Вопрос: История развития юридической психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос: История развития юридической психологии



Первые работы об использовании психологических знаний в уголовном судопроизводстве стали появляться в Германии в конце ХУ111 в. В 1792 г. Появилась работа немецких ученых К.Экартсгаузена

«О необходимости психологических познаний при обсуждении преступлений» и И.Шуманна «Мысли о криминальной психологии». В России психология как наука стала зарождаться в ХУ111 в. Но какого-либо влияния на уголовное судопроизводств не оказывала, поскольку господствовал розыскной процесс, не нуждавшийся в применении психологических знаний.

В начале Х1Х в. предпринимались попытки обоснования отдельных уголовно-правовых положений психологическими знаниями. В 1806-1812гг в московском университете читался курс «Уголовной психологии».

В 1874г. В Казани выходит первая отечественная монография по судебной психологии - «Очерки судебной психологии» А.А.Фрезе.

Во второй половине Х1Х в. под влиянием развития общей и экспериментальной психологии стала развиваться криминальнаяпсихология. Заметную роль в этом сыграли труды итальянского тюремного психиатра Ч.Ломброзо. В начале ХХ в. предмет криминальной психологии получил свое окончательное оформление в труде Г.Гросса «Криминальная психология» (1905).

В России первое направление - разработки в области криминальной психологии, тоже развивались в биологизаторском и психопатологическом (Ч. Ломброзо) направлении. Затем под влиянием работ В.М.Бехтерева, С.В.Познышева, М.Н.Гернета этот крен был успешно преодолен. В.М. Бехтерев в работе «Об экспериментальном психологическом исследовании преступников» (1902) классифицировал преступников на такие группы:

1) преступники страсти (порывистые и импульсивные);

2) преступники с недостатком чувствительной, нравственной сферы, совершающие преступления хладнокровно, преднамеренно;

3) преступники с недостатком интеллекта;

4) преступники с ослабленной волей (лень, алкоголизм...). Большое влияние на развитие криминальной психологии оказали работа С.В.Познышева «Криминальная психология. Преступные типы» (1926) и работа М.Н.Гернет «В тюрьме. Очерки тюремной психологии» (1925).

Вторым направлениям явилась разработка проблемы свидетельских показаний (Штерн, Липпман, Бине, Клапаред). В России - работы И.Н.Холчева «Мечтательная ложь»(1903), Г.Португалова «О свидетельских показаниях» (1903), Е.М.Кулишера, А.И.Едистратова, Я.А.Канторовича и М.М.Гродзинского. Третьим направлением в юридической психологии стала разработка методов психологической диагностики (в первую очередь ассоциативного метода). В 1927г. При Московской губернской прокуратуре была создана лаборатория экспериментальной психологии. А.Р.Лурия, известный психолог, модифицировал западный ассоциативный метод и приблизил криминалистов к созданию лай-детектора (полиграфа). Четвертым направлением развития зарубежной судебной психологии стало развитие психологической экспертизы (Штерн, Марбе, Клапаред). В России значительный вклад в развитие этого направления внес А.Ф.Кони, который блестяще использовал психологические знания: «Свидетели на суде» (1909), «Память и внимание» (1922). Пятое направление - развитие психологического изучения следственно-судебной деятельности как профессии, разработка профессиограмм следователя, судьи...

Это направление получило мощное развитие в России в 60-70

 

Основная литература по теме:

1) Васильев В.Л. Юридическая психология. - Спб, 1997.

2) Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. - М.,1998.

Вопрос: Понятие личности

Индивид - личность - индивидуальность.

Структура личности:

1. Направленность - система отношений к окружающему миру (ценности, цели, потребности, мотивы, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение).

2.Индивидуально-психологические особенности - темперамент, характер, способности.

3.Самосознание - самооценка, Я-концепция.

Условия и факторы развития личности. Социализация личности.

Правовая социализация. Дефекты правовой социализации:

1) дефекты семейной социализации (конфликты с родителями),

2) дефекты социализации в школе (трудности, неудачи в школе),

3) дефекты социализации в группах сверстников (сближение с деморализованными сверстниками).

Что такое личность? Личность – человек, у которого есть своя позиция в жизни, к которой он пришел в итоге большой сознательной работы. Л.И. Божович следующим образом определяет личность: «Личность – это человек, который достиг определенного, достаточно высокого уровня своего психического развития. Самая существенная характеристика его, когда он действительно становится личностью, заключается в том, что он способен господствовать над случайностями и изменять обстоятельства жизни в соответствии со своими целями и задачами; он способен также сознательно управлять и самим собой».

Быть личностью – значит иметь активную позицию, осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать за них ответ перед собой и обществом. Следующим важным моментом личности является движение вопреки внутренним препятствиям, которые могут быть преодолены во имя достижения цели. Становление личности как раз и проявляется в осуществляемых ею выборах, которые касаются важнейших сторон жизни, определяют отношение к наличным обстоятельствам, и, используя терминологию Л.И. Божович, составляют внутреннюю позицию.

Важным является и положение что каждый из нас сам творит себя. Признание ответственности за себя и свою жизнь – ключевой момент для возможности изменений, но именно на этом этапе возникает большое число трудностей. Человек бежит от свободы и от ответственности, делегируя ее другим людям, руководству, родственникам, … П.Тиллих отмечает, что «человек по-настоящему становится человеком только в момент принятия решения». Иными словами, независимо от того, насколько могущественные силы влияют на человеческое существование, человек способен узнать, что его жизнь детерминирована, и тем самым изменить свое отношение к собственной судьбе. Сила человека заключается именно в этом – в способности занять определенную позицию, принять конкретное решение, заставить себя, изменить себя.

Рассмотрение личности с точки зрения ее основных подструктур как потенциалов началось в отечественной науке с работы М.С. Кагана (1974). Разрабатывая системный подход к личности и ее деятельности и принимая тезис С.Л. Рубинштейна: "личность и формируется и проявляется в деятельности", М.С. Каган предложил рассматривать личность как персонифицированную деятельность. Свою структуру личность получает из видового строения человеческой деятельности и характеризуется, по М.С. Кагану, пятью потенциалами.

1. Гносеологический потенциал. Сюда входит система знаний, умений, навыков, а также представлений и мировоззрения, которыми обладает личность. Психологической основой и механизмом формирования этой подструктуры является интеллект и умственные способности личности.

2. Аксиологический потенциал. Он включает систему целей, ценностей и ценностных ориентаций, социально-психологических установок личности. Наибольшее значение в этой подструктуре имеет общая осмысленность жизни, понимание жизненной цели, эмоциональная насыщенность жизни, удовлетворенность ее результатами

3. Коммуникативный потенциал представляет собой систему свойств, умений и способностей личности, обеспечивающих ей успешность общения, понимания и взаимопонимания с другими людьми, способности к овладению и уровень владения языками общения, а также коммуникативными качествами личности и конкретными умениями и навыками общения.

4. Художественный потенциал, включающий систему эстетических вкусов, предпочтений, художественно-творческих способностей и возможностей человека.ъ

5. Творческий потенциал - качества открывают личности возможность созидать, творить, находить новое, принимать решения и действовать оригинально и нестандартно.

Личность, таким образом, определяется не своим характером, темпераментом, физическими качествами и т.п., а тем, что и как она знает, что и как она ценит, что и как она созидает, с кем и как она общается, каковы ее высшие потребности и как она их удовлетворяет.

Личность развивается всю жизнь. Это общеизвестно и экспериментально доказано. Развитие – это движение. Человек не может стоять на одном месте: или это движение вперед - прогресс, созидание или это движение назад – регресс, разрушение. Другого не дано. Подтверждается это положение теориями личности и различного рода периодизациями развития.

Одной из самых подробных периодизаций развития личности представляется периодизация Эрика Эриксона.

Периодизация Э. Эриксона охватывает весь жизненный путь личности.

По мнению Э. Эриксона развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Личность с необходимостью проходит ряд следующих друг за другом стадий. На каждой стадии приобретает определенное качество (личностное новообразование), которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни.

На первой стадии развития (младенческий возраст) возникает доверие или недоверие к миру, на второй (ранний возраст) - самостоятельность или стыд, сомнение, на третьей (дошкольный возраст) - инициатива или пассивность, чувство вины, на четвертой (младший школьный возраст) - компетентность, трудолюбие, или неполноценность, на пятой (юность) - идентичность, личностное самоопределение или непризнание, индивидуальная серость и конформизм, на шестой (ранняя взрослость) - интимность, общительность или личностная психологическая изолированность, на седьмой (средняя взрослость) - забота о воспитании нового поколения или погруженность в себя, на восьмой (поздняя взрослость) - удовлетворенность прожитой жизнью или отчаяние.

По мнению Эриксона главным образованием личности является идентичность личности. Личность развивается благодаря включению в различные социальные общности (в первую очередь, семью) и переживанию своей неразрывной связи с ней. Идентичность - психосоциальная тождественность - позволяет личности принимать себя во всем богатстве своих отношений с окружающим миром и определяет ее систему ценностей, идеалы, жизненные планы, потребности, социальные роли, позволяет эффективно преодолевать жизненные кризисы.

 

Основная литература по теме:

1) Немов Р.С. Психология. - М.: Просвещение, 1994.

2) Ратинов С.Р., Ефремова Г.Х. Правовая психология и преступное поведение. - Красноярск,1988.

Вопрос: Теории личности

Психодинамическое направление: психоанализ З.Фрейда.

Неофрейдизм: индивидуальная теория А.Адлера, аналитическая теория К.Юнга.

Бихевиоральное направление: Б.Скиннер.

Эго-психология: Э.Эриксон, Э.Фромм, К.Хорни.

Структурная теория личности: Р.Кеттел.

Когнитивное направление: Д.Келли, А.Бандура, Д.Роттер.

Гуманистическое направление: А.Маслоу, К.Роджерс.

 

Основная литература по теме:

1) Немов Р.С. Психология. - М.,Просвещение, 1994.

2) Хьел Л.,Зигер Д. Теории личности. - Санкт-Петербург, 1997.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.5.68 (0.015 с.)