Об’єкт та предмет соціології, місце соціології в системі суспільних наук 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Об’єкт та предмет соціології, місце соціології в системі суспільних наук



Об’єкт та предмет соціології, місце соціології в системі суспільних наук

Социология – наука об обществе. Общество очень многомерно, однородно и дифференцируемо.

Социология – наука о: возникновении, становлении, функционировании и развитии соц. институтов, организаций и групп; об их взаимодействии между собой; о соц. отношениях, кот. являются результатами этих взаимодействий; закономерностях массовых движений и общ. явлениях.

Предмет социологии – социальное, т.е. всё, что в общественном плане различает людей, и с другой стороны – объединяет в группы. Объект социологии – это общество, его типы.

Общество – это исторически сложившаяся система соц. связей между соц. институтами, организациями, группами, кот. развивались в рамках одной культуры и регламентируемая силой обычаев, законов и т.д., экономически основанная на определённом способе пр-ва, распределения, обмена, потребления дух. и мат. благ.

Существует 2 основные точки зрения на общество: Реалисты – общество сущ. в реальности, но его нельзя увидеть целиком. Номиналисты – общество – понятие для обозначения абстрактного кол-ва людей с их обязанностями, интересами и т.д. Чистых реалистов и номиналистов крайне мало, остальные – примерно посередине.

Социология занимает определенное место в системе общественных наук. Она имеет связь с философией, историей, экономикой, политологией, психологией и т.д.

Связь с философией: Социология, как и ряд других наук, вышла из философии. Длительный период времени социологическое знание накапливалось в недрах философии. И даже после отделения социологии от философии, философия все равно продолжает играть заметную роль в социологическом знании.

Связь с историей: Социология, как и история, имеет объектом и предметом своего исследования общество и его закономерности. В отличие от истории, которая изучает все формы проявления общественной жизни, социология изучает в обществе только "социальное".

Экономика. Экономика изучает отношения, которые складываются в процессе производства, обмена и распределения материальных благ. Так как основной формой деятельности общества выступает материальное производство, то социология тесно взаимодействует также и с теорией этой деятельности.

 

Виникнення та формування соціології як науки

Хотя социология как самостоятельная наука оформилась в 19в, но до того эти же проблемы рассматривались многими философами. Вопросы социальной философии рассматривались еще в работах Платона и Аристотеля. Социально-философские идеи античности имели явно выраженные мифологический, идеалистический и утопический смысл. Главной целью античных социально-философских концепций было стремление оздоровить общество, избавить его от внутренних конфликтов и подготовить к борьбе с внешней опасностью.

В 19в. основоположник позитивизма О.Конт реформируя систему общественного знания предложил новую науку об обществе – соц-ию. Конт предложил создать такую науку и первоночально назвал её соц. физикой, предполагая, что ей как и физике следует изучать общ-во, накапливая факты убедительно позволяющие делать правильные выводы. Чуть позже Конт предложил другое название Соц-ия (общ-во, знание наука). Он считал, что главным методом, инструментом с помощью которого ученые будут изучать общ-во – наблюдение, сравнение и эксперимент. Он надеялся, что соц-ия поможет прав-ву принимать правильные решения в управлении общ-ом.

У Конт соц. закон – это закон 3 стадий истор-го развития, согласно которому, все познания проходит 3 стадии: теологическую, метафизическую и позитивную стадию (научную). Конт значительно ускорил процесс научного познания, свое название наука обрела благодаря Конту. Ярким представителем новой науки является Спенсер, провозгласивший новую идею развития соц-ии.

 

Соціологія та її функції

Социология – наука о: возникновении, становлении, функционировании и развитии соц. институтов, организаций и групп; об их взаимодействии между собой; о соц. отношениях, кот. являются результатами этих взаимодействий; закономерностях массовых движений и общ. явлениях.

Социология как самостоятельная отрасль знаний реализует все присущие общественной науке функции.

Теоретико-познавательная – познание мира, пополнение теории; Аналитико-описательная – изучается соц. ситуация и обществу представляется его описание; Диагностическая – при каком-то «нездоровье» общества при описании даётся диагноз; Мировоззренческая – теоретическая функция; Инструментальная – практическая функция, предоставление управленцу, заказчику инструментов управления; Управленческая – выдача управленцам практических рекомендаций. Прогностическая – выдача прогнозов развития общества, выявление тенденций. Соц. моделирования – ряд социологов, кот. разрабатывают комплексы мероприятий для внедрения их в общество.

 

Основні етапи становлення та розвитку соціологічної науки

О. Конт - основоположник социалистической науки. По его мнению, истинная наука должна отказаться от неразрешимых вопросов, т.е. таких, которые невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты доступные эмпирическому наблюдению. Социальная теория Конта состоит из 2 частей: "Социальная статика" и "Социальная динамика". Первичный фактор социальной динамики - это духовное и умственное развитие. Вторичные факторы - обуславливают разделение труда и побуждают интеллектуальных и моральных черт человека.

Следующим после Конта был Маркс. Маркс внес большой вклад в теорию стратификации общества, в основе которого лежит владение собственностью, т.е. экономический фактор. Он разделяет людей на капиталистов и рабочих. У рабочих нет средств существования, поэтому они вынуждены продавать свою рабочую силу капиталистам.

Герберт Спенсер - продолжил и развил социологическую традицию Конта. Согласно С. - общество - сверхорганический агрегат, развивающийся по законам эволюции. Эволюция - осуществляется в борьбе за существование между обществом и окружающей средой и различными обществами. Значение соц. политики в том, чтобы дать естественный ход процессу эволюции, освободив его от произвола отдельных индивидов и групп. Исходя из этого С. сформулировал закон “равной свободы”. Главная задача государства - обеспечение соблюдения закона равной свободы.

Современный этап развития С. начавшийся с середины 60гг характеризуется как расширением диапозона прикладных исследований так и возрождение интереса к теоретической С. Одним из направлений современной С. являются исследования будущего охватывающие общие перспективы будущего челов-ва. Теоретическая С. состоит из множества научных школ но все они базируются на 2 основных подходах к изучению и объяснению общ-ва – позитивизме и гуманитаризме.

 

Соціальна структура

Система – целостность, кот. предполагает наличие элементов внутри себя, соединённых относительно устойчивыми динамическими связями (с одной стороны целостно, но дифференцирована), каждый элемент – подсистема. Система с одной стороны устойчива, с другой – динамична.

Структура – строение системы, упорядоченность между элементами. Автор системного подхода – Парсонс. Исходит из 2-х принципов: любая система должна изучаться с учётом контекста внешних систем; Любая система должна изучаться во взаимодействии ее внутренних систем. К системе можно подойти с разных сторон: можно изучить её единицы, а можно изучать разные слои в их иерархическом положении.

Соц. система – разновидность системы, которая обеспечивает функционирование жизни людей в рамках конкретного общества с помощью 3 элементов: институты (политика, экономика, церковь), организации (защита прав молодёжи, инвалидов), общности (территориальные, административные, религиозные).

Существует 2 осн. подхода для изучения структуры общества – функциональный и иерархический.

Функциональный – один из наиболее развитых подходов в 20 в., кот. заключается в исследовании социокультурных явлений как организованной структурной целостности, в которой каждый элемент имеет определенное функциональное значение.

Иерархический – применяемый для обозначения социального неравенства, условий, при которых социальные группы имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж, образование и т.п. Соц. неравенство может проявляться как неравные возможности не только для социальных групп, но и для отдельных людей внутри группы.

Одна из главных соц проблем укр. общ-ва – это развитие среднего класса, который должен стать количественно преобладающим. Уровень жизни среднего класса должен быть таким же, как и в ЕС. Только благодаря этому украинское общество может стать инновационным. Господствующий средний класс служит основой стабильного, справедливого государства. Создание демократического государства Украина возможно при увеличении численности и роста благосостояния среднего класса общества.

 

Соціальні групи та їх види.

Социальная группа – это группа людей с общими соц. признаками. Наличие общих целей и интересов – вторичные признаки группы. Соц. значимый признак – любой признак, кроме внешности. Люди не всегда сами осознают принадлежность к той или иной группе.

Общность – это большая соц. группа на основе некоторых признаков, например территориального, демографического (пол, возраст), отраслевого, классового, религиозного и т.п.

Группы бывают: малые – семья, производственный коллектив (до 20 человек), средние – ученики одного ВУЗа, большой рабочий коллектив (до 1000 человек), большие – слой населения, молодёжь, пенсионеры и т.п.

Референтная группа – группа людей, кот. может не существовать в реальности, являясь образцом, примером (позитивным или негативным). Также группы бывают: Первичная группа – осознают себя группой, друг друга знают, есть распределение ролей, чувство свой-чужой. Вторичная группа – могут друг друга не знать, нет структуры, функциональное распределение ролей, не осознают себя как группа.

Формальная группа – документально закреплена как группа. Неформальная группа – создана на добровольных началах, но документально не закреплённая.

 

Соціальні статус та роль

Входя одновременно во многие соц. группы чел. занимает в каждой из них опред. положение, обусловленное взаимоотношениями с др. членами группы. Для анализа степени включения индивида в различные группы, используются понятия «соц. статус» и «соц. роль».

Социальный статус – положение индивида в обществе, определяющее его права, обязанности и привилегии. Статусы могут быть разными для одного человека – в семье сын, на работе – директор. Соц. статусы делятся на те, которые предписываются индивиду обществом независимо от ее способностей и усилий (врожденные) и те, которые личность достигает своими собственными усилиями Статусный набор – это совокупность всех статусов, занимаемых индивидом.

Соц. роль – это поведение, ожидаемое от того, кто имеет опред. соц. статус. Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окруж-е в праве ожидать от него исполнения ролей в соответствии с этими статусами. Ролевой набор – это набор всех ролей, кот. выполняет индивид. Когда роли входят в противоречие (суд и семья) – возникает ролевой конфликт.

 

Каналы соц мобильности

Соц. мобильность (Сорокин) – перемещение индивида между различными позициями в системе социальной стратификации. Типы: Горизонтальная (перемещение в пределах одной страты), Географическая (перемещ из дома на работу-пример), Вертикальная (смена статусной позиции) - Восходящая, Нисходящая.

Вертикальная коллективная мобильность происходит при соц. перестановках (НТП, революции), однако существует и другая крайность- никакой мобильности, застой, что свойственно тоталитарным О.

Виды соц. моб-ти: межпоколенная - это изменение положения в социальном пространстве индивида по сравнению со статусом родителей; внутрипоколенная – это сравнение позиций, занимаемых одним и тем же индивидом в разные моменты трудовой жизни.

Существует 4 канала соц. мобильности – семья (брак), армия (подвиг), образование, церковь.

 

24.Концепции личности

Ч. Кули и О. Мид – теория зеркального «Я». Личность может себя оценить через оценку реакции других на своё поведение. По Кули в личности 3 элемента: Представление о том, как нас воспринимают другие; Как реагируют на наши действия; Как отвечать на их реакцию.

Я = Я, но периодически Я = Другой, тогда я вижу своё отражение как оценивающий свою реакцию. Моя самооценка строится на основе образа обобщённого другого. Чем позитивнее реакция людей на моё поведение, тем выше моя самооценка.

Самая известная КЛ принадлежит З. Фрейду. Он выделяет 3 концепции:1. Сфера ID – сфера бессознательного, слабо осознанного человеком. Располагается ближе всего к животному началу. Здесь сталкивается 2 энергии – стремление жизни (либидо), и стремление к смерти (танатос).2. Ego – сознательная часть человека, занимается тем, что находит компромиссы, чтобы удовлетворить желания и при этом не нарушать нормы.

3. Super ego – надличностный слой. Это элемент ценностей, норм, все культурные элементы, усвоенные личностью как образцы, регулирующее её собственное поведение (совесть). Можно сказать, что это наши идеалы. Super ego направлено на подавления ID.

Получается конфликт между под и надсознательным уровнем. ID постоянно выдвигает желания, а Super ego подавляет их, так как это некультурно. Завышенный конфликт – это комплекс, но это нормально, любая личность состоит из комплексов.

 

 

Личность в соц науке

Личность – это понятие, изучаемое большинством соц. наук, особенно психологией. Для психологии личность – носитель определённого характера, темперамента и т.д. Для социологии личность – система соц. связей, носитель статуса, роли и т. д.

Индивид – один человек. Здесь акцентируется внимание на то, что это наименьшая исследуемая единица.

Индивидуальность – атрибут новой личности, набор уникальных и неповторимых качеств, обусловленных как генетически, так и в процессе соц. развития.

Личность – это не каждый человек, так как новорожденного нельзя назвать личностью. Личность – это такой человек, который включается в процесс социализации. В социологии личность определяется как целостность соц. свойств человека, формирующихся через социализацию и проявляющиеся через индивидуальность.

Структура личности складывается в концепцию личности (зеркальное «Я», Фрейд, Фром, Маслоу).

 

Социология культуры

Слово «Культура» происходит от слова «возделывать». Культура – это сов-ть методов материальной и духовной чел. деятельности, объективно воплощённой в материальных и духовных носителях, кот. передаются след. поколениям. К. основана на уважении духовных ценностей, несет в себе импульсы созидания, творчества и связана со способом мышления, менталитета, кот. в свою очередь определяет быт, госуд. манеры поведения и религию.

Культурный человек – человек, кот. знает язык, может общаться, правильно себя ведет в соотв. с нормами поведения. Культура – это окраска. С одной стороны она может быть представлена накоплением уже сложившегося (информац., символического, ценностного знания), с другой – как творчество.

Функции культуры: 1) Интегративная или дифференциальная а) И. – способность объединять людей вокруг ценностей, традиций и т.д., формировать чувство «свой»; б) Д. – способность разъединять на основе тех же элементов, и формировать чувство «чужой». 2) Воспитательная – реализуется через передачу ценностей и норм из поколения в поколение и таким образом происходит воспроизведение культуры самой себя. 3) Познавательная – обратная сторона воспитательной, реализуется через приобретение каждым новым поколением культурного опыта. 4) Регулятивная – с помощью форм и ценностей регулирует поведение соц. субъектов. 5) Адаптационная – индивид знает, как действовать на основе норм, ценностей. Предоставл. ориентиров. 6) Коммуникативная – обеспеч. культурой процесса общения на основе ее элементов (знания, символы). 7) Информационная – реализ. через накопление культурно-соц. опыта и передачу последующим поколениям того, что культура изобретает.

 

Базисні компоненти культури

Культура – это сов-ть методов материальной и духовной чел. деятельности, объективно воплощённой в материальных и духовных носителях, кот. передаются след. поколениям.

Социология культуры – это теория среднего уровня. Культура с соц. т.з. – это соц. феномен, представляющий интерес с т. з. ее взаимод. с другими системами общества, также взаимод. личности, общности, организаций и с т. з. ее роли в соц. системе, самой маленькой из которых явл. личность, самой большой – мировое общество. Социологов интересует неравенство в культуре, правила, нормы, образцы поведения, способы мотивации, которыми регулируют личность.

Две самые крупные группы компонентов - духовная и материальная. Духовная состоит из когнитивной и поведенческой подгрупп. В когнитивную подгруппу включены сознательное и бессознательное - это то, что находится внутри людей, проявляясь только через высказывания, и поведенческий уровень - поступки, результаты деятельности. Только, наблюдая поведение другого, мы можем сделать выводы (чаще всего неточные, т.к. они будут основанными на аналогии с собой) о его внутреннем мире. 1) Бессознательное - предмет психологии, в культуру непосредственно не включено, но на нее, безусловно влияет. Обуславливает наш образ мышления, образ действия, сферу эмоционального. Может быть бессознательное стремление к созиданию или разрушению, например. 2) Сознание включает в себя 3 подгруппы а) Регулятивная (ценности, нормы, обычаи и т.д.) - предписывает образцы поведения. б) Информационная (система знаний и умений - убеждения, наука, искусство, технологии и т.д.) в) Коммуникативная (система средств кодирования и передачи информации - язык, символы, письменность, мимика и жесты, СМИ, культура общения и т.д.) Поведенческая культура – это культура единичного действия, комплекс демонстрации линии поведения.

 

Соціальні функції культури

Культура – это сов-ть методов материальной и духовной чел. деятельности, объективно воплощённой в материальных и духовных носителях, кот. передаются след. поколениям.

Социология культуры – это теория среднего уровня. Культура с соц. т.з. – это соц. феномен, представляющий интерес с т. з. ее взаимод. с другими системами общества, также взаимод. личности, общности, организаций и с т. з. ее роли в соц. системе, самой маленькой из которых явл. личность, самой большой – мировое общество. Социологов интересует неравенство в культуре, правила, нормы, образцы поведения, способы мотивации, которыми регулируют личность.

Функции культуры: 1) Интегративная или дифференциальная а) И. – способность объединять людей вокруг ценностей, традиций и т.д., формировать чувство «свой»; б) Д. – способность разъединять на основе тех же элементов, и формировать чувство «чужой». 2) Воспитательная – реализуется через передачу ценностей и норм из поколения в поколение и таким образом происходит воспроизведение культуры самой себя. 3) Познавательная – обратная сторона воспитательной, реализуется через приобретение каждым новым поколением культурного опыта. 4) Регулятивная – с помощью форм и ценностей регулирует поведение соц. субъектов. 5) Адаптационная – индивид знает, как действовать на основе норм, ценностей. Предоставл. ориентиров. 6) Коммуникативная – обеспеч. культурой процесса общения на основе ее элементов (знания, символы). 7) Информационная – реализ. через накопление культурно-соц. опыта и передачу последующим поколениям того, что культура изобретает.

 

Типология семьи

Социология семьи - одна из старейших социальных дисциплин. Проблема брака и семьи всегда представляла массовый и устойчивый интерес. Институт семьи всегда находился в центре внимания социологии.

Семья - социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг от друга.

Типы семейных структур многообразны и выделяются в зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства. Моногамное супружество - это брак одного мужчины с одной женщиной. Моногамия встречается в истории человечества в 5 раз реже, чем полигамия - брак одного супруга с несколькими, причем полигамия бывает двух видов: полигиния - брак одного мужчины с несколькими женщинами, полиандрия - брак одной женщины с несколькими мужчинами (редко встречающийся брак - в 20 раз реже моногамии и в 100 раз реже полигинии).

По критерию власти различают патриархальные семьи, где отец является главой семейного государства, и матриархальные семьи, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать. Там, где нет жесткого распределение власти между отцом и матерью, имеет смысл говорить об эгалитарных семьях (эгалитарность понимается как равное влияние супругов с взаимозаменяемыми ролями).

По критерию социального положения супругов (или родителей супругов), семьи могут быть гомогенными, где супруги примерно из одной социальной страты, и гетерогенными, где они происходят из разных социальных групп, каст, классов.

 

45.Социальные ф-ции семьи (как в 43)

Социология семьи - одна из старейших социальных дисциплин. Проблема брака и семьи всегда представляла массовый и устойчивый интерес. Институт семьи всегда находился в центре внимания социологии.

Семья - социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг от друга.

Семья имеет двойственный характер: с одной стороны - социальный институт, с другой - малая группа, которая развивается и функционирует по своим законам. Она зависит от общества, существующего политического строя, экономических, социальных, религиозных и иных отношений. Семья подразумевает реализацию ряда социальных функций (например, воспитание детей), включает совокупность общих ценностей, являющихся переплетением статусов и ролей.

К функциям семьи относят: накопление и передача собственности и статуса; организация производства и потребления; домохозяйство; отдых и досуг; забота о здоровье и благополучии членов семьи; создание микроклимата в семье.

Проблемы современной семьи

Семья - социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг от друга.

Семья имеет двойственный характер: с одной стороны - социальный институт, с другой - малая группа, которая развивается и функционирует по своим законам. Она зависит от общества, существующего политического строя, экономических, социальных, религиозных и иных отношений. Семья подразумевает реализацию ряда социальных функций (например, воспитание детей), включает совокупность общих ценностей, являющихся переплетением статусов и ролей.

В современном О. наблюдается процесс ослабления С.как социнститута, изменения её соцфункций. Она утрачивает свои позиции в социализации индивидов, в организации досуга и др.функций. Возросшая соцактивность женщин, высокий уровень их образования, экон. самостоятельность дают сегодня женщине возможность свободного выбора как при заключении брака так и при его расторжении, повышает уровень требований к брачному союзу как «союзу сердец», а не имущества.

Сегодня к числу актуальных проблем можно отнести также: проблему ранних браков, составляющих категорию риска; внебрачные дети (1/3); отказ от детей (типично для 16-17 летних); патология.

Рост числа разводов - черта техногенных цивилизаций (экономическая самостоятельность женщин, урбанизация и рост социальной анонимности, НТР...).

Специалисты выделяют несколько уровней, на которых возникают конфликты. К числу причин могут быть отнесены: ранний возраст вступления в брак; разность в возрасте; алкоголизм, наркомания; уровень образования; несогласие родителей; брак по принуждению

Динамика соц. конфликтов

Конфликт – противоречие во взглядах и в отношениях, столкновение целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Самый маленький конфликт – это попытка достичь цели, которая наталкивается на препятствие. Конфликтология разбирается в конфликтах, она нужна, чтобы «гасить» конфликты. Объект – конфликт. Предмет – социальная сторона конфликта

Все конфликты происходят в условиях ограниченных ресурсов и столкновения групп, поэтому целью сторон является не уничтожить противника, а добыть ресурсы. Ресурсы – это статус, власть, земля…

Фрустрация – возрастающая неудовлетворенность. Возникает в результате ярости, злости. Человек чередует агрессию и подавленное состояние. Важно не подавить конфликт, а разобраться в причине. Чем дольше его подавлять, тем сильнее будет взрыв. Необходимые условия возникновения конфликта: фрустрация – ответная реакция – взаимодействие. Не всякая напряженность перерастает в конфликт.

1 стадия – предконфликтная – стадия накопления агрессии, иногда затягивается настолько, что забываются причины неприязни, появляется интерес к объекту потребности двух и более субъектов.

На этой стадии стороны должны оценить свои ресурсы (деньги, власть, престиж), чтобы достичь цели, избегая конфликта. Если не удается, то начинается поиск союзников, если нет, то формируется стратегия. На этой стадии возможны стадии ложных конфликтов, когда мы проводим идентификацию противника, а точка агрессии достигает предела.

2 стадия – активная (сам конфликт) – содержит в себе инцидент. На этой стадии мы тратим ресурсы для достижения цели. Если конфликт эмоциональный, то он будет продолжаться, пока ресурсы не закончатся.

Эта стадия имеет момент, который называется кульминация. В этот момент оппоненты спускают все ресурсы, брошенные на конфликт.

3 стадия – спад конфликта, то есть возможность его разрешения. Способы разрешения: Устранение причины конфликта (самый эффективный); Изменение требований одной из сторон (компромисс); Истощение ресурсов, отведенных на конфликт; Вмешательство третьей силы с перевесом: а) Поддержал конфликт, победил тот, кто нужно; б) После истощения обоих сторон забирает цель; Полное истребление противника – один из наиболее эффективных; Подавление противника; Нахождение консенсуса (вариант, что все довольны).

 

Путеводитель:

1. Об’єкт та предмет соціології, місце соціології в системі суспільних наук

2. Виникнення та формування соціології як науки

3. Соціологія та її функції

4. Основні етапи становлення та розвитку соціологічної науки

5. Родоначальники соціологічної науки (Конт, Спенсер)

6. Класичний етап в розвитку соціології (Маркс, Вебер, Дюркгейм)

7. Посткласичний етап в розвитку соціології (структурно-функціонального метод, Мертон, Парсонс)

8. Соціологічні школи ХХ століття (Чикагська та Франкфуртська школа)

9. Особливості розвитку соціології в Україні

10. Організація та методі конкретних соціологічних досліджень

11. Опитувальні методи соціологічних досліджень

12. Спостереження та інтерв’ю як методи соціологічного дослідження

13. Соціальна структура

14. Соціальні групи та їх види.

15. Теорія соціальної стратифікації

16. Причини соціальної диференціації

17. Соціальні статус та роль

18. Середні верстви та їхня роль в постіндустріальному суспільстві

19. Маргінальні верстви в структурі сучасного суспільства.

20. Особливості стратифікаційних процесів в Україні

21. Социальная мобильность и ее виды

22.Вертик и горизонт моб

23.Каналы соц мобильности

24.Концепции личности

25. Особливості концепції особистості З. Фрейда

26.Личность в соц науке

27.Сущность концепции зеркального «Я».

28.Социализац личности:сущность,основн этапы.

29.Социализация и ресоциализация

30. Методы соц контроля девиантного поведения.

31. Девіантна поведінка:сутність та основні прояви

32. Соціальна аномія, яка фактор зростання девіантної поведінки

33. Причини та види девіантної поведінки в соціології

34. Девіації в молодіжному середовищі

35. Социология культуры

36. Співвідношення домінуючої культури, субкультури та контркультури

37. Базисні компоненти культури

38. Соціальні функції культури

39. Особливості соціологічного підходу до вивчення культури

40. Масова культура – сутність та функції

41.Особенности молодёжной субкультуры

42. Социология молодёжи: предмет и осн напр. исслед

43. Семья как социальный институт

44. Типология семьи

45.Социальные ф-ции семьи (как в 43)

46. проблемы современной семьи

47. Суть и причины соц.конфликтов

48. Суть демографической политики

49. Соц.конфликты и пути их разрешения

50. Динамика соц. конфликтов

 

Об’єкт та предмет соціології, місце соціології в системі суспільних наук

Социология – наука об обществе. Общество очень многомерно, однородно и дифференцируемо.

Социология – наука о: возникновении, становлении, функционировании и развитии соц. институтов, организаций и групп; об их взаимодействии между собой; о соц. отношениях, кот. являются результатами этих взаимодействий; закономерностях массовых движений и общ. явлениях.

Предмет социологии – социальное, т.е. всё, что в общественном плане различает людей, и с другой стороны – объединяет в группы. Объект социологии – это общество, его типы.

Общество – это исторически сложившаяся система соц. связей между соц. институтами, организациями, группами, кот. развивались в рамках одной культуры и регламентируемая силой обычаев, законов и т.д., экономически основанная на определённом способе пр-ва, распределения, обмена, потребления дух. и мат. благ.

Существует 2 основные точки зрения на общество: Реалисты – общество сущ. в реальности, но его нельзя увидеть целиком. Номиналисты – общество – понятие для обозначения абстрактного кол-ва людей с их обязанностями, интересами и т.д. Чистых реалистов и номиналистов крайне мало, остальные – примерно посередине.

Социология занимает определенное место в системе общественных наук. Она имеет связь с философией, историей, экономикой, политологией, психологией и т.д.

Связь с философией: Социология, как и ряд других наук, вышла из философии. Длительный период времени социологическое знание накапливалось в недрах философии. И даже после отделения социологии от философии, философия все равно продолжает играть заметную роль в социологическом знании.

Связь с историей: Социология, как и история, имеет объектом и предметом своего исследования общество и его закономерности. В отличие от истории, которая изучает все формы проявления общественной жизни, социология изучает в обществе только "социальное".

Экономика. Экономика изучает отношения, которые складываются в процессе производства, обмена и распределения материальных благ. Так как основной формой деятельности общества выступает материальное производство, то социология тесно взаимодействует также и с теорией этой деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.77.195 (0.102 с.)