Кризисы развития в ранней взрослости 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кризисы развития в ранней взрослости



Кризис 20-23 лет, построения «плана на всю жизнь» (кризис построения мечты).

Кризисы развития во взрослости определяются комплексом факторов: биологических (изменения организма), личностных (степень личностной зрелости), социальных (выполняемые социальные роли, ожидания общества, социально-экономическая ситуация в обществе). Кроме этого в жизни взрослого человека могут происходить ненормативные события, происходящие совершенно неожиданно и, тем самым, оказывающие сильное воздействие на эмоциональную, ценностно-смысловую и мотивационную сферы личности, её межличностные отношения и др.

Кризисы развития в ранней взрослости, прежде всего, обусловлены изменениями в ценностно-смысловой и мотивационной сферах личности.

Молодой человек, вступающий во взрослую жизнь, стоит перед необходимостью выбора и решения многих проблем, среди которых наиболее важными являются брак, рождение детей, выбор профессионального пути. Данные события носят характер нормативных, так как их наступление ожидается и чаще всего происходит в определенное время у большинства людей. Именно эти события требуют принятия особенных решений, в русле которых поддерживаются, расширяются или подрываются ранее сложившиеся взгляды, формируются новые мотивы поведения. Однако, несмотря на нормативность этих событий, для многих людей самоопределение в начале ранней взрослости оказывается трудноразрешимой проблемой, личностным кризисом.

Период ранней взрослости можно назвать периодом начинаний (Левинсон, 1978). Во всех областях взрослой жизни, будь то личная жизнь или профессиональная, молодой человек стоит в самом начале пути. Это начало связано с определенными планами и надеждами. Однако эти надежды по своей сути являются мечтами (мечтаэто положительно окрашенная долговременная мотивационная установка, направленная в будущее), которые необходимо осуществить, чтобы достигнуть желаемого. Поэтому одной из наиболее важных задач молодой личности является необходимость увязать мечту и реальность, желаемое и действительное.

Строя планы на будущее, большинство молодежи не отдают себе отчет в том, что реальное будущее — это не будущее вообще, а будущее определенным образом построенного настоящего.

Цели, которые ставят перед собой молодые люди, часто бывают либо нереальными, либо фиктивными — их соотнесенность с реальностью трудно, а иногда и невозможно проверить или подтвердить. Часто они определяются завышенным уровнем притязаний или тем жизненным сценарием, который определили родители. (Установка типа «Главное — высшее образование, а какое — не важно» или «Не получилось у меня, получится у моего ребенка» подменяет реальность нереализованными мечтами других людей). Результатом такого выбора жизненного пути зачастую становится разочарование и потеря смысла жизни, а мечта о взрослых достижениях может так и остаться фантазией.

При реализации собственной мечты от молодых людей требуется активное позитивное строительство взрослой жизни — самостоятельный выбор жизненной стратегии с учетом окружающей реальности и своих возможностей (Психология развития личности. Средний возраст, старение, смерть / Под ред. А.А. Реана. — М.: АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007. — 384 с.; С. 75—79).

О.В. Хухлаева указывает, что для современной молодежи кризис перехода от юности к ранней взрослости более характерен, чем для молодежи 1-й половины 20 века. В настоящее время кризис наиболее выражен у студентов, у которых растянут во времени период от окончания школы до поступления на работу.

Особенности кризиса у студентов. Кризису предшествует предкризисное состояние, характеризующееся юношеским идеализмом, верой в свое всемогущество. Молодой человек думает, что для него открыто много путей и дорог. Эйфория первого-второго курса сменяется на ощущение внутренней пустоты, апатии, нежелание учиться, получать информацию. Появляются специфические страхи: потери себя, стать посредственностью, вообще ничего не достичь в жизни. Появляются сомнения в правильности выбора профессии, так происходит более серьёзная встреча с ней к третьему курсу, примеривание своих желаний, возможностей с требованиями и условиями осуществления выбранной ранее профессии. Причины этих переживаний психологи связывают, прежде всего, с кризисом идентичности. Или точнее, — с новым этапом в определении идентичности.

Вторым аспектом рассматриваемого кризиса (20—23 лет) является проблема определения себя в межличностных отношениях, или обретения интимности (Э.Эриксон). Вокруг может быть много родных, товарищей, приятелей, друзей (в том числе близкого друга противоположного пола), но при этом человек ощущает себя оторванным от мира людей, переживает чувство одиночества, своей ненужности никому (Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.В. Хухлаева. — М.: Изд. центр «Академия», 2006. – 208 с.; С. 43—54).

Д. Левинсон указывает на то, что для женщин свойственна раздробленность в мечтах, в то время как мечты мужчин носят однородный характер и связаны с достижениями на работе. Женщины мечтают о замужестве и карьере, при этом больший вес придается именно браку. Только около 18% женщин связывают свои мечты исключительно с успехами на работе. В то же время всего чуть более 15% ограничивают свои планы на будущее традиционными ролями жены, матери, помощницы. Однако даже те женщины, которые мечтают и о карьере и о браке одновременно, учитывают интересы мужей, ограничивая свои мечты, касающиеся личных достижений на работе (Психология развития личности. Средний возраст, старение, смерть / Под ред. А.А. Реана. — М.: АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007. — 384 с.; С. 75—79).

 

Кризис 30 лет, коррекции «плана на всю жизнь» (кризис первой «встречи с реальностью»).

Психологическое содержание данного кризиса — это первая реальная встреча с ограниченностью времени жизни. В 20 лет человеку казалось, что жизнь очень длинна, а старость — это вообще что-то, что его вряд ли когда-либо коснётся. В районе 30-ти лет человек встаёт перед неизбежностью своего постепенного старения (которое ещё не началось и не ощущается, но уже осознаётся как неизбежное). Всё чаще окружающие, обращаясь к человеку, называют его не «молодым человеком» («парень», «девушка»), а «женщина», «мужчина». Некоторые женщины в этот период начинают впервые остро чувствовать снижение внешней привлекательности, стремятся скрыть свой возраст. Мужчины также начинают сталкиваться с постепенным снижением сексуальной активности (всё больше становится восстановительный период между половыми актами). Происходит расширение возрастных рамок для людей, называемых сверстниками. Теперь сверстниками считаются люде старше или младше на 7—8 лет.

В этом возрасте впервые происходит подведение жизненных итогов, сличение своих достижений с собственными мечтами и планами, построенными в 20—23 года, а также сравнение своих достижений с успехами своих сверстников. Женщина может спешить выйти замуж, родить ребенка, а мужчина — достичь профессионального роста.

По-новому начинает ощущаться время, темп его субъективно ускоряется, поэтому появляется страх не успеть, не догнать, не обогнать. Могут появиться первые сожаления, что жизнь надо было строить по-другому, так как жизненный план оказался не выполненным, мечты так и не увязались с реальностью (Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.В. Хухлаева. — М.: Изд. центр «Академия», 2006. – 208 с.; С. 101—103).

Переход через порог 30-летия, на который мужчины и женщины реагируют по-разному, отмечается пересмотром жизненных целей, планов и ценностей.

Для мужчин в это время характерна смена работы или изменение образа жизни, но их сосредоточенность на работе и карьере не меняется. Наиболее частым мотивом добровольного ухода с работы является неудовлетворенность чем-то на данном производстве. При этом на первом месте стоит неудовлетворенность именно работой: производственной обстановкой, напряженностью труда, заработной платой и т. д.

У женщин во время перехода возраста 30-летия обычно меняются приоритеты, установленные в начале ранней взрослости (Adams, 1983, Levin-son, 1990). Женщин, ориентированных на замужество и воспитание детей, теперь в большей степени начинают привлекать профессиональные цели. В то же время те, кто отдавал свои силы работе, теперь, как правило, направляют их в лоно семьи и брака.

Таким образом, происходит изменение системы ценностей, а на основе этого — смена мотивационных установок.

В целом, для людей, перешагнувших порог 30-летия, важной ценностной ориентацией становится семья. Любовь как ценность уступает первое место счастливой семейной жизни, перемещаясь по рангу в группу предпочитаемых ценностей. С возрастом снижается, но остается значимой ценность наличия друзей (с 3-го на 5-е место). Также остаются стабильными ценности, связанные с работой (интерес к ней, хороший коллектив, повышение квалификации).

Наиболее заметны возрастные изменения в системе ценностей мужчин и женщин. Если у мужчин в 20—23 года на первом месте стоят творчество и работа, то в 30—33 года — семья, здоровье и материальная обеспеченность. Для женщин 20—23 лет характерна ценностная ориентация на любовь и создание семьи, а для 30—33-летних — семья, уверенность в себе и творчество.

Анализ возрастных изменений ценностных ориентаций позволяет утверждать, что с возрастом на смену романтически окрашенным ценностям приходят более практичные. Человек начинает реальнее смотреть на жизнь, жить настоящими событиями и достижениями. Уверенность в собственных силах и осознание собственной компетентности, с одной стороны, а также признание ограничений и установление адекватного уровня притязаний на основе жизненного опыта, с другой стороны, обеспечивают ощущение целостности и удовлетворенности. Человек перестает верить в чудо и его действия во всех сферах деятельности, касается ли это семейной жизни или работы, и мотивирует это разумной установкой: «Мой успех напрямую связан с тем, сколько сил я готов затратить на его достижение» (Gould R., 1978). В то же время отсутствие этих изменений в мотивационной системе, нежелание найти приемлемое соотношение между желаемым и достигнутым к 40 годам приводит к ощущению пустоты и бессмысленности своего существования (Психология развития личности. Средний возраст, старение, смерть / Под ред. А.А. Реана. — М.: АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007. — 384 с.; С. 90—93).

 

 

ТЕМА 5.2 Средняя взрослость



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 2345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.70.93 (0.011 с.)