Тема: сущность воспитания и его место в целостной структуре формирования человека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: сущность воспитания и его место в целостной структуре формирования человека.



Цель: раскрыть сущность воспитания, показать его роль в целостной структуре формирования человека.

Все яснее вижу, что ключ ко всему – в

воспитании. Там развязка всего.

Это самый длинный, но самый

верный путь.

Л. Н. Толстой

Основные понятия: воспитание, цель воспитания, цель воспитательной системы, социализация, становление, самовоспитание, воспитательное пространство.

Вопросы для обсуждения:

1. Определите, в чем проявляется двойственный характер воспитания в узком смысле.

2. Объясните, почему в педагогической литературе имеются различные трактовки понятия воспитания.

3. Назовите общие признаки воспитания как социально-педагогического явления.

4. Как соотносятся понятия «развитие», «воспитание», «социализация» и «культура»?

5. Какую роль играет воспитание во внеучебной деятельности?

6. Как вы думаете, почему различные модификации концепций воспитания, лежащие в русле теорий «свободного воспитания» (антропоцентрический подход), несмотря на их привлекательность, не являются распространенными в нашей массовой школе?

Литература:

1. Лихачёв В.Т. Педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов пед. учебн. Заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, Юрайт, 1998.-464 с.

  1. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.- Кн.2: Процесс воспитания.-256 с.
  2. Рожков, М.И., Байбородова,Л.В. Теория и методика воспитания: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.-384с.

Дополнительная литература:

1. Гуманистическая направленность штайнеровской педагогики: Метод. Пособие для преподавателей и студ. педвузов /Пер. с фин. А. Ойттинен. – М.: ВЛАДОС, 1999. -176с.

2. Гурлитт Л. О воспитании. // Народное образование.- 2001.-№6.-С.229-238

3. Журналы «Воспитание школьников», «Классный руководитель», «Народное образование», «Школьные технологии» и др. за 2004-2007 года

 

4. Михайлова И. Пути формирования духовных свойств личности./И.В.Михайлова// Классный руководитель. – 2004. -№4. – С.7-12.

5. Никитина Н.Н. Приёмы активизации нравственного развития школьников. // Классный руководитель. – 2004. - №4. – С.49-70.

6. Образ человека в зеркале гуманизма: Мыслители и педагогики эпохи Возрождения о формировании личности (15-17 вв.): Уч. пособие/ Авт.-сост.: Н.В.Ревякина, О.Ф.Кудрявцев. –М.: Издательство УРАО, 1999. – 400с.

Семинарское занятие №2

Тема: Проблема цели и целеполагания в деятельности воспитателя.

Цель: рассмотреть понятие цели в воспитании.

 

Определение цели воспитания мы

считаем лучшим пробным

камнем всяких философских,

психологических и

педагогических теорий.

К.Д.Ушинский

Основные понятия: Цель воспитания, воспитательный идеал, целеполагание, мотивированность цели, гуманитарная экспертиза цели воспитания.

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое цель воспитания?

2. Почему существует многообразие целей воспитания?

3. Какие составные части выделяются в цели воспитания?

4. Какая цель воспитания в современной отечественной школе?

5. Что такое цель воспитания как социальное явление?

6. Кем определяется и задается цель воспитания? Почему?

7. Что такое в вашем понимании диалектика цели воспитания?

8. Назовите три уровня целеполагания в воспитании. Приведите конкретные примеры каждого уровня.

9. В советское время цель воспитания формулировалась так: всестороннее развитие социально активной личности, гармонически сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Сравните это с тем, как сформулирован заказ в Законе РФ «Об образовании». Какая формулировка цели вам кажется более личностно-ориентированной? Почему?

10. Какие международные документы влияют на определение общегосударственного воспитательного идеала в современном мире и в чем это влияние проявляется?

Литература:

1. Бордовская, Н. Педагогика: Учебник для вузов/Н.В. Бордовская, А.А. Реан.- СПб.: Питер, 2001.-304с. – (Учебник нового века).

2. Кукушин, В.С. Общие основы педагогики: Учебное пособие для студентов пед. вузов/В.С.Кукушин. – Ростов-на-Дону: Март, 2002. – 224с.

3. Лихачёв В.Т. Педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов пед. учебн. Заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, Юрайт, 1998.-46с

Дополнительная литература:

1.Журналы «Воспитание школьников», «Классный руководитель», «Народное образование», «Школьные технологии» и др. за 2004-2007

2 Лебеденко Л. Радость – воспитательная сила в народной педагогике/ А.Лебеденко; Творческая лаборатория гуманной педагогики Шалвы Амонашвили // Народное образование. – 2004. - №2. – С.178-183.

3 Лихачёв, А.Е. Воспитание и духовность (заметки православного педагога) // Педагогика. – 2001. -№3. – С.33-36.

4 Кузьмина С. XIX век: наука и религия в искусстве воспитания // Педагогика. – 1999. - №1. – С.76-81.

5. Метлик И.В. Изучение религии в системе образования /И.В.Метлик// Педагогика. – 2003. - №7. – С.71-78.

6. Пионтковский В. Нравственная культура как педагогическая проблема/В. Пионтковский// Учитель. – 2004.- №4. – С.67-69.

7. Плешаков, В.А. «Завтрашняя педагогика» А.С. Макаренко и её значение для современной теории и практики воспитания/В.А. Плешаков// Преподаватель XXI век. – 2004. - №2. – С.57-62.

8. Работы Макаренко, Сухомлинского, Ушинского, Толстого и др..

9. Сокольников Ю. Диалектика общечеловеческого и национально-особенного в воспитании /Ю.Сокольников, С.Сенатор // Воспитание школьников. – 2004.-№4. – С.2-4.

10. Харисов Ф. Национальная культура в воспитательном процессе // Педагогика. -1999. - №2. – С.51-57.

11. Харисов Ф. Национальная культура в воспитательном процессе // Педагогика. -1999. - №2. – С.51-57.

 

Семинарское занятие № 3.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.233.43 (0.006 с.)