Указания к психологическому анализу урока 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Указания к психологическому анализу урока



 

Студентам во время выполнения задания необходимо:

1. научиться видеть на уроке проявления психических процессов, состояний и свойств личности учащегося, уметь фиксировать и анализировать их;

2. уметь наблюдать и фиксировать насколько грамотно учитель: - организует внимание учащихся на уроке; - восприятие ими учебного материала; - стимулирует мыслительную деятельность; - создает эмоциональный настрой; - учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей – это факторы, от которых зависит эффективность обучения;

3. во время посещения урока студенту-практиканту необходимо вести наблюдение за деятельностью не только учителя, но и учащихся. Так как наблюдать за всем классом сложно, нужно сосредоточить внимание на нескольких учениках, внешние проявления которых более выразительны. Можно менять объекты наблюдения в зависимости от хода урока. Студент-практикант должен фиксировать: речь, жесты, мимику, действия учителя, ответы, поведение учащихся.

4.Данное задание можно разделить на несколько этапов, сформулировав задание, как наблюдение за развитием одного познавательного процесса в течение одного урока.

1. Общие сведения:

дата проведения_______________________________ класс______________________ учебный предмет_______________________________________________________________

Тема урока____________________________________________________________________

 

Таблица1. - Схема психологического анализа урока

  Параметры наблюдения Действия учителя Действия учеников
  Психологическая оценка содержания урока    
  психологическое качество учебного материала (степень его доступности, наглядности, конкретности и обобщенности)    
  активизация образной памяти    
  активизация словесно-логической памяти    
  активизация абстрактного мышления    
  активизация воображения    
  организация учебного материала (выделение главного, существенного, акцентирование внимания на нем, установление связей с ранее изученным)    
  соответствие данного учебного материала возрастным особенностям познавательной деятельности учащихся, их жизненному опыту и уровню знаний    
  Управление познавательной деятельностью и её проявлениями    
Психологические принципы организации внимания учащихся    
  внешние приемы организации внимания: подчеркивание значимости деятельности, постановка конкретной задачи, доброжелательный тон, ритм и темп урока, яркость и новизна наглядных пособий    
  внутренние приемы организации внимания: эмоциональная насыщенность, образность речи учителя, последовательность и логичность изложения, содержательность информации    
Организация восприятия    
  создание установки на восприятие нового материала - состояние ожидания    
  создание установки на восприятие нового материала - готовность сознания к приему новой информации    
  объектом восприятия учащихся является: речь учителя, текст учебника, различные наглядные средства (подчеркнуть). Качество материалов восприятия    
  использование средств наглядности, их функции на уроке    
  осмысленность восприятия материала    
Активизация памяти    
  обращение учителя к памяти учеников    
  активизация наглядно-образной памяти    
  активизация словесно-логической памяти    
  активизация эмоциональной памяти    
  активизация непроизвольной памяти    
  активизация произвольной памяти    
  активизация механической памяти    
  активизация смысловой памяти    
  использование приема лучшего запоминания нового материала - постановка цели запоминания    
  использование приема лучшего запоминания нового материала - логическая обработка материала    
  использование приема лучшего запоминания нового материала - включение в деятельность    
  использование приема лучшего запоминания нового материала - закрепление    
  использование приема лучшего запоминания нового материала - повторение    
Активизация мыслительной деятельности учащихся    
  формирование понятий у школьников индуктивным путем    
  формирование понятий у школьников дедуктивным путем    
  эффективность использования наглядных пособий    
  активизация самостоятельного творческого мышления школьников    
  проблемная направленность построения урока; проблемные ситуации    
  опора на коллективное мышление класса единой смысловой системой вопросов    
Активизация воображения    
  использование учителем воссоздающего воображения учащихся    
  использование учителем творческого воображения учащихся    
Воспитание эмоций и чувств    
  положительное настроение учащихся на уроке    
  влияние учителя на эмоциональный тон класса    
  Организация учителем обратной связи    
  восприятие учащиеся оценок    
  восприятие учащиеся комментария/обоснования оценок    
  влияние характера ответов школьников на дальнейшие действия и слова учителя (коррекция хода урока)    
  частота и обоснованность обращения учителя к школьникам    
  целевая установка анализа задания на дом    
  эффективность характера анализа задания на дом    
  индивидуализация анализа задания на дом    
  Воспитательное воздействие деятельности учителя на уроке    
  педагогический такт    
  отношение учеников к учителю    
  эмоциональный климат урока    
  значение требований учителя для формирования волевых качеств личности учеников    
  значение требований учителя для формирования нравственных качеств личности учеников    
  эффективность/обоснованность поведения учителя в случаях нарушения дисциплины    
  отношение школьников к требованиям учителя    
  умение мотивировать поставленную оценку    
  Результаты урока    
  достижение поставленных целей и задачи урока    
  содействие урока развитию познавательных интересов личности школьника    
  содействие урока общему развитию личности школьника    

 

Этап 4. Изучение возрастных особенностей внимания учащихся (2 урока)

Цель: проанализировать проявления внимания на уроке у учащихся разных возрастных групп.

Задание 1. Студентам необходимо провести наблюдение за проявлением внимания учащихся в двух возрастных группах (например, в 5-ом и 10-ом классах). Во время урока ведите протокол наблюдения (таблица 1), в котором отмечайте основные действия учителя и невербальные проявления изменения внимания у учащегося.

Задание 2. По результатам наблюдения провести сравнительный анализ особенностей внимания у учащихся двух возрастных групп.

 

Таблица 1. – Наблюдение за проявлениями внимания учащихся на уроке

Этап урока, время проведения Действия учителя Изменение внешних проявлений внимания у учащихся Выводы и интерпретации
       
       
       
       

Зона лоб-брови:

• сведение – опущение бровей;

• поднятие бровей.

Зона глаз:

• увеличение – уменьшение глазной щели;

• поднятие верхнего века, понижение тонуса верхнего века;

• характер взгляда (зрительные оси пересекаются на самом предмете или сходятся за пределами предмета);

• направление взгляда (в сторону, в лицо, в глаза);

• напряженность взгляда.

Зона от основания носа до подбородка:

• изменения уголков рта (оттянуты-опущены);

• тонус рта;

• размер ротовой щели (рот закрыт, полуоткрыт, открыт).

Зона головы:

• лицевая обращенность ученика к предмету (увеличение – уменьшение); в фиксированной системе координат: полная, неполная, отсутствует лицевая обращенность;

• изменения положения головы по горизонтали (влево, вправо), по вертикали (поднята, опущена);

• способы фиксации головы через опору на руку.

Зона шеи:

• изменение тонуса шеи (связано с изменением положения головы по вертикали и горизонтали, с наличием или отсутствием опор).

Зона туловища:

• изменения положения туловища по отношению к предмету;

• обращенность плоскости туловища к предмету в относительной и фиксированной системе координат (аналогично лицевой обращенности).

Зона рук:

• тонус левой и правой кистей рук (сжата, растопырена, непроизвольный контакт с партой, другими предметами);

• движения, являющиеся средствами самовоздействия, самостимуляции: автоконтакты кистей рук, автоконтакты руки с другими частями тела.

Зона ног:

• изменение тонуса ног;

• смена позиции ног.

 

Степень выраженности внимания Параметры наблюдения
Слабое Уменьшение размеров глазной щели, понижение напряженности взгляда, уменьшение лицевой обращенности, голова опущена, понижение тонуса шеи, уменьшение обращенности туловища, понижение тонуса спины, отдаление локтей относительно друг друга, понижение тонуса ног
Среднее Увеличение размеров глазной щели, повышение напряженности взгляда, увеличение лицевой обращенности, повышение тонуса шеи, повышение тонуса спины, повышение тонуса правой руки
Сильное Увеличение размеров глазной щели, повышение напряженности взгляда, уголки рта оттянуты назад и кверху, повышение тонуса рта, увеличение лицевой обращенности, голова поднята, повышение тонуса шеи, движение туловища вперед, повышение тонуса спины, повышение тонуса правой руки, повышение тонуса левой руки, повышение тонуса ног.
Очень сильное Увеличение размеров глазной щели, повышение напряженности взгляда, ноздри расширены, уголки рта оттянуты назад и кверху, повышение тонуса рта, движение туловища вперед, увеличение обращенности туловища, повышение тонуса спины, повышение тонуса правой кисти, повышение тонуса левой кисти. Повышение тонуса ног

БЛОК 3.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.231 (0.02 с.)