Смена рамок деятельности посредника 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Смена рамок деятельности посредника



Использование всех возможностей института посредничества для разрешения серьезных межличностных конфликтов требует некоторого изменения роли посредника. Вместо того, чтобы активно и настойчиво продвигать стороны к заключению соглашения, посредник помогает сторонам войти в контакт, начать диалог между собой, признать, несмотря на конфликт, друг за другом человеческое достоинство, помогает им понять и научиться уважать свои различия, а также найти устраивающие всех пути взаимодействия с учетом этих различий. При этом стороны могут прийти или не прийти к заключению формального соглашения. После вовлечения сторон в искренний диалог посредник намеренно отходит на второй план. Например, он может отодвинуть свой стул подальше от стола и принять более неформальную позу. Надо заметить, что при этом посредник редко совсем устраняется от беседы и не вмешивается в диалог. Это особенно справедливо для заключительной стадии диалога, когда стороны нуждаются в помощи для создания формального соглашения (если оно необходимо). В любом случае, важно чтобы в конце встречи посредник подвел итоги и поблагодарил стороны за их работу, а также назначил, если необходимо, встречу для обсуждения результатов.

Проведение предварительных встреч

Постоянное проведение индивидуальных встреч с вовлеченными в конфликт сторонами должно стать стандартной практикой. Эти встречи должны проходить по крайней мере за неделю и более до общей встречи. Важными задачами при их проведении являются сбор информации, понимание сущности конфликта, описание сторонам сущности программ посредничества и выяснение ожиданий сторон от процесса. Первая и самая важна задача – установление доверительных отношений со сторонами конфликта. Установление доверительных отношений и раппорта облегчает любой диалог, но оно особенно важно при разрешении межличностных, персональных конфликтов. Поэтому посредник во время первых встреч должен как можно быстрее перейти к образу слушателя, чтобы услышать историю и влияние конфликта на дальнейшую жизнь в изложении его участников с разных сторон. Четкое обьяснение вовлеченным в конфликт сторонам того, как работает метод примирения и какие результаты они могут получить от посреднических встреч значительно облегчит им дальнейшую работу.

 

Взаимодействие сторон, вовлеченных в конфликт

Гораздо большее внимание со стороны посредника должно быть уделено созданию нормального взаимодействия и взаимопонимания сторон во время диалога. Посредник не должен быть просто «техническим работником», эмоционально удаленным от участников диалога и не имеющим с ними никаких предварительных контактов. Доверие и раппорт с участниками конфликта должны быть достигнуто еще до начала совместных встреч участников конфликта. При этом посредник не должен нарушать свой нейтралитет, чтобы достигнуть наилучшего контакта с вовлеченной стороной на предварительных встречах. Искусство посредничества, также как и искусство обучения, ухода за детьми, терапии и социальной работы заключается в установлении отношений с людьми через проявление симпатии, тепла и искренности в общении. В поздних работах Вирджинии Сатир, всемирно известного специалиста в семейной терапии, преподавателя и специалиста по тренингу, подчеркивается важность «присутствия» врача. Искренние человеческие отношения, - считает Сатир, - основа всех позитивных (Gold, 1993). Установление контактов с людьми на человеческом уровне требует «тождественности», состояния полной эмоциональной честности с самим собой, что будет выражаться в словах, чувствах, жестах, мимике и действиях. Искренние связи с другими, будь то психотерапия или посредническая деятельность, требуют прежде всего внимательного «взгляда внутрь себя». По Сатир (1976), существует четыре основных вопроса.

1. Что я сам чувствую?

2. Как я довожу свое мнение до сведения других? (коммуникация)

3. Как я выражаю свои чувства? (правила)

· Держу ли я их в себе или перевожу на других?

· Действую ли я так, как будто у меня есть чувства, которые я на самом деле не испытываю, или так, как будто у меня нет тех чувств, которые на самом деле есть?

4. Какова моя реакция на новые и нестандартные действия? (принятие риска)

 

Процесс нахождения контактов с вовлеченными в посредническую встречу людьми требует значительных затрат энергии. Как указывает Сатир, «установление истинных контактов означает, что мы становимся ответственными за то, что из этого получится». Хотя Сатир развивала свои идеи об установлении контактов в контексте семейной терапии, накопленные ею материалы имеют прямое отношение к гуманистической модели посредничества. Специалисты по гуманистическому примирению могут, как Вирджиния Сатир, находиться в тесном контакте со своими клиентами, достигая этого через более духовное понимание жизни, подразумевающее принятие идеи общности всех людей и взаимосвязи действий и взглядов посредника с сущностью его или ее жизни.

 

Основываясь на работах Вирджинии Сатир, Лоис Голд (бывшая глава Академии посредников в семейных конфликтах) сформулировала четыре основных элемента «присутствия» посредника, которые могут увеличить эффективность его действий: (1) быть сконцентрированным (2) основываться в любых действиях на своих главных принципах, взглядах и высших целях (3) обращаться к человеческой сущности клиента (4) быть «тождественными» (Gold, 1993).

 

Нахождение и использование внутренней силы вовлеченных в конфликт людей.

Когда люди вступают в конфликт, они очень часто начинают общаться друг с другом в довольно неадекватной манере. За маской неосторожных проявлений гнева или недовольства, за невозможностью прислушаться к доводам противоположной стороны и цивилизованно выразить свою точку зрения, могут скрываться уникальные возможности коммуникации и диалога, на самом деле присущие этим людям. Задачей посредника на предварительных встречах является выявление внутренних возможностей людей для полноценной коммуникации и поощрение воплощения этих возможностей во время общих встреч. Примером может служить случай, когда посредник обнаруживает, что человеку сложно отвечать на поставленный глобальный, абстрактный вопрос, например «Ну и что вы думаете обо всем этом?» Если же задать более конкретный вопрос, имеющий отношение к индивидуальному личному опыту, то отвечать на него ему или ей будет гораздо проще и легче. Использование скрытых возможностей людей и обучение их приемам эффективной коммуникации и выражения своих чувств поможет посреднику в дальнейшем в полной мере использовать недирективный стиль посредничества.

 

Обучение коммуникации

Открытое выражение своих чувств по поводу конфликта является центральным моментом в гуманистической модели посредничества.

Так как эти чувства могут быть очень сильны, представляется необходимым обучение посредником вовлеченных в конфликт сторон умению выражать чувства так, чтобы быть услышанными. Одна или обе стороны могут нуждаться в обучении, чтобы должным образом выражать в диалоге свои негативные чувства по поводу конфликта. В обучении основной акцент должен делаться на том, чтобы участники диалога научились сами разбираться в своих чувствах, а не просто «выплескивать» их на других. Выражение своих чувств в агрессивной манере часто провоцирует защитную реакцию у одной из сторон, а в этом случае искреннему диалогу будет положен конец. Чтобы избежать этого, участники диалога должны говорить о себе, о том, что «я» ощущаю, а не что он или она думает о противоположной стороне. В дальнейшем, через обучение, посредник должен выявлять и поощрять скрытые возможности сторон для полноценной коммуникации, которые будут проявляться несмотря на весь присутствующий отрицательный эмоциональный багаж. В процессе обучения коммуникации посредник не должен давать советы о том, что конкретно должно быть сказано.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.44.23 (0.005 с.)