Технологический алгоритм воспитательного мероприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технологический алгоритм воспитательного мероприятия



1. Определение цели.

Цель мероприятия может диктоваться событиями текущего момента или быть обращена к вечным проблемам нравственной жизни людей, искусства, экономики, права. Самое главное, чтобы цель была своевременна, отвечала реальным потребностям детей и была ими принята. Нередко множество ме­роприятий, на подготовку которых классный руководитель потратил огром­ное количество времени и сил, «проваливаются» только потому, что они были совершенно не нужны учащимся его класса, их жизнь со своими проблемами протекала «параллельно» замыслам педагога. Вот почему технологически не­лепым действием воспитателя является поиск в журналах или в архивах у кол­лег «интересного» готового сценария мероприятия. В ситуации изучения особенностей формирования классного коллектива и личности ученика является логичным проектировать мероприятие исходя из сложившихся выводов и обобщений о перспективах дальнейших изменений к коллективной жизни класса (ученика).

2. Построение содержания и выбор формы мероприятия.

Каждое мероприятие связано с определенной областью культуры. Задача воспитателя состоит в том, чтобы отобрать необходимое содержание, ориен­тирующее на основную цель мероприятия. Так, если целью вечера будет от­дых, развлечение, создание доброжелательного настроя в отношениях воспи­танников, то основное содержание стоит построить на шутках, веселых сценках, песнях и розыгрышах. А вот если цель вечера - дать старшеклассникам пред­ставление об идеалах, мечтах, устремлениях их ровесников в годы Великой Отечественной войны, то потребуется отбор иного литературного, музыкаль­ного и кино-, фотоматериала.

Содержание мероприятия органично связано с формой его реализации. Воспитателю следует определить: насколько массовым будет мероприятие (для всех классов в параллели, только для одного класса, с приглашением родите­лей), какая форма общения будет ведущей - монолог воспитателя или пригла­шенного гостя (лекция, устный журнал), диалог (круглый стол, вечер вопросов и ответов), дискуссия (литературный поединок, вечер встречи поколений). Но в технологии мероприятия возможны варианты, когда цель учителя ясно тре­бует определенной формы: например, стремление активизировать учебную деятельность школьников по литературе и русскому языку рождает идею провести в классе викторину по образцу телевизионного «Поля чудес».

Кстати, многие телевизионные игровые формы, например КВН, «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Угадай мелодию» с успехом адаптируются в практике воспитания как мероприятия. Но в таком «переносе» телевизионных форм та­ится некоторая опасность воплощения формы ради формы, когда задача про­вести воспитательное мероприятие с определенной педагогической целью уступает место занимательности, красочности, внешней колоритности.

3. Подготовка мероприятия.

Следует учитывать соблюдение основных условий.

- Определение времени проведения мероприятия: конкретной даты, часа. Важно учесть, на какой день учебной недели планируется мероприятие, не будут ли дети излишне возбуждены, например, после урока физкультуры, успеют ли участники и гости подготовиться к мероприятию. Кро­ме опасности не успеть подготовить мероприятие, есть и опасность за­тянуть подготовку, и тогда у детей утратится к нему интерес, увлекут дру­гие занятия.

- Определение места проведения мероприятия. Многие мероприятия те­ряют половину своей результативности только из-за того, что прово­дятся после уроков в душном классе, где дети сидят на привычных ме­стах, а классный руководитель, как на уроке, занимает место у доски. Интересно, что В. А. Сухомлинский свои беседы со школьниками на самые сложные мировоззренческие и нравственные темы (о Родине, о долге перед родителями, о любви и дружбе) проводил только на при­роде: в школьном саду, в живописном месте на берегу реки, на цвету­щем лугу.

- Оформление мероприятия. Каждое мероприятие требует создания опре­деленного эмоционального настроя участников. С этой целью исполь­зуется музыкальное сопровождение, демонстрация видеоматериалов и слайдов, оформление помещения плакатами, рисунками. Элемента­ми оформления могут быть шутливые эмблемы участников, шары и цветы.

- Организация участников мероприятия. «Львиная доля» подготовки к ме­роприятию приходится на самого учителя, поскольку он реализует технологию педагогического воздействия. Он, как правило, выступает в роли ведущего, и его слово выражает главные идеи мероприятия. Поэто­му учитель должен тщательно отобрать содержание, найти нужный уровень эмоциональной интонации, быть искренним и убежденным.

В подготовке мероприятия должны участвовать и воспитанники. Как пра­вило, отдельным детям или микрогруппам даются поручения по оформлению, приглашению гостей, подготовке конкурсов, концертных номеров. Обязатель­но учитываются индивидуальные интересы и склонности воспитанников. В более развитом коллективе педагог может уступить свою роль главного руководителя мероприятия кому-либо из членов актива класса.

4. Проведение мероприятия.

Если алгоритм технологии мероприятия выдержан точно, оно ожидаемо воспитанниками с интересом и переживается как яркое событие.

5. Анализ итогов мероприятия.

Такой анализ организуется в ближайший день после мероприятия, пока у участников еще свежи впечатления и сохранились «следы» общих пережива­ний. Разговор в логике «понравилось - не понравилось» не принесет большой воспитательной пользы. В центр обсуждения итогов мероприятия следует по­ставить вопросы: что нового узнал; в чем изменил свое представление об этой проблеме; что привлекло в подготовке к мероприятию; что стоило сделать иначе и почему; предложения в план мероприятий на бу­дущее.

 

Технология игры

Трудно найти деятельность ребенка, которая по важности соперничала бы с игрой. Воспитание использует огромное многообразие игр. Известные отече­ственные исследователи теории и технологии педагогически организованной игры (Ю. П. Азаров, Н. П. Аникеева, В. М. Букатов, О. С. Газман, В. Ф. Матве­ев, С. А. Шмаков, М. Г. Яновская) классифицируют их по разным основаниям:

- по предметному оснащению – с природными материалами, игрушка­ми, спортивным инвентарем;

- по отношению к учебной деятельности – дидактические и досуговые;

- по мере творчества – игры по правилам, творческие игры;

- по характеру ролевого начала – сюжетно-ролевые, игры-драматизации;

- по продолжительности – кратковременные, длительные многофункци­ональные конкурсы и турниры и т. д.

Организуя игру, учителю следует выбрать ее типообразно конкретной ситуации воспитания.

Технологический алгоритм игры в процессе воспитания представлен тремя основными компонентами

 

1. Создание у участников игрового состояния.

Любая игра начинается с мысленного преобразования реальной ситуации в воображаемую. Опытный и творческий педагог для этой цели использует разные атрибуты, отличительные знаки участников, эмблемы, бумажные ша­почки. Он переставит мебель в помещении и изменит интерьер, организует неожиданный приход «почтальона» с «секретным» пакетом и др. Ребенку по­рой достаточно надеть гюйс и бескозырку, чтобы он сразу себя почувствовал моряком, готовым отправиться в дальнее плавание.

В такой момент у участников игры возникает специфическое эмоциональ­ное отношение ко всему происходящему, к окружающим людям и к самим себе, появляется романтическое настроение, предчувствие чего-то загадочного и интересного.

Игра, в которой момент начала не связан с созданием игрового состояния, а построен на запоминании правил игры, рассаживании или построении участ­ников, прямых дисциплинарных установках, обречена на неудачу.

2. Организация игрового общения.

Игровое общение по своей природе – процесс двуединый: оно предполага­ет как реальное общение конкретных участников игры, так и воображаемое общение игровых персонажей, принятых ролей. Поэтому при организации иг­ровых групп, при распределении ролей важно учитывать реальные отношения воспитанников: их возраст, опыт, интересы, симпатии. Но не менее важно обес­печить участникам игры и воображаемое общение: поддерживать их ролевые действия и переживания, эмоциональную идентификацию с персонажем и соучастие в ролевом взаимодействии («капитан» – «боцман», «вождь племе­ни» – «разведчик»).

Эта технологическая задача решается с помощью ряда педагогических опе­раций:

- установления личного контакта участников игры;

- добровольного принятия детьми игровой роли;

- установления игровых правил, обязательных для всех участников;

- обеспечение авторитетного судейства, контроля за выполнением правил игры;

- организации общения «от ребенка» (педагог должен эмоционально идентифицировать себя с играющими детьми).

Очень важно включение самого учителя в игровое общение детей, при­нятие им игровой позиции. Игра в процессе воспитания не может существо­вать как стихийное взаимодействие детей; только при педагогическом участии воспитателя игра становится важнейшим средством воспитания. Поэтому педагог должен уметь играть, осмысленно выстраивать свою игровую позицию в детской игре. Типичные проявления игровой позиции учителя:

- быстрый и органичный переход от реального плана поведения к игрово­му поведению (например, совершенно серьезное подчинение приказу ре­бенка, выполняющего ответственную роль, участие в общих игровых дей­ствиях);

- проявление доброжелательного отношения к детям, оптимизма, чувства юмора, определенное внутреннее состояние обращения к своему дет­скому опыту, своеобразная «инфантилизация» своего поведения;

- тонко скрытое педагогическое руководство детской игрой, незаметные подсказки, помощь без выхода из игровой роли.

3. Организация игрового действия.

Игровое действие всегда связано с психической и физической активно­стью воспитанников и проявляется в выполнении ими определенных движе­ний (командная игра в мяч), трудовых операций («Мастерская Деда Мороза»), поведенческих действий (сюжетно-ролевая игра «В поисках таинственного острова»). Игровое действие направляется правилами игры или ее сюжетом. Нередки случаи, когда детей нужно обучить первым игровым действиям: познакомить с правилами игры, показать приемы ориентирования на мест­ности и др. Но технология педагогически организованной игры обязывает «скрывать» прямое обучающее начало, считаясь с особенностями этого вида деятельности ребенка.

Настоящая игра всегда произвольна: ребенка нельзя заставить играть, он может только сам захотеть участвовать в игре и испытывать от этого удоволь­ствие, удовлетворение. Поэтому педагогическая организация игры и должна искать «скрытые» способы, «вплетенные» в естественную ткань игры.

Педагог, организующий игру, всегда ставит перед собой определенную педагогическую цель, например: развить двигательные навыки детей, расши­рить их кругозор, дать представление о тех или иных сторонах социальной жиз­ни, раскрыть творческие возможности воспитанников, создать для них ситуации переживания успеха, обогатить опыт дружеского общения в коллективе и др. Но ребенок в игре прямо не реализует эти педагогические цели, они долж­ны быть преобразованы в его индивидуальные цели, которые связаны со стремле­нием, «чтобы было весело, интересно», «чтобы выиграть», «чтобы победить противника», «чтобы доказать, что мы лучше», «чтобы получить приз» и др.

Детская игра должна иметь результативное завершение. И это не только факт состоявшейся победы, поражения (или «победила дружба»), но и яркое эмоцио­нальное переживание итога игрового действия. В педагогически организован­ной детской игре важно отметить всех участников: победителей - особыми призами, присвоением «званий» и «титулов»; проигравших - за проявленные достижения в ходе игры, за особые творческие «взлеты», за стремление к побе­де, за выручку и взаимопомощь.

Таким образом, основная идея технологии игры направлена на то, чтобы воспитательное воздействие приобрело опосредованные, скрытые для детей цели. Воспитание в игре тем результативнее, чем она увлекательнее и чем больше учитель воспринимается детьми как желанный участник их игры.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 582; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.016 с.)