Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды психологического противостояния влиянию
· Контраргументация – сознательный аргументированный ответ на попытку убеждения, опровергающий или оспаривающий доводы инициатора воздействия. · Конструктивная критика - подкрепленное фактами обсуждение целей, средств или действий инициатора воздействия и обоснование их несоответствия целям, условиям и требования адресата. · Энергетическая мобилизация - сопротивление адресата попыткам внушить или передать ему определенное состояние, отношение, намерение или способ действий. · Творчество - создание нового, пренебрегающее влиянием образца, примера или моды либо преодолевающее его. · Уклонение - стремление избегать любых форм взаимодействия с инициатором воздействия, в том числе случайных личных встреч и столкновений. · Психологическая самооборона - применение речевых формул и интонационных средств, позволяющих сохранить присутствие духа и выиграть время для обдумывания дальнейших шагов в ситуации деструктивной критики, манипуляции или принуждения · Игнорирование - действия, свидетельствующие о том, что адресат умышленно не замечает либо не принимает во внимание слов, действий или выраженных адресатом чувств. · Конфронтация - открытое и последовательное противопоставление адресатом своей позиции и своих требований инициатору воздействия. · Отказ - выражение адресатом своего несогласия выполнить просьбу инициатора воздействия. Каждому виду влияния могут быть противопоставлены разные виды противостояния, один и тот же вид противостояния может использоваться по отношению к разным видам влияния. Понятие психологически конструктивного влияния Психологически конструктивное влияние должно отвечать трем критериям: 1) оно не разрушает личности людей, в нем участвующих, и их отношений; 2) оно психологически корректно (грамотно, безошибочно); 3) оно удовлетворяет потребности обеих сторон.
Психологически конструктивное противостояние влиянию также должно отвечать этим трем критериям. В реальности влияние и противостояние влиянию — это две стороны единого процесса взаимодействия, поэтому правильнее говорить о взаимном психологическом влиянии. Психологически корректной (грамотной, безошибочной) будет такая попытка влияния, в которой:
а) учитываются психологические особенности партнера и текущей ситуации; б) применяются «правильные» психологические приемы воздействия. Для того чтобы влияние было признано психологически конструктивным, должны быть соблюдены все три приведенных выше критерия. Например, очевидно, что психологически безошибочным может быть и разрушительное влияние на другого человека. Поэтому понятия психологической конструктивности и психологической корректности (безошибочности) являются перекрещивающимися, но не совпадающими. Если оказываемое влияние соответствует критериям психологической конструктивности, у его адресата есть два пути: 1) поддаться влиянию; 2) конструктивно противостоять ему корректными психологическими способами. Умение уступить конструктивному влиянию — признак преобладания направленности на задачу над сиюминутным стремлением подтвердить свою собственную значимость. В конечном счете успешное выполнение задачи будет в большей степени способствовать подтверждению собственной значимости, чем несгибаемость в споре. Если оказываемое влияние не соответствует нормам психологической конструктивности, то правомерным будет только один путь — противостоять ему психологически конструктивными способами. Отказ от противодействия означал бы, что адресат согласен, чтобы его личности был нанесен более или менее серьезный урон; противодействие же с помощью психологически неконструктивных способов, несомненно, нанесет урон адресату и/или инициатору воздействия и/или их отношениям.
Классификация видов влияния и противостояния влиянию по признаку психологической конструктивности - неконструктивности
Процесс взаимного влияния — это столкновение двух или нескольких воль, сознательно или бессознательно борющихся за уподобление себе (своим планам, замыслам, желаниям, чувствам и действиям) других людей (их планов, замыслов, желаний и т.д.) Особенность психологически конструктивного влияния — в том, что уподобление партнеров происходит с их взаимного согласия. «Технические» средства влияния И противостояния влиянию (Сидоренко Е. В.). « Техника» убеждения и контраргументации Для того чтобы убеждение было по-настоящему конструктивным, оно должно отвечать некоторым условиям. · Во-первых, цель убеждения должна быть отчетливо осознана самим инициатором влияния и открыто сформулирована адресату. В тех случаях, когда мы начинаем аргументацию, не осознав своей собственной цели и/или не сообщив ее адресату, он может воспринять наше воздействие как манипулятивное.
· Во-вторых, прежде чем предпринимать попытку убеждения, необходимо заручиться согласием адресата нас выслушать. Проблема состоит в том, что убеждение является конструктивным способом влияния, но энергетически не всегда достаточно мощным. Оно требует «эмоционального штиля» и душевной ясности. Для этого зачастую требуется большая предварительная работа. Важный момент переключения здесь — концентрация не столько на логике построения собственного доказательства, сколько на психологии взаимодействия с адресатом. Невозможно быть убедительным вообще, объективно. Можно быть убедительным для кого-то конкретно. Убедительность — это то, что возникает в процессе взаимодействия. К наиболее эффективным можно отнести три техники аргументации (Дерманова И. Б., Сидоренко Е. В., 1996): 1) предъявление аргументов; 2) развертывание аргументации; 3) метод положительных ответов. Контраргументация также требует «эмоционального штиля». Если партнер слишком разгорячился в процессе предъявления собственных аргументов, его адресату рекомендуется вначале заручиться согласием себя выслушать. Начинать контраргументацию, не заручившись таким согласием, бессмысленно. Услышать контраргументы можно только добровольно Психологически грамотная контраргументация должна начинаться с согласия с оппонентом в чем-то, а затем продолжаться в форме приглашения к обсуждению наших сомнений. Главная цель контраргументации — найти решение проблемы, а вовсе не переубедить оппонента. Поэтому показателем ее эффективности будет найденное решение, а не ощущение собственной силы и значимости. Даже если найденное решение — это то решение, которое было изначально нами выработано, психологически корректней построить обсуждение таким образом, чтобы оппонент чувствовал себя не убежденным, а дошедшим до этого решения практически самостоятельно. Наиболее эффективны три техники контраргументации (Дерманова И. Б., Сидоренко Е. В., 1996): I) «перелицовка» аргументов партнера; 2) расчленение аргументов партнера; 3) встречное развертывание аргументации. «Техника» конфронтации Конфронтация — это позиционная война, противопоставление собственного силового маневра силовой игре партнера, с целью заставить его считаться с нами, перестать нас игнорировать. Этот способ является оправданным в тех случаях, когда инициатор влияния использует такие неконструктивные способы воздействия, как манипуляция, деструктивная критика, игнорирование или принуждение. Это сильное средство, и если адресат воздействия решается его использовать, он должен быть последовательным и идти до конца. Конфронтация может быть эффективной, только если реализована каждая из необходимых ее фаз.
· Первая фаза конфронтации — это «Я-послание» о чувствах, которые вызывает данное поведение инициатора воздействий. Только в том случае, если инициатор воздействия игнорирует сообщение о чувствах и вновь повторяет попытки ограничить психологическое пространство адресата, необходимо перейти ко второй фазе. · Вторая фаза конфронтации — усиление «Я-послания». Если инициатор воздействия принимает это «Я-послание» и прекращает свои поползновения на ограничение психологического пространства, конфронтация может считаться успешно завершенной. Только в том случае, если он этого не делает, адресату необходимо перейти к следующей фазе. · Третья фаза конфронтации — выражение пожелания или просьбы. Если просьба не выполняется, необходимо перейти к четвертой фазе. · Четвертая фаза конфронтации — назначение санкций. Санкция — это угроза, а угроза является атрибутом принуждения. Если конфронтация дошла до этой фазы, необходимо признаться себе, что мы принуждаем манипулятора совершить выбор: либо подчиниться нашим требованиям, либо отказаться от возможности взаимодействовать с нами. Манипулятор может противостоять принуждению в форме ответной конфронтации. Мы можем пойти на переговоры и обсудить его требования. Только в том случае, если он продолжает свои действия или нам не удалось добиться соглашения, необходимо перейти к пятой фазе. · Пятая фаза конфронтации — реализация санкций. Адресат воздействия должен отказаться от всякого взаимодействия с инициатором. Порвать отношения с ним, если нет другого выхода. Конфронтация — метод, требующий решимости идти до конца в утверждении своей психологической свободы, своего права противостоять чужому влиянию. Современный человек по-настоящему страдает от неумения противостоять чужому влиянию психологически корректными способами. Проблема имеет важнейшее теоретическое значение, поскольку влияние может рассматриваться как атрибут личности, как ее обязательна характеристика, проявляющаяся в любом межличностном взаимодействии.
Практическая работа Цели работы: · применение различных способов воздействия на человека для достижения определенной цели; · тренировка умений оказывать конструктивное сопротивление деструктивному воздействию; · тренировка умений убеждать.
Порядок проведения работы: 1. Для участие в игре «Разожми кулак» студенты объединяются в пары. Одному участнику в паре предлагается сжать руки в кулаки. Другому - дается инструкция, любыми способами, не ломая рук, заставить партнера разжать руки (время воздействия – 3 минуты). После этого участники меняются ролями.
Во время группового обсуждения проводится классификация всех используемых студентами способов воздействия, а также – способов сопротивления воздействию. На доске производится запись всех воздействий и осуществляется их анализ. 2. Организуется игра-дискуссия на проблемную тему, (например, «Допустима ли смертная казнь в цивилизованном обществе» или «Следует ли избегать конфликтов в межличностном общении» и т.п.). При завершении дискуссии ее результаты обсуждаются, а также анализируются наиболее убедительные выступления. *** Перед проведением игры-дискуссии студентам предлагается познакомиться с методическими рекомендациями по повышению убедительности выступления.
Методические средства Игра-дискуссия (на проблемную тему) Методические рекомендации по повышения убедительности выступления
При выступлении важно помнить: · убеждающая речь должна строиться с учетом индивидуальных особенностей слушателей; · она должна быть последовательной, логичной, максимально доказательной и содержать как обобщающие положения, так и конкретные примеры; · необходимо анализировать только те факты, которые известны слушателям; · убеждающий сам должен быть глубоко убежден в том, что он · малейшая неточность, логическое несоответствие могут резко снизить эффект убеждения. · если человеку кажется, что оратор неправдив, скрывает факты, допускает ошибки, то доверие к нему резко падает. · создается общее представление об авторитетности убеждающего, сравниваются установки оратора и слушателя (если расстояние между установками очень велико, то убеждение может быть неэффективным); · в случае обнаружения различий в установках наилучшей может быть следующая стратегия убеждения: вначале убеждающий сообщает об элементах сходства со взглядами убеждаемых, в результате чего устанавливается лучшее понимание и создается предпосылка для убеждения. Убеждение основано на логических приемах доказательств, с помощью которых истинность какой-либо мысли обосновывается через другие суждения. Всякое доказательство состоит из трех частей: · тезиса - мысли, истинность которой требуется доказать. Тезис должен быть ясно, точно, недвусмысленно определен и обоснован фактами; · довода — мысли, истинность которой уже доказана, и поэтому она может быть приведена для обоснования истинности или ложности тезиса; · демонстрации - логического рассуждения, совокупности логических правил, используемых в доказательстве,. В ряде случаев возможен эффект "бумеранга" - когда убеждение приводит к результатам, противоположным намерениям убеждающего, что происходит в следующих случаях: · когда исходные установки убеждающего и убеждаемого разделены большой дистанцией, но оратор не обладает должной авторитетностью и вескими аргументами; в этом случае аудитория отгораживает себя «фильтрами», не слушает оратора, отторгает информацию и еще более укрепляется в своей позиции; · в случае идеологической перегрузки, обилия информации, доводов, доказательств по ничтожному поводу создается эмоциональный барьер, который отторгает все убеждающие доводы, хотя внешне человек может сделать вид, что соглашается; · если воздействие оказывается на достаточно «прочную» установку человека, имеющую характер убеждения. Степень эффективности воздействия информации на установки человека зависит и оп параметра первичности-втортности Повторяемость информации может вызывать кумулятивность - постепенное накапливание пропагандистского влияния при систематическом повторении информации в различных вариациях, но эти повторения не должны быть чрезмерными — иначе возникает информационное пресыщение, утомление и отторжение надоедливой информации.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 2756; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.043 с.) |