Производственные психические состояния 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Производственные психические состояния



Эти психические состояния возникают в процессе трудовой деятель­ности и классифицируются по следующим группам:

1. Относительно устойчивые и длительные по времени состояния. Они определяют отношение человека к данному конкретному производ­ству и конкретному виду труда. Эти состояния (удовлетворенности или неудовлетворенности работой, заинтересованности трудом или безразли­чия к нему и т. п.) отражают общий психологический настрой коллектива.

2. Временные, ситуативные, быстропроходящие состояния. Возника­ют под влиянием разного рода неполадок в производственном процессе или во взаимоотношениях работающих.

3. Состояния, возникающие периодически в ходе трудовой деятель­ности. Таких состояний много. Например, предрасположение к работе, пониженная готовность к ней, врабатывание, повышенная работоспособ­ность, утомление, конечный порыв (см. работоспособность человека); со­стояния, вызванные содержанием и характером работы (операции): ску­ка, сонливость, апатия, повышенная активность и т.п.

По признаку преобладания одной из сторон психики различают: со­стояния эмоциональные, волевые (например, состояние волевого уси­лия); состояния, в которых главную роль играют процессы восприятия и ощущения (состояние живого созерцания); состояния внимания (рассеян­ность, сосредоточенность); состояния, для которых характерна мысли­тельная активность и т д.

Наиболее важным является изучение состояний по уровню производ­ственного напряжения, так как именно они существенно влияют на эф­фективность и безопасность деятельности,

Умеренное напряжение — нормальное рабочее состояние, возникает под влиянием трудовой деятельности. Это состояние психической актив­ности — необходимое условие успешного выполнения действий. Оно со­провождается умеренным изменением физиологических реакций орга­низма, проявляется в хорошем самочувствии, стабильном и уверенном выполнении действий. Умеренное напряжение соответствует работе в оптимальном режиме. Оптимальный режим работы осуществляется в комфортных условиях, при нормальной работе технических устройств. Обстановка является привычной, рабочие действия осуществляются в строго определенном порядке, мышление носит алгоритмический характер. В оптимальных условиях промежуточные и конечные цели труда до­стигаются при невысоких нервно-психических затратах. Обычно здесь имеют место длительное сохранение работоспособности, отсутствие гру­бых нарушений ошибочных действий, отказов, срывов и других анома­лий. Деятельность в оптимальном режиме характеризуется высокой на­дежностью и оптимальной эффективностью.

Повышенное напряжение сопровождает деятельность, протекающую в экстремальных условиях. Экстремальные условия — условия, требую­щие от работающего максимального напряжения физиологических и психических функций, резко выходящего за пределы физиологической нормы. Неблагоприятные факторы, повышающие напряжение, относятся к следующим группам:

1) физиологический дискомфорт, т. е. несоответствие условий обита­ния нормативным требованиям;

2) биологический страх;

3) дефицит времени на обслуживание;

4) повышенные трудности задачи;

5) повышенная значимость ошибочных действий;

6) наличие релевантных помех;

7) неуспех вследствие объективных обстоятельств;

8) дефицит информации для принятия решений;

9) недогрузка информацией;

10) перезагрузка информацией;

11) конфликтные условия, т. е. условия, при которых выполнение од­ного из них требует осуществления действий, противоречащих выполне­нию другого условия. Напряжения могут быть классифицированы также в соответствии с теми психическими функциями, которые преимущест­венно вовлечены в профессиональную Деятельность и изменения кото­рых наиболее выражены в неблагоприятных условиях.

Интеллектуальное напряжение — напряжение, вызванное частым обращением к интеллектуальным процессам при формировании плана обслуживания, обусловленное высокой плотностью потока проблемных ситуаций обслуживания.

Сенсорное напряжение — напряжение, вызванное неоптимальными условиями деятельности сенсорных и перцептивных систем и возникаю­щее в случае больших затруднений и восприятии необходимой информа­ции.

Монотония — напряжение, вызванное однообразием выполняемых действий, невозможностью переключения внимания, повышенными тре­бованиями как к концентрации, так и к устойчивости внимания.

Политония — напряжение, вызванное необходимостью переключе­ния внимания, частых и в неожиданных направлениях.

Физическое напряжение — напряжение организма, вызванное повы­шенной нагрузкой на двигательный аппарат человека.

Эмоциональное напряжение — напряжение, вызванное конфликтны­ми условиями, повышенной вероятностью возникновения аварийной си­туации, неожиданностью либо длительным напряжением прочих видов.

Напряжение ожидания — напряжение, вызванное необходимостью поддержания готовности рабочих функций в условиях отсутствия дея­тельности.

Утомление — напряжение, связанное с временным снижением рабо­тоспособности, вызванным длительной работой.

Рассмотрим подробнее характеристики напряжений, наиболее прису­щие трудовой деятельности человека.

Состояние утомления. Утомление является одним из самых распро­страненных факторов, оказывающих существенное влияние на эффек­тивность и безопасность деятельности, Утомление представляет собой весьма сложный и разнородный комплекс явлений. Полное содержание его определяется не только физиологическим, но также психологиче­ским, результативно производственным и социальным факторами. Исхо­дя из этого утомление и должно рассматриваться по меньшей мере с трех сторон: 1) со стороны субъективной — как психическое состояние; 2) со стороны физиологических механизмов; 3) со стороны понижения эффек­тивности труда.

Компоненты утомления (субъективные психические состояния):

1) чувство слабосилия. Утомление сказывается в том, что человек чув­ствует снижение своей работоспособности, даже когда производитель­ность труда еще не падает. Это снижение работоспособности выражается в переживании особого, тягостного напряжения и в неуверенности; чело­век чувствует, что не в силах должным образом продолжать работу;

2) расстройство внимания. Внимание — одна из наиболее утомляе­мых психических функций. В случае утомления внимание легко отвлека­ется, становится вялым, малоподвижным или, наоборот, хаотически по­движным, неустойчивым;

3) расстройство в сенсорной области. Таким расстройствам под влия­нием утомления подвергаются рецепторы, которые принимали участие в работе. Если человек долго читает без перерывов, то, по его словам, у не­го начинают «расплываться» в глазах строчки текста. Продолжительная ручная работа может привести к ослаблению тактильной и кинестетиче­ской чувствительности;

4) нарушение в моторной сфере. Утомление сказывается в замедле­нии или беспорядочной торопливости движений, расстройстве их ритма, в ослаблении точности и координированности движений, их деавтомати-зации;

5) дефекты памяти и мышления. Эти дефекты также относятся непос­редственно к той сфере, с которой связана работа. В состоянии сильного утомления оператор может забыть инструкцию и одновременно хорошо помнить все, что не имеет отношения к работе. Мыслительные процессы особенно нарушаются при утомлении от умственной работы, но при фи­зической работе человек нередко жалуется на понижение сообразитель­ности и умственной ориентации;

6) ослабление воли. При утомлении ослабляются решительность, вы­держка и самоконтроль, отсутствует настойчивость;

7) сонливость. При сильном утомлении возникает сонливость как вы­ражение охранительного торможения. Потребность в сне при изнури­тельной деятельности такова, что человек засыпает часто в любом поло­жении, например сидя.

Отмеченные психологические показатели утомления проявляются в зависимости от его силы. Бывает слабое утомление, при котором не про­исходит значительных изменений в психике. Такое утомление только сигнализирует о необходимости принять меры, чтобы не понизилась ра­ботоспособность. Вредно переутомление, при котором резко понижается работоспособность и тем самым безопасность деятельности. При пере­утомлении указанные выше нарушения в психической сфере очень замет­ны. Утомление протекает в динамике, в которой выделяются разные ста­дии. Первая стадия утомления — появляется относительно слабое чувст­во усталости. Производительность труда не падает или падает незначи­тельно.

На второй стадии утомления понижение производительности стано­вится заметным и все более и более угрожающим, причем часто это пони­жение относится только к качеству, а не к количеству выработки.

Третья стадия характеризуется острым переживанием утомления, ко­торое принимает форму переутомления. Кривая работы или резко снижа­ется, или же принимает «лихорадочную» форму, отражающую попытки человека сохранить должный темп работы, который на данной стадии утомления может даже ускоряться, но оказывается неустойчивым. В кон­це концов рабочие действия могут быть так дезорганизованы, что человек почувствует невозможность продолжения работы, переживая при этом болезненное состояние.

Состояние монотонности. В процессе деятельности помимо состоя­ния утомления возникает состояние монотонности, отрицательно дейст­вующее на работоспособность человека. Психическое состояние пережи­вания монотонности вызывается действительным и кажущимся однооб­разием выполняемых на работе движений и действий. Под влиянием пе­реживания монотонности человек, не умеющий это психическое состояние сдерживать или устранять, становится вялым, безучастным к

работе. Состояние монотонности также отрицательно действует на орга­низм работающих, приводя к преждевременному утомлению.

В физиологической основе монотонности лежит тормозящее дейст­вие однообразных повторных раздражителей.

Понятие монотонности всегда связывается с трудом по выполнению однообразных и кратковременных операций.

Важным вопросом в понимании природы состояния монотонности является разграничение общих и отличительных его черт по сравнению с состоянием утомления. Общее у этих двух состояний то, что оба они от­рицательно влияют на работоспособность человека и оба переживаются как неприятное чувство. Существенное различие заключается в том, что утомление вызывается тяжестью умственной или физической работы, а состояние монотонности может переживаться и при легком, совсем не утомительном труде. Утомление является фазовым процессом, а моно­тонность характеризуется волновой кривой, обладающей повышения­ми и спадами. Первым следствием утомления является снижение вы­полнения, а монотонности — колебания выполнения. Утомление уси­ливает психическую напряженность; монотонность как раз наоборот снижает ее.

Необходимо также отличать состояние монотонности от психической насыщенности. Психическая насыщенность вызывает волнение, нервоз­ность, беспокойство; монотонность, напротив, сопровождается полусон­ным состоянием, снижением психической активности и скукой. Психиче­ская насыщенность вызывается, главным образом, повторением деятель­ности, а для появления монотонности необходимы и другие объективные данные (бедность раздражителей, однообразие их, ограниченность поля наблюдения и т.д.). Очень важно подчеркнуть, что размежевание психи­ческого насыщения и монотонности является относительным, так как: 1) они взаимно влияют друг на друга; 2) их последствия суммированно действуют на состояние человека; 3) в производственной практике ни од­но из них не встречается в крайних формах.

Эмоциональное напряжение. Оно может по-разному влиять на по­ведение человека. В соответствии с преобладанием у человека процесса возбуждения или торможения состояние эмоционального напряжения может проявляться в следующих формах поведения человека в экстре­мальных условиях.

Напряженный тип поведения проявляется в общей заторможенности, замедленности, скованности, импульсивности и напряженности выпол­нения рабочих функций. Представители этой группы судорожно сжима­ют рукоятки управления, кусают губы, лицо перекошено, внимание их приковано к индикатору, на воздействие эмоциогенных факторов реаги­руют чрезвычайно импульсивно и сильно.

Эмоциональное напряжение может также проявляться в сознатель­ном уклонении человека от выполнения своих функций. В отдельных случаях наблюдается некоторая пассивность и стремление оградить себя от вмешательства в ход событий. Работник в аварийных условиях испы­тывает затруднения в организации умственной деятельности, он долго стоит или сидит в застывшей позе, трет лоб, морщит брови, пытается от­тянуть время, старается уйти подальше от пункта управления с тем, что­бы избавить себя от влияния эмоциогенных факторов. Здесь находит свое проявление эмоция страха, в результате чего доминирует инстинкт само­сохранения; этот тип поведения в экстремальных условиях называется трусливым. Под влиянием страха «трусливые» работники начинают дей­ствовать по привычному, однако неадекватному сложившейся ситуации шаблону.

Тормозной тип эмоционального поведения человека характеризуется полной заторможенностью его действий, возникающей при воздействии эмоциогенных, необычных и ответственных ситуаций.

Наиболее яркой и опасной формой проявления эмоциональной не­устойчивости человека являются психические срывы деятельности, в ре­зультате чего он начинает действовать агрессивно, бессмысленно и бес­контрольно, что приводит к ухудшению состояния управляемой им сис­темы, ускоряя этим наступление катастроф и аварий. Это агрессивно-бес­контрольный тип поведения.

Существует такая категория людей, которые при наличии надлежа­щей мотивации, находясь в экстремальных условиях, значительно улуч­шают показатели своей работы. Такой тип поведения называется про­грессивным. Он характеризуется боевым задором, повышенной работо­способностью, минимальной затратой сил.

Напряженный тип поддается исправлению в процессе специально ор­ганизованного обучения, направленного на формирование навыков. При этом трудовая деятельность на уровне навыка приобретает свойство ста­бильности, надежности и помехоустойчивости.

Трусливый тип поведения может быть изменен и улучшен путем оп­ределенных воспитательных воздействий, помогающих человеку пре­одолевать эмоции страха.

Так как пока еще не найдены эффективные средства психологическо­го воздействия на представителей тормозного и агрессивно бесконтроль­ного типов поведения, лучшим путем повышения надежности систем уп­равления является своевременный отсев таких лиц.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.19.251 (0.023 с.)