Восприятие окружающей среды участниками дорожного движения и влияние её и стояний человека на его безопасность в дорожном движении. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Восприятие окружающей среды участниками дорожного движения и влияние её и стояний человека на его безопасность в дорожном движении.



Окружающая среда, включая в себя транспортную, играет значительную роль в обеспечении безопасности человека в транспортных процессах, например, в дорожном движении.

Сгруппируем факторы, совокупность и взаимозависимость которых поможет нам определить понятие «среда участника дорожного движения». Условно разделим эту среду на «внешнюю» и «внутреннюю». Если к первой можно отнести фактически окружающую нас природную и материальную среду, то ко второй – внутреннее состояние человека.

 

«Внешняя среда» выступает объективным фактором управления движением, а «внутренняя среда» – субъективным.

 

К внешней среде относятся следующие составляющие:

а) окружающая среда на данный момент времени, которая закрепляет человека в пространстве, т.е. в определенном месте. Характерными особенностями и факторами закрепления могут быть географические, инженерные, организационные, эргономические, психологические и др.:населенный пункт (крупный город с высотной застройкой либо поселок в сельской местности) или загородная зона; ландшафт (степь, высокогорье, холмистость, и т.п.); категория автодороги (магистраль, внутриквартальный проезд, двор, загородная дорога, размеры и степень благоустройства и т.п.), виды и типы инженерных сооружений (мост, тоннель, подземный или надземный пешеходные переходы и т.п.); наличие многообразия движущихся транспортных средств, т.е. интенсивность движения; наличие технических средств регулирования движения; отношение участника движения к транспортному средству (ТС): водитель и степень его комфортности при управлении ТС; пассажир и степень его комфортности при движении;пешеход и степень его комфортности, определяемая, прежде всего, интенсивностью движения пешеходов и транспорта, а также комфортностью всей окружающей его среды;

б) временная конкретная среда, т.е. характеристики и факторы, определяющие состояние среды и человека в определенный момент времени.

К ним относят:время года (весна, лето, осень или зима);день недели и месяца (рабочий и выходной день, начало недели, месяца или их конец и т.д.);время суток (день, вечер, ночь или утро); скоростные характеристики участников движения (скорость – относительный показатель изменения пройденного пути во времени); продолжительность и периодичность смены сигналов регулирования движения; планируемое время на преодоление определенного отрезка пути; другие характеристики и факторы, определяющие изменения среды и местоположения участников движения во времени;

в) физическое и химическое состояние окружающей среды:атмосферные явления (дождь, гроза, гололед, снег, ветер, температура воздуха); атмосферное давление, магнитные бури, прозрачность воздуха и т.д.; шум, вибрация, освещенность;загазованность и запыленность; другие характеристики.

К «внутренней среде»относятся состояния самого человека, а именно:физиологическое состояние человека; психические процессы – внимание, ощущение, восприятие, память, мышление, речь, воображение и степень их активности в данной момент времени; психические состояния человека – дисциплинированность, внимательность, уверенность, тревожность, активность, самочувствие и настроение; психические свойства личности или особенности человека, характеризующиеся темпераментом человека, его характером и способностями, совокупностью таких качеств, как интересы, склонности, потребности, мотивы поведения, идеалы; возраст участников движения; уровень подготовленности участника движения, его социальный опыт и статус.

К другим характеристикам, определяющим состояние окружающей среды, относится разнообразие конструктивных особенностей подвижных и неподвижных объектов (габаритные размеры транспортных средств, зданий, дорог и т.п., тягово-тормозные качества и свойства движущихся объектов).

Все эти факторы, взаимодействуя между собой, определенным образом влияют друг на друга, а также и на участников движения, и часто не в пользу последних. Так, влияние неблагоприятных дорожных условий является прямой или косвенной причиной 70% всех ДТП. Хотя в статистических данных на дорогу «отводят» 7,4-12,1%, указывая при этом лишь прямые причины (открытый колодец, участок дороги со скрытым под слоем снега льдом и т.д.). Детальные исследования специалистов приводят к следующему выводу: дорожные условия и отразившееся на них неблагоприятное влияние погоды являются основнойпричиной в 34 %ДТП, происшедших из-за ошибок водителей и пешеходов в результате неверной оценки реальной обстановки движения (превышение скорости, неправильная оценка остановочного пути иливремени перехода пешеходом проезжей части дороги и т.п.).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.70.255 (0.005 с.)