Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выявление стереотипов и работа с ними
Студентам предлагается выполнитьтри упражнения, обучающие различению стереотипов, Упражнение 1. Если предположить, что стереотип — это уверенность в том, что люди обладают некоторыми схожими качествами, то, что Вы можете написать: о сильном студенте; друге; слабом студенте; бедняке; девушке; алкоголике; юноше; артисте: преподавателе; Вопросы для обсуждения: — Есть ли одинаковые стереотипы? Если нет, то почему? Если да. то почему? — Как влияют стереотипы на того, кто верит в них? На других людей? Упражнение 2. Участники группы предупреждаются, что сейчас им будет прочитан текст с описанием жизни жителей двух стран. Автор этого текста, а также названия стран и жителей — условные; таких названий не существует. Текст: Фойманы и Нейманы. Написано Фойманом. «Фойманы живут в стране, которая называется Фоймания. Эта страна расположена на острове, омываемом Майсарийским океаном. Жители Фоймании — замечательные люди. Дети там редко ссорятся и дерутся, а взрослые спокойно работают. Питаются в Фоймании в основном рисом, и тарелки фойманов никогда не бывают пустыми. Погода в Фойманин почти не меняется круглый год — там тепло и солнечно, дует легкий ветер. Цейманы живут в другой стране, которая называется Цейманией.Эта страна расположенана другом острове, омываемом Кайтарийским океаном. Жители Цеймании — очень плохие люди. Дети там ссорятся и дерутся, а взрослые кричат друг на друга. На работе взрослые только делают вид, что работают, и сплетничают между собой. Погода в Цеймании всегда ветреная, дождливая и холодная». Участникам группы предлагается нарисовать «типичного» фоймана в левой части листа и «типичного» цеймана в правой части листа. Как они выглядят? Типичный фойман Типичный цейман ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ: — Почему вы нарисовали фойманов и цейманов именно так? —Почему вы решили,что цейманы уродливые, а фойманы замечательные? Упражнение 3. Для выполнения упражнения необходимо просторное помещение, листы бумаги (по одному на каждого ученика), клейкая лента. На каждой карточке пишется одно из следующих обращений: — Улыбайся мне. — Хмурься.— Строй гримасу и говори, что я ничего не знаю. — Слушай все, что я говорю.— Делай все, что я делаю. — Все время меняй тему разговора. — Не слушай ничего, что я говорю.— Разговаривай со мной так, как будто мне 6 лет. Какие-то обращения можно написать несколько раз, чтобы карточек хватило на всех участников группы.
Инструкция к проведению упражнения 1. Дайте каждому участнику группыпо карточке и попросите не показывать остальным. 2. Дайте каждому участнику группы по кусочку клейкой ленты и предупредите, что карточку следует прикрепить на спину соседа так, чтобы ему не была видна запись. 3. Разделите учебную группу на более мелкие группы по 4—6 человек. Для этого предложите им рассчитаться по номерам, и все участники с одинаковыми номерами составят группу. Например, предложите рассчитаться на счет 1—4 или 1—6. 4. Объясните группе, что сейчас все будут делать живые скульптуры, изображающие, как кто-то помогает другому. Например, можно сделать живую скульптуру, показывающую, как вы все помогаете бабушке войти в автобус и т. д. Каждая группа должна сама решить,чтоименно будет изображать их скульптура. 5. Создавать свою скульптуру участники группы должны вместе. Но каждый участник должен обращаться к другим членам своей группы в соответствии с надписями на их спинах. Например, на спине у Катерины написано «Говори мне, что делать». Всякий раз, когда я к ней обращаюсь, я говорю ей что-либо, что она должна сделать. 6. Минут через двадцать организуется общий большой круг, где каждая группа представляет свои живые скульптуры. Предупредите участников группы, что пока еще нельзя снимать карточки и смотреть, что на них написано. По-прежнему участники должны обращаться к другим в соответствии с надписью на карточке. 8. После того, как все скульптуры представлены, карточки со спины можно убрать. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ: — Понравилось ли вам, когда с вами обращаются определенным образом? — Попросите участников группы сказать, что было написано у них на спине. Как это повлияло на работу группы? — Было бы легче работать без ярлыка на спине? Почему? — Навешивают ли люди друг на друга ярлыки в реальной жизни? — Навешиваютли люди друг на друга ярыки сильного. слабого, хорошего, плохого, доброго, злого, даже не зная хорошо друг друга?
— Что плохого в навешивания ярлыков? — На вас когда-нибудь навешивали ярлыки так, что вам это не нравилось? Каким образом? — Предположим, кто-то думает, что вы плохой человек, потому что у вас серые, а не карие глаза. Как можно изменить представление этого человека о вас? — Откуда мы чаще всего берем наши представления и мнения о других (от друзей, родителей, братьев, сестер и так далее)? — Легко ли избавиться от ярлыка после того, как он уже «прилипнет»? Как можно избавиться от ярлыка? Автопортрет и диалог с ним Предлагаем ряд упражнений, которые помогут студенту обратиться к своему внутреннему миру, увидеть себя со стороны, заглянуть как в зеркало и внимательно рассмотреть себя. Ориентировочная инструкция к выполнению всех последующих упражнений. «Выполняя задание, помните, что основное состояние для самоанализа — наивность и непредвзятость суждений. Дайте себе возможность удивляться, видеть в привычном непривычное, задавать вопросы там, где вроде бы все ясно. Надо попробовать отказаться от псевдообъяснений, привычных оговорок типа «просто так», «случайно», «я такой», «у меня такой характер» и т. п. Эти слова не объясняют, не помогают, не изменяют. Позитивные и негативные реакции — это части меня, и осознать это важно, чтобы дальше задавать вопросы — откуда? Почему? Насколько мешает мне и другим? Насколько помогает мне и другим? Как и в каких формах можно с ними работать?» Упражнение 1. Для выполнения этого упражнения необходимо приготовить бланки с неоконченными предложениями: Больше всего я беспокоюсь о следующих людях. Я горжусь собой, когда я... Я симпатичный человек, потому что... Больше всего я восхищаюсь следующими людьми: В них меня больше всего восхищают такие качества, как... У меня есть такие два замечательных качества: Одно из самых добрых дел, которые я сделал в своей жизни, — это... Когда студенты заполнят бланки, следует попросить их назвать по одному качеству людей, вызывающихих восхищение. Их следует записать на доске, чтобы получился список; если качества повторяются, необходимо отмечать частоту повторений. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ: — Трудно ли было отвечать на вопросы? Почему? — Испытывали ли вы смущение или затруднения, когда писали о себе хорошо, хоть и знали, что никто не будет читать? Почему? — Понравилось ли вам думать о своих положительных качествах? — Говорит ли составленный на доске список качеств о том, какой тип людей вызывает у вас восхищение? — Восхищают ли вас отрицательные черты этих людей? Почему? Упражнение 2. Для выполнения этого упражнения необходимо подготовить краски и нелинованные листы бумаги. Участникам группы предлагается подумать: о своем любимом цвете, своих интересах, любимом занятии, заветных желаниях. Каждому участнику группы дается задание нарисовать на бумаге себя таким образом, чтобы выразить свою индивидуальность. Рисунки не должны быть слишком сложными; можно выбрать любой стиль художественного изображения — реалистический, символический и т. д. Следует напомнить, что никто не обязан показывать свой рисунок, если он сам того не желает. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ — Трудно ли придумать, что рисовать? Труднее рисовать или прежде сформулировать то, в чем состоит ваша уникальность и чем вы отличаетесь от других?
Необходимо предоставить возможность всем, кто хотел бы показать свои рисунки, поговорить о них. Упражнение 3. Каждому участнику группы предлагается написать список полярных качеств — достоинств или недостатков, плюсов или минусов — характеризующих самого себя и свои цели самосовершенствования. Нет недостатков у людей, которые своей иной стороной не были бы достоинствами, как и наоборот. Если вам нечего сказать о себе — хорошего или плохого — это будет лишь свидетельством вашей самонеобъективности. Желательно, чтобы каждое достоинство или недостаток соответствовали своей противоположности, например:
Всем участникам группы предлагается написать свой список полярных качеств самохарактеристики. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ — Испытывали ли вы чувство вины, когда писали о своих недостатках? Чувство смущения, когда писали о себе хорошо? Почему? — Все ли качества оказались уравновешенными? Если нет, то почему? — Как вы относитесь к критике? Умеете ли вы смотреть на себя глазами других людей? — Всегда ли вы спрашиваете себя: за что меня ценят? За что относятся недоброжелательно? Упражнение 4. Создайте в своем воображении свой эстетический образ. Мысленно повторите следующий текст. Закройте глаза и расслабьте мышцы тела. — Представьте, что вы стоите перед красивой горой. По синему небу плывут облака. Ярко светит солнце, поют птицы. Откуда-то доносится плеск волн. — Вы чувствуете легкость тела, ваши мышцы расслабляются. Ваше тело, как воздушный шарик, начинает подниматься в небо. Вы поднимаетесь все выше и выше. — Вы парите в воздухе. Вы видите прекрасные верхушки деревьев. Наконец вы видите вершину горы.Ее освещает солнечный свет. Вам очень приятно. Вы чувствуете себя свободно. — Вы летите в голубом небе. Небо мягкое и теплое. Горы исчезают внизу. Сейчас вы видите только зеленый цвет исчезающей травы и деревьев. Вы расслаблены. Вас окружают белые облака. Воздух мягкий и убаюкивающий. Внизу видна земля. Ваше тело легкое. Вы чувствуете себя свободно. — Вы медленно опускаетесь вниз. Вы летите через облака. Вы расслаблены. Вы видите горы и продолжаете спускаться. Вы полностью расслабились. Вы видите деревья. Вы видите траву. Вы медленно опускаетесь на землю. Вы слышите плеск волн. Вы слышите, как поют птицы. Вы чувствуете себя легко и свободно. Это упражнение лучше выполнять под звуки музыки.
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1098; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.19.251 (0.022 с.) |