II. Цель и задачи Психолого-медико-педагогического консилиума. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Цель и задачи Психолого-медико-педагогического консилиума.



2.1. Целью ПМПк является определение и организация в рамках данного образовательного учреждения адекватных условий развития, обучения и воспитания в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными особенностями, диагностированными индивидуальными возможностями ребенка в зависимости от состояния соматического и нервно-психического здоровья.

2.2. В задачи ПМПк образовательных учреждений входит:

- выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии детей;

- выявление актуальных и резервных возможностей ребенка;

- разработка рекомендаций учителю, воспитателю, родителям для обеспечения индивидуального подхода в процессе коррекционно-развивающего сопровождения;

- отслеживание динамики развития и эффективности индивидуализированных коррекционно-развивающих программ;

- определение готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста, поступающих в школу, с целью вычленения «группы риска»;

- решение вопроса о создании в рамках данного образовательного учреждения условий, адекватных индивидуальным особенностям развития ребенка. При необходимости — перевод в специальный (коррекци-онно-развивающий, компенсирующий и т.п.) класс, выбор соответствующей формы обучения (индивидуальное, на дому; смешанное; экстернат, домашнее и др.);

- при положительной динамике и компенсации отклонений в развитии — определение путей интеграции ребенка в классы, работающие по основным образовательным программам;

- профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий и психологически адекватной образовательной среды;

- подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, овладение школьными навыками, умениями и знаниями, перспективное планирование коррекци-онно-развивающей работы, оценку ее эффективности;

- организация взаимодействия между педагогическим коллективом образовательного учреждения и специалистами, участвующими в работе Психолого-медико-педагогического консилиума; при возникновении трудностей диагностики, конфликтных ситуаций, а также — отсутствии положительной динамики в процессе реализации рекомендаций ПМПк более высокого уровня.

III. Организация деятельности и состав ПМПк.

3.1. ПМПк организуется на базе любого образовательного учреждения независимо от типа и вида.

3.2. ПМПк утверждается приказом директора образовательного учреждения.

3.3. Общее руководство ПМПк возлагается на директора образовательного учреждения.

3.4. ПМПк работает во взаимодействии с вышестоящими структурными подразделениями Психолого-медико-педагогической службы.

3.5. Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей или сотрудников образовательного учреждения. В случае инициативы сотрудников образовательного учреждения должно быть получено согласие на обследование родителей (иных законных представителей).

При несогласии родителей (иных законных представителей) специалистами ПМПк должна проводиться работа по формированию у них адекватного понимания проблемы, исходя из интересов ребенка. Во всех случаях согласие родителей должно быть подтверждено их заявлением. Прием подростков старше 12 лет, обратившихся к специалистам ПМПк, допускается без сопровождения родителей.

3.6. Обследование ребенка должно осуществляться с учетом требований профессиональной этики. Специалисты ПМПк обязаны хранить профессиональную тайну, в том числе соблюдать конфиденциальность информации, содержащейся в заключении.

3.7. Обследование ребенка проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально, при необходимости — в присутствии родителей (иных законных представителей).

3.8. ПМПк имеет право затребовать следующие документы:

- свидетельство о рождении ребенка;

- подробную выписку из истории развития ребенка с заключениями врачей: педиатра, невропатолога, сурдолога, офтальмолога, ортопеда (в зависимости от имеющихся отклонений в развитии ребенка). При необходимости получения дополнительной медицинской информации о ребенке медсестра ПМПк направляет запрос соответствующим медицинским специалистам;

- педагогическое представление (характеристику);

- письменные работы по русскому (родному языку), математике, рисунки и другие результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.

3.9. Результаты обследования ребенка протоколируются, отражаются в заключении, которое составляется коллегиально и является основанием для реализации соответствующих рекомендаций по обучению, воспитанию, лечению, при необходимости — по профориентации и трудоустройству, а также социальной и трудовой адаптации. Все сведения вносятся в журнал регистрации консилиумов и Карту развития ребенка.

3.10. В диагностически сложных или конфликтных случаях специалисты ПМПк направляют ребенка в муниципальную ПМПК либо в другие диагностико-коррекционные учреждения. Возможна также организация пробного диагностического обучения на базе уже существующих, а также вновь создаваемых специальных классов данного образовательного учреждения.

3.11. В ПМПк ведется следующая документация:

- журнал предварительной записи детей на ПМПк;

- журнал регистрации плановых и внеплановых консилиумов;

- Карта развития ребенка с краткими обобщенными заключениями специалистов, окончательным коллегиальным заключением ПМПк, дневником (листом-вкладышем) динамического наблюдения, листами коррекционной работы специалистов;

- список специалистов ПМПк;

- график плановых консилиумов (не реже одного раза в четверть);

- списки классов (групп) коррекционно-развивающей, иной специальной образовательной направленности, находящихся под динамическим наблюдением специалистов ПМПк;

- нормативные и методические документы, регулирующие деятельность специалистов ПМПк.

3.12. Рекомендуемый состав ПМПк: заместитель директора по учебно-воспитательной работе (председатель консилиума), прошедший спецподготовку; учитель (классный руководитель) или другой специалист, представляющий ребенка на ПМПк; учителя с большим опытом работы; учителя классов коррекционно-развивающего обучения; учитель-логопед (и/или учитель-дефектолог); педагог-психолог; врач (педиатр, невропатолог или детский психиатр); медсестра. При отсутствии специалистов они привлекаются к работе консилиума на договорной основе.

3.13. Дети, направленные классным руководителем на обследование в ПМПк, а также все учащиеся специальных классов (коррекционно-раз-вивающих, компенсирующих) находятся под наблюдением специалистов ПМПк в течение всего периода пребывания в данном образовательном учреждении. Все изменения формы или вида обучения в рамках одного и того же образовательного учреждения фиксируются в Карте развития ребенка.

3.14. Председатель и специалисты, участвующие в работе ПМПк, несут ответственность за конфиденциальность информации о детях, проходивших обследование на ПМПк или находящихся на коррекционно-диагностическом и коррекционно-развивающем, ином специальном обучении.

IV. Подготовка и проведение ПМПк.

4.1. ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые.

4.2. Периодичность ПМПк определяется реальным запросом образовательного учреждения на комплексное обследование детей с отклонениями в развитии, но не реже одного раза в четверть проводятся плановые ПМПк, на которых осуществляется анализ состава, количества и динамики развития учащихся, нуждающихся в психолого-медико-педагогической диагностико-коррекционной помощи.

4.3. Деятельность плановых консилиумов направлена на:

- анализ процесса выявления детей «группы риска», а также ее количественного и качественного состава (учащиеся классов коррекционно-развивающего (компенсирующего) обучения, дети с признаками школьной дезадаптации, неуспевающие и слабо успевающие дети);

- определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся с трудностями адаптации в данных образовательных условиях;

- профессиональная квалификация динамики развития ребенка в процессе реализации индивидуализированной коррекционно-развивающей программы, внесение необходимых изменений в эту программу.

4.4. Внеплановые консилиумы собираются по запросам специалистов (в первую очередь — учителей), непосредственно работающих с ребенком.

Поводом для проведения внепланового ПМПк является выявление или возникновение новых обстоятельств, отрицательно влияющих на развитие ребенка в данных образовательных условиях.

Задачи внепланового консилиума следующие:

- решение вопроса о необходимости принятия адекватных экстренных мер по выявленным обстоятельствам;

- внесение изменений в индивидуализированные коррекционно-раз-вивающие программы при их неэффективности.

4.5. В течение 3 дней с момента поступления запроса на диагностическое обследование ребенка председатель ПМПк согласовывает этот вопрос с родителями (иными законными представителями) и при отсутствии возражений с их стороны, представленных в письменном виде, организует проведение планового или внепланового ПМПк (в соответствии с графиком плановых ПМПк).

4.6. ПМПк проводится не позже 10 дней с момента согласования вопроса с родителями (иными законными представителями).

4.7. Председатель включает в состав ПМПк кроме постоянных специалистов сотрудников образовательного учреждения, непосредственно работающих с ребенком, направивших ребенка на ПМПк, и др. Председатель ставит в известность специалистов ПМПк о необходимости обследования ребенка.

4.8. В период с момента поступления запроса и до ПМПк каждый специалист ПМПк проводит индивидуальное обследование ребенка, планируя время этого обследования с учетом реальной возрастной и психофизической нагрузки.

4.9. Каждый специалист ПМПк составляет заключение по данным соответствующего обследования и разрабатывает рекомендации.

4.10. На период реализации рекомендаций, разработанных специалистами ПМПк, ребенку назначается ведущий специалист, отслеживающий эффективность и адекватность индивидуальной коррекционно-раз-вивающей программы и выступающий с инициативой повторных обсуждений динамики развития ребенка на ПМПк.

4.11. Решением ПМПк ведущим специалистом назначается в первую очередь педагог (классный руководитель) класса, в котором обучается ребенок, но может быть назначен и другой специалист, проводящий коррекционно-развивающее обучение или внеурочную коррекционную работу.

4.12. ПМПк проводится под руководством председателя, а в его отсутствие — заместителя председателя, назначаемого председателем или руководителем образовательного учреждения.

4.13. Ведущий специалист докладывает свое заключение о ребенке на ПМПк и оформляет протокол. Каждый специалист, участвующий в обследовании и/или коррекционно-развивающей работе с ребенком, в устной форме дает свое заключение на ребенка. Последовательность представлений специалистов определяется представителем ПМПк. Заключение каждого специалиста вкладывается в Карту развития ребенка. Окончательное коллегиальное заключение по результатам ПМПк с рекомендациями по оказанию психолого-педагогической и медико-социальной помощи ребенку также фиксируется в Карте развития ребенка и подписывается председателем и всеми членами ПМПк.

4.14. Результаты ПМПк доводятся до сведения родителей (иных законных представителей). Предложенные рекомендации реализуются только при отсутствии возражений со стороны родителей (иных законных представителей).

4.15. Не реже одного раза в четверть (плановые ПМПк) на основании устных представлений специалистов, непосредственно работающих с ребенком, в дневник динамического наблюдения Карты развития ребенка вносятся сведения об изменениях в его состоянии в процессе реализации рекомендаций, составляется краткое обобщенное письменное заключение и перечень корректировок, внесенных в рекомендации.

4.16. При направлении ребенка на муниципальную или региональную ПМПК заключение, составленное на основании сведений, содержащихся в его Карте развития, представляется одним из специалистов ПМПк, сопровождающих ребенка вместе с родителями, или отправляется по почте.

 

 

Приложение 3

Рабочие материалы ПМПК1

Рекомендуемая форма календарного планирования деятельности ПМПК

Месяцы                        
Форма работы                        
Рабочее время (дни/часы)
Всего рабочих дней/часов 18/129,6                      
1. Прием населения 70 ч                      
2. Организационно-методическая работа 30 ч                      
3. Просвещение 10 ч                      
4. Контроль (сопровождение) 19 ч                      

График работы ПМПК на 10—14 сентября 2001 г.

Формы работы Дни недели
10.09 (пн.) 11.09 (вт.) 12.09 (ср.) 13.09 (чт.) 14.09 (пт.) Итого
1. Прием населения 10.00-14.00 15.00-17.00 10.00-14.00 15.00-17.00   10.00-16.00 10.00-16.00 24ч
2. Организационно-методическая работа 3. Просвещение 4. Контроль 12 часов (распределяются в соответствии с индивидуальными 12-часовыми еженедельными графиками работы каждого специалиста)
Всего часов 36ч

 

Типовое положение о ПМПК в настоящее время разрабатывается Министерством образования РФ. Его проект апробируется на базе нескольких ПМПК с 1999 г. Отсутствие утвержденного Типового положения затрудняет разработку и внедрение единой документации по ПМПК.

Представленные рабочие материалы были подготовлены Г.В.Грибановой в период работы над проектом Типового положения в 2000—2001 гг. и опубликованы (см: Дефектология. — 2001. — № 6). Эти материалы были апробированы в нескольких ПМПК и показали себя как удобные и отвечающие задачам деятельности комиссии.

 

График работы специалиста ПМПК

(указать специальность, Ф.И.О.) на 10 — 14 сентября 2001 г.

  Дни работы
10.09 (пн.) 11.09 (вт.) 12.09 (ср.) 13.09 (чт.) 14.09 (пт.) Итого  
1. Прием населения 10.00-14.00 15.00-17.00 10.00-14.00 15.00-17.00 10.00-16.00 10.00-16.00 24ч
2. Организационно-методическая работа 10.00-18.00
3. Просвещение 17.00-19.00 17.00-19.00
4. Контроль
Всего часов 36ч

 

Направление на ПМПК

Учреждение (ведомство)

Направление на ПМПК

(официальное название учреждения) Направляет ___________________________

(Ф.И.О. ребенка, возраст, адрес)

на обследование ПМПК в связи с:

(указываются конкретные показания к направлению ребенка на ПМПК)

Приложение:

(перечень документов, направляемых обратившим ся учреждением в ПМПК)

Печать учреждения

Подпись руководителя учреждения

Дата отправки

Сведения о динамике развития обучающихся (воспитанников) образовательного учреждения (указать, какого), направленных на ПМПК

№ п/п Ф.И.О. ребенка Дата обследования на ПМПК (в соответствии с коллегиальным заключением ПМПК на ребенка, поступившим в образовательное учреждение) Динамика развития (положительная, отрицательная, волнообразная, недостаточная и др.)
  Алешин Алексей Петрович 20.02.2000 г. Положительная
  Иванов Петр Иванович 12.03.2000 г. Отрицательная
  Сидоров Иван Петрович 15.03.2000 г. Волнообразная
Всего: Зчел. Всего с благоприятной динамикой: 1 чел. С неблагоприятной динамикой: 2 чел.
Печать, Подпись руководителя образовательного учреждения образовательного учреждения

Журнал движения документации

№ п/п  
Ф.И.О. ребенка  
Год приема ребенка на ПМПК  
Дата передачи/получения документа (кому, от кого)  
Адресат или источник информации  
Наименование документа (запрос, направление, запрошенный документ — какой, и т.д.)  
Подпись выдавшего документ (или сведения о пересылке по почте)  
Подпись принявшего документ о поступлении документа по месту запроса  

Таблица 1

Возрастная группа Примечание
0 — 3 года (включительно) 3—7 лет (включительно) 7 - 1 1 лет (включительно) 11 — 16 лет (включительно) 16- 18 лет (включительно)  
           

Таблица 2

Типы, виды учреждений
Учреждения системы образования Другие учреждения, ведомства Примечание
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения ППМС-центры Общеобразовательные школы    
I вид II вид III вид IV вид V вид VI вид VII вид V1I1 вид   Классы КРО, другие спец. классы Общеобразовательные классы    
Количество детей, которым рекомендованы данные образовательные или иные условия (чел.)  
                         
                           

Приложение 4 Примеры оформления документации по результатам психолого-педагогического изучения детей с нарушениями развития

Результаты психолого-педагогического изучения Эллы С., 10 мес

Из анамнеза

Дата рождения 27 ноября 1997 г. Ребенок поступил в Дом ребенка 27 марта 1998 г. в возрасте 4 мес.

Ребенок от первой беременности, протекавшей на фоне болезни Боткина, хронического панкреатита, фитоплацентарной недостаточности и курения. Роды срочные. Оценка по шкале Апгар — 8 баллов.

В раннем периоде развития перенесла следующие заболевания: внутриутробное инфицирование, гнойный менингоэнцефалит, осложненный ДВС синдромом постгеморрагической анемией, перинатальная гипоксическая энцефалопатия, судорожный синдром, синдром нарушения двигательных функций, внутренняя гипотрофия. Задержка психического развития.

Психолого-педагогическая характеристика

Девочка вступает в контакт со взрослыми формально, контакт мимический, эмоции неяркие. Поведение адекватное. Активна и деятельна в периоды бодрствования, но физические возможности ограниченны. Внимание недостаточно устойчивое, интерес к игрушкам поверхностный, нестойкий, длительность сосредоточения удовлетворительная, работоспособность снижена, действует формально.

Состояние слуха: норма.

Состояние зрения: подозрение на частичную атрофию зрительных нервов.

Моторика: мелкая моторика пальцев рук не развита, манипулятив-ная функция ограниченна, движения рук несогласованны, координация движений нарушена, действует больше левой рукой, правой с трудом, медленно.

Действия с игрушками стереотипные и примитивные: стучит, бросает, тянет в рот.

Речевое развитие: лепет и гуление отсутствуют, обращенную речь не понимает. На момент обследования полное отсутствие звуковых и вербальных средств общения. Дыхание поверхностное, голос недостаточный по силе, прерывистый, голосовые модуляции отсутствуют. В лицевой мускулатуре — гипертонус мышц. Губы спастичные, малоподвижные. Язык жесткий, спастичный, гиперкинез, посинение кончика при нагрузке. Твердое нёбо — готическое. Жевание и глотание не нарушено.

Реакции на световые и звуковые раздражители положительные. Прослеживает предметы взглядом, локализует звук в пространстве.

Индивидуальная программа развития ребенка на октябрь — декабрь 1998 г.

1. Стимулировать улыбку, смех в ответ на эмоциональное общение. Учить всматриваться в свое отражение в зеркале.

2. Стимулировать интерес к игрушкам, формировать элементарные действия с ними.

3. Развивать координацию движений глаза и руки.

4. Учить искать и находить взглядом предметы, неоднократно называемые и постоянно находящиеся в определенном месте, при вопросе «Где...».

5. Учить дифференцировать интонацию голоса.

6. Учить реагировать на свое и чужое имя.

7. Учить понимать отдельные инструкции в конкретных ситуациях.

8. Учить зрительно контролировать свои манипуляции, развивать умение захватывать и удерживать мелкие игрушки.

Индивидуальная программа развития ребенка на январь —март 1999г.

1. Учить находить взглядом несколько знакомых предметов, независимо от их местонахождения, различать лица людей.

2. Развивать умение самостоятельно ходить и выполнять другие движения: приседать, наклоняться, поворачиваться, бросать мяч взрослому.

3. Учить выполнять разнообразные действия с предметами в зависимости от их свойств.

4. Учить действиям с игрушками, в том числе и выполнять разученные действия по просьбе взрослого.

5. Учить по просьбе «дай» находить и давать знакомые предметы.

6. Стимулировать повторное произнесение одних и тех же и новых слов, разнообразных звуковых комплексов.

7. Стимулировать игровой контакт со взрослыми, развивать разнообразные средства коммуникации (лепетные слова, жест).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.79.88 (0.071 с.)