Институт Психологии и Управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институт Психологии и Управления



Институт Психологии и Управления

Кафедра «Психологической антропологии»

 

Декан________________________________

(назв. факультета)

_____________________________________

(подпись, Ф.И.О.декана)

«____»_________________________20___г.

 

Клиническая психология

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

 

Составители:

Павлий Т.Н., к.п.н., доцент

Алешина А.А., ассистент

 

 

Хабаровск, 2007

 

УДК 616.89 (075.8)

ББК 88.482

 

 

Павлий Т.Н, Алешина А.А. Клиническая психология: Учебно-методический комплекс. – Хабаровск: Издательство ДВГГУ, 2007. – 30с.

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Клиническая психология» разработан для студентов дневного и заочного отделения, обучающихся по специальности «Педагогика и Психология». В него входят: программа курса, тематический план с распределением часов общей трудоемкости, планы семинарских занятий, рекомендации по подготовке к занятиям, темы рефератов и докладов, вопросы для экзамена собеседования, список литературы.

 

 

©Т.Н. Павлий, А.А. Алешина, 2007

© Дальневосточный Государственный Гуманитарный Университет, 2007

 

Пояснительная записка

1. Цель курса.

Формирование психологического и клинико-психологического понимания и мировоззрения, а также представлений о социальной значимости, гуманитарных задач и целях клинической психологии как области профессиональной деятельности психологов, направленной на охрану и укрепление здоровья человека.

2. Задачи курса:

Познакомить студентов с предметом, содержанием и задачами клинической психологии в системе медицинских и психологических наук; с теоретическими проблемами клинической психологии; с историей развития клинической психологии в России и за рубежом; с основными методами клинической психологии; с нарушениями психической деятельности, патологиями личности и характера; с психологическими основами психокоррекции и психотерапии; с психологическими основами реабилитации; с психологическими основами психогигиены и психопрофилактики; познакомить с медико-психологической экспертизой.

3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника.

Освоение дисциплины целесообразно осуществлять на основе прослушанных курсов «Общая психология», «Анатомия и физиология ЦНС», «Физиология ВНД и сенсорных систем». При изучении основ клинической психологии студенты изучают смежные дисциплины такие как «Психолого-педагогическая коррекция», «Специальная педагогика» и «Специальная психология».

4. Требования к освоению содержания курса:

- знать роль и значение клинической психологии в системе психологических наук и медицины;

- приобрести теоретические знания о нарушении психических процессов, состояний и особенностей личности;

- знать основные работы в области изучения патологии психических процессов и особенностей личности;

- знать психологические основы психокоррекции, психотерапии, реабилитации, психогигиены и психопрофилактики, психологического консультирования.

2. Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объема

Вид учебной работы Объем в часах по формам обучения
ДО ОЗО
Общая трудоемкость    
Аудиторные занятия    
Лекции    
Практические занятия    
Самостоятельная работа    
Вид итоговой аттестации экзамен экзамен

 

4. Разделы дисциплины и виды занятий (ДО)

№ п/п Тематическое распределение Распределение часов
Всего Лекции Практич. Самост. работа
1. Клиническая психология как наука.Значение клинической психологии в системе медицинских и психологических наук. Объект и направленность клинической психологии, предмет и задачи. 6ч. 2ч. 2ч. 2ч.
2. История зарождения и становления специальности. Теоретические разделы клинической психологии. 16ч. 4ч. 4ч. 8ч.
3. Патопсихология как раздел клинической психологии: предмет, научные основы, актуальные проблемы, задачи. 10ч. 4ч. 2ч. 4ч.
4. Подходы к изучению нарушений психической деятельности человека, сознания и самосознания в клинической психологии. Организация и проведение психодиагностического исследования в патопсихологии 14ч. 2ч. 2ч. 8ч.
5. Исследование нарушений психических процессов, свойств и состояний при разных видах патологии человека   12ч. 6ч. 4ч. 4ч.
6. Специальная психология как отрасль клинической психологии. Изучение проблем дизонтогенеза в специальной психологии 12ч. 2ч. 4ч. 6ч.
7. Нейропсихология как одна из отраслей клинической психологии. 12ч. 2ч. 4ч. 4ч.
8. Изучение психосоматических проблем в клинической психологии.Психологические аспекты проблемы телесности. 10ч. 4ч. 4ч.
9. Психологическая диагностика, консультирование, коррекция и психотерапия в клинической психологии 14ч. 4ч. 4ч. 6ч.
10. Оказание психологом помощи родственникам, имеющим психических больных   - 4ч.
  Итого:   30ч. 30ч. 50ч.

3. Разделы дисциплины и виды занятий (ОЗО)

№ п/п Тематическое распределение Распределение часов
Всего Лекции Практич. Самост. работа
1. Клиническая психология как наука.Значение клинической психологии в системе медицинских и психологических наук. Объект и направленность клинической психологии, предмет и задачи. 6ч. 2ч. - 4ч.
2. История зарождения и становления специальности. Теоретические разделы клинической психологии. 8ч. - 2ч. 6ч.
3. Патопсихология как раздел клинической психологии: предмет, научные основы, актуальные проблемы, задачи. 6ч. 2ч. -  
4. Подходы к изучению нарушений психической деятельности человека, сознания и самосознания в клинической психологии. Организация и проведение психодиагностического исследования в патопсихологии 8ч.   6ч.
5. Исследование нарушений психических процессов, свойств и состояний при разных видах патологии человека 10ч. 2ч. 2ч. 6ч.
6. Специальная психология как отрасль клинической психологии. Изучение проблем дизонтогенеза в специальной психологии 8ч. 2ч. 4ч.
7. Нейропсихология как одна из отраслей клинической психологии. Изучение проблем локализации психических функций, восстановления нарушенных ВПФ в нейропсихологии 6ч. - - 6ч.
8. Изучение психосоматических проблем в клинической психологии.Психологические аспекты проблемы телесности. 6ч. - - 6ч.
9. Психологическая диагностика, консультирование, коррекция и психотерапия в клинической психологии 8ч.   - 8ч.
  Итого:        

4. Содержание программы по дисциплине «Клиническая психология»

 

Тема 1. Клиническая психология как наука. Значение клинической психологии в системе медицинских и психологических наук. Объект и направленность клинической психологии, предмет и задачи. Клиническая психология как область профессиональной деятельности, направленной на повышение психических ресурсов человека, гармонизацию психического развития, преодоления недугов и психологическую реабилитацию.

Содержание основных разделов клинической психологии: патопсихологии, нейропсихологии, психосоматической проблемы, психокоррекционного направления и медико-психологической экспертизы, медико-психологическое консультирование.

Тема 2.История зарождения и становления специальности. Теоретические разделы клинической психологии. Идеи психологической помощи больным людям. Становление подходов к исследованию нарушений психической деятельности. Первые патопсихологические исследования в школе В.М. Бехтерева: вклад в теорию и практику клинической психологии. Подходы к изучению развития и распада мышления и речи в исследованиях Л.С. Выготского, А.Р. Лурия. Исследование нарушений познавательной деятельности в школе Б.В. Зейгарник.

Психология здоровья как предмет научной и практической деятельности клинического психолога, направленной на охрану и укреплению здоровья населения. Категории психического здоровья. Понятие психической «нормы».

Проблема психической нормы и патологии, переходные состояния между здоровьем и болезнью; болезнь как форма естественной защитной реакции организм на воздействие вредоносных факторов.

Симптом, синдром, нозология. Основные классы болезней.

Планы семинарских занятий по курсу «Клиническая психология»

 

Семинарское занятие №1

Литература

 

1. Бауман У., Пере М., Клиническая психология. – СПб.: Питер, 2002.

2. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Клиническая психология: Руководство для врачей и клинических психологов. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2002. – 512с. (Серия «Библиотека психолога»).

3. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М., 1988.

4. Зейгарник Б.В. Патопсихология: учеб. пособие для студ.высш. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208с.

5. Клиническая психология: учебник/ Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб, 2002.

Семинар № 2

Литература

 

1. Бауман У., Пере М., Клиническая психология. – СПб.: Питер, 2002.

2. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Клиническая психология: Руководство для врачей и клинических психологов. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2002. – 512с. (Серия «Библиотека психолога»).

3. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М., 1988.

4. Зейгарник Б.В. Патопсихология: учеб. пособие для студ.высш. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208с.

5. Клиническая психология: учебник/ Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб, 2002.

6. Кабанов М.М. Реабилитация психических больных. – Л., 1985

7. Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание.

8. Психология здоровья: учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2006. – 607с. – (Учебник для вузов).

9. Яньшин П.В. Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности. – СПб: Питер, 2004. – 36с.: ил. – (Серия «Практикум по психологии»).

10. Яссман Л.В., Данюков В.Н. Основы детской психопатологии. – М., 1999.

 

Семинар № 3

Литература

1. Бауман У., Пере М., Клиническая психология. – СПб.: Питер, 2002.

2. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Клиническая психология: Руководство для врачей и клинических психологов. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2002. – 512с. (Серия «Библиотека психолога»).

3. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М., 1988.

4. Зейгарник Б.В. Патопсихология: учеб. пособие для студ.высш. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208с.

5. Клиническая психология: учебник/ Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб, 2002.

6. Кабанов М.М. Реабилитация психических больных. – Л., 1985

7. Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание.

8. Психология здоровья: учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2006. – 607с. – (Учебник для вузов).

9. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. – М.. 1997.

10. Степанов С.С. Век психологии: имена и судьбы. – М., 2002.

11. Яссман Л.В., Данюков В.Н. Основы детской психопатологии. – М., 1999.

12. Яньшин П.В. Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности. – СПб: Питер, 2004. – 36с.: ил. – (Серия «Практикум по психологии»).

 

Семинар № 4

 

Таблица 1

Таблица 2

Таблица 3

Литература

1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – 7-еизд. – СПб.: Питер, 2005. – 688 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»). – С. 274 – 289.

2. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. – М., 2001.

3. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Клиническая психология: Руководство для врачей и клинических психологов. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2002. – 512с. (Серия «Библиотека психолога»).

4. Зейгарник Б.В. Патопсихология: учеб. пособие для студ.высш. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208с.

5. Максимова Н.Ю. Курс лекций по детской патопсихологии. – М., 2000.

6. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. – М., 1998.

7. Психологическая диагностика: Учебник для вузов/ Под ред. М.А. Акимовой, К.М. Гуревича. – Спб.: Питер, 2006. – 652с.

8. Психопатология детского возраста. Хрестоматия./ Под ред. А.Ю. Егорова. – СПб.: «Дидактика Плюс» - 2002. – 368с.

9. Патопсихология. Глава 13// Клиническая психология: учебник/ Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб, 2002. – С. 421 – 438.

10. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 288с. – (Библиотека психолога образования).

11. Хозиева М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию: Учеб. Пособие для студ.высш.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320с.

12. Яньшин П.В. Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности. – СПб: Питер, 2004. – 36с.: ил. – (Серия «Практикум по психологии»).

 

Семинар №5

Литература

1. Анормальная психология / Д. Холмс. – СПб: Питер, 2003. – 304с. – (Серия «Концентрированная психология»).

2. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Клиническая психология: Руководство для врачей и клинических психологов. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2002. – 512с. (Серия «Библиотека психолога»).

3. Зейгарник Б.В. Патопсихология: учеб. пособие для студ.высш. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208с.

4. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения в клинике. – СПб, 1998.

5. Патопсихология. Глава 13// Клиническая психология: учебник/ Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб, 2002. – С. 421 – 438.

6. Яньшин П.В. Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности. – СПб: Питер, 2004. – 36с.: ил. – (Серия «Практикум по психологии»).

 

Семинар № 6, 7

Таблица 4

Литература

1. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Клиническая психология: Руководство для врачей и клинических психологов. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2002. – 512с. (Серия «Библиотека психолога»).

2. Зейгарник Б.В. Патопсихология: учеб. пособие для студ.высш. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208с.

3. Патопсихология. Глава 13// Клиническая психология: учебник/ Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб, 2002. – С. 421 – 438.

4. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения в клинике. – СПб, 1998.

5. Яссман Л.В., Данюков В.Н. Основы детской психопатологии. – М., 1999.

6. Яньшин П.В. Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности. – СПб: Питер, 2004. – 36с.: ил. – (Серия «Практикум по психологии»).

 

 

Семинар № 8

Литература

1. Комплексная оценка лиц с задержкой психического развития. Тестирование лиц с физическими недостатками// Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – 7-еизд. – СПб.: Питер, 2005. – 688 с.: ил. – (Серия 2Мастера психологии»). – С. 274 – 289.

2. Использование тестов в клинической психологии и психологическом консультировании// Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – 7-еизд. – СПб.: Питер, 2005. – 688 с.: ил. – (Серия 2Мастера психологии»).– С.556 – 583.

3. Астапов В.М. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями в развитии: Хрестоматия. – М., 2001.

4. Астапов В.М. Психология детей с нарушениями и отклонениями в развитии: Хрестоматия. – М., 2001.

5. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. – М., 2001.

6. Гуревич К.М. Введение в психодиагностику. – М., 1997.

7. Дульнев Г.М., Лурия А.Р. Принципы отбора детей во вспомогательные школы. – М., 1973.

8. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. – М., 1973.

9. Лебединский В.в. Нарушение психического развития у детей. – М., 2000.

10. Левченко Н.Р. Проблемы специального образования. – М., 2002.

11. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989.

12. Максимова Н.Ю. Курс лекций по детской патопсихологии. – М., 2000.

 

Семинар № 9, 10

Литература

1. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М., 2002.

2. Лурия А.Р., Л.С. Цветкова. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 64с.

3. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М., 2002.

4. Холмская Е.Д. Нейропсихология. – М., 2002.

5. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных: речь и интеллектуальная деятельность. – М., 1985.

6. Цветкова Л.С. Нейропсихология и афазия: новый подход. – М., 2001.

7. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. – М., 2000.

 

Семинар №10

Тема: Изучение психосоматических проблем в клинической психологии.Психологические аспекты проблемы телесности.

1. Изучение генеза и структуры психосоматических феноменов, их классификация. Двусторонний характер влияний психики и соматики.

2. Психосоматические симптомы как проявление конфликтного переживания.

3. Реакция личности на болезнь, «внутренняя картина болезни». Типы отношения к болезни. Роль личности в происхождении болезни.

4. Феноменология телесности. Нейрогуморальная система регуляции жизнедеятельности организма. Характеристики сформированного психосоматического феномена как феномена сознания и человеческой жизнедеятельности.

5. Проблемы профилактики психосоматических недугов. Психологические проблемы преодоления болезни, кризиса личности и изменений системы отношений в условиях психосоматических страданий.

Литература

1. Абрамова Т.С., Юдиц Ю.А. Психология в медицине. - М.: Медицина, 1998.- 272 с.

2. Бурлачук Л.Ф. Психология жизненных ситуации. – М., 1988. – 263 с.

3. Волков В.Г., Стрелис А.К., Караваева Е.В. Личность пациента и болезнь. – Томск, 1995. – 328 с.

4. Клиническая психология: учебник/ Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб, 2002.

5. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. – М., 1998.

6. Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Медицинская психология. – М.: Медицина, 1984. – 272 с.

7. Насачев Г.Н., Гусарова Г.И., Павлов В.В. Психология и этика общения с пациентом.- Самара: Перспектива, 2003. – 372 с.

8. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия: Пер.с нем. /Н. Пезешкиан. – М., 2006. – 464с.

9. Психиатрия. Психосоматика. Психотерапия/ Под ред. Эйпас и др. – СПб, 1999.

10. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб, 2000.

11. Психосоматика: взаимосвязь психики и здоровья: сборник статей / Под ред. Сельченка К. – М., 2004.

Семинар № 11, 12

Литература

1. Кабанов М.М. Реабилитация психически больных. – Л., 1985.

2. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики коррекции в клинике. – Л., 1983.

3. Клиническая психология: учебник/ Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб, 2002.

4. Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание.

5. Кудрявцев И.А. Комплексная судебно-психолого-психиатрическая экспертиза. – М., 1996.

6. Мей Р. Искусство психологического консультирования. – М., 1994.

7. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. – М., 1998.

8. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. – Л., 1960.

9. Психиатрия. Психосоматика. Психотерапия/ Под ред. Эйпас и др. – СПб, 1999.

10. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб, 2000.

 

Вопросы к экзамену по «Клинической психологии»

1. Предмет и структура клинической психологии, ее дефиниции.

2. Объект и направленность клинической психологии.

3. Сфера приложения клинической психологии. Практические задачи и функции клинических психологов.

4. Психологическая служба в системе психиатрической помощи населению, нейропсихологическая служба в неврологии и нейрохирургии.

5. Проблемы психической нормы и патологии.

6. Охарактеризуйте приемы и методы исследования нарушений перцептивных процессов.

7. Представьте приемы и методы исследования нарушений мнестических процессов.

8. Перечислите приемы и методы исследования нарушений мыслительных процессов.

9. Клиническая психология – один из основных разделов работы школьных психологов; психологическая помощь детям и семьям с аномалиями детского развития.

10. Психологическое консультирование в соматических клиниках, в психотерапевтической практике.

11. История зарождения и становления специальности. Первые патопсихологические исследования в школе Бехтерева В.М: вклад в теорию и практику клинической психологии.

12. Оказание психологом консультативной помощи родственникам, имеющим психически больных близких

13. Теоретические основы и исследовательские проблемы клинической психологии. Роль клинической психологии в решении общих проблем психологии.

14. Категории психического здоровья, «нормы», болезни.

15. Патопсихология как раздел клинической психологии: предмет, научные основы, актуальные проблемы, специфические задачи.

16. Диагностика – первичная форма деятельности клинических психологов, разнообразие диагностических задач.

17. Исследование нарушений психических процессов, свойств и состояний при различных видах патологии человека.

18. Подходы к изучению нарушений психической деятельности человека, сознания и самосознания в клинической психологии.

19. Нейропсихология как одна из отраслей клинической психологии. Изучение проблем локализации психических функций, восстановление нарушенных ВПФ, в нейропсихологии.

20. Изучение психосоматических проблем в клинической психологии.

21. Структура личности психосоматического больного.

22. Реакция личности на болезнь. Типы отношения к болезни.

23. Специальная психология как отрасль клинической психологии. Изучение проблем дизонтогенеза.

24. Психотерапия в клинической психологии.

 

Темы для рефератов

 

 

  1. Клиническая психология как научная дисциплина. История развития. Современное состояние, содержание, предмет, задачи.
  2. Клиническая психология и ее значение для гуманизации медицины.
  3. Мозг и психика. Соотношение социального и биологического в человеке.
  4. Деонтологический аспект деятельности клинического психолога.
  5. Реакция личности на болезнь. Типы отношения к болезни.
  6. Психологические аспекты реабилитации больных.
  7. Методы диагностики личностных особенностей психосоматических больных.
  8. Психологические основы психогигиены и психопрофилактики.
  9. Методы медико-психологического исследования личности.
  10. Значение нейропсихологии для неврологии, нейрохирургии и общей психологии.
  11. А.Р. Лурия – основоположник нейропсихологии в нашей стране.
  12. История изучения локализации высших психических функций.
  13. Проблема развития и распада психики в трудах Л.С. Выготского.
  14. Соотношение биологического и социального в природе аномального развития.
  15. Нарушения психического развития у детей. Психический дизонтогенез.
  16. Дисгармоническое психическое развитие и его особенности в детском и подростковом возрасте.
  17. Современные проблемы специальной психологии.
  18. Клиническая психология в системе народного образования и психологическая помощь населению.
  19. Особенности мышления у больных шизофренией.
  20. Особенности мышления у больных с органическими заболеваниями головного мозга.
  21. Проблема психологического стресса.
  22. Патогенетическая концепция неврозов В.Н. Мясищева.
  23. Патология эмоционально-волевой сферы.
  24. Акцентуации и психопатии.
  25. Психологические основы психогигиены и психопрофилактики.
  26. Проблема психической нормы и патологии.
  27. История клинической психологии: судьбы и имена ученых.
  28. Изучение психосоматических проблем в клинической психологии.
  29. Психотерапия в клинической психологии.
  30. Профессиональная позиция врача и ее отличие от позиции клинического психолога

 

 

Литература

 

1. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.Л. Психология в медицине: Учебное пособие. – М., 1998.

2. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – 7-еизд. – СПб.: Питер, 2005. – 688 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»). – С. 274 – 289.

3. Анормальная психология / Д. Холмс. – СПб: Питер, 2003. – 304с. – (Серия «Концентрированная психология»).

4. Астапов В.М. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями в развитии: Хрестоматия. – М., 2001.

5. Астапов В.М. Психология детей с нарушениями и отклонениями в развитии: Хрестоматия. – М., 2001.

6. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Клиническая психология: Руководство для врачей и клинических психологов. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2002. – 512с. (Серия «Библиотека психолога»).

7. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М., 1988.

8. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. – М., 2001.

9. Гуревич К.М. Введение в психодиагностику. – М., 1997.

10. Дульнев Г.М., Лурия А.Р. Принципы отбора детей во вспомогательные школы. – М., 1973.

11. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. – М., 1973.

12. Зейгарник Б.В. Патопсихология: учеб. пособие для студ.высш. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208с.

13. Клиническая психология: учебник/ Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб, 2002.

14. Кабанов М.М. Реабилитация психических больных. – Л., 1985

15. Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание.

16. Кудрявцев И.А. Комплексная судебно-психолого-психиатрическая экспертиза. – М., 1996.

17. Кулаков С.А. Практикум по клинической психологии и психотерапии подростков. – СПб.: Речь, 2004. – 464с., ил.

18. Лебединский В.в. Нарушение психического развития у детей. – М., 2000.

19. Левченко Н.Р. Проблемы специального образования. – М., 2002.

20. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989.

21. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М., 2002.

22. Максимова Н.Ю. Курс лекций по детской патопсихологии. – М., 2000.

23. Мей Р. Искусство психологического консультирования. – М., 1994.

24. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. – М., 1998.

25. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. – Л., 1960.

26. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия: Пер.с нем. /Н. Пезешкиан. – М., 2006. – 464с.

27. Психиатрия. Психосоматика. Психотерапия/ Под ред. Эйпас и др. – СПб, 1999.

28. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб, 2000.

29. Психология здоровья: учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2006. – 607с. – (Учебник для вузов).

30. Ротштейн В.Г. Психиатрия. Наука или искусство? – Фрязино: «Век 2», 2004. – 240с. – (Наука для всех).

31. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения в клинике. – СПб, 1998.

32. Психологическая диагностика: Учебник для вузов/ Под ред. М.А. Акимовой, К.М. Гуревича. – Спб.: Питер, 2006. – 652с.

33. Психопатология детского возраста. Хрестоматия./ Под ред. А.Ю. Егорова. – СПб.: «Дидактика Плюс» - 2002. – 368с.

34. Психосоматика: взаимосвязь психики и здоровья: сборник статей / Под ред. Сельченка К. – М., 2004.

35. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 288с. – (Библиотека психолога образования).

36. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М., 2002.

37. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. – М., 1997.

38. Холмская Е.Д. Нейропсихология. – М., 2002.

39. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных: речь и интеллектуальная деятельность. – М., 1985.

40. Цветкова Л.С. Нейропсихология и афазия: новый подход. – М., 2001.

41. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. – М., 2000.

42. Хозиева М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию: Учеб. Пособие для студ.высш.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320с.

43. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – Спб., 1999.

44. Яссман Л.В., Данюков В.Н. Основы детской психопатологии. – М., 1999.

45. Яньшин П.В. Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности. – СПб: Питер, 2004. – 36с.: ил. – (Серия «Практикум по психологии»).

 

 

 

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………..3

Тематический план курса …………………………….........................................4

Содержание программы по дисциплине ……………………………………......6

Планы семинарских занятий …………………………………………………...11

Вопросы к экзамену………………………………….………………………….26

Темы для рефератов……………………………………………………………..27

Литература………………………………………………………….....................28

 

 

Институт Психологии и Управления



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.157 (0.139 с.)