Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этапы становления социологии в России
Содержание. 1. Введение. 3 1.1 Термин «социология». 3 1.2 Рождение социологии в России. 4 2. Основная часть. 5 1. Ранние русские социологи. 5 2. Жизнь и творчество П.А. Сорокина. 8 3. Советская социология 20-30-х годов. 12 2.3.1 Положение русской социологии после Октябрьской революции. 12 2.3.2 Предпосылки становлени марксистской социологии 13 2.3.3 Исследования социологов 20-30-х годов. 14 2.4 Возрождение советской социологии (50-60-е годы). 16 2.5 Парадоксы развития советской социологии (60-80-е годы) 18 2.5.1 Наступление на социологию, окончание «оттепели» 18 2.5.2 Исследования социологов 80-х годов. 19 3. Заключение. 21 3.1 Современная российская социология. 21 3.2 Вывод. 22 4. Список использованной литературы. 23 1. Введение. 1.1 Термин «социология» ввел в 30-е годы Х1Х века Огюст Конт, которыйи считается отцом-основателем новой научной дисциплины. По егопредставлениям, социология должна была интегрировать (объединить) всезнания об обществе как едином организме и дать им подлинную научную(построенную на строгом изучении фактов) основу. Поэтому социология ставила перед собой две основные задачи: 1) изучение общества как целостной системы; 2) изучение общества позитивным (научно-инструментарным) методом. Она должна была отличаться от философии, которая подходила к изучениюобщества умозрительно, спекулятивно, а не путем строгого анализа фактов инаучных обобщений; а также от психологии, которая интересоваласьиндивидуумами, а не типическими групповыми проявлениями социальногоповедения и взаимодействия. Но вскоре социологи поняли, что могут: 1) либо изучать общество какцелостную систему – и тогда они вынуждены применять умозрительный подход(социально-философский); 2) либо изучать общество строго научным(инструментарным) средством и тогда они не охватывают всю целостность, аанализируют только малые сообщества, отдельные явления или процессы. Проще говоря, ученые осознали, что наши средства и возможности менееразвиты, чем устремления и познавательные амбиции. Поэтому возниклареальная проблема дальнейшего развития социального знания: сохранить либопредмет изучения (общество как целостная система), либо – метод (научныйанализ и практическое подтверждение научных выводов). И сегодня параллельноразвиваются две социологии: академическая (система знаний об обществе) иприкладная (с позиций аналитики для изучения конкретных социальных событийи фактов). Таким образом социология – отрасль науки о человеческом поведении,ставящая своей целью раскрытие причинно-следственных связей, образующихся впроцессе социальных отношений между людьми, в процессе взаимодействий ивзаимосвязей между индивидами и группами. Социология – одна из общественных наук, или поведенческих, кактаковая она отличается от естественных наук (биологии, физики, химии) и отгуманитарных (литературы, музыки, искусства). Все социальные науки –антропология, история, социология, психология, экономика и политическаянаука имеют дело с человеческим поведением. Каждая из них имеет собственныйвзгляд на вещи и отличаются друг от друга. 1.2 Развитие социологии в России представляет собой весьмаувлекательный и вместе с тем во многом драматичный процесс. Во второйполовине Х1Х века, по мере становления социологии на западе, новаясоциальная наука стала проникать в Россию. Российское научное обществобыстро обнаружило новаторский характер теорий Конта, Спенсера, Миля. Этипредставления ранней классической социологической мысли превратились всамых читаемых авторов в среде просвещенной публики. Одновременно росло ивлияние марксисткой теории, которая к концу Х1Х века приобрела не толькоакадемический вес, но и превратилась в политическое движение. На ранних этапах своего развития российская социология не выдвинулатеоретиков мирового масштаба, однако, для ведущих российских социологовбыли характерны прекрасное знакомство с новейшими достижениямизападноевропейской и американской социологии, высокая духовная культура,стремление найти и выделить специфические черты российской социологическоймысли, отражающие историческое и социальное своеобразие России. 2 Основная часть. 2.1 В русскую интеллектуальную среду социологические идеи прониклиспустя два десятилетия после опубликования во Франции знаменитого трудаОгюста Конта «Курс позитивной философии». Уже в 1859 г. в «Современнике»были изданы статьи П.Л. Лаврова, имевшие позитивную направленность. Петр Лаврович Лавров (1828-1900) известен, прежде всего, как политик-теоретик и политик-практик, и это справедливо. Его наиболее известноепроизведение «Исторические письма» проникнуто духом индивидуализма иизобилирует романтическими идеями о смене политического устройства обществаи о роли личности в истории. Он выдвигает понятие «критически мыслящейличности», эдакой своеобразной предтечи ницшеанского Сверхчеловека, котораясперва совершает внутреннюю критическую работу, а затем организует массовоедвижение, формирует политическую партию, наконец, изменяет государственноеустройство. У Лаврова трудно найти произведение собственно социологическойнаправленности, то есть такие, которые бы исследовали социальные процессы.Его заслуга перед отечественной социологией состоит в том, что он первымпопуляризировал позитивистские идеи Конта в России, он говорил и писал осоциологии как о возможном и научно правильном методе исследования. Николай Константинович Михайловский (1842-1904) наиболее яркаяличность в славной плеяде русских социологов-позитивистов. Несмотря на то,что он не создал законченного учения и не написал труда, в которомпредставил бы систему взглядов в обобщенном виде, его заслуга передотечественной социологической мыслью огромна. Михайловский, являясьредактором журнала «Современник», публиковал в нем многочисленные статьи.Систематизация взглядов Михайловского позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, его следует отнести к сторонникам позитивизма биологического ипсихологического направлений. В работе «Борьба за индивидуальность» и «Чтотакое прогресс» выражается биологическое направление. Михайловский ставитчеловеческую индивидуальность в последовательность, исходным элементомкоторой является биологическая клетка, а завершающим элементом –человеческое общество, таким образом, клетка и общество – явления одногопорядка. О приверженности к психологизму свидетельствуют статьи «Герои итолпа», «Еще о герое», «Еще о толпе». В них, Михайловский приходит к весьмаценным в научном плане открытиям. Анализируя толпу, он находит в ееэкспрессивном и хаотическом поведении строгую закономерность. Он делиттолпу на массу и героя, дает характеристику каждому из компонентов, говорито роли героя, который передает свой психологический импульс, а толпазаражается им. В споре со Спенсером, он приходит к совершенно иным выводам.Спенсер доказывает, что уровень развития общества пропорционален уровнюсоциальной и профессиональной дифференциации, то есть термины общественногопрогресса зависят от того, насколько многообразна социальная структура.Михайловский считает, что многообразие социальное и профессиональноедействительно способствует темпам прогресса, однако, отрицательносказывается на личности, а так как личность является ценностью абсолютной,то в споре личности и общественного развития приоритет должен оставаться заличностью. Лев Ильич Мечников (1832-1888), родной брат Ивана Ильича Мечникова,известного русского врача и физиолога. Написал труд «Цивилизация и великиеисторические реки», изданный впервые в 1889 г. Автор поставил перед собойряд глобальных вопросов: в чем причина солидарности человеческих сообществ,какой принцип лежит в основе развития цивилизации. По мнению Мечникова восновании важнейших социальных процессов лежит географический фактор.Человеческая цивилизация прошла три этапа: речной, морской, океанский.Первый этап характеризуется рождением цивилизаций Древнего мира, все ониродились по берегам великих рек. При низком уровне развитии орудий трудаповедение их работ связано с неординарностью привлечения огромного числалюдей. Именно этот фактор создал условия для рождения государств сжесточайшей формой правления – сантратией. Второй этап связан с освоениембассейнов Средиземного и других морей. Наличие островов с реальнойсоциальной и политической организации создал, по мнению автора условия длярождения Античной цивилизации с вариантностью ее политического устройства,философии, экономики. Наконец, освоение Мирового океана, Великиегеографические открытия сделали человечество единым. Таким образом,макросоциальные процессы объясняются с помощью привлечения географическойнауки. Субъективный метод в социологии – явление, свойственное толькоотечественной социологии. П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, Н.И. Кореевотстаивают возможность и необходимость субъективизма в социологии. По ихмнению, субъективный взгляд исследователя надо отполировать отобъективизма, результатов исследования. Субъективизм необходим в техисследованиях, где социальное действие индивида, поставив себя на егоместо, только тогда можно сделать вывод о поведении другого человека. На рубеже веков российская социологическая мысль стала постепенновыходить на уровень мировой социальной науки. Это прогрессивное развитиебыло связано с именами замечательных мыслителей П.А. Кропоткина, Н.К.Ковалевского, Е.И. Де Роберти, Л. Петражидского и др. Активное развитие неокантианства получает в начале ХХ века, и вособенности после легализации социологии, когда в Россию, из Германиивернулись ряд социологов неокантианцев: А.С. Лаппо-Данилевский, Б.А.Кистяковский, П.И. Новгородцев, В.М. Хвостов, Л.И. Петражидский.Неокантианцы считали невозможным рассматривать общественную жизнь какследствие естественно-натуралистического процесса. Они выдвигали другиекритерии обществознания: приоритет философствования над наблюдением, акцентвнимания на проблемы культурных ценностей, а не на развитие и смешениецивилизаций. Одновременно с неокантианством, в период начала ХХ века в Россиинабирает силу новое методологическое направление – неопозитивизм. Егоприверженцами были А.С. Звоницкая, К.М. Тахтарев, П.А. Сорокин. В отличиеот позитивизма, направлявшего свой исследовательский взор на поисксоциальных факторов, неопозитивизм обращался к исследованию социальныхсвязей, социальному взаимодействию, социальному общению, социальномуповедению. На революционной волне в 1918 г. был учрежден Социобиблиографическийинститут, в 1919 г. были созданы первые кафедры социологии в Ярославском иПетроградском университетах, а в последнем в 1920 г. – отделение социологиина факультете общественных наук. 2.2 Теории русских Социологов отражали не только современные для тоговремени теории западных ученых, но и практические социально-политические иэкономические проблемы российской действительности, реалии общественныхдвижений, направленных прежде всего на установление в Россиидемократического строя. Сочетание этих научных и социально-политических факторов оказалосьрешающим для формирования творческого гения выдающегося русского социологаП.А. Сорокина (1889 – 1968) – теоретика социологии, политического деятеля,крупного организатора социологического образования. ВыпускникПетербуржского университета, Сорокин чрезвычайно рано обнаружил интерес кновой социологической науке, которой и поставил уже начальные этапы своейнаучной карьеры. Сочетая огромную трудоспособность с природным талантом кнаучной деятельности Сорокин проявил себя также в политике: он стал однимиз лидеров партии эсеров. После Февральской революции 1917 года Сорокин входил в составВременного правительства, а после октября 1917 года ушел в оппозициюбольшевикам. Годы духовных и физических преследований Сорокина,последовавшего после установления в России советской власти, привлекли кего насильственной высылке на Запад. В США Сорокин весьма быстро приобрелавторитет одного из ведущих социологов, стал первым деканомсоциологического факультета Гарвардского Университета, где его влияниеиспытали такие корифеи современной социологии, как Т. Парсонс, Р. Мертон,Э. Тирсквян и др. П.А. Сорокин, автор колоссального количества робот, в том числе«Системы социологии» (1920), «Социальная мобильность»(1927), «Современныесоциологические теории»(1928), «Социальной и культурной динамики» (1946),«Общество, культура и личность»(1947). В Петербургском университете в 1919– 1921 годах собрал студентов и организовал широмасштабные социологическиеисследования, которые вошли в труды: «Голод как фактор» (1922), «Социологияреволюции» (1928) и др. Будучи заведующим кафедрой и одновременно деканомфакультета социологии в Гарвардском университете, он получил предложение отамериканского правительства организовать первый в США исследовательскийсоциологический центр. Будучи на пенсии, к нему обращались правительстваразных стран с аналогичной просьбой. В своей первой книге «Преступление и кара, подъем и награда»(1913)социальный феномен (сфера «надорганизации») определяется им как «социальнаясвязь, имеющая психическую природу и реализующаяся в сознании индивидов».То есть, всякое взаимодействие, если оно обладает психологическимхарактером суть социальное явление. В «Социологии революции»(1925), где причины всех революций или иныхсоциальных потрясений Сорокин видит в подавлении базовых инстинктов людей(пищеварительного, сексуального, самосохранения, самовыживания). Крометого, автор замечает, что войны и революции уничтожают самых физически идуховно лучших людей, а остается «третий сорт». В работе «Системы социологии»(1920) автор предпринял разделениесоциального тела на элементарные составные части, а затем созданиятеоретической конструкции из ранее выделенных элементов. В процессереализации первой задачи, аналитической, Сорокин находит, что в основелюбой общественной организации лежит социальное явление, которое может бытьразложено на действия индивидов (а также акты, действия) и на проводникиобщения (символы интеракции, т.е. языки, письменность, орудия труда, деньгии др.), посредством которых происходит общение между индивидами.Многовариантное соединение частей – синтез, приводит к рождениюмножественных социальных взаимодействий: взаимодействие одного индивида содним, одного с несколькими, нескольких с группой, взаимодействиеорганизованное и неорганизованное, длительное и бессознательное и т.д.Далее Сорокин произвел восхождение от малых групп к большим и к социальномуобществу в целом. В этом восхождении он отметил наличие структурнойиерархии групп. Сперва следуют элементарные группы, сформированные покакому-либо одному признаку: профессиональному, образовательному и др.Далее следуют кумулятивные группы, в состав которых входят несколькоэлементарных групп. Кумулятивные группы – объединения, из которых состоитобщество, к ним относятся классы и нации. На конец, на самом верхуструктуры находится сложный социальный агрегат или попросту конкретноеобщество, состоящее из совокупности ряда кумулятивных и элементарных групп.Таким образом, система социологии Сорокина позволяет получить достоверныезнания о сложном агрегате, о его составных частях, отношениях, опираясь приэтом на данные, полученные из наблюдений за поведением людей в ихповседневной жизни. Исключительная заслуга Сорокина в разработке структуры социологии. Втруде «Система социологии» он выделил три основных раздела в теоретическойсоциологии: социальная аналитика (социальная антропология и морфология);социальная механика, т.е. изучение социальных процессов; социальнаягенетика, т.е. теория эволюции общественной жизни. П.А. Сорокин разработал теорию социальной мобильности истратификации, которая позволяла прослеживать динамику социальных процессовс помощью определения положения индивидов и групп в структуре общества. Вработе «Социальная мобильность» автор говорит, что мобильность естьестественное состояния общества и включающая в себя не только индивидов игрупп, но и социальных объектов (ценности). Мобильности могут различатьсяпо направленности (восходящая и нисходящая), по формам (коллективная,индивидуальная), по интенсивности, по масштабности. Вертикальнуюмобильность он рассматривал в трех аспектах по трем формам социальнойстратификации (политическая, экономическая, профессиональная), внутри- имежпрофессиональная. При этом автор четко различал социальную мобильностьи так называемый «коллективный переход» относительно общественнойстабильности и в периоды социальной дезорганизации (войны, революционныепериоды, голод и т.д.). Еще большую известность приобрело фундаментальней шее исследование,проведенное Сорокиным и посвященное социокультурной динамике – «Социальнаяи культурная динамика»(1937 –1941). Задача, поставленная самим Сорокиным,состояла в том, чтобы проследить всемирно-историческое развитиечеловечества и возникновение социокультурной «суперсистемы». В основеидеалистической концепции Сорокина – идея о приоритете сверхорганическойсистемы ценностей, значений, «чистых культурных систем», носителями которыхявляются индивиды и институты. Исторический процесс по Сорокину, естьцикличная флуктуация типов культуры, каждый из которых – специфическаяцелостность, имеющая в основе несколько главных предпосылок (представленийо природе реальности методах ее познания). Он выделяет три основных типакультуры: чувственный (sensate), где преобладает непосредственночувственное восприятие действительности; идеациональный (ideational), гдепреобладает рациональное мышление; идеалистический (idealistic), гдегосподствует интуитивный вид познания. Каждая система «истин» воплощается вправе, искусстве, философии, науке, религии, и структуре общественныхотношений, рациональное преобразование и смена которых происходит врезультате войн, революций, кризисов. Эти стадии или своеобразные парадигмыопределяют по мысли Сорокина все основные социальные структуры и процессы,происходящие в обществе. Причем переход от одной стадии к другой подчассопровождается столкновением и крушением общественных структур. Кризиссовременной «чувственной» культуры Сорокин связывал с развитиемматериализма и науки и выход из него видел в победе религиозной«идеалистической» культуры. Влияние теорий Сорокина на развитие западной социологии былозначительным. 2.3 Советская социология 20-30 гг. 2.3.1 Положение социологии в нашей стране после Октябрьской революциихарактеризовалось сравнительно кратковременным подъемом вначале и середине20-х годов, подъемом, который сменился чуть ли не сорокалетнем периодомзапретов и гонений на эту науку и ее представителей. Социологическаятеория, по природе своей признающая плюрализм теоретических интерпретаций иподходов, была полностью подчинена господству институализированногомарксизма и его идеологии. В истории российской социологической науки период 20-30 гг. былпериодом «вычитания и потерь». Для него характерны такие парадоксы, какноваторство, блестящее начинание и бесплодное экспериментаторство; многоэнтузиазма и идеологизация теоретических поисков; поиск новой культуры ибольшевидский принцип «справедливости». Доведенные до логическизавершенного абсурда, они разрешились официальным запретом социологии,который в советской социологии оставил «белое пятно». Развитие социологии в России в начале ХХ века было на подъеме и кФевральской и Октябрьской революциям 1917 г. сложился достаточно высокийинтеллектуальный потенциал. Он был представлен: а) немарксистской традицией академической социологии с приоритетомтеоретических исследований – Н.И. Караев, П.А. Сорокин, К.М. Тахтарев идр.; б) марксистской традицией с приоритетом радикализации социологии вполитической борьбе – А.А. Богданов, В.И. Ленин, Е.А Энгель и др. К этому времени была наработана практика социологическихисследований, имелся значительный теоретический и практический задел вразвитии социальной статистики. Более скромными были результаты в областиинституциализации и образовании, свидетельствующие о несколько худшемположении русской социологии, чем социологии в странах Запада. Однако надоотметить появление учебной литературы: первые официальные учебники посоциологии для вузов Т. Фадеева в 1917 г. и для средней школы Е. Энгеля в1918г. Необходимо отметить, что в академической среде определяющим быловлияние немарксистских и антисоциалистических течений. Поэтому, послеопубликования в 1922 г. статьи Ленина «О значении воинствующегоматериализма», был поставлен вопрос о коммунистическом контроле запроцессом обучения. Он был облечен в формулировку, что «мы не так сильны,чтобы за пролетарские деньги разрешить в стране враждебное инакомыслие испорить с еретиками». Деятельность старой профессуры была оценена какдуховное развращение молодежи. Последовательно выдвижение идеологической иполитической функции науки на первый план под лозунгом: «Кто не нами, тотпротив нас». За этим жестким каноном марксизма последовала высылка изстраны и вынужденная эмиграция лучшей части ученых и преподавателей, техкто не поступился своими принципами. В частности за рубежом оказалось болеевосьмидесяти социологов, двое из которых обрели мировое имя – Г.Д. Гурвич(Франция) и П.А. Сорокин (США). В целом, эта была традиция России,подлинную цену которой по силам уплатить только несколькими поколениями. 2.3.2 В тоже время строительство нового социалистического строя остронуждалось в социологической науке. Дефицит марксистских кадров с достаточнопрофессиональной квалификации обуславливал потребность в их быстрейшейподготовке через систему рабфаков, института «красной профессуры». В 20-егоды была введена промежуточная научная степень «кандидат наук», в томчисле и по социологии. Накладываемый на эти трудности приоритет классовогоинтереса (партийности) неизбежно сопровождался значительным упрощениемтеоретических представлений о социальной действительности, популяризациейсоциального знания в почти сплошь безграмотном населении, доходящей докрайней вульгаризации. В месте с тем, в 20-е годы имел место и плодотворный, активный ростотечественной социологии, который в определенном смысле можно назвать«золотым». Становление советской (марксистской) социологии носилопионерский характер: ее объектом было общество, строящееся на базеобщественной собственности и приоритетом большинства – трудящихся масс надостальным меньшинством (концепция двух дружественных классов плюс слой).Это сопровождалось революционной смелостью мысли, многообразием точекзрения, активным изданием литературы по социальным проблемам, свободным отавторитета вождя. Дело в том, что в этот период советской власти отношение к ее вождю –В.И. Ленину было достаточно свободным. Старые большевики не считали егокрупным теоретиком, тем более в новых проблемах, связанных состроительством социализма. К нему относились главным образом как кпрактику, умело прилагающему марксисткою теорию к стратегии и практикесоциалистической революции, как политическому вождю партии. Именно в этомкачестве Ленин написал много статей, брошюр и книг, в которых емуприходилось высказываться «походя» о таких вещах, как Философия, экономика,социология, военное дело и др. В 1924 г. только еще начиналось обсуждениеего вклада в развитие марксизма и пропаганда ленинизма. В последующем«верные ленинцы» превратили Ленина в корифея науки и гениального философа,экономиста, социолога, историка и т. д. 2.3.3 Исследования имели поимущественно социально-экономическийхарактер с использованием социологических подходов. Среди работ такогоплана можно выделить исследования С.Г. Струмилина, Я Видревича (экономикатруда, бюджет времени); А. Крицмана, Ф. Казанского (структура советскогообщества); А.К. Гастева, Н.А. Витке (научная организация труда); А. Исаева,И. Ходоровского (безработица); М. Берштейна, Н.Н. Иорданского (молодежь);А. Большакова, А. Гайстера (советская деревня); С. Вольфсона, И. Гельмана(брак и семья); В. Андреева, Г. Полляка (условия жизни); А. Гозулова, Б.Смулевича (народонаселение); А. Герцензона, В. Внукова (преступность); Л.М.Сабсовича, Н. Мещерякова (градостроительство); Н.А. Гредескула, Е.А. Энгеля(образование и воспитание); М. Загорского, В. Кузьмичева (духовная жизнь) идесятков других революционно-прогрессивных представителей социологии,вынуждено прервавших свою деятельность. Результаты исследований помещались в более чем десяти журналах попроблемам условий организации труда и управления («Организация труда»,«Система и организация», «Производство, труд и управление», «Экономика ибыт» и др.). Они также использовались в государственных и ведомственныхпредприятиях построения экономических основ социализма. Интерес к конкретным социологическим исследованиям вел к росту числаметодических разработок, который был сродни американской эмпирическойсоциологии. Отличительной чертой было то, что в советской социологии работанад методикой и техникой прикладных исследований носила разрозненныйхарактер и осуществлялась в основном путем проб и ошибок. Вместе с тем,достаточно активно накапливался практический опыт по организации ипроведению исследований и широкий набор социологических методов. Здесь,необходимо отметить традиционное для российской социологии широкоеобращение к социальной статистике. В Коммунистической академии в 1925г.было образовано «Общество статистиков-марксистов» и стал выпускатьсяжурнал «Статистика труда» богатый статистический материал давали переписинаселения, начиная с 1921г. С.Г. Струмилин внес вклад в разработку различных статистическихматериалов обработки и анализа данных. Он, в частности, использовал приемранжирования. Кроме того, Струмилин, при анализе способностей работников кразличным видам деятельности с помощью самооценки, использовал метод оценокпо пятичной шкале, которая впоследствии получила название «шкалыТерстоуна». Советская социология 20-30-х годов имела две основные черты: 1)закрытость, самоизоляция от общего развития социологии, отрыву то богатыхтрадиций в истории развития социологической мысли и достиженийметодического уровня; 2) накопление эмпирического накопление эмпирическогоопыта вело к возникновению зачатков отраслевых социологий: труда, быта икультуры, бюджета времени, социальной структуры и др.; обращение ксоциологическим исследованиям имело достаточно широкую географию. Однако в начале 30-х годов социологию объявили буржуазной лженаукой изапретили деятельность социологических кафедр, журналов. 2.4 Возрождение советской социологии (50-60-е годы). В период «хрущевской оттепели» роль общественных наук как опорыстроительства коммунистического общества зримо возросла. Появилосьпотребность в многосторонней информации о социальных процессах,экспериментах и долгосрочных прогнозах. Тем самым открылись перспективы дляреабилитации социологии как средства познания и источника новой информации,связи общественной науки с жизнью. Быстрый рост ее начался в конце 50-х иособенно 60-х годах в вузах и академических институтах в различных городах.Активное участие в возрождении социологии приняли А.А. Зворыкин, А.Г.Здравомыслов, Т.И. Заславская, И.С. Кон, Г.В. Осипов, А.Т. Харчев, О.И.Шкаратан, В.Н. Шубкин, В.А. Ядов и др. С первых шагов четко обозначилась линия развития отечественнойсоциологии – изучение и участие в строительстве социалистического икоммунистического общества. Парадокс заключался в том, что если сто лет назад марксизмпретендовал на средство переоценки ценностей, защиты угнетенных и на орудиеизменения мира, то теперь он превратился в отсталую догматическую теорию,защищавшую тоталитаризм и авторитаризм. Положительная комплиментарность вэтой ситуации неизбежно вела к социальному мифотворчеству иапологетическому обслуживанию бюрократических структур комадно-административной системы. В условиях неприкаемого господства философииисторического материализма, акцент в возрождении социологии пришелся наобласть ее прикладных функций и оправдование эмперических методов. В этотпериод налаживались зарубежные контакты. В 1956 г. советские ученые впервыеприняли участие в заседаниях Международной социологической ассоциации.С1958 по 1964 г. СССР посетили Р. Арон, Р. Мертон, Т. Парсонс, и др. Ссозданием в 1962 г. Советской социологической ассоциации произошлаофициальная институциализация социологии. На философских факультетахЛенинградского и Московского университетов были созданы лабораториисоциологических исследований (В.А. Ядов и Ю.В. Арутюнян), в 1960 г. винституте философии АН СССР был открыт отдел социологии (Г.В. Осипов). В1968 г. начал работу Институт конкретных социальных исследований (ИКСИ) сотделами в других городах. С середины 60-х годов стала издаваться социологическая литература,начинали выходить периодические сборники «Социальные исследования» и«Информационный бюллетень ССА». Широко публиковались статьи, отчеты,монографии, книги, сборники по социологической проблематике. Реабилитация социологии, вовлечение ее в создание нового обществанастоятельно требовали разворота социологических исследований. Обращение копыту западных исследователей – это было познание новых возможностей научно-исследовательской работы, но основанной на ином менталитете. Поэтомувозникал целый ряд трудностей. В этот период появились социологическиецентры, где велась систематическая и серьезная работа надсовершенствованием научного аппарата исследования. Так, ленинградскиесоциологи плодотворно занимались разработкой методики сбора первичнойинформации, новосибирские – совершенствованием математического аппаратаисследования социальных процессов, таллиннские исследователи –использованием ЭВМ при обработке социологических данных и др. Вынужденное увлечение эмпиризмом обуславливало преобладание конкретно-социологических исследований узкоприкладного характера – организация иавтоматизация труда, текучесть рабочей силы, бюджет времени рабочих,культурный рост советского рабочего класса, всестороннее развитие личности,проблемы молодежи, брака и семьи, массовой коммуникации, социальногопланирования и др. В результате формировались новые социологическиеотрасли. На основе которых возникали ТСУ – теоретико-прикладная социология. 2.5 Парадоксы развития советской социологии (60-80-е годы). 2.5.1 Необходимо отметить, что наступление на социологию явилось лишьмоментом общего политико-идеологического поворота «вправо» после событий1968 в Чехословакии. Закончилась так и неустоявшаяся «оттепель» и наступалпериод застоя и деградации, когда система социализма безнадежно отстала отсоперничающей с ней системой капитализма. Именно в период 70-80-х годоввнутри советского общества сформировалась «теневая экономика», сталавырываться на простор с началом перестройки в 1985 г. и, легализовавшись с1992 г., реально угрожает превратить Россию в самое большое криминальноегосударство в истории. Противники социологии как самостоятельной науки выдвигали стандартныеобвинения в насаждении буржуазных концепций, элементов позитивизма,усматривая в этом способ расшатывания марксизма-ленинизма изнутри. В начале70-х годов социологию взяли в жесткие политико-идеологические тиски. Былопрекращено издание «Информационного бюллетеня ССА». В ИКСИ и руководствеССА была проведена своего рода чистка. В результате известные иквалифицированные социологи были вынуждены уйти из университета этозначительно ослабило его функции теоретико-метологического центрасоциологических исследований. Парадоксально, но в обновленном составе онстановиться инструментом торможения становления социологии. Практическиэто вылилось, с одной стороны, в акцент в административно регулируемых(контролируемых) социологических исследований на «позитивных» аспектахсоциального развития страны по принципу «чего изволите». Стиль работыкомадно-административной системы кадры органов партийно-государственного ихозяйственного управления были не готовы к продуктивному диалогу ссоциологами, что наносило вред тем, и другим. Одни давали практическиерезультаты, а другие – научные, и пути их не пересеклись. Драматически складывались судьбы гонимых социологов. В 1969 – 1972гг. в определенной мере удалось задавить свободу мысли и творчества. Нозадавить «вполне было уже нельзя. В 1972 г. ИКСИ был переименован вИнститут социологических исследований, в 1974 г. начал выходить журнал«Социологические исследования». В исполнении истинных мастеров, создавалисьподлинные социологические работы Т.И. Заславской, А.Г. Здравомысловым, В.И.Шкаратаном, В.Э. Шляпентохом, В.А. Ядовым и др. в них, в отсутствиеразвитой системы социологического образования, с успехом передавалисьнакапливаемые социологические знания и опыт исследовательской работыследующим поколениям социологов. В этот период вновь ожила дискуссия о предмете социологии.Накопленный опыт прикладной социологии, начавшийся процесс формированияновых научных дисциплин позволили поставить вопрос о «специальных»(частных») социологических теориях. Они объясняли конкретные социальныепроцессы, а потому имели собственный предмет исследования и выступалинепосредственной метологической базой конкретных социологическихисследований (например, личности, семьи, труда, религии, массовыхкоммуникаций и т.п.). В этом подходе специальные социологические теориирассматривались как опосредующее звено между общей теорией (историческимматериализмом) и конкретными социологическими исследованиями различныхсоциальных явлений (А.Г. Здравомыслов, Л.Н. Коган, Г.В. Осипов, Д.М.Угримович и др.). 2.5.2 Исследования по систематизации социологических понятийприобрели размах в начале 80-х годов. Определяющую роль в ней играланоменклатура понятий исторического материализма (Г.С. Арефьева, В.С.Барулин, Г.Г. Караваев, Ю.К. Плетников, К. Уледов и др.). Отсюда вытекалапроблема их соединения с понятиями специальных социологических теорий. Формирование прикладной социологии, специальных социологическихтеорий свидетельствовало о неоправдавшихся усилиях по созданию общейсоциологии и неспособности марксистской социологии стать эффективныминструментом социального анализа. Марксистский склад ума вел к превратномусознанию и политико-идеологическим заблуждениям. Как защитная реакцияначалось новое наступление на тех, кто борется за социологию каксамостоятельную науку. В начале 80-х годов жесткий контроль ЦК КПСС, политико-идеологическоедавление на советскую социологию усиливается. В 1984 г. Институт социологииАН СССР был подвергнут критике и было принято решение о создании на егобазе Центра опросов общественного мнения. Особому административному«расследованию» подверглась Т.И. Заславская по поводу ее «новосибирскогодоклада» в 1985 г. Дискуссия о предмете социологии как самостоятельнойнауки, соотношении теоретической и прикладной социологии грозилазавершиться трагически. Вновь социологам пришлось вести борьбу засохранение социологии как науки. Начавшаяся перестройка вновь еереабилитировала. Более того, начиная с 1988 г. постановлениями ЦК КПСС социология былапризвана для решения проблем перестройки, она обрела права на научныеисследования социальной сферы жизнедеятельности общества без каких-либоизъятий. ИСИ был переименован в институт социологии АН СССР. В срочномпорядке высшие партийные школы – кузнецы кадров властных бюрократическихструктур, были переименованы в социолого-политические институты с профилемподготовки кадров социологов и политологов. Все свидетельствовало, чтодлинный период борьбы в советской социологии за ее самостоятельность какнауки завершился. Марксистский фундаментализм оказался преодоленным. 3 Заключение. 3.1 В современной России положение социологии достаточно двойственно.На идейно-теоретическом уровне ее статус не подвергается сомнению, но вплане практического существования социология все больше и большеоказывается маргинальной социальной дисциплиной. Тому есть несколькопричин. Среди них такие: социология – дорогая наука. Проведениесоциологических исследований требует больших материальных средств, времении людских ресурсов. Негативное влияние на современную российскую социологиюоказывает и ее явная политизация, когда результаты опросов общественногомнения превращаются в оружие политической
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 749; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.202 (0.006 с.) |