Методика исследования профессиональной направленности школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика исследования профессиональной направленности школьников



Цель методики. Выявить познавательные интересы, профессиональную направленность школьников.

Необходимый материал. Анкета, состоящая из 78 вопросов, которые отражают познавательные инте­ресы школьников по тринадцати направлениям: физика и математика, химия, электро- и радиотехника, геоло­гия и география, техника, физиология и журналистика, биология и сельское хозяйство, педагогика идеятель­ность в области воспитания, история и общественная деятельность, медицина, труд в сфере обслуживания, искусство, военное дело. К каждой группе относится шесть вопросов.

Правила проведения. Испытуемым предлагается заполнить анкету исходя из трех основных вопросов: «Любите ли Вы?» «Нравится ли Вам?» «Хотели бы Вы?». Заполняя анкету, испытуемый должен ответить на каждый из 78 пунктов следующим образом: если он согласен с этим пунктом, то он ставит напротив него знак «+», если не согласен, то знак «-».

1. Уроки по физике и математике.

2. Уроки по химии.

3. Знакомиться с устройством бытовых электропри­боров и радиоприборов.

4. Читать о различных странах, их экономике, госу­дарственном устройстве.

5. Читать о достижениях техники.

6. Читать произведения классиков мировой лите­ратуры.

7. Читать книги о растениях и животных.

8. Читать книги о работе учителя, воспитателя.

9. Уроки истории и обществоведения.

10. Знакомиться с новыми достижениями в области медицины.

11. Заботиться об эстетическом виде помещения, в котором вы учитесь, живете, работаете.

12. Посещать театры, музеи, художественные вы­ставки.

13. Читать книги по военной тематике.

14. Читать научно-популярную литературу.

15. Узнавать о новых достижениях в области химии (из журналов, радио- и телепередач).

16. Читать статьи в научно-популярных журналах о достижениях в области радиотехники.

17. Узнавать об открытии новых месторождений по­лезных ископаемых.

18. Знакомиться с новыми достижениями современ­ной техники (слушать и смотреть специальные радио- и телепередачи, посещать технические выставки и т. п.).

19. Читать литературно-критические статьи.

20. Изучать биологию и ботанику.

21. Давать объяснения товарищам, как решить трудную задачу, правильно написать предложение и др.

22. Обсуждать текущие события.

23. Изучать анатомию.

24. Составлять и вести картотеки.

25. Слушать оперную и симфоническую музыку.

26. Знакомиться с военной техникой.

27. Делать опыты по физике.

28. Делать опыты по химии, следить за ходом хими­ческих реакций.

29. Ремонтировать бытовые электро- и радиоприборы.

30. Собирать коллекции минералов.

31. Собирать и ремонтировать различные механиз­мы (велосипед, швейную машину, часы и т. п.).

32. Пробовать писать стихи, рассказы.

33. Ухаживать за растениями (животными), наблю­дать за их ростом и развитием.

34. Проводить время с маленькимидетьми (читать им книги, что-либо рассказывать, помогать им в чем-либо).

35. Организовывать общественные мероприятия в школе.

36. Делать перевязки, оказывать первую помощь при ушибах и т. д.

37. Организовывать питание во время походов.

38. Декламировать, петь в хоре, выступать на сцене.

39. Участвовать в военных играх и походах.

40. Заниматься в математическом или физическом кружке.

41. Готовить растворы, взвешивать реактивы.

42. Конструировать радиоприемники и электро­приборы.

43. Участвовать в географических и геологических экспедициях.

44. Делать модели самолетов, планеров.

45. Изучать иностранный язык.

46. Наблюдать за живой природой и вести система­тические записи своих наблюдений.

47. Оказывать помощь младшим школьникам в проведении праздников, культпоходов.

48. Выступать в классе с сообщениями о междуна­родном положении.

49. Наблюдать за больными, оказывать им помощь.

50. Помогать покупателю приобрести в магазине одежду, которая лучше всего ему подходит.

51. Играть на музыкальных инструментах, или чер­тить, или рисовать, или резать по дереву.

52. Заниматься в спортивной секции стрельбы.

53. Участвовать в физических или математических олимпиадах.

54. Решать сложные задачи по химии.

55. Пользоваться точными измерительными прибо­рами и производить расчеты по измерениям.

56. Составлять геологические и географические карты.

57. Разбираться в технических чертежах и схемах.

58. Изучать происхождение слов и выражений.

59. Проводить опытническую работу по выращива­нию новых сельскохозяйственных культур.

60. Готовить доклады и лекции и выступать с ними.

61. Изучать политический строй и социальные из­менения в различных странах.

62. Изучать функции человеческого организма и причины возникновения болезней.

63. Оказывать людям различные бытовые услуги.

64. Изучать теорию и историю развития искусства.

65. Изучать историю крупных сражений и судьбу выдающихся полководцев.

66. Выполнять работы, требующие знаний матема­тических правил и формул.

67. Выполнять задания с применением знаний химии.

68. Разбираться в сложных радиосхемах.

69. Совершать длительные и трудные походы, во время которых приходится напряженно работать по за­данной программе.

70. Выполнять сложные чертежи, проектировать,

71. Работать со словарями, литературными источ­никами, библиографическими справочниками.

72. Выполнять задания, требующие ухода за расте­ниями, животными, сельскохозяйственными машинами и орудиями.

73. Обучать и воспитывать детей.

74. Организовывать проведение вечеров, концертов в школе.

75. Заботиться о здоровье близких.

76. Постоянно общаться со многими людьми.

77. Переживать эстетическое наслаждение, вызы­ваемое музыкой, театром.

78. Жить по установленному режиму, строго выпол­няя распорядок дня.

Обработка полученных данных: после ответов на все вопросы анкеты подсчитывается количество плюсов для каждой группы интересов. Затем полученные сум­мы (их 13) ранжируются от большей величины к мень­шей. Первое место в ранговом ряду определяет ведущую группу интересов.

Для обработки полученных результатов использует­ся специальный «Лист ответов» с указанием номеров вопросов по всем группам интересов.

Таблица 19

Лист ответов

№ п/п Наименование групп интересов Номера вопросов и ответы Сумма + -
  Физика и математика 1/ 14/ 27/ 40/ 53/ 66/    
  Химия 2/ 15/ 28/ 41/ 54/ 67/    
  Электро- и радиотехника 3/ 16/ 29/ 42/ 55/ 68/    
  Геология и география 4/ 17/ 30/ 43/ 56/ 69/    
  Техника 5/ 18/ 31/ 44/ 57/ 70/    
  Филология и журналистика 6/ 19/ 32/ 45/ 58/ 71/    
  Биология и сельское хозяйство 7/ 20/ 33/ 46/ 59/ 72/    
  Педагогика и воспитание 8/ 21/ 34/ 47/ 60/ 73/    
  История, обществоведение 9/ 22/ 35/ 48/ 61/ 74/    
  Медицина 10/ 23/ 36/ 49/ 62/ 75/    
  Сфера обслуживания 11/ 24/ 37/ 50/ 63/ 76/    
  Искусство 12/ 25/ 38/ 51/ 64/ 77/    
  Военное дело 13/ 26/ 39/ 52/ 65/ 78/    
                             

 

Карта наблюдения Стотта

Метод наблюдения в исследовании личности имеет большие возможности, но, к сожалению, его потенциал зачастую используется явно недостаточно. Педагогическая деятельность по своей сути такова, что педагогу вольно или невольно приходится наблюдать личность учащегося в том или другом виде деятельности, разных ситуациях общения и поведения.

Методика предназначена для изучения особенностей учеников, дезадаптированных к условиям школы. К дезадаптированным относятся два типа учеников:

· которые сами испытывают трудности и создают множество трудностей для окружающих (педагогов, родителей, других детей) — это так называемые «трудные дети»;

· которым самим в школе трудно, но окружающим они не доставляют особых неприятностей.

Карта наблюдения состоит из 16 комплексов симптомов — особенностей поведения, их называют «симптомокомплексами» (СК). В каждом СК есть перечень особенностей поведения ребенка. Каждый СК пронумерован и имеет собственное название

Содержание этой методики состоит в том, что хорошо знающий ребенка взрослый отмечает на специальном бланке ("карте") наличие у ребенка тех форм поведения или характеристик личности, которые описаны в перечне симптомов дезадаптации (зачеркивая соответствующий номер). Заполнить карту могут и учителя, и родители, но для интерпретации полученных данных, а тем более для установления диагноза «школьная дезадаптация»» необходима специальная профессиональная подготовка.

В целом, чем больше зачеркнутых клеточек в «карте», тем больше вероятность школьной дезадаптации. Однако значение отдельных поведенческих реакций для общего синдрома дезадаптации является разным: несколько тяжелых нарушений могут иметь информативный удельный вес больше, чем множество незначительных, и определенное заключение в каждом отдельном случае требует профессионального учета разной дополнительной информации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.142.248 (0.012 с.)