Объективный закон; типы законов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объективный закон; типы законов



Принцип закономерности утверждает регулярный, упорядоченный характер отношений детерминации. Закономерный характер действи­тельности означает подчиненность всех явлений в своем возникнове­нии и существовании объективным законам. Одни явления детерминируют другие в соответствии с законами.

Раскрытие содержания понятия закона тесно связано с раскрытием диалектики сущности и явления.

Закон определяется прежде всего как связь (или отношение), что указывает на связь понятия закона с понятием детерминации. Но не всякая связь или отношение является законом: закон не просто связь, но связь существенная. Закон есть отношение сущностей или между сущностями. Из определения закона как существенного отношения следует вывод о том, что все основные атрибуты сущности распрост­раняются и на закон. Поскольку закон является существенной связью, постольку она одновременно должна быть и связью всеобщей. Связь, являющаяся законом, присуща не отдельным предметам, а всем пред­метам и явлениям определенного рода. Закономерное отношение вы­ступает как отношение определенного целого, которое характеризует его как всеобщее. Характерный признак закона — повторяемость. Тот факт, что закон есть связь всеобщая, присущая неограниченно боль­шому классу явлений, указывает и на то, что она в этом классе явлений постоянно повторяется в пространственно-временном отношении. На­пример, закономерное отношение, которое существует между такими объективными свойствами газа, как давление, объем и температура, и которое в приближенной форме выражается в виде функциональной зависимости Бойля — Мариотта, будет всегда повторяться при наличии соответствующих условий, независимо от пространственного положе­ния или времени. Характерным признаком закона, вытекающим из его определения как существенной связи, является и его необходимость.

Понятие "закон природы" тесно связано с понятием "условие". Необходимость действия любого закона природы всегда проявляется при наличии определенных условий. Так, для того чтобы с необходи­мостью реализовалась зависимость между напряжением, сопротивле­нием и силой тока в проводнике, выражаемая в законе Ома, требуется, во-первых, наличие проводника с текущим по нему током (что само по себе тривиально), во-вторых, наличие определенной физической обстановки, в которой этот проводник находится, в частности, наличие определенных давления и температуры. При t, близкой к абсолютному нулю, и при сверхвысоких давлениях эта зависимость реализовываться


не будет. Это вовсе не значит, что закон Ома имеет необязательный, не необходимый характер. Пример показывает, что действие с необходи­мостью любого закона природы всегда зависит от условий его реализа­ции. Изменение соответствующих условий приводит или к смене законов, или к изменению формы их действия.

Знание закона может выступать основой целенаправленной прак­тической деятельности людей. Именно во взаимозависимости условий и закона состоит возможность использования людьми объективных законов природы и общества в своих целях. Эта связь закона и условий его действия находит свое непосредственное отражение и в логической (или языковой) форме утверждений о законах природы: положения, в которых формулируются законы, имеют вид условных предложений.

Закон природы — это связь, которая характеризуется основными признаками существенного отношения: всеобщностью, необходимостью, повторяемостью, устойчивостью.

В приведенном определении признак существенности закона не ставится в один ряд с признаками необходимости и всеобщности. Признак существенности, в конечном счете, обусловливает и наличие всех других признаков закономерной связи, субординирует их. Соот­носить понятия "необходимость", "всеобщность", "повторяемость" с понятием закона можно не непосредственно, а только через категорию сущности.

Но характеристика закона только через выявление его отношения к категории сущности недостаточна. Важным является вопрос о соот­ношении закона и явления. Как и сущность, закон нельзя мыслить как нечто существующее наряду с явлениями и независимо от них. Сами законы не имеют по отношению к явлениям никакой производитель­ной силы. Они не существуют наряду с явлениями и не возвышаются над явлениями в виде мистической или физической силы. Субстанци­ональную основу своего действия законы имеют в отношениях объек­тивной детерминации, существующей между явлениями. Одни явления детерминируют другие в соответствии с законами. Закономерный по­рядок обусловливания внутренне присущ объективному миру, материи.

Признание многообразия видов объективного обусловливания, ви­дов детерминации позволяет говорить и о многообразии видов законо­мерных отношений или о многообразии типов и видов законов, изучаемых наукой.

Прежде всего законы классифицируются по формам движения материи. На первый взгляд такое подразделение законов может пока­заться достаточно тривиальным, но это не совсем так, ибо конкретная характеристика закономерностей, специфичных для той или иной


формы движения, крайне затруднительна и связана с раскрытием сущности той или иной формы движения.

Другим важным подразделением законов является их подразделе­ние на законы существования и функционирования объектов и законы развития. Первый тип законов характеризует предметы, процессы, явления с точки зрения их устойчивости, как уже ставшие и относи­тельно стабильные образования. Второй тип раскрывает предметы с точки зрения их развития; в них фиксируется связь между различными стадиями развития предметов.

Связь законов существования и функционирования и законов развития находит свое отражение в принципе историзма, в единстве исторического и логического, единстве структурно-функциональных и генетических методов исследования.

Основанием для классификации законов может выступать также структура отношений детерминации. По этому признаку в современной науке законы принято делить на динамические и вероятностно-стати­стические. Динамический закон — это закон, управляющий поведением индивидуального объекта и позволяющий установить однозначную связь его состояний. Пример тому — законы механики; на их основе прогно­зируются, помимо прочего, солнечные затмения на многие годы вперед с высокой степенью точности. Знание динамического закона позволяет однозначно предсказывать на основе известного состояния объекта все его будущие состояния.

Вероятностно-статистический закон — это закон, управляющий по­ведением больших совокупностей и в отношении индивидуального объекта позволяющий делать лишь вероятностные (неоднозначные) заключения о его поведении. Обратим внимание: он характеризует поведение не от­дельного элемента в этом коллективе, а поведение коллектива в целом. Знание статистической закономерности не позволяет однозначно пред­сказывать поведение отдельных индивидуальных объектов, входящих в коллектив. В отношении отдельных элементов такие предсказания имеют только вероятностный характер. Хороший тому пример — мак-свелловский закон распределения молекул по скоростям. Этот закон, как отмечают физики, ничего не говорит определенного о скорости каждой отдельно взятой молекулы в определенное время; он лишь устанавливает долю молекул, которые обладают совершенно опреде­ленной скоростью, среди других имеющихся в данном объеме молекул; единственное, что можно сказать о скорости некоторой определенной молекулы, это — указать на вероятность того, что она обладает такой скоростью.

Классическая физика в основном имела дело с законами динамиче-


ского типа, и абсолютизация этого типа законов вела к концепции лапласовского, механического детерминизма; считалось, что подлин­ными законами природы могут быть только динамические законы, а статистические законы возникают как результат неполноты нашего знания.

С возникновением квантовой механики ситуация радикально из­менилась. Оказалось, что поведение квантово-механических объектов в принципе характеризуется действием статистических, вероятностных законов. Основное уравнение квантовой механики позволяет из знания вероятности нахождения микрообъекта в один момент предсказать вероятность его пространственной локализации в другой момент. Все попытки построить квантовую механику на законах динамического типа успеха не принесли.

Среди части ученых стало складываться мнение, что именно ста­тистические законы, поскольку они характеризуют поведение микро­объектов, являются фундаментальными законами, а динамические законы выступают лишь итогом нашего огрубления действительности. Думается, однако, что противопоставление динамических и статисти­ческих законов с точки зрения их познавательного статуса является проблематичным. Приписывание фундаментального онтологического статуса любому из этих двух типов законов в ущерб другому типу ведет к обеднению концепции детерминизма, к сведению всего многообразия законов к одному типу. Разумнее считать динамические и статистиче­ские законы самостоятельными типами законов, характеризующими материальные системы с различных сторон. Они не исключают друг друга и не являются по отношению друг к другу гносеологическими приближениями — они дополняют друг друга, позволяя составить более богатое представление о разнообразии отношений детерминации, су­ществующих в объективном мире. Примат же одних законов над другими в теоретическом познании зависит от качественной специфики изучаемых объектов, от способов их схематизации и идеализации.

Опираясь на введенное ранее представление о многообразии типов отношений детерминации, законы можно подразделить на причинные и непричинные. В основании причинных законов лежит отношение причи­нения, и фискируемая в них связь имеет генетический характер. В свою очередь непричинные законы могут подразделяться на функциональные, структурные, законы корреляции и т.д. Решение вопроса о типологии законов при таком подходе тесно связано с решением вопроса о много­образии типов детерминации или объективного обусловливания, сущест­вующих в мире. Кстати сказать, если рассматривать вероятностную связь как разновидность непричинный детерминации, то существование такого


типа детерминации и является основанием для выделения в особый класс законов вероятностно-статистического типа.

Каково соотношение причинности и закона? Механистический детерминизм и некоторые разновидности индетеринизма часто отож­дествляли закон и причинность. На самом деле такое отождествление недопустимо, ибо в методологическом плане оно нацеливает науку на познание лишь причинных законов и делает проблематичным статус законов, в которых причинная связь непосредственно не отображается. В рамках диалектического детерминизма логично считать, что причин­ная детерминация лежит в основании всех других типов детерминации, закон же охватывает все типы отношений объективного обусловлива­ния, как причинные, так и непричинные (это не означает, что любое зафиксированное отношение обусловливания является законом). Для того чтобы стать законом, такая связь должна обладать всеми призна­ками существенного отношения: всеобщностью, необходимостью, по­вторяемостью и т.д.

Для философии и науки принципиальное значение имеет деление законов по степени их общности. По этому основанию законы делятся на частные (специфические), общие и всеобщие. Подразделение законов по степени общности сталкивается с одной трудностью. Любой закон является формой всеобщности, он характеризует отношения, реализу­ющиеся в бесконечном множестве объектов (так, закон расширения металлов при нагревании утверждает нечто о всех металлах, которые существуют или могут существовать в мире). Поэтому точнее говорить о подразделении законов по сфере их действия. Специфические, или частные, законы управляют поведением качественно ограниченной сферы объектов. Общие законы характеризуют поведение объектов, принадлежащих к достаточно широкой предметной области. Принято делить мир на три большие сферы: природу, общество и мышление. Общие законы распространяют свое действие на одну из них. Примером общего закона может выступать закон сохранения энергии, действие которого проявляется во всех природных явлениях, изучаемых естест­венными науками. Всеобщие законы — это такие законы, которые действуют во всех трех сферах действительности и изучаются филосо­фией. В рамках каждой науки можно строить иерархию законов по сфере их действия от частных и производных законов до всеобщих и базисных законов той или иной предметной области.

Значительный интерес представляет в этой связи вопрос о взаимо­связи законов разной степени общности. На этот вопрос есть два альтернативных ответа: 1) действие общих законов проявляется в специфических законах; 2) общие законы действуют самостоятельно


наряду со специфическими. Первое решение вопроса представляется более приемлемым, если исходить из диалектики общего и особенного. Общее не существует наряду с отдельным и единичным, а проявляется в них, как отдельное и особенное не существует вне связи с общим. Аналогичным образом и действие общих законов проявляется в дейст­вии частных, а не помимо них. Трудно, например, допустить сущест­вование в сфере общественной жизни наряду с законом противоречия между трудом и капиталом, законом соответствия производительных сил и производственных отношений еще и некоторого абстрактного закона противоречия. Все противоречия общественного развития вы­ступают как конкретные формы проявления действия всеобщего закона диалектического противоречия. Реальность существования общего за­кона и определяется его неразрывной связью с реальностью действия специфических, частных законов.

Необходимость и случайность

В разных концепциях детерминизма одно из центральных мест занимают категории необходимости и случайности. Философский де­терминизм имплицитно предполагает существование объективной не­обходимости. Необходимость выступает в качестве определяющей характеристики причинно-следственных связей и отношений регуляр­ной обусловленности, выражаемой в понятиях закона и закономерно­сти. Одновременно в любой концепции детерминизма требуется и выявление ее отношения к существованию в мире случайности. Необ­ходимость — это то, что вытекает из самой сущности материальных систем, процессов, событий и что должно произойти (или происходит) в главном так, а не иначе. Пример — развитие организма человека, про­хождение человеком нескольких последовательных стадий. "Необходи­мость" это то, чего нельзя обойти, что "не-обойти" ("не-обходить"). Случайность же — то, что имеет основание и причину преимущественно не в самом себе, а в другом, что вытекает не из главных связей и отношений, а из побочных, что может быть, а может и не быть, может произойти так, но может произойти и по-другому.

Важным вопросом философского детерминизма является вопрос об объективном познавательном статусе категории случайности. Суть про­блемы заключается в следующем. Если принимать принцип причин­ности, что для концепции философского детерминизма обязательно, то и случайные явления следует считать причинно обусловленными. Но обязательным признаком причинной связи является необходи-


мость, следовательно, случайность тоже необходима и объективное противопоставление необходимости и случайности лишается смысла.

В истории философии предлагались два выхода из этой ситуации: или случайность выводилась за рамки действия принципа детерминиз­ма и постулировалось объективное существование абсолютной случай­ности как ни чем не детерминированного события, явления, процесса, или случайность объявлялась лишь продуктом нашего незнания причин того или иного явления. Первое решение вело к отрицанию принципа детерминизма, второе — к лишению категории случайности объектив­ного познавательного значения.

Но каким бы соблазнительным ни выглядело предложение отка­заться в рамках детерминистского учения от объективного существо­вания случайности, в конечном счете оно ведет к абсурдным выводам.

Если необходимости приписывается абсолютный, ни от чего не зависимый характер, то случайности действительно не остается места в науке. Необходимость такого рода приобретает характер рока, судьбы, предопределенной миру раз и навсегда свыше. Как было показано ранее, и необходимость причинного обусловливания, и необходимость закона зависят от наличия определенных условий. Необходимость всегда опосредуется определенным кругом условий, наличие или от­сутствие которых не всегда определяется необходимостью. Эта пред­посылка лежит в основе познания наукой необходимости и целенаправленной деятельности людей по преобразованию окружаю­щего мира. Смысл экспериментальной деятельности ученых заключа­ется в создании таких условий, в которых исследуемая причинная связь или закон проявляет свое действие с необходимостью. В равной мере человек использует в своей деятельности знание законов, варьируя условия их действия. Необходимость относительна. Говоря о необхо­димости того или иного предмета, процесса, явления, мы всегда неявно или явно определяем и совокупность тех условий, по отношению к которым явления являются необходимыми. Приписывая относитель­ный характер необходимости, мы одновременно должны приписывать относительный характер и случайности. Одно и то же явление может выступать и как необходимое, и как случайное, но по отношению к разным условиям. Одно и то же выступает как необходимое в одном отношении и как случайное в другом, причем второй стороной этого отношения выступают условия, совокупность различного рода факто­ров, влияющих на процесс детерминации.

При такой трактовке относительного характера необходимости и случайности существует опасность релятивизма. Может показаться, что различение необходимого и случайного событий определяется выбором


круга условий, который осуществляет субъект. Однако это не так. Сами условия существования того или иного предмета или процесса форми­руются объективно и тесно связаны с формированием внутренней сущности изучаемого явления. Материальные предметы, процессы, явления представляют собой определенные системные образования, относительно отграниченные друг от друга. Совокупность внутренних связей, лежащих в основе таких образований, как бы противостоит совокупности внешних связей, посредством которых одни материаль­ные образования связаны с другими. Внешние связи и выступают в виде условий, в которых реализуются внутренние существенные связи.

Обращение к понятию условия является одним из путей обоснова­ния объективного существования случайности. Другой путь обоснова­ния объективного существования случайности был предложен Г. В. Плехановым. Он отмечал, что случайность возникает как результат пересечения двух независимых причинных, закономерно обусловлен­ных цепей или линий существования различных объектов. Необходи­мой является и последовательность событий, обусловленных внутренними закономерностями данного предмета. Такая последова­тельность образует линию его существования. Пересечение внутренне необходимых линий существования двух или более различных объектов в одной точке порождает случайность.

Если два человека встречаются в определенном месте, не догова­риваясь о такой встрече, то встреча рассматривается как случайная; она не входит в линию существования этих двух людей; она могла быть, а могла и не быть. С другой стороны, если эта встреча планируется с обеих сторон и определяется интересами этих людей, то она является необходимой. Другим примером могут служить несчастные случаи: производственные травмы, дорожные аварии и т.д. Так, организация производственного процесса включает правила техники безопасности, соблюдение которых исключает травматизм. Относительно этих правил несчастный случай на производстве не является необходимым, и если он происходит, то в силу случайного стечения обстоятельств. Объяс­нения существования случайности вариациями условий и пересечени­ем необходимых линий существования не противоречат друг другу, а в известной мере совпадают. Например, дорожная авария выступает одновременно как результат пересечения двух независимых необходи­мых линий существования транспортных средств, но непосредственно дорожное происшествие возникает как результат возникновения не­предвиденных обстоятельств или условий: поломка ходовой части или рулевого управления, отказ тормозов, переход пешеходом дороги в неположенном месте, потеря водителем сознания в силу болезни и т. п.


Все эти условия являются внешними по отношению к правилам дви­жения и законам, по которым создается и эксплуатируется транспорт­ное средство.

Случайными в науке считаются также события, которые возникают при вариации условий. Случайными являются изменения в наследст­венной структуре организмов, ибо они определяются действием многих факторов, непосредственно не связанных с жизнедеятельностью. Слу­чайным является выпадение той или иной стороны монеты при броса­нии, поскольку исходные условия бросания монеты определенным образом варьируются.

Соответственно к необходимым относятся такие события, которые вытекают из существенных связей и которые осуществляются в ста­бильных условиях. Необходимым является движение планет по неиз­менным орбитам; оно определяется действием законов, изучаемых небесной механикой: внешние условия движения планет относительно стабильны. К необходимым событиям относят также наследование организмами их видовых свойств. Этот процесс обусловлен действием законов, изучаемых генетикой. Механизм наследования также относи­тельно независим от действия внешних условий.

Любое случайное событие причинно обусловлено и по отношению к определенной группе детерминирующих факторов является законо­мерным.

В связи с сосуществованием случайных и необходимых явлений следует обратить внимание на утверждение: "Наука — враг случайно­сти". Если понимать эту формулу в том смысле, что наука не должна интересоваться случайностью, то эта формула безусловно ложна и не соответствует практике научного исследования. Интерес науки к изу­чению случайных явлений и процессов возрастал в геометрической прогрессии начиная с XVIII в. Для исследования случайных процессов были выработаны специальные, так называемые вероятностно-стати­стические методы исследования, которые широко используются в физике, биологии, социологии, в других науках. Однако если эту формулу понимать как отрицание существования случайности абсо­лютной, не связанной с необходимостью и не подчиняющейся прин­ципу причинности и закономерности, то такая случайность действительно исключается наукой.

Цель научного исследования случайных процессов и явлений за­ключается в том, чтобы за случайностью обнаружить необходимость, причинную обусловленность, закономерность. Поэтому для диалекти­ческого детерминизма важно не только обоснование объективного


существования случайности, но и выявление связи случайности и необходимости.

* * *

Традиция анализа взаимосвязи, существующей между случайно­стью и необходимостью, была заложена Гегелем. Можно выделить несколько моментов, характеризующих взаимосвязь необходимости и случайности.

Первый момент связан с пониманием категорий необходимости и случайности как парных категорий, между которыми имеет место отношение диалектического противоречия: они предполагают друг друга, не существуют друг без друга и вместе с тем отрицают друг друга. Ни случайности, ни необходимости не бывает в чистом виде.

Второй важный момент связан с характеристикой случайности как формы необходимости. Необходимость всегда прокладывает себе до­рогу через массу случайностей. Так, общественный прогресс, подчиня­ясь необходимым законам, осуществляется через массу случайных отклонений, которые могут приводить и к попятным движениям. По отношению к общему прогрессу научного познания открытие неэвк­лидовой геометрии именно Лобачевским было случайным событием, но само это открытие было с необходимостью подготовлено всем ходом развития геометрии в конце XVIII — начале XIX в. Именно поэтому независимо от Лобачевского неэвклидова геометрия была открыта также Больяи и Гауссом. Все примеры так называемых параллельных научных открытий обнаруживают их внутреннюю необходимость.

В тех случаях, когда мы имеем дело с динамическими закономер­ностями, случайность также оказывает свое действие. Так, траектория полета снаряда однозначно определяется исходными условиями и законами динамики. Теоретически действие случайностей здесь иск­лючено. Но реальная траектория полета снаряда всегда отклоняется от расчетной в силу действия таких случайных факторов, как состояние атмосферы (ветер, температура, давление). В итоге снаряд летит по траектории, которая отклоняется от расчетной, и в этой траектории результируется как действие начальных условий и законов динамики, так и действие случайных факторов.

Третий момент в диалектике необходимости и случайности связан с пониманием случайности как дополнения необходимости. Наше познание в основном нацелено на раскрытие существенных и необхо­димых связей предмета, определяющих его существование. Познание сущности и закона одновременно является и познанием общего, того, что характеризует целый класс однородных явлений. Но каждый пред-


ставитель этого класса наряду со всеобщими имеет и индивидуальные черты, возникновение и проявление которых определяется случайно­стью. Полное знание о том или ином объекте будет достигнуто только в том олучае, когда знание необходимых черт предмета будет дополнено знанием случайных, уникальных черт этого явления. Это требование дополнять знание необходимости знанием случайности особенно важно для таких отраслей науки, как геология, биология, история. Так, пони­мание процесса зарождения жизни на земле должно базироваться на знании общих и необходимых закономерностей эволюции и возникно­вения новых структурных уровней существования материи. Но посколь­ку мы говорим о происхождении жизни в земных условиях, которые являются относительно уникальными, важно знать также и конкретные условия, существовавшие на Земле в период зарождения жизни, а они были в значительной мере случайными по отношению к общим законам эволюции материи. Равным образом и в гражданской истории изучение того или иного исторического периода базируется на знании общих законов зарождения, эволюции и смены общественных формаций; но на ход истории в равной степени оказывают влияние физиологические и личностные особенности исторических деятелей, климатическое ус­ловия, географическая среда и т.д. По отношению к общему ходу истории они имеют случайный характер, но они в равной степени важны для понимания тех конкретных изменений, которые происхо­дили в развитии человеческого общества.

Еще одна черта, характеризующая диалектику необходимости и случайности, связана с процессом их превращения друг в друга в ходе развития и эволюции материальных систем.

Эволюция видов в органической природе осуществляется на базе случайных изменений, происходящий в генетических структурах от­дельных организмов. Эти изменения являются случайными, поскольку детерминируются теми внешними условиями, которые относительно безразличны для организма. В ходе естественного отбора полезные для жизнедеятельности организма изменения закрепляются и со временем становятся его видовыми признаками. Тем самым из случайных они превращаются в необходимые.

Этот механизм превращения случайных признаков в необходимые видовые признаки крайне сложен и изучается в рамках так называемой синтетической теории эволюции. Весь эволюционный процесс под определенным углом рассмотрения может быть представлен как после­довательность превращения случайности в необходимость и обратно. То же можно сказать об исследовании процесса зарождения жизни. Существуют различные точки зрения на роль необходимости и случай-


ности в процессе зарождения живого. Французский биолог Ж. Моно, анализируя проблему происхождения жизни, приходит к выводу о фундаментальной роли случайности в этом процессе. Сам процесс зарождения живого представляется ему как цепочка случайных, мало­вероятных событий. Случайность в его концепции приобретает абсо­лютный характер и отрывается от необходимости. Бельгийские ученые И. Пригожий и Г. Николис, анализируя физико-химические основания возникновения живого, показывают, что необходимость возникнове­ния биологических систем коренится в некоторых общих физических законах, присущих нелинейным системам. Опираясь на эти идеи, ученый из ФРГ М. Эйген старается установить связь между случайно­стью и необходимостью в процессе возникновения биологических структур. Он отбрасывает абсолютную случайность как основной фак­тор, детерминирующий становление живого; в его концепции прогля­дывает идея трактовки случайности как формы проявления необходимости, а также идея их взаимопревращения в ходе биологи­ческой эволюции.

Вообще говоря, диалектическая взаимосвязь между необходимо­стью и случайностью коренится в самом процессе развития материаль­ных систем и связана с диалектикой превращения возможности в действительность в ходе этого процесса. Каждый реально осуществив­шийся этап процесса развития той или иной материальной системы порождает целый спектр возможностей ее дальнейшего развития. По­тенциально реализация любой из этих возможностей в будущем явля­ется случайным событием. Но фактически реализуется только та возможность, для осуществления которой имеются в наличии необхо­димые условия. По отношению к этим конкретным условиям осуще­ствляющаяся возможность оказывается необходимой, хотя первоначально она была только случайной. Превращение одной из возможностей в действительность порождает новый спектр возможных путей дальнейшего развития и так до бесконечности. В таком представ­лении процесса развития одновременно происходит и превращение случайности в необходимость, и проявление необходимости сквозь массу случайностей.

§ 6. Возможность и действительность. Вероятность

В широком смысле слова под действительностью понимается весь объективно существующий мир, объективная реальность во всей ее конкретности, вся совокупность налично существующих явлений, взя­тых в единстве с их сущностью. На последний момент в характеристике


категории действительности обращал особое внимание Гегель, отмечая, что "действительность есть ставшее непосредственным единство сущ­ности и существования, или внутреннего и внешнего" ("Соч". М.—Л., 1929. Т. 1. С. 238). В более узком и специфическом смысле слова под действительностью понимают конкретное бытие отдельного объекта в определенное время, в определенных условиях; действительность от­дельного конкретного материального объекта — это его актуальное бытие. В этом значении категория действительности и сопоставляется с категорией возможности.

Возможностьэто такое состояние (или такая ситуация), когда имеется одна часть детерминирующих факторов, но отсутствует другая их часть, или когда детерминирующие факторы недостаточно зрелы, чтобы возникло новое явление.

Каждая материальная система, природная или социальная, сначала существует потенциально, а затем может стать действительностью. С этой точки зрения развитие представляет собой бесконечный процесс реализации одних возможностей и возникновения новых возможно­стей.

Под возможностью понимается также то, тенденции возникнове­ния и развития чего уже имеются в действительности, но что еще не стало наличным бытием.

Если действительность есть актуальное бытие, то возможность — потенциальное бытие, это будущее, содержащееся в настоящем. В категории возможности отражаются предпосылки возникновения но­вой действительности, которые уже имеются в наличном бытии. Анто­нимом понятия возможности является понятие невозможного, т.е. таких событий и явлений, возникновение которых исключается зако­номерностями, присущими действительности.

Диалектическая взаимосвязь возможности и действительности про­является в ряде отношений. Прежде всего они предполагают друг друга. Всякая конкретная действительность содержит в себе возможность своего дальнейшего изменения и развития, и всякая конкретная дей­ствительность возникла как результат реализации ранее существовав­ших возможностей. В категориях возможности и действительности мир характеризуется прежде всего с точки зрения его становления, измене­ния, развития. На этот момент обращал внимание еще Аристотель, когда характеризовал изменение как непрерывный переход возможно­сти в действительность. Признавая диалектическую взаимосвязь этих категорий, научная философия в то же время подчеркивает примат в этой паре категории действительности. Действительность включает в себя все возможности своего дальнейшего развития, но ни одна воз-


можность не охватывает всей действительности. Именно поэтому Гегель характеризовал возможность как "абстрактный момент действительно­сти" ("Соч". Т. 1. С. 240).

Эти две категории, с одной стороны, выступают как категории диалектической концепции развития, с другой — как категории детер­минизма. Весь процесс развития в самом общем виде может быть охарактеризован как процесс зарождения и действительного определе­ния спектра возможностей, дальнейшего сужения этого спектра до одной реальной возможности и дальнейшего ее превращения в новую действительность. Диалектика возможности и действительности при­дает связность процессу развития, ведет к пониманию развития прежде всего как саморазвития: действительность через порождение возмож­ностей и их последующую реализацию как бы разворачивает процесс своего становления во времени (разумеется, механизм этого становле­ния может быть понят только на основе действия законов диалектики).

Вместе с тем в категориях возможности и действительности рас­крывается сущность объективного процесса обусловливания, в них выражается закономерный характер процесса становления, конкрети­зируется диалектика взаимосвязи сущности (закона) и явления, необ­ходимости и случайности, причины и следствия.

Связь категорий возможности и действительности с категориями детерминизма проявляется в ряде отношений.

Прежде всего, само определение понятия возможности содержит явное обращение к понятию закона, закономерности, регулярной обус­ловленности: возможно то, что не противоречит законам функциони­рования и развития объекта, что предполагается действующими законами. Отрицание регулярной обусловленности процесса развития и становления делает бессмысленным само понятие возможности.

Имеются разные виды возможностей (существенная и несущест­венная, обратимая и необратимая, формальная и реальная и др.).

Обратимой возможностью называется такая возможность, с превра­щение которой в действительность первоначальная действительность становится возможностью. Пример — превращение жидкого состояния воды в газообразное. Необратимой называется такая возможность, с превращением которой в действительность первоначальная действи­тельность становится невозможностью. Пример — смерть человека.

Для понимания существа формальной и реальной, абстрактной и конкретной возможностей важное значение имеют следующие их связи (разграничение предложено А. П. Шептулиным). Первые две соотно­сятся с необходимостью и случайностью, вторые две — с стадиями развития материальной системы. Возможности, которые обусловлены



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1571; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.118.95 (0.056 с.)