Комплексные экспертизы несовершеннолетних 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комплексные экспертизы несовершеннолетних



 

Этот вид экспертизы завоевывает все более прочные позиции в связи с введением в УК РФ ст. 20, 22, увеличением числа психологов со специальной подготовкой, расширением спектра вопросов, ставящихся перед экспертами. Комплексная экспертиза несовершеннолетних становится все более необходимым инструментом в судебно-следственной практике. Междисциплинарный характер этих экспертиз определяет большую доказательность экспертных выводов, возможность решения более широкого круга вопросов и их согласования (психиатры, психологи, сексопатологи, судебные медики и пр.), использование бóльшего объема знаний по смежным подростковым дисциплинам. Комплексные судебные психолого-психиатрические экспертизы несовершеннолетних (КСППЭН) применяются чаще всего в практике освидетельствования несовершеннолетних в период следствия (подозреваемые, обвиняемые), а также при экспертизе потерпевших и свидетелей – детей и подростков.

Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых назначается в соответствии со ст. 79 УПК и проводится на основании ст. 392 УПК. Все чаще используется ее модифицированная и расширенная формулировка (содержащаяся в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 3.12.76 № 16), согласно которой нужно «выяснить степень умственной отсталости несовершеннолетнего, т.е. мог ли он полностью сознавать значение своих действий и в какой мере мог руководить ими». Проблемам методологии и методики проведения КСППЭН посвящена специальная работа И.А. Кудрявцева и Е.Г. Дозорцевой (1988).

Перед экспертизой стоят две задачи, которые заключаются в выяснении, во-первых, «степени умственной отсталости несовершеннолетнего» и, во-вторых, «мог ли он полностью сознавать значение своих действий и в какой мере мог руководить ими». Первая из этих задач является промежуточной, вспомогательной для решения второй, основной. В связи с этим вопросы суда и следствия к экспертам могут быть корректно сформулированы следующим образом:

1) имеются ли у несовершеннолетнего отклонения в психическом развитии, и если да, то в чем они проявляются;

2) мог ли несовершеннолетний, с учетом уровня его психического развития, полностью сознавать значение своих действий и в какой мере мог руководить ими.

На практике перед экспертами основной задачей часто оказывается установление соответствия психического развития несовершеннолетнего календарному возрасту 14 или 16 лет для ответа на вопрос о том, может ли он быть привлечен к уголовной ответственности (ч. 3 ст. 20 УК РФ). Не менее важна и другая задача КСППЭН, заключающаяся в необходимости определения, мог ли несовершеннолетний «полностью сознавать значение своих действий и в какой мере мог руководить ими». Цель установления этих обстоятельств заключается в индивидуализации ответственности несовершеннолетнего и применяемых к нему коррекционных мер.

Экспертное решение о том, в полной или ограниченной мере несовершеннолетний мог сознавать значение своих действий и руководить ими, должно опираться на определенные комплексные психолого-психиатрические критерии оценок. Одна из основных предпосылок для такого вывода – выделение клинических характеристик нарушений развития, которые не исключают вменяемости, но могут ограничивать способность несовершеннолетнего сознавать значение своих действий и руководить ими. Анализ клинического материала позволил выделить критерии, лежащие в основе экспертной оценки не только невменяемости, но и ограниченной способности по вменению.

Разработка методологических, теоретических и практических аспектов комплексной судебно-психиатрической экспертизы потерпевших в настоящее время является одной из актуальных и сложных задач судебной психиатрии (Ю.Л. Метелица, Б.В. Шостакович в соав.; Т.П. Печерникова; Н.Б. Морозова). Для точной правовой оценки судом действий обвиняемых и установления степени их виновности важное значение имеет анализ поведения и психическое состояние потерпевших в криминальной ситуации, учет последствий преступления для психического здоровья жертвы. Кроме того, потерпевшие, правовые гарантии которых закреплены действующим уголовно-процессуальным кодексом, являются участниками судебно-следственного процесса и могут активно влиять на его исход.

Возрастные особенности психики малолетних (незрелость, внушаемость, подчиняемость, недостаточность жизненного опыта, неумение полно и критично оценить ситуацию и прогнозировать ее развитие, неосведомленность в вопросах половых отношений и др.) часто определяют виктимное поведение несовершеннолетних. Подростки зачастую становятся объектами криминальных действий сверстников в ситуациях «необоснованного доверия» или «быстротечных знакомств». Риск совершения противоправных действий еще более повышается в отношении несовершеннолетних, у которых имеются психические расстройства, сопровождающиеся неправильным, отклоняющимся поведением. Выделяют провоцирующее, пассивно-безучастное и нейтральное поведение жертвы, которое может быть обусловлено как медицинскими (психические расстройства), так и психологическими (личностные, возрастные особенности, психогенная дезорганизация) причинами, а также социальными факторами (несформированность морально-этических принципов).

Сексуальное злоупотребление в отношении несовершеннолетних (Child Sexual Abuse) рассматривается в мировой литературе как особый вариант жестокого обращения.

Психогенные состояния, развивающиеся у жертв сексуальной агрессии, в подростковом возрасте характеризуются преобладанием невротических депрессивных нарушений, фобическими проявлениями, комплексом сверхценных переживаний, отражающих особенности психогении, что частично соответствует критериям DSM-III-R для посттравматического стрессового расстройства.

Показаниями для направления несовершеннолетних на экспертизу является малолетний возраст (до 14 лет), наличие у них психических расстройств, сведения о неправильном, провоцирующем поведении, употреблении алкогольных напитков, наркотических или токсикоманических препаратов в период криминала, данные о перенесенных черепно-мозговых травмах с потерей сознания, непоследовательность и противоречивость показаний в ходе следствия, сообщения родственников о появившихся после случившегося неблагоприятных последствиях (депрессивные состояния, суицидальные тенденции, припадки и т.д.), а также наличие у них повышенной склонности к фантазированию, внушаемость и подчиняемость. Предпочтителен амбулаторный вид освидетельствования несовершеннолетних свидетелей и потерпевших.

Кроме диагностических, основными вопросами, подлежащими разрешению, являются:

1) установление способности потерпевших понимать характер и значение действий преступника и оказывать сопротивление;

2) определение возможности потерпевших и свидетелей правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания;

3) констатация возможности свидетелей и потерпевших участвовать в предварительном следствии и судебных заседаниях;

4) выявление психических расстройств, установление их связи с причиненными в результате преступления повреждениями, а также определение степени тяжести телесных повреждений (последнее устанавливается судебными медиками).

Важной задачей КСППЭН является определение возможности несовершеннолетних свидетелей и потерпевших участвовать в судебно-следственном процессе, так как под влиянием неблагоприятных стрессовых факторов у них могут развиваться разнообразные по глубине и продолжительности психогенные состояния.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие.......................................................................................................................................................... 4

Раздел первый

ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ, ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ

ВОПРОСЫ СУДЕБНОЙ ПСИХИАТРИИ

 

Глава 1. Понятие судебной психиатрии и история ее развития

1.1. Предмет судебной психиатрии и ее задачи (Т.Б. Дмитриева, С.Н. Шишков)........................................ 5

1.2. Краткий исторический очерк развития судебной психиатрии (С.Н. Шишков)................................... 10

 

Глава 2. Предмет судебно-психиатрической экспертизы по уголовным делам

2.1. Юридический и медицинский критерии психических расстройств лица во время совершения

...... им уголовно наказуемого деяния. Проблема невменяемости и ограниченной вменяемости

...... (С.Н. Шишков)............................................................................................................................................. 19

2.2. Юридический и медицинский критерии и правовые последствия психических расстройств лица

...... в период после совершения им преступления, но до вынесения судом приговора (С.Н. Шишков). 27

2.3. Судебно-психиатрическая экспертиза свидетелей и потерпевших (Т.П. Печерникова)..................... 33

 

Глава 3. Судебно-психиатрическая экспертиза в гражданском процессе (К.Л. Иммерман)

3.1. Понятия правоспособности, дееспособности, недееспособности......................................................... 38

3.2. Виды судебно-психиатрической экспертизы в гражданском процессе................................................ 40

3.3. Судебно-психиатрические заключения при отдельных нозологических формах психических

...... заболеваний.................................................................................................................................................. 48

 

Глава 4. Меры медицинского характера в отношении психически больных,

совершивших общественно опасные деяния (А.С. Дмитриев)................................................................. 50

 

Глава 5. Организация, порядок назначения и производства судебно-психиатрической

экспертизы

5.1. Организация судебно-психиатрической экспертизы (Т.Б. Дмитриева, С.Н. Шишков)...................... 53

5.2. Виды судебно-психиатрических экспертиз (С.Н. Шишков).................................................................. 57

5.3. Психиатр-эксперт. Его права и обязанности (С.Н. Шишков)................................................................ 62

5.4. Назначение и производство судебно-психиатрической экспертизы (С.Н. Шишков)......................... 67

5.5. Судебно-психиатрическое экспертное заключение и его оценка следователем и судом

...... (С.Н. Шишков)............................................................................................................................................. 75

5.6. Комплексные судебно-психиатрические экспертизы (Т.П. Печерникова)........................................... 77

 

Глава 6. Основы пенитенциарной психиатрии (С.Н. Шишков)

6.1. Организация психиатрической помощи осужденным к лишению свободы........................................ 82

6.2. Освобождение от дальнейшего отбывания наказания осужденных, заболевших тяжелым

...... психическим расстройством...................................................................................................................... 86

Раздел второй

ОБЩАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ

 

Глава 7. Симптоматология психических болезней (А.С. Дмитриев)....................................................... 89

 

Глава 8. Синдромы психических нарушений (А.С. Дмитриев)................................................................ 97

 

Раздел третий



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.10.246 (0.012 с.)