Выявление стереотипов и работа с ними 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выявление стереотипов и работа с ними



Студентам предлагается выполнитьтри упражнения, обучающие различению стереотипов,

Упражнение 1. Если предположить, что стереотип — это уверенность в том, что люди обладают некоторыми схожими качествами, то, что Вы можете написать: о сильном студенте; друге; слабом студенте; бедняке; девушке; алкоголике; юноше; артисте: преподавателе;

Вопросы для обсуждения:

— Есть ли одинаковые стереотипы? Если нет, то по­чему? Если да. то почему?

— Как влияют стереотипы на того, кто верит в них? На других людей?

Упражнение 2. Участники группы предупреждаются, что сейчас им будет прочитан текст с описанием жизни жителей двух стран. Автор этого текста, а также назва­ния стран и жителей — условные; таких названий не су­ществует.

Текст: Фойманы и Нейманы. Написано Фойманом.

«Фойманы живут в стране, которая называется Фоймания. Эта страна расположена на острове, омываемом Майсарийским океаном. Жители Фоймании — замечательные люди. Дети там редко ссорятся и дерутся, а взрослые спокойно работают. Питаются в Фоймании в ос­новном рисом, и тарелки фойманов никогда не бывают пустыми. По­года в Фойманин почти не меняется круглый год — там тепло и сол­нечно, дует легкий ветер.

Цейманы живут в другой стране, которая называется Цейманией.Эта страна расположенана другом острове, омываемом Кайтарийским океаном. Жители Цеймании — очень плохие люди. Дети там ссорятся и дерутся, а взрослые кричат друг на друга. На работе взрослые только делают вид, что работают, и сплетничают между собой. Погода в Цеймании всегда ветреная, дождливая и холодная».

Участникам группы предлагается нарисовать «типич­ного» фоймана в левой части листа и «типичного» цеймана в правой части листа.

Как они выглядят?

Типичный фойман Типичный цейман

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

— Почему вы нарисовали фойманов и цейманов именно так?

—Почему вы решили,что цейманы уродливые, а фойманы замечательные?

Упражнение 3. Для выполнения упражнения необхо­димо просторное помещение, листы бумаги (по одному на каждого ученика), клейкая лента. На каждой карточке пишется одно из следующих обращений:

— Улыбайся мне. — Хмурься.— Строй гримасу и говори, что я ничего не знаю. — Слушай все, что я говорю.— Делай все, что я делаю. — Все время меняй тему разговора. — Не слушай ничего, что я говорю.— Разговаривай со мной так, как будто мне 6 лет. Какие-то обращения можно написать несколько раз, чтобы карточек хватило на всех участников группы.

Инструкция к проведению упражнения

1. Дайте каждому участнику группыпо карточке и попросите не показывать остальным.

2. Дайте каждому участнику группы по кусочку клей­кой ленты и предупредите, что карточку следует прикре­пить на спину соседа так, чтобы ему не была видна запись.

3. Разделите учебную группу на более мелкие группы по 4—6 человек. Для этого предложите им рассчитаться по номерам, и все участники с одинаковыми номерами составят группу. Например, предложите рассчитаться на счет 1—4 или 1—6.

4. Объясните группе, что сейчас все будут делать жи­вые скульптуры, изображающие, как кто-то помогает другому. Например, можно сделать живую скульптуру, показывающую, как вы все помогаете бабушке войти в автобус и т. д. Каждая группа должна сама решить,чтоименно будет изображать их скульптура.

5. Создавать свою скульптуру участники группы должны вместе. Но каждый участник должен обращаться к другим членам своей группы в соответствии с надписями на их спинах. Например, на спине у Катерины написано «Говори мне, что делать». Всякий раз, когда я к ней об­ращаюсь, я говорю ей что-либо, что она должна сделать.

6. Минут через двадцать организуется общий большой круг, где каждая группа представляет свои живые скульптуры. Предупредите участников группы, что пока еще нельзя снимать карточки и смотреть, что на них написа­но. По-прежнему участники должны обращаться к другим в соответствии с надписью на карточке.

8. После того, как все скульптуры представлены, кар­точки со спины можно убрать.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

— Понравилось ли вам, когда с вами обращаются оп­ределенным образом?

— Попросите участников группы сказать, что было написано у них на спине. Как это повлияло на ра­боту группы?

— Было бы легче работать без ярлыка на спине? По­чему?

— Навешивают ли люди друг на друга ярлыки в ре­альной жизни?

— Навешиваютли люди друг на друга ярыки силь­ного. слабого, хорошего, плохого, доброго, злого, даже не зная хорошо друг друга?

— Что плохого в навешивания ярлыков?

— На вас когда-нибудь навешивали ярлыки так, что вам это не нравилось? Каким образом?

— Предположим, кто-то думает, что вы плохой чело­век, потому что у вас серые, а не карие глаза. Как можно изменить представление этого человека о вас?

— Откуда мы чаще всего берем наши представления и мнения о других (от друзей, родителей, братьев, сестер и так далее)?

— Легко ли избавиться от ярлыка после того, как он уже «прилипнет»? Как можно избавиться от ярлыка?

Автопортрет и диалог с ним

Предлагаем ряд упражнений, которые помогут сту­денту обратиться к своему внутреннему миру, увидеть се­бя со стороны, заглянуть как в зеркало и внимательно рассмотреть себя.

Ориентировочная инструкция к выполнению всех по­следующих упражнений. «Выполняя задание, помните, что основное состояние для самоанализа — наивность и непредвзятость суждений.

Дайте себе возможность удивляться, видеть в при­вычном непривычное, задавать вопросы там, где вроде бы все ясно.

Надо попробовать отказаться от псевдообъяснений, привычных оговорок типа «просто так», «случайно», «я такой», «у меня такой характер» и т. п. Эти слова не объ­ясняют, не помогают, не изменяют.

Позитивные и негативные реакции — это части меня, и осознать это важно, чтобы дальше задавать вопросы — откуда? Почему? Насколько мешает мне и другим? На­сколько помогает мне и другим? Как и в каких формах можно с ними работать?»

Упражнение 1. Для выполнения этого упражнения не­обходимо приготовить бланки с неоконченными предло­жениями:

Больше всего я беспокоюсь о следующих людях. Я горжусь собой, когда я... Я симпатичный человек, потому что... Больше всего я восхищаюсь следующими людьми: В них меня больше всего восхищают такие качества, как... У меня есть такие два замечательных качества: Одно из самых добрых дел, которые я сделал в своей жизни, — это...

Когда студенты заполнят бланки, следует попросить их назвать по одному качеству людей, вызывающихих восхищение. Их следует записать на доске, чтобы получился список; если качества повторяются, необходимо отмечать частоту повторений.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

— Трудно ли было отвечать на вопросы? Почему?

— Испытывали ли вы смущение или затруднения, когда писали о себе хорошо, хоть и знали, что ни­кто не будет читать? Почему?

— Понравилось ли вам думать о своих положитель­ных качествах?

— Говорит ли составленный на доске список качеств о том, какой тип людей вызывает у вас восхищение?

— Восхищают ли вас отрицательные черты этих лю­дей? Почему?

Упражнение 2. Для выполнения этого упражнения не­обходимо подготовить краски и нелинованные листы бу­маги.

Участникам группы предлагается подумать: о своем любимом цвете, своих интересах, любимом занятии, заветных желаниях.

Каждому участнику группы дается задание нарисовать на бумаге себя таким образом, чтобы выразить свою ин­дивидуальность. Рисунки не должны быть слишком сложными; можно выбрать любой стиль художественного изображения — реалистический, символический и т. д. Следует напомнить, что никто не обязан показывать свой рисунок, если он сам того не желает.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

— Трудно ли придумать, что рисовать? Труднее рисовать или прежде сформулировать то, в чем состоит ваша уникальность и чем вы отличае­тесь от других?

Необходимо предоставить возможность всем, кто хо­тел бы показать свои рисунки, поговорить о них.

Упражнение 3. Каждому участнику группы предлага­ется написать список полярных качеств — достоинств или недостатков, плюсов или минусов — характеризующих самого себя и свои цели самосовершенствования. Нет не­достатков у людей, которые своей иной стороной не были бы достоинствами, как и наоборот. Если вам нечего ска­зать о себе — хорошего или плохого — это будет лишь свидетельством вашей самонеобъективности. Желательно, чтобы каждое достоинство или недостаток соответствова­ли своей противоположности, например:

Мои достоинства Мои недостатки
1. Умею в трудную минуту отнестись к ситуации с юмором. 2. Способен на глубокие чувства и привязанностьк другому. 1. Легко впадаю в уныние, когда чувствую недоброжелательное отношение другого человека. 2. Излишне подвержен оценка со стороны окру­жающих людей.

Всем участникам группы предлагается написать свой список полярных качеств самохарактеристики.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

— Испытывали ли вы чувство вины, когда писали о своих недостатках? Чувство смущения, когда писа­ли о себе хорошо? Почему?

— Все ли качества оказались уравновешенными? Ес­ли нет, то почему?

— Как вы относитесь к критике? Умеете ли вы смот­реть на себя глазами других людей?

— Всегда ли вы спрашиваете себя: за что меня ценят? За что относятся недоброжелательно?

Упражнение 4. Создайте в своем воображении свой эстетический образ. Мысленно повторите следующий текст. Закройте глаза и расслабьте мышцы тела. — Представьте, что вы стоите перед красивой горой. По синему небу плывут облака. Ярко светит солнце, поют птицы. Откуда-то доносится плеск волн. — Вы чувствуете легкость тела, ваши мышцы рас­слабляются. Ваше тело, как воздушный шарик, начинает подниматься в небо. Вы поднимаетесь все выше и выше. — Вы парите в воздухе. Вы видите прекрасные вер­хушки деревьев. Наконец вы видите вершину горы.Ее освещает солнечный свет. Вам очень приятно. Вы чувст­вуете себя свободно.

— Вы летите в голубом небе. Небо мягкое и теплое. Горы исчезают внизу. Сейчас вы видите только зеленый цвет исчезающей травы и деревьев. Вы расслаблены. Вас окружают белые облака. Воздух мягкий и убаюкивающий. Внизу видна земля. Ваше тело легкое. Вы чувствуете себя свободно.

— Вы медленно опускаетесь вниз. Вы летите через облака. Вы расслаблены. Вы видите горы и продолжаете спускаться. Вы полностью расслабились. Вы видите дере­вья. Вы видите траву. Вы медленно опускаетесь на землю. Вы слышите плеск волн. Вы слышите, как поют птицы. Вы чувствуете себя легко и свободно.

Это упражнение лучше выполнять под звуки музыки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1098; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.19.251 (0.022 с.)