Пояснительная записка к базисному учебному 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пояснительная записка к базисному учебному



ПЛАНУ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ V ВИДА

Базисный учебный план является нормативным документом для конструирования региональных учебных планов и учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида.

Объем учебной нагрузки, трудности освоения программного материала обучающимися с тяжелыми нарушениями речи диктуют введение специальных предметов Коррекционного лингвистического цикла, раздела Коррекционной подготовки, увеличения количества часов на изучение трудных тем.

Нагрузка учащихся в I отделении школы регулируется за счет увеличения количества лет обучения, по сравнению со школой общего назначения, в зависимости от тяжести основного дефекта, использования специальных коррекционных методов обучения, организации учебного материала, жесткой этапности в формировании умений и навыков. Важным средством предупреждения перегрузок в I и II отделениях является пропедевтическая направленность всего процесса обучения, его индивидуализация, достигаемая за счет тщательного изучения структуры нарушения и осуществляемая как на специфических уроках и занятиях, так и в ходе изучения предметов общеобразовательного цикла.

Базисный план основного образования учащихся с тяжелыми нарушениями речи дает интегральное представление о структуре и содержании образования в данном типе учреждения, фиксирует комплекс основных нормативов, в соответствии с которыми разрабатываются конкретные учебные планы.

В структуре базисного плана выделяются:

- инвариантная часть, обеспечивающая обязательный уровень учебных знаний, умений и навыков, приобщение к общекультурным и национальным ценностям, соответствующий уровень речевых умений и навыков: формирование личностных качеств, социологизацию школьника;

- вариативная часть, обеспечивающая индивидуальный характер развития учащихся с учетом тяжести речевого недоразвития, особенностей их эмоционально-психического развития, интересов и склонностей.

Эти две части в учебном плане школы (школы-интерната, классов) для детей с тяжелыми нарушениями речи представлены следующими видами учебных занятия:

- обязательные занятия, составляющие базовое ядро основного образования,

- обязательные занятия по выбору учащихся;

- факультативные занятия, в т.ч. коррекционной направленности;

- логопедические групповые и индивидуальные занятия.

Разделение компетенций в области образования отражается в базисных планах посредством выделения федерального, национально-регионального и школьного компонентов.

Федеральный компонент обеспечивает единство школьного образования в стране и соответствие уровня образованности учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи по окончании каждой ступени уровню образованности учащихся школы общего назначения. Федеральный компонент включает в себя ту часть содержания образования, которая обеспечивает детям соответствующий учебным и социальным потребностям уровень владения языковыми и речевыми навыками родного языка, а также учебными курсами общекультурного и общегосударственного значения: "Математика и информатика", "Физика", "Химия" и т.д.

Субъект федерации обеспечивает особые потребности и интересы в области образования жителей различных регионов страны и включает ту часть образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие. Ряд образовательных областей может быть представлен двумя компонентами (федеральным и национально-региональным): "Родной язык и литература", "История", "География", "Искусство", "Биология", "Физическая культура" и т.д.).

Раздел "Обязательные занятия по выбору" отражает специфику конкретного образовательного учреждения, позволяет ему самостоятельно разрабатывать и реализовывать образовательные программы и учебные планы. Учебное время, отведенное в базисном плане на школьный компонент, может быть использовано для расширения и углубления знаний, относящихся как к федеральному, так и к национально-региональному компонентам.

Таким образом, базисный план предоставляет регионам и школам свободу осуществления собственных педагогических идей.

Учебный Базисный план охватывает следующую часть нормативов:

а) продолжительность обучения в учебных годах по отделениям и вариантам обучения, общая и по каждой из ступеней;

б) минимальная и максимальная для каждого ученика недельная учебная нагрузка.

Пояснительная записка к Базисному учебному плану специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида (I отделение)

Специфика обучения в I отделении школы для детей с тяжелыми нарушениями речи обуславливает необходимость вычленения следующих курсов.

1. Общеобразовательный курс включает в себя набор основных учебных предметов школы общего назначения и призван обеспечить соответствующий стандартам общего образования начальной и основной школ уровень знаний, умений, навыков и сведений об окружающем мире, его социальном, естественнонаучном устройстве, нравственных ценностях.

В области методики эти предметы адаптируются и преобразуются, приобретая коррекционно-развивающую направленность в связи с особенностями речевого и личностного развития учащихся на разных этапах обучения.

Особо выделяется Коррекционный лингвистический курс, который включает в себя как специальные предметы ("Произношение", "Развитие речи"), так и общеобразовательные, адаптированные для учащихся с речевой патологией ("Обучение грамоте", "Чтение", "Родной язык" и т.п.). Целью этого курса является: формирование полноценной речевой деятельности как одной из важнейших предпосылок успешного обучения и средства успешной адаптации личности в обществе.

2. Трудовая подготовка включает в себя курсы: "Ручной труд", занятия в мастерских "Швейное дело", "Столярное дело" и т.д.; "Черчение", "Производительный труд". Конкретный выбор дисциплины зависит от материальной базы, которой располагает школа, и от потребностей региона. В основной школе для уроков труда класс делится на подгруппы по 3--5 человек.

3. Коррекционная подготовка включает два раздела: "Коррекционные курсы" и "Индивидуальные логопедические занятия". "Коррекционные курсы" представлены уроками "Логоритмики" в подготовительном и первом классах.

"Индивидуальные логопедические занятия" проводятся вне сетки уроков. Их цель преодоление речевых трудностей, препятствующих усвоению материала на уроках "Лингвистического" и "Общеобразовательного" курсов. Эти занятия проводятся:

- в начальной школе с одним учеником в течение 15 минут, с подгруппой (2--4 ученика) в течение 20--25 минут;

- в основной школе с одним учеником - 15 минут, с подгруппой (2--5 учеников) - 30--40 минут.

Частота посещений индивидуальных занятий детьми 2--3 раза в неделю. Поэтому и суммарная нагрузка на ученика, которая вошла в базисный план из раздела "Индивидуальные логопедические занятия" - 1 академический час.

В базисном плане отводится время для организации факультативов коррекционной направленности, основными задачами которых являются коррекция речи и сопутствующих нарушений, двигательных функции, в том числе, мелкой моторики, познавательной деятельности, памяти, внимания, логического мышления, межличностного общения и т.п.

Часы, отведенные на "Обязательные занятия по выбору", могут быть использованы:

а) для увеличения количества часов, отводимых на базовые предметы;

б) для организации обучения по дополнительным предметам, по выбору учебного заведения;

в) для организации подгрупповой работы по базовым предметам:

г) в национальных школах для изучения русского языка как государственного, а в русских школах, расположенных в национальных образованиях, для изучения национального языка. Изучение более двух языков в I отделении школы для детей с тяжелыми нарушениями речи не рекомендуется.

Единая основа учебных планов всех ступеней - осуществление принципа преемственности, во-первых, между начальной и основной школой, во-вторых, между специальной и школой общего типа. Вместе с тем, каждая из ступеней, решая общие задачи, имеет свои специфические функции, связанные с речевыми и возрастными особенностями учащихся.

Школа I ступени обеспечивает коррекцию различных проявлений речевого дефекта (нарушения звукопроизношения, несформированности фонематического слуха, аграмматизма, нарушений чтения и письма и др.) и обусловленных ими отклонений в психическом развитии ребенка, первоначальное становление его личности, выявление и целостное развитие его способностей, формирование у школьника умения и желания учиться.

В школе I ступени учащиеся приобретают навыки фонетически правильной разговорной речи, расширяют лексический запас, учатся грамматически правильно оформлять высказывания, обучаются чтению и письму, счету, овладевают элементами теоретического мышления, культурой поведения, основами здорового образа жизни.

Содержание начального образования ориентировано на преодоление речевого недоразвития, предупреждение нарушений письменной речи, на формирование полноценной речевой и учебной деятельности и развитие основных сторон личности. Центральное место занимает "Коррекционный лингвистический курс", обеспечивающий восполнение пробелов в речевом развитии учащихся, формирование и совершенствование речемыслительных процессов, успешное освоение детьми закономерностей родного языка. В рамках этого курса выделяются предметы: "Произношение", "Грамота", "Развитие речи (Окружающие мир)", "Фонетика, грамматика, орфография", "Чтение". Каждый из этих предметов имеет специфические цели и задачи, их содержание и основные направления работы тесно взаимосвязаны между собой. В базисном плане отражена гибкая система их взаимодействия на начальных этапах обучения (см. Таблицу). В рамках этого курса тесно переплетается формирование речи и познавательной культуры: расширенная тематика курсов "Окружающий мир - Природоведение" служит предметной базой для развития лексико-грамматической стороны речи, связного устного и письменного высказывания на уроках "Развитие речи (Окружающий мир)". В процессе обучения элементарной теории родного языка на уроках "Фонетики, грамматики, орфографии." Учащиеся осознанно выявляют закономерности функционирования языковых единиц и учатся применять их в рамках языковых упражнений. По мере накопления орфографических, грамматических, синтаксических знаний и умений и их автоматизации к концу начальной школы появляется реальная возможность их включения в речевую деятельность учащихся на уровне письменной речи.

Тесно взаимодействует с "Коррекционным лингвистическим курсом" раздел "Индивидуальные логопедические занятия". На индивидуальных занятиях преодолеваются специфичные для каждого ученика речевые дефекты, что обеспечивает успешность фронтального обучения детей в условиях класса.

Школа II ступени закладывает фундамент общеобразовательной подготовки, достаточной для продолжения образования, развивает полноценные навыки устной разговорной и письменной литературной форм речи, необходимых выпускнику для его полноценного включения в жизнь общества. Она обеспечивает развитие личности учащегося, глубокое усвоение основ наук и формирование научного мировоззрения.

В основной школе также продолжается работа по развитию и совершенствованию речевой деятельности. Основное внимание уделяется письменной литературной форме речи (чтение, письмо, пересказ литературного источника, ответы на вопросы с опорой на текст и т.п.) как основному средству обучения в школе и получению информации в дальнейшей жизни. Поэтому обучение родному языку носит коррекционный характер. Выделяются уроки "Развития речи", на которых языковые умения и навыки автоматизируются в условиях устной или письменной коммуникации. В качестве логопедической поддержки выступают "Индивидуальные логопедические занятия", в ходе которых основное внимание уделяется преодолению индивидуальных речевых трудностей, препятствующих успешному усвоению учебного материала (нарушения слоговой структуры, ограниченности словарного запаса, трудностей в грамматическом оформлении высказывания, недостатков в чтении, самостоятельной письменной речи и т.д.)

Перечень общеобразовательных курсов соответствует учебному плану общеобразовательной школы общего типа.

На переходной ступени основной школы (5--6 классы) блок "Биология" - "География и экология" может быть представлен систематическими курсами или интегрированным курсом - "Естествознание".

Введение курса ОБЖ может быть произведено за счет часов "Обязательные занятия по выбору" или включаться в курсы: "Физкультура", "Трудовая подготовка", "Химия", "География" и т.п. Курс "Информатика" может быть введен за счет часов, выделенных на курс "Математика.

 

Пояснительная записка к Базисному учебному плану специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида (II отделение)

Школа II отделения наряду с общеобразовательной подготовкой учащихся в соответствии со стандартами школы общего назначения обеспечивает коррекцию их речевых нарушений и обусловленных ими отклонений в психическом развитии ребенка, способствует первоначальному становлению его личности, выявлению и целостному развитию его способностей.

Школа I ступени наряду с решением специфических целей и задач реализует общеобразовательные цели и задачи: обучение чтению, письму, счету, овладение элементами теоретического мышления, культурой поведения.

Школа II ступени также решает коррекционные задачи и закладывает фундамент общеобразовательной подготовки, достаточной для продолжения образования, совершенствует навыки полноценного общения, обеспечивает дальнейшее развитие личности учащегося, глубокое усвоение основ наук и формирование научного мировоззрения.

Структура базисного плана полностью соответствует целям и задачам II отделения школ для детей с тяжелыми нарушениями речи: дать общеобразовательную подготовку в полном объеме и в процессе обучения скорригировать недостатки речевой деятельности ребенка через организацию речевого режима и специальных коррекционных классных и индивидуальных логопедических занятий. Выделяется специальный раздел: Коррекционная подготовка, включающий предметы: "Логоритмика" и "Развитие речи" Одной из основных целей предмета "Развитие речи" является преодоление основного дефекта и совершенствование коммуникативной функции речи. В 1 классе для организации речевого общения на уроках "Развития речи" используется тематика курса "Окружающий мир", поэтому учебный предмет "Окружающий мир" в этом классе специально не выделяется.

На индивидуальных логопедических занятиях помимо коррекции ведущего дефекта в случае необходимости проводится работа по коррекции звукопроизношения, развитию фонематическою слуха. Индивидуальные занятия могут проводиться с одним учеником на протяжении 10--15 мин, с подгруппой 2--6 человек - 20--25 мин в начальной школе и до 40 минут в основной. Суммарная нагрузка на одного ученика в неделю не должна превышать 1 часа.

Часы, отводимые для организации Обязательных занятий по выбору, могут быть использованы для усиления предметов базисного цикла, для введения новых предметов, для организации подгрупповой работы.

Во II отделении количество языков для изучения не ограничивается.

В основной школе на уроках "Трудового обучения", "Иностранного языка" класс делится на группы по 3--5 человек. Курс "Информатика" вводится за счет часов, выделенных на курс "Математика".

Письмо Минобразования России

От 22.01.98 № 20-8-0 7ин/20-4

ОБ УЧИТЕЛЯХ-ЛОГОПЕДАХ И ПЕДАГОГАХ-ПСИХОЛОГАХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ

В связи с многочисленными обращениями руководящих и пе­дагогических работников учреждений образования по вопросам оплаты труда, продолжительности отпуска, назначения пенсии за выслугу лет и др. учителям-логопедам и педагогам-психологам Министерство образования Российской Федерации сообщает сле­дующее.

Ставка заработной платы учителей-логопедов всех образователь­ных учреждений, независимо от их ведомственной подчиненнос­ти, выплачивается за 20 часов педагогической работы в неделю, а педагогов-психологов — за 36 часов педагогической работы в не­делю. При этом не имеет значения, в классах какой ступени учи­тель-логопед осуществляет педагогическую деятельность. Учителям-логопедам и педагогам-психологам психолого-медико-педа­гогических консультаций, являющихся самостоятельными учреж­дениями, ставка заработной платы выплачивается за 36 часов пе­дагогической работы в неделю.

В соответствии с тарифно-квалификационной характеристикой по должности педагога-психолога, согласованной с Минтрудом России (постановление Минтруда России от 22 ноября 1995 г. № 65) и утвержденной приказом Минобразования России и Госкомвуза России от 14 декабря 1995 г. № 622/1646, оплата труда педагогов-психологов производится в диапазоне 7—14 разрядов Единой та­рифной сетки. При этом 7—12 разряды устанавливаются в зависи­мости от образования и стажа педагогической работы или стажа работы по специальности (т.е. если кроме педагогического стажа имеется стаж по специальности, то учитывается и тот и другой стаж), а 12—14 разряды - в зависимости от квалификационной категории, полученной по результатам аттестации.

На основании тарифно-квалификационной характеристики по должности учителя-логопеда, согласованной с Минтрудом России (постановление Минтруда России от 17 августа 1995 г. № 46) и утвержденной приказом Минобразования России и Госкомвуза России от 31 августа 1995 г. № 463/1268, оплата труда учителей-логопедов осуществляется в диапазоне 8-14 разрядов Единой та­рифной сетки. При этом 8-12 разряды учителям-логопедам обра­зовательных учреждений устанавливаются в зависимости от нали­чия высшего дефектологического образования и стажа педагогической работы, а 12—14 разряды — в зависимости от ква­лификационной категории, установленной в результате аттестации. Кроме того, оплата труда по 12 разряду учителей-логопедов психо­лого-медико-педагогических консультаций может производиться при наличии высшего профессионального образования и стажа работы в ПМК не менее 3 лет, по 13 разряду — при наличии высшего профессионального образования и стажа работы в ПМК не менее 5 лет, по 14.разряду — при наличии высшего профессионального образования и стажа работы в ПМК не менее 10 лет.

В то же время пунктом 7 Общих положений тарифно-квалифи­кационных характеристик (требований) по должностям работни­ков учреждений образования Российской Федерации установлено, что лицам, не имеющим соответствующих образования или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающим достаточным практическим опытом и выполняющим качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии учреж­дения, в порядке исключения, может быть установлен такой же разряд по оплате труда (до 12 разряда включительно), как и лицам, имеющим требуемые образование и стаж работы.

Пунктом 3.2. Типового положения об аттестации педагогичес­ких и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 17.06.93 № 256, предусмотрено, что работник, не имеющий необходимого стажа работы и уровня образования, за­ложенных в квалификационных характеристиках, может претен­довать на любую квалификационную категорию и получить ее при успешном прохождении аттестации.

Согласно письму Минобразования России от 12 января 1993 г. № 10/32-Т (согласованному с Минтрудом России), за работу в специальных коррекционных образовательных учреждениях (груп­пах, классах) для детей, имеющих отклонения в развитии, ставки заработной платы (должностные оклады) работников повышают­ся на 15—20 процентов.

Конкретный перечень работников и размер повышения ставок заработной платы (должностных окладов) за работу в указанных образовательных учреждениях (группах, классах) в пределах от 15 до 20 процентов определяется образовательным учреждением в зависимости от степени и продолжительности общения с детьми, имеющими отклонения в развитии.

За работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи, ставка заработной платы учителей-логопедов повышается на 15— 20 процентов. Если учитель-логопед работает в специальном (коррекционном) образовательном учреждении (или классе, группе) для детей, имеющих, кроме отклонений в развитии речи, другие отклонения в физическом развитии (дефекты зрения, слуха, опор­но-двигательного аппарата и др.) или отклонения в умственном развитии, то повышение ставки заработной платы производится только за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи.

В соответствии с п. 57 Инструкции о порядке исчисления зара­ботной платы работников просвещения, утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 г. № 94, повы­шения ставок заработной платы (должностных окладов) за работу в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (группах, классах) для детей, имеющих отклонения в развитии, образуют новые ставки заработной платы при всех расчетах, свя­занных с оплатой труда.

Законом Российской Федерации «Об образовании» (статья 54, п. 4) образовательному учреждению предоставлено право в преде­лах имеющихся у него средств на оплату труда работников данно­го образовательного учреждения самостоятельно определять раз­меры доплат, надбавок, премий и других мер материального сти­мулирования.

Продолжительность отпуска учителей-логопедов, в том числе учителей-логопедов психолого-медико-педагогических консульта­ций, составляет 56 календарных дней. Педагоги-психологи, рабо­тающие в школах, школах-интернатах, детских домах, учрежде­ниях начального и среднего профессионального образования, в специальных дошкольных образовательных учреждениях и в пси­холого-медико-педагогических консультациях, пользуются отпуском продолжительностью 56 календарных дней, а педагоги-пси­хологи, работающие в дошкольных образовательных учреждениях общего вида, имеют отпуск в 42 календарных дня (основание:

Постановление Правительства Российской Федерации от 13 сен­тября 1994г. № 1052).

Статьей 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» пенсия в связи с педагогической деятельностью в шко­лах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет.

Список профессий и должностей работников народного обра­зования; педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, ут­вержден постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.91 № 463 (с изменениями и дополнениями, внесенными Постанов­лением Правительства Российской Федерации от 22.09.93 № 953).

В указанный Список не включены педагоги-психологи и мно­гие другие педагогические работники.

Минобразование России по вопросу расширения Списка про­фессий и должностей работников народного образования, имею­щих право на пенсию за выслугу лет, неоднократно обращалось в Правительство Российской Федерации. Однако Минфин, Минтруда и Пенсионный фонд России, рассматривавшие наши пред­ложения по поручению Правительства, давали на них отрицатель­ные заключения.

В целях сокращения поступления писем по вышеуказанным вопросам от учителей-логопедов и педагогов-психологов просим довести настоящее письмо до руководителей учреждений образо­вания для ознакомления педагогических работников.

Заместитель министра В.А. ГАЛАНОВ

 

Письмо Министерства образования РФ от 25 ноября 1998 г. № 20-58-4046/20-4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.137 (0.034 с.)