Прочитайте и законспектируйте основные положения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прочитайте и законспектируйте основные положения



Идея исследования физических и умственных способностей ме­тодом тестов нашла свое развитие в трудах американского психолога Дж. М. Кеттелла. С его именем связано появление в психологической литературе термина «интеллектуальный тест». Дж. М. Кеттелл создал I серию тестовых испытаний, направленных на определение состоя­ния простых функций, сенсомоторных реакций, скорости протека­ния психических процессов, чувствительности и т.п., для установ­ления индивидуальных различий. Заслугой Кеттелла была идея стан­дартизации тестов в целях получения более точной информации.

Измерение более сложных психических процессов (восприятия, памяти и др.) легло в основу серии тестовых испытаний, создан­ных немецким психологом Э. Крепелином, который проводил изучение психически больных. Характеризуя период до начала XX в., ученые отмечают, что он оказал большое влияние на развитие пси­ходиагностики и стал подготовительным и одновременно переход­ным этапом на пути разработки психологических тестов.

Последующая разработка тестов интеллекта связана с деятель­ностью французского психолога А. Бине, который еще в 1897 г. высказал мысль о разработке «метрической шкалы рассудка», т.е. такой системы изучения ребенка, при которой за основу берется измерение его «умственного возраста». При этом А. Бине ставил задачу создания тестов, с помощью которых можно было бы ис­следовать высшие психические процессы — мышление, память, воображение. В 1904 г. А. Бине был приглашен в комиссию, со­зданную Министерством народного просвещения Франции для разработки мероприятий, обеспечивающих надлежащее образо­вание умственно отсталых детей, которые не могут усваивать про­грамму обычной школы. Встала задача определения методов отбо­ра этих детей в специальные школы. А. Бине совместно с Т. Симо­ном впервые приводят тесты в определенную систему, названную ими «Метрической шкалой умственных способностей».

Недостатком «Метрической шкалы» было и то, что 80 % тес­тов носило словесный характер. Преобладание словесных тестов влияло на результаты обследования детей разных социальных слоев, в худшем положении оказывались дети бедноты. Неудов­летворительные показатели давали и дети с речевыми дефектами. Безусловно, ошибочной была и точка зрения авторов теста, что при определении способности следует фиксировать знания и умения ребенка только в данный момент. Они не учитывали диа­лектики развития, не принимали во внимание те качественные изменения в психике, которые появляются на разных этапах раз­вития ребенка.

 

Запишите

 

В.Штерн модернизировал тесты Бине-Симона и предложил следующую формулу определения интел­лектуального коэффициента:

IQ = умственный возраст / хронологический возраст * 100

Умственный возраст определяется успешностью выполнения соответствующих типовых заданий. Для каждого возраста предусмат­риваются задания определенной трудности. Для каждого возраста типичный Щ равен 100 ± 16. Эта величина определяется тем, что в норме умственный возраст равен хронологическому: например, пя­тилетний ребенок выполняет задания, соответствующие его возрас­ту. Следовательно, = -100, т.е. 100. Стандартное отклонение от индивидуальных значений не превышает 16- Соответственно, все индивидуальные показатели по тесту, попавшие в интервал от 84 до 116, считаются нормальными, соответствующими возрасту. Если те­стовый показатель выше 116, ребенок считается одаренным; если ниже 84 — его интеллектуальное развитие отстает от нормы.

 

Прочитайте и выделите основные черты

 

В последующие годы и до настоящего времени продолжают разрабатываться различные психодиагностические технологии (те­сты, опросники, психофизиологические методы и др.). Наряду с тестами интеллекта используются тесты, направленные на изуче­ние личности. Особый интерес среди них представляют проектив­ные техники — «пятна» Роршаха, ТАТ Меррея и Моргана, фрустрационный тест Розенцвейга (см. приложение).

Среди тестов интеллекта в настоящее время довольно широко используется тест Д. Векслера (так называемая шкала Векслера— Бельвью) (см. приложение). Он был разработан в 40 —50-е гг. XX в.

Еще одним популярным тестом стал тест Дж. Равена. Он состо­ит из 60 матриц, или композиций, с пропущенными элемента­ми, которые должен восполнить испытуемый.

Ведется разработка тестов и для детей младенческого и раннего возрастов. Например, широкое распространение подучили шкалы Н. Бейли для исследования детей с 2 мес. до 2,5 лет. В них оценива­ется умственное развитие (восприятие, память, зачатки словес­ного общения, элементы абстрактного мышления, обучаемость), моторное развитие (умение сидеть, стоять, ходить, развитость мелких движений пальцев руки), эмоциональное и социальное поведение.

Пункт 2. Развитие отечественных психолого-педагогических методов исследования.

Прочитайте и законспектируйте основные положения

 

Необходи­мость в разработке методов выявления умственной отсталости у детей возникла в начале XX в. в связи с открытием в 1908—1910 гг. первых вспомогательных школ и вспомогательных классов.

Метод изучения детей, созданный круп­нейшим русским невропатологом Г. И. Россолимо: он изучал (в ос­новном с помощью невербальных заданий) внимание и волю, точность и прочность зрительных восприятий, ассоциативные про­цессы. Результат вычерчивался в виде графика-профиля, отсюда и название метода — «Психологические профили».

Г. И. Россолимо соз­дав «Краткий метод исследования умственной отсталости». Этот метод использовался независимо от возраста испытуемого. В него входило исследование 11 психических процессов, которые оце­нивались по 10 заданиям (всего 110 заданий). По сравнению с методикой Бине-Симона в методике Россолимо была сделана попытка ка­чественно-количественного подхода к оценке результатов работы ребенка.

Недостатки метода: Г. И. Россолимо не исследовал словесно-логическое мышление детей, не давал задания для установления их обучаемости.

 

Прочитайте и выделите основные черты

 

Но тесты не показывают динамики развития. На необходимость наблюдения за детьми указывали многие исследователи, занимавшиеся проблемами умственной отстало­сти (В.П.Кащенко, О.Б.Фельдман, Г.Я.Трошин и др.).

А. Ф. Лазурский (автор ряда тру­дов по изучению человеческой личности) создал специальную методику проведения целе­направленных наблюдений. Он изучал ребенка в деятельности в естественных условиях путем объективного наблю­дения в условиях естественного эксперимента. Преимущество такого эксперимента по сравнению с лабораторным наблюдением заключается в том, что он помогает исследователю получить необходимые ему факты путем специ­альной системы занятий в привычной для детей обстановке, где нет никакой искусственности.

 

Прочитайте и запишите главное

 

Особая роль в разработке научных основ диагностики детей с отклонениями в развитии принадлежит Л. С. Выготскому. Он отстаивал динамический подход к изучению детей, считая обязательным не только учитывать то, чего ребенок уже достиг в предшествующих жизненных цик­лах, но главным образом — установить ближайшие возможно­сти детей.

Положения Л. С. Выготского о зонах актуального и ближайше­го развития, о роли взрослого в формировании психики ребенка имеют большое значение. Позже, в 70-е гг. XX в., на основе этих положений был разработан чрезвычайно важный метод исследо­вания детей с отклонениями в развитии — «обучающий экспери­мент» (А.Я.Иванова). Этот вид эксперимента позволяет оценить потенциальные возможности ребенка, перспективы его развития, определить рациональные пути последующей педагогической ра­боты.

 

Запишите

Схему педологи­ческого исследования детей Л.С.Выготского (См. работу «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства»):

1. Тщательно собранные жалобы родителей, самого ребенка, воспитательного учреждения.

2. История развития ребенка.

3. Симптоматология (научное констатирование, описание и
определение симптомов) развития.

4. Педологический диагноз (вскрытие причин и механизмов образования данного симптомокомплекса).

5. Прогноз (предсказание характера детского развития).

6. Педагогическое или лечебно-педагогическое назначение.

7.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.22.189 (0.01 с.)