Е практическое занятие. Энергетический обмен. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Е практическое занятие. Энергетический обмен.



Основной обмен. Физиологическая характеристика. Факторы, влияющие на его величину. Значение и методы определения основного обмена для клиники. Рабочий обмен. Энергетические затраты организма при разных видах труда.

Терморегуляция в организме человека. Пути теплопродукции и теплоотдачи. Особенности терморегуляции в различных климатических и производственных условиях.

Особенности обмена веществ и энергии у детей разного возраста. Терморегуляция у детей разного возраста.

Регуляция белкового, углеводного, жирового обмена.

Вопросы программированного контроля по теме занятия.

1. Как связана величина дыхательного коэффициента с объёмами выдыхаемого углекислого газа и

поглощённого кислорода?

2. Какой величине равен дыхательный коэффициент при преимущественном окислении углеводов,

белков, жиров?

3. Как изменяется дыхательный коэффициент во время и после прекращения мышечной работы?

4. Какой величине равен усреднённый дыхательный коэффициент?

5. Какое определение соответствует понятию калорический эквивалент кислорода?

6. Какой из отделов ЦНС играет особую роль в регуляции обмена энергии?

7. Какие гормоны особенно выражено усиливают обмен энергии?

8. Какие методы используют для определения энергообразования в организме?

9. В каком возрасте у человека наблюдается наибольшая и наименьшая интенсивность обмена

веществ?

10. Какие вещества обладают наибольшим специфически-динамическим действием?

11. Какие механизмы принимают участие в физической терморегуляции?

12. Как влияет на основной обмен эмоциональное возбуждение?

13. Какой фактор в наибольшей степени определяет уровень основного обмена?

14. Какие методы относятся к прямой и косвенной биокалориметрии?

15. Какие параметры учитывает таблица Гарриса-Бенедикта?

16. За какой промежуток времени определяется валовый обмен?

 

 

Практические работы.

1. Расчет должного основного обмена по таблицам Гаррис-Бенедикта.

Цель работы: освоить методику расчета должного основного обмена по таблицам.

Ход работы: с помощью ростомера измеряют рост испытуемого и взвешивают его на весах. В соответствии с полом испытуемого берут таблицу для мужчин или для женщин (у мужчин основной обмен на 7-10 % выше, чем у женщин). Таблица состоит из двух частей – А и Б. Из части таблицы А выписывают первое число, стоящее против веса испытуемого. К нему прибавляют второе число, найденное из части таблицы Б по возрасту испытуемого и его росту. Сумма двух этих чисел представляет собой должную (нормальную) величину основного обмена. В норме отклонение реального основного обмена от должного не должно превышать 10% (как в сторону повышения, так и в сторону понижения).

Определение отклонения от должного основного обмена по формуле Рида.

Рид на основании многочисленных параллельно исследуемых параметров гемодинамики и значений основного обмена (ОО) выявил зависимость между показателями этих функций:

Процент отклонения ОО = 0,75 х (Частота пульса + Пульсовое давление х 0,74) – 72.

У испытуемого в положении лёжа на спине в условиях максимального мышечного покоя и минимального эмоционального напряжения произведите трёхкратное измерение систолического и диастолического артериального давления и частоты пульса. Интервал между измерениями должен быть 1-2 минуты. Для расчётов по формуле Рида берутся минимальные значения измеренных параметров.

Решение задач по расчету основного и рабочего обмена.

Цель работы: усвоить основные этапы расчета энергетического обмена по исходным данным непрямой калориметрии.

Ход работы: записать в тетрадь условия задачи, продиктованные преподавателем. Рассчитать величину энергетического обмена по данным газоанализа. Сравнить свой результат с правильным решением.

Пример 1. В ходе исследования получены следующие числа: объём выдохнутого за 5 минут воздуха 35 л, концентрация О2 в нем 17 %, концентрация СО2 3,5 %; концентрация О2 в атмосфере 21 % (20,96 %), концентрация СО2 в атмосфере 0,03 % (в данных расчётах можно пренебречь). Процент потреблённого О2: 21-17 = 4 (4 мл из 100 мл воздуха).

Процент выделенного СО2: 3,5 – 0 = 3,5 (3,5 мл в 100 мл воздуха).

Дыхательный коэффициент (ДК) = 3,5 мл / 4 мл = 0,87.

Калорический эквивалент О2 (КЭО2) при данном ДК равен 4,88 ккал/л (по данным таблицы)

Количество потреблённого О2 за 5 минут: 35000 мл х 4 мл / 100 мл = 1400 мл = 1,4 л

Энергозатраты за 5 минут: 1,4 л х 4,88 ккал/л = 6,83 ккал

Энергозатраты за час: 6,83 ккал х 12 = 81,96 ккал

Энергозатраты за сутки: 81,96 ккал х 24 = 1967 ккал

 

КЭО2 при различных значениях ДК

ДК КЭО2 , ккал/л ДК КЭО2, ккал/л ДК КЭО2, ккал/л ДК КЭО2, ккал/л
0,70 4,686 0,78 4,776 0,86 4,876 0,94 4,973
0,71 4,690 0,79 4,779 0,87 4,887 0,95 4,985
0,72 4,702 0,80 4,801 0,88 4,900 0,96 4,997
0,73 4,714 0,81 4,813 0,89 4,912 0,97 5,010
0,74 4,727 0,82 4,825 0,90 4,924 0,98 5,022
0,75 4,739 0,83 4,838 0,91 4,936 0,99 5,034
0,76 4,752 0,84 4,850 0,92 4,948 1,00 5,047
0,77 4,764 0,85 4,863 0,93 4,960    

Пример 2. Данные газоанализа выдохнутого воздуха по Холдейну: 10,0; 9,62; 7,98. Вычислить дыхательный коэффициент (ДК).

Содержание СО2 в выдыхаемом воздухе: 10,0 мл – 9,62 мл = 0,38 мл

Процент СО2 в выдыхаемом воздухе: 0,38 х 100 / 10 = 3,8%

Содержание О2 в выдыхаемом воздухе: 9,62 мл – 7,98 мл = 1,64 мл

Процент О2 в выдыхаемом воздухе: 1,64 х 100 / 10 = 16,4%

Процент потреблённого О2: 21-16,4 = 4,6 (4,6 мл из 100 мл воздуха).

Процент выделенного СО2: 3,8 – 0 = 3,8 (3,8 мл в 100 мл воздуха).

ДК = объём выделенного СО2 / объём поглощённого О2 = 3,8 мл / 4,6 мл = 0,83

 

Пример 3. Определить рабочую прибавку спортсмена, имеющего вес 65 кг, рост 164 см, возраст 21 год. Спортсмен пробежал 10 км со скоростью 12 км/час (при этой скорости в 1 час расходуется 720 ккал).

Основной обмен (ОО) спортсмена (по таблице Гаррис-Бенедикта): 960 + 679 = 1639 ккал. В 1 час ОО составит 1639 / 24 = 68 ккал. Мышечная работа выполнялась менее часа, т.к. он бежал со скоростью 12 км/час дистанцию 10 км. Спортсмен бежал 10 / 12 = 0,83 часа. ОО за это время составит 68 х 0,83 = 56,4 ккал. При такой скорости в 1 час обычно затрачивается 720 ккал. Спортсмен затратил 720 х 0,83 = 597,6 ккал. Рабочая прибавка составит 597,6 – 56,4 = 541,2 ккал.

Определение суточных энерготрат хронометражно-табличным способом.

Вид деятельности Энергозатраты на 1 кг массы тела, ккал / мин Вид деятельности Энергозатраты на 1 кг массы тела, ккал / мин
  Бег (180 м / мин)   0,1780 Речь без жестов   0,0369
  Беседа сидя   0,0252 Работа в лаборатории стоя   0,0360
  Беседа стоя   0,0262 Работа в лаборатории сидя   0, 0250
  Домашняя работа   0,0530 Работа каменщика   0, 0952
  Личная гигиена   0,0329 Работа шофёра   0,0340
  Одевание   0,0281   Сон   0,0155
  Отдых стоя   0,0264 Стирка белья в ручную   0,0511
  Отдых сидя   0,0229   Слушание лекций   0,0255
  Приём пищи сидя   0,0236   Уборка постели   0,0329

Ход работы. После предварительного хронометрирования по таблице найти численные значения энерготрат в единицу времени на 1 кг массы тела. Найденные значения надо умножить на продолжительность данной деятельности и на массу тела испытуемого (получится величина энерготрат за определённый промежуток времени). Суммирование всех величин даёт ориентировочное представление о величине суточных энерготрат.

 

Характер деятельности Продолжительность деятельности Энергозатраты за время деятельности, ккал
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

 

Оценка состояния обмена веществ и энергии по индексу массы тела человека.

Показатель индекса массы тела (ИМТ) или индекс Кетле был разработан для определения массы тела человека, при которой маловероятно наступление страховых случаев. ИМТ – это отношение массы тела в килограммах к росту человека в метрах, возведённое в квадрат: ИМТ=М/Р2.

 

Оценка массы тела (значения ИМТ) Показатель ИМТ испытуемого
Идеальная (20-23)  
Избыточная (24- 29)
Ожирение (30 и более)

 

Е практическое занятие. Программируемый контроль и собеседование по теме «физиология дыхания и энергетический обмен».

 

ФИЗИОЛОГИЯ ПИЩЕВАРЕНИЯ

Е практическое занятие. Концепции питания и пищеварения. Пищеварение в полости рта и желудке.

Пищеварение, его физиологическая роль. Классическая и современная концепции питания и пищеварения. Функции пищеварительного тракта. Экспериментальные и клинические методы исследования функций пищеварительного тракта.

Пищеварение в полости рта. Рецепторная роль ротовой полости. Механизм слюноотделения. Количество, состав и свойства слюны, её физиологическое значение. Регуляция слюноотделения. Акты жевания и глотания.

Пищеварение в желудке. Количество, состав и свойства желудочного сока. Регуляция желудочной секреции, её фазы. Особенности сокоотделения в фундальном и пилорическом отделах желудка. Моторная функция органов пищеварения. Виды сокращения желудка, их роль. Роль сфинктеров желудка.

Вопросы программированного контроля по теме занятия.

1. Что такое пищеварение? Какие функции выполняет пищеварительный тракт?

2. Какие непищеварительные функции выполняют органы ЖКТ?

3. Какие черты характеризуют современную концепцию пищеварения, какие классическую?

4. Каково значение балластных веществ для организма?

5. Что характерно для полостного, пристеночного (мембранного) пищеварения?

6. Какие вещества относятся к нутриентам, какие к вторичным нутриентам?

7. Как называется нарушение пищевого поведения, проявляющееся отказом от пищи при наличии

объективной потребности в ней?

8. Как называется комплекс положительных эмоций, предваряющих приём пищи?

9. Что означают термины: анорексия, булимия, аппетит, ахилия, афагия?

10. Как называется патологическое, резко усиленное чувство голода?

11. Что характерно для пищевого поведения при возбуждении (при разрушении)

вентромедиальных ядер гипоталамуса?

12. Что характерно для пищевого поведения при возбуждении (разрушении) латеральных ядер

гипоталамуса (центр голода)?

13. Что изучают с помощью мастикациографии?

14. Какие слюнные железы выделяют серозный секрет, какие смешанный?

15. Какие функции обеспечивает слюна, какие в ней ферменты?

16. От каких факторов зависит ферментативный состав и свойства слюны?

17. Какое вещество обеспечивает бактерицидное свойство слюны?

18. Влияние раздражения симпатических (парасимпатических) нервов на слюноотделение?

19. Какие вещества расширяют сосуды слюнных желёз и стимулируют слюноотделение?

20. Какие факторы приводят к активации (торможению) слюноотделения?

21. Какие факторы запускают условнорефлекторное слюноотделение?

22. Что характерно для акта глотания? Физиологические особенности пищевода?

23. Какие рецепторы принимают участие в саморегуляции жевания?

24. Методики исследования слюноотделения у животных и человека?

25. Какие пищеварительные (непищеварительные) функции выполняет желудок?

26. Какие железы желудка продуцируют пепсиногены, соляную кислоту, мукоидный секрет?

27. Что характерно для сока фундальной и пилорической частей желудка?

28. Каково значение соляной кислоты желудочного сока, её функции?

29. Что характерно для пепсиногенов, гастриксинов желудочного сока?

30. Какие факторы усиливают (тормозят) желудочную секрецию, моторику?

31. Какие экспериментальные методики позволяют получить желудочный сок?

32. Что можно определить при фракционном зондировании желудка?

33. Чему равен объём базальной секреции желудочного сока (в мл)?

34. Чему равен часовой объём стимулированной (гистамином) субмаксимальной секреции

желудочного сока (в мл)?

35. Чем можно стимулировать желудочную секрецию при фракционном зондировании?

36. Какие функции позволяют исследовать методики Лешли-Красногорского, Гейденгайна,

Павловский желудочек, операция Тири-Велла, фистула Экка-Павлова, фистула Басова,

ангиостомия по Лондону, фистула лимфатического протока?

Практические работы.

1. Мастикациография (регистрация движений нижней челюсти).

  Электромастикациография. 1 – покой; 2 – введение пищи в рот; 3 – ориентировочное жевание; 4 – истинное (основное) жевание; 5 – формирование пищевого комка.  

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.75.227 (0.05 с.)