ТЕМА 1.1 Предмет и задачи психологии развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 1.1 Предмет и задачи психологии развития



Предмет, цели, задачи и проблемы психологии развития как науки. Разделы психологии развития. Междисциплинарные связи психологии развития.

Сущность процесса развития. Изменения как результат развития. Филогенез, антропогенез, онтогенез, микрогенез. Развитие как эволюция и инволюция. Процессы, обеспечивающие психическое развитие, механизмы развития.

Понятие возраста в психологии развития. Абсолютный и условный возраст. Психологический возраст. Возраст развития. Возрастные свойства.

Время жизни. Жизненный цикл. Жизненный путь. Возможности использования каждого из понятий для характеристики психического развития человека.

 

ТЕМА 1.2 Методология и методы психологии развития

Основные методологические принципы психологии развития: принцип детерминации, принцип развития, принцип системности.

Стратегии построения исследования психического развития человека: лонгитюдная (продольных срезов), поперечных срезов, комбинированная, кросс-культурная.

Методы исследования психического развития человека. Неэкспериментальные методы. Экспериментальные методы. Возрастные аспекты использования различных методов.

 

ТЕМА 1.3 Факторы и закономерности психического развития

Понятие об условиях и движущих силах психического развития. Внутренние и внешние условия психического развития. Наследственность и среда как факторы психического развития. Взаимодействие наследственности и среды в психическом развитии: основные принципы и типы взаимодействия. Социализация. Институты социализации и развитие личности.

Анализ проблемы взаимодействия биологического и социального в детерминации психического развития в работах отечественных и зарубежных исследователей (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Э. Эриксон, Р. Заззо и др.).

Противоречия как движущие силы психического развития. Основные противоречия, встречающиеся в онтогенезе.

Закономерности психического развития.

Раздел 2. ТЕОРИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

ТЕМА 2.1 Зарубежные теории психического развития

Проблема классификации направлений и теорий развития.

Эндогенное направление. Биогенетический принцип в психологии развития. Теории рекапитуляции. Теории С. Холла, К. Гетчинсона, К. Бюлера, В. Штерна. Теория созревания А. Гезелла.

Экзогенное направление. Проблема развития в теории оперантного научения Б. Скиннера. Эксперименты Б. Скиннера.

Проблема развития в социально-когнитивной теории (подражания) А. Бандуры. Эксперименты А. Бандуры.

Психоаналитические теории развития: общая характеристика. Теория З. Фрейда. Теория Э. Эриксона. Теории объектных отношений М. Кляйн, М. Малер, А. Фрейд.

Когнитивные теории развития. Структурно-генетическая теория Ж. Пиаже. Анализ психологических экспериментов Ж. Пиаже. Теория развития моральных представлений Л. Колберга.

Социально-экологические теории развития. Эко-психологическая теория У. Бронфенбреннера.

ТЕМА 2.2 Теории психического развития в отечественной психологии

Культурно-историческая теория развития высших психических функций Л.С. Выготского. Филогенез форм отражения и деятельностная теория онтогенеза А.Н. Леонтьева. Теория психического развития ребёнка Д.Б. Эльконина. Теория развития личности Л.И. Божович. Модель развития общения М.И. Лисиной.

 

ТЕМА 2.3 Возрастная периодизация психического развития человека

Понятие о критериях возрастной периодизации психического развития. Л.С. Выготский о критериях возрастной периодизации. Характеристика критериев возрастной периодизации, принятых в советской психологии: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, психологическое новообразование, кризис развития.

Стабильные и критические периоды развития. Проблема кризисов развития в исследованиях советских психологов (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Т.В. Драгунова и др.). Структура возрастного кризиса.

Сравнительный анализ возрастных периодизаций психического развития человека разных авторов (К. Гетчинсона, В. Штерна, Ш. Бюлер, З. Фрейда, Э. Эриксона, Э. Меймана, Э. Клапареда, Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, Л.И. Божович, В.И. Слободчикова и др.).

Схема возрастной периодизации психического развития ребенка по Д.Б. Эльконину.

Раздел 3. ПСИХИЧЕСКОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ

В ДЕТСКИХ ВОЗРАСТАХ

ТЕМА 3.1 Пренатальное развитие. Младенчество

Этапы пренатального периода: зародышевый, эмбриональный, плодный, их характеристика. Сензитивные периоды пренатального периода. Особенности психоневрологического развития в пренатальном периоде. Оценка состояния здоровья новорождённого.

Кризис новорожденности. Психофизиологические и анатомо-морфо-физиологические особенности новорожденного. Безусловные рефлексы. Особенности развития органов чувств. Крик и улыбка как выражение эмоционального состояния ребёнка. Комплекс оживления. Возникновение потребности в общении.

Социальная ситуация развития младенца. Связанность ребенка с взрослым. Непосредственно-эмоциональное общение как ведущая деятельность младенца.

Познавательное развитие младенца. Особенности и динамика сенсорно-перцептивного развития. Методы диагностики сенсорно-перцептивного развития младенца. Развитие памяти. Эмоционально-насыщенные представления. Особенности внимания младенца. Развитие мышления. Исследования Ж. Пиаже по развитию интеллекта младенца.

Развитие речи. Стадии доречевого этапа развития речи.

Психомоторное развитие младенца. Общая и мелкая моторика. Стадии психомоторного развития.

Предпосылки личностного развития в младенчестве. Особенности и динамика эмоционального развития. Привязанность ребенка (детская привязанность) к родителям. Материнская депривация и ее последствия. Исследования Дж. Боулби и М. Эйнсворт по проблеме материнской депривации. Влияние типа родительского отношения к ребенку на его психическое и личностное развитие.

Психологические новообразования младенческого возраста.

Кризис 1 года. Симптоматика кризиса. Психокоррекционная работа при кризисе 1 года.

ТЕМА 3.2 Ранний возраст

Социальная ситуация развития в раннем возрасте: ребенок - ПРЕДМЕТ - взрослый. Предметно-манипулятивная (предметная) деятельность как ведущая деятельность раннего возраста. Развитие предметной деятельности в раннем возрасте. Д.Б. Эльконин о развитии предметной деятельности в раннем возрасте. Этапы развития предметной деятельности. Значение предметной деятельности в психическом развитии ребёнка.

Познавательное развитие в раннем возрасте. Развитие ощущений и восприятия, мышления, знаковой (символической) функции сознания, воображения, памяти и внимания.

Развитие речи в раннем возрасте. Стадии речевого развития в раннем возрасте и их характеристика. Основные тенденции в развитии речи ребенка раннего возраста. Феномен автономной детской речи. Усвоение грамматического строя речи на третьем году жизни. Психологические механизмы усвоения речи.

Личностное развитие ребенка в раннем возрасте. Непосредственность, импульсивность, эмоциональность и неустойчивость эмоциональных состояний. Возникновение притязания на признание взрослыми. Поло-ролевая идентификация. Формирование первых волевых черт характера. Возникновение самосознания. Изучение развития личности ребёнка раннего возраста в работах Л.И. Божович и Л.С. Славиной.

Психологические новообразования раннего возраста.

Кризис 3-х лет. Симптоматика кризиса. Психокоррекционная работа при кризисе 3-х лет.

ТЕМА 3.3 Дошкольный возраст

Общая характеристика психического развития в дошкольном возрасте. Разрыв старой социальной ситуации развития и построение новой. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольника. Игра, её значение в психическом развитии ребёнка. Роль Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина в изучении игровой деятельности. Генезис игры. Структура сюжетно-ролевой игры.

Познавательное развитие дошкольника. Развитие ощущений и восприятия, внимания, памяти и воображения, мышления. Развитие внутреннего плана действий. Усвоение понятий как путь к развитию логического мышления. Развитие речи.

Личностное развитие дошкольника. Развитие эмоциональной регуляции и чувств. «Невротическая триада», её причины. Развитие нравственной саморегуляции. Познавательная активность. Развитие мотивационной сферы дошкольника. Соподчинение (иерархия) мотивов. Самосознание дошкольника. Появление самооценки. Осознание своих переживаний. Поло-ролевая идентификация. Усвоение социальных норм поведения. Развитие воли. Развитие характера. Изучение личности дошкольника в работах Л.И. Божович и А.А. Люблинской.

Развитие общения и отношений дошкольника со сверстниками и взрослыми.

Психологические новообразования дошкольного возраста.

Психологическая готовность к школе, ее структура и содержание. Методики диагностики психологической готовности к обучению в школе. Условия формирования психологической готовности детей к обучению в школе.

Кризис 6-7 лет. Симптоматика кризиса. Психокоррекционная работа при кризисе 6-7 лет.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 399; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.243 (0.01 с.)