Религия как объект социологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Религия как объект социологии.



Социология религии изучает религию как социальный феномен, т.е. как явление доступное наблюдению, эмпирическими методам исследования. Социология религии относится к числу социологических теорий среднего уровня.

2. Методы социологии религии. Социолог использует для анализа религии следующие социологические методы: опрос и статистический анализ; наблюдение и эксперимент; кросскультурный сравнительный анализ; континент-анализ, анализ письменных источников, исторических документов. Социология религии лежит на стыке двух областей знания: она является частью социологии и в то же время - одной из религиеведческих наук, таких как история религии или психология религии. Место социологии религии в религиоведении определяется ее отношением: а) к другим наукам о религии, б) к феноменологии религии и в) к теологии. 3. Структура религии. Слово ‘’религия’’ буквально обозначает, связывание, запрягание, повторное обращение (к чему либо). Главные элементы религии:1) Изначальным элементом всякой религии является вера. Она предполагает в первую очередь религиозное чув­ство, настроение, эмоции. Вера наполняется содержанием и питается от религиозных текстов, изображений (например, икон), богослужений. Возникает образ Бога или богов, имеющих конкретные имена, названия и атрибуты (свойства) и появляется возможность общения с Ним, утверждается истинность священных текстов и догматов (вечных абсолютных истин, принимаемых на веру), авторитет пророков, основателей церкви и священства.2) Специально разрабатываемая для данной религии совокупность принципов, идей, понятий, т.е. ее учение. Это может быть учение о богах или Боге, об отношениях Бога и мира. Религиозное вероучение создается философами (религиозная философия) и теологами. 3) Религия не может существовать без какой-либо религи­озной деятельности, осуществляемой м иссионерами, проповедующии веру, теологами,сочиняющими научные труды, препо­давателями преподающими основы своей религии. Ностержень религиозной деятельности - это культ (с лат. возделыва­ние,уход, почитание). Под культом понимается вся совокупность действии, которые совершают верующие с целью покло­нения Богу, богам или каким-либо сверхъестественным силам. Это обряды, богослужения, молитвы, проповеди, религиозные праздники. Обряды и другие культовые действия могут быть магичес­кими, с помощью которых слу­жители культа пытаются таинственным способом воздействовать на окружающий мир, на других лю­дей. Другая разновид­ность культовых действий - символические обряды, которые только изображают или имитируют действия ка­кого-либо божества с целью напоминания о нем. Мистические обряды направлены на то, чтобы «раскрыть Бога в себе самом», соединиться с ним путем «ра­створения в Боге», могут воздействовать только на посвященных во внутренний смысл данного религиозного учения. Для того, чтобы осуществлять культ, необходимы церков­ное здание, храм, мечеть, церковь, церковное искусст­во, предметы культа (утварь, облачения священства и т.п.) и многое другое. Для совершения культовых действий в боль­шинстве религий требуются специально подготовленные свя­щеннослужители. В процессе отправления культов и всей своей религиозной деятельности люди объединяются в сообщества, называемые общинами, церквями, конфессиями (от лат. церков­ный, вероисповедальный). Обычно у религиозных объединений существует организа­ционная структура: органы управления, объединительный центр (например, римский папа, патриархия и т.п.), монаше­ство со своей специфической организацией; иерархия (сопод­чинение) духовенства. Существуют религиозные учебные за­ведения, готовящие священников, академии, научные подразделения, хозяйственные организации. Церковью обычно именуют крупное религиозное объеди­нение, имеющее глубокие духовные традиции, проверенные временем. Последователей у каждой церкви, как правило, очень много, в основной своей массе они анонимны (т.е. учет церко­вью не ведется), их религиозная деятельность и жизнь посто­янно не контролируется, за ними остается относительная сво­бода мыслей и поведения. От церквей принято отличать секты. Сектой может являться оппозиционное течение внутрикакой-либо церкви, которое может превратиться со временем и в гос­подствующее,а может бесследно исчезнуть. На практике сек­ты понимаются более узко: какгруппы, складывающиеся вокруг какого-либо лидера-авторитета. Они отличаются замкнутостью, изолированностью, строгим контролем за своими членами, распространяющимся не только на их религиозную, но и на всю частную жизнь. 4. Позиции изучения религии. Среди научных подходов к изучению религии выделяются три: 1) Конфессиональный (от лат. - церков­ный, вероисповедальный), т.е. религиозный. Ученые, придерживающиеся такого имеют своей конечной целью утвердить ис­тинность своей религии, доказать ее превосходство над дру­гими. Такой подход можно назвать еще апологе­тическим (от гр. ароlоgеtiкоs - защитительный). 2) Атеистический или натуралистический, рассмат­ривающий веру людей в Бога как ошибку, временное, прехо­дящее, но занимающее определенное место в истории явление. 3) Феноменологический (от гр. явление, данность) подход, с точки зрения которого религия описыва­ется и изучается вне связи с проблемой бытия или небытия Бога. 5. Проблема возникновения религии. Существуют два подхода возникновения религии:1) Религия появилась вместе с человеком. В этом случае человек (что согласуется с библейской версией) должен был быть создан Богом в результате акта творения. Таким образом, вопрос о воз­никновении религии снимается: она существует исконно.2) Религия - продукт развития человеческого сознания, т. е. человек сам создал (придумал) Бога или богов. Вера в магические свойства предметов - камней, кус­ков дерева, амулетов, фигурок и т.п. - получила в науке на­звание фетишизм (от порт. - магическая вещь). Если люди (племя, род) поклоняются животному и растению как своему мифическому предку или защитнику, то это веро­вание обычно называют тотемизмом (слово «тотем» пришло от североамериканских индейцев и буквально оз­начает «его род»). Вера в существование бесплотных духов и душ, населяющих мир, называется анимизмом (от лат. - душа). 6. Многообразие и классификация религий. Самая простая классификация религий сводится к делению их на три группы: 1) Родоплеменные примитивные древние верования. Они возникли в очень глубокой древности и сохранились по сей день. От них происходят многочисленные суеверия (суе - напрасно, без пользы, попусту) - примитивные верования, которые имеют много общего с религией по природе своего возникновения, но не могут быть признаны собственно рели­гиями, так как в них нет места Богу или богам, и они не со­ставляют целостного мировоззрения человека. 2) Национально-государственные религии, которые со­ставляют основу религиозной жизни отдельных народов и наций (например, индуизм в Индии или иудаизм у еврейско­го народа). 3) Мировые религии (вышедшие за пределы наций и госу­дарств и имеющие огромное число последователей во всем мире). Общепризнано, что мировых религий три: христиан­ство, буддизм и ислам. Все религии можно также разделить на две большие груп­пы: монотеистические (от гр. - один, единствен­ный и - бог), т.е.признающие существование единого Бога, и политеистические (ро1у - много и Теоs - бог), поклоняющиеся множеству богов. 7. Роль религии в жизни человека и общества. Функции религии в обществе:Во-первых, религия, являясь мировоззрением, т.е. системой принципов, взглядов, идеалов и убеждений, объясняет чело­веку устройство мира, определяет его место в этом мире. Во-вторых (и это следствие первого), религия дает людям утешение, надежду, духовное удовлетворение, опору. В-третьих, человек, имея перед собой некий религиозный идеал, внутренне меняется и становится способен нести идеи своей религии, утверждать добро и справедливость. В-четвертых, религия может существенно влиять на большие сообщества и це­лые государства, живущие по законам данной религии. В-пятых, религии способствуют объединению людей, по­могают складыванию наций, образованию и укреплению госу­дарств. Религиозный экстремизм (от лат. - крайний), к сожалению, остается и в XX в. довольно распространенным и опасным явлением - источником общественной напряжен­ности. В-шестых, религия сберегает об­щественное культурное наследие.Таким образом, религия выполняет в истории созидатель­ную культурную функцию.8. Социология религии и другие науки о религии. Областью, к которой относится предмет социологии религии, является лишь доступное наблюдению поведение человека в широком смысле слова, которое включает его деятельность (действия, или устремления от них, отказ от действий, речь, или наоборот - молчание и т.д.), а также те факторы, которые включены в эту деятельность (среда обитания, климат). 9. Социология религии и теология. Теология основывается на признании действительного существования объекта религиозного отношения. Предмет теологии - бог и самообнаружение бога в мире, его «откровение». 10. Возникновение и развитие социологии религии. Социология религии начинает формироваться как научная дисциплина примерно с сер. 20 века. Одним из важнейших источников социологии религии была социально-философская критика феодальных общественных отношений и церкви как социального института, в особенности - со стороны французских энциклопедистов XVIII в. (Гельвеций, Гольбах, Дидро). Одним из первых мыслителей, обосновавшим возможность рассматривать религию с позиций научного мышления был И.Кант. Учение О.Конта о социальной динамике содержит эволюционную модель общества, построенную с помощью понятий, почерпнутых из истории религии. Социология религии по Г.Спенсеру должна заключаться в выявлении условий и предпосылок организационной стороны деятельности государственной Церкви Англии, ее успешности. Главное, что внес Дюркгейм в социологию религии («Элементарных формах религиозной жизни») - это понимание религии как интегрирующей общество силы. К.Маркс (1818-1883) способствовал развитию функционального подхода к религии. Центральную роль в учении К.Маркса, а в последствии у 3.Фрейда, играл тезис о компенсационной функции религии. Религия - это «сердце бессердечного мира»: страдания в этом мире не напрасны, они будут вознаграждены в будущей жизни. Главная функция религии по М.Веберу - функция смыслополагания, религия является прежде всего фактором социального изменения. В значительной мере вся его концепция социального развития основана на двух понятиях - харизмы и пророчества. Работы Э.Дюркгейма и М.Вебера оказались в полном смысле слова основополагающими в области социологии религии. Существенным добавлением к этим двум подходам были работы Б.Малиновского (1884-1942), в которых получил развитие функциональный анализ религии и магии, помогающих человеку справляться с казалось бы безнадежными ситуациями. Список литературы

1. Добреньков В.И. Христианская теология и революция. Москва, 1990.

2. Гараджа В.И. Социология религии. М.,1996.

3. Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. М., 1996.

4. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. Москва,1990.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ 14: СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИЙ (устно)

1. Охарактеризуйте религию как объект изучения социологии.2. Какие методы социологии применяются в социологии религии?3. Какова структура религии?4. С каких позиций изучают религию?5. Как возникла религия?6. Раскройте специфику классификации религий.7. Какова роль религии в жизни человека и общества?8. В чём заключается специфика социологии религии и других наук о религии?9. Каково соотношение социологии религии и теологии?10. Охарактеризуйте процесс возникновения и развития социологии религии.

ЗАДАНИЕ НА СРС 14: СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИЙ (письменно)

1. Назовите функции религии?

2. Как складывается религиозное сознание и как происходит религиозная

социализация?

3. Какова современная религиозная ситуация в Казахстане.

4. Работа со словарём: шовинизм, национализм, расовое неравенство,

этническая группа, расизм, ассимиляция, толерантность.

5. Опишите типы религий используя систему Р.Беллаха (см. таблицу 1.1.).

Таблица 1.1. Стадии анализа религии по системе Беллаха



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.21.160 (0.015 с.)