Структура органов государственного управления сельским хозяйством 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура органов государственного управления сельским хозяйством



 

В число федеральных органов исполнительной власти, действующих в области или в связи с сельскохозяйственным комплексом, можно включить почти все. Но наиболее связаны следующие.

 

Высшим федеральным орган исполнительной власти общей компетенции является Правительство РФ, как орган общей компетенции.

 

В число центральных органов исполнительной власти, действующих в области сельского хозяйства, входят: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации (Минсельхозпрод России), который действует на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 920, оно осуществляет функции государственного заказчика по закупкам и поставкам продукции в продовольственные фонды для федеральных государственных нужд; Министерство природных ресурсов Российской Федерации; Федеральная служба лесного хозяйства России.

 

Департамент ветеринарии Минсельхозпрода является специфичной организацией и положение о нем утверждено постановлением Совета Министров Правительства РФ от 16 ноября 1993 г. № 1162. Департамент ветеринарии возглавляет начальник, назначаемый и освобождаемый от должности Правительством РФ. Он является одновременно Главным государственным ветеринарным инспектором России.

 

Функции Федеральной продовольственной корпорации при Минсельхозпроде России постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. № 1224 переданы государственному унитарному предприятию “Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка” при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РФ. Среди других хозрасчетных организаций, не освобожденных также и от управленческих функций, можно привести в качестве примеров Финансово-промышленную группа “Союзагропром”, которая привлекается к формированию федерального фонда продовольствия на основании постановления Правительства РФ от 27 января 1996 г. № 62. Распоряжением Президента РСФСР от 29 октября 1991 г. “О Российской агрохимической компании” одобрена инициатива объединений, предприятий и организаций Государственной агрохимической ассоциации (Агрохим), расположенных на территории РСФСР, об образовании Российской агрохимической компании (Росагрохим), являющейся юридическим лицом.

 

Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно, — гласит п. 1 ст. 77 Конституции РФ 1993 года. Субъекты должны иметь свои конституции или уставы, структура органов управления сельским хозяйством в субъектах РФ определяется этими уставами или конституциями. Обычно это управления сельского хозяйства.

 

На уровне районов в областях обычно действуют органы, называемые управлениями или отделами сельского хозяйства или агропрома. Муниципальная собственность и местное самоуправление влияют на своеобразие управления сельским хозяйством в соответствии с их учредительными документами.

 

Низовым звеном, производителем продукции являются различные предприятия и организации, выполняющие основную работу по земледелию, сохранению урожая, переработке продукции. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. № 86 “О порядке реорганизации колхозов и совхозов” они преобразуются в акционерные общества. Предприятиями любых организационных форм являются и оптовые продовольственные рынки. Агроторги, организации на селе, в Московской области переданы из федеральной собственности в собственность Московской области. В соответствии с федеральным законом РФ № 193-ФЗ 1995 г. “О сельскохозяйственной кооперации” создаются колхозы, копхозы. Низовым звеном являются также частные и фермерские хозяйства. Государственные предприятия в соответствии с Гражданским кодексом должны иметь форму казенного предприятия. Правда, Президент РФ указом от 9 августа 1995 г. № 822 признал нецелесообразным создание в 1995 году казенных предприятий в агропромышленном комплексе.

 

Действует Федеральная целевая программа развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996-2000 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1996 г. № 1499, в которой запрограммировано производство основных видов продукции сельского хозяйства и потребность в капитальных вложениях. Это рассчитано Минсельхозпродом РФ и Ассоциацией крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России.

 

3. Административные полномочия органов управления сельским хозяйством связаны с регистрацией, лицензированием, контролем, надзором и правом применения административных взысканий.

 

Государственная хлебная инспекция при Правительстве Российской Федерации (Росгосхлебинспекция) действует на основании Положения о ней, утвержденного постановлением Правительством РФ от 19 августа 1994 г. № 971. В ее составе территориальные (региональные) органы в субъектах Российской Федерации, хлебоинспекционные пункты в морских и речных портах, на железнодорожных пограничных станциях. Возглавляет инспекцию главный государственный хлебный инспектор.

 

Государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники осуществляет Главная государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации (Главгостехнадзор России) на основании Положения о нем, утвержденного постановлением Совета Министров Правительства РФ от 13 декабря 1993 г. № 1291.

 

Составы административных правонарушение в сельском хозяйстве, виды административных взысканий и юрисдикционные органы по этим составам закреплены в статьях 96—102 КАП РСФСР. К ним относятся: потрава посевов, стогов, порча или уничтожение находящегося в поле собранного урожая сельскохозяйственных культур, повреждение насаждений (ст. 96), нарушение правил борьбы с карантинными вредителями, болезнями растений и сорняками (ст. 97 КАП); вывоз из пограничных морских и речных портов (с пристаней) завезенных из зарубежных стран материалов, не прошедших карантинную проверку и соответствующую обработку (ст. 98 КАП); непринятие землепользователями мер по борьбе с сорняками (ст. 99 КАП); ряд статей касается наказаний за незаконные посев, ненадлежащую охрану и выращивание наркотикосодержащих растений (ст. 99.1, 99.2 КАП); нарушение правил технической эксплуатации сельскохозяйственных машин (ст.100 КАП) и ряд правил по по карантину животных и правил по содержанию собак и кошек (ст. 101-102.1 КАП).

 

Дела по этим составам рассматриваются в основном административными комиссиями при местных администрациях, статьи 96 и 99 также и администрациями, а ст. 100 и 101 КАП соответствующими надзорными органами, Госсельтехнадзором и государственным ветеринарным надзором.

 

Тема 12

 

Управление образованием

 

1. Принципы организации управления образованием

 

Образование — это целенаправленный процесс обучения и воспитания населения страны в интересах человека, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов), записано в преамбуле Закона РФ “Об образовании”. Образование — не удовольствие отдельных эстетствующих личностей, а обеспечение соответствия населения уровню развития производительных сил в обществе. Целью реформы образования в Российской Федерации, по словам исполняющего обязанности Министра А.Н. Тихонова на коллегии Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации 31 марта 1998 г. является повышение социальной мобильности личности и изменение напряженной социально—психологической атмосферы в стране. Превращение России по чьему-то замыслу в страну платного приватизированного образования — это политический и социальный миф, — сказал он. Просто совершается переход от унифицированного образования к вариативному.

 

Статья 43 Конституции предоставляет каждому право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. Поскольку статья 13 Конституции признает в Российской Федерации идеологическое многообразие образование может проводиться с различными идеологиями, капиталистической, коммунистической, религиозной и другими.

 

Статья 14 Конституции провозглашает, что Российская Федерация является светским государством, религиозные объединения отделены от государства. Финансирование религиозных образовательных учреждений со стороны государства, таким образом, невозможно.

 

Основным источником права в изучаемой области является Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 “Об образовании”. Он изменен и дополнен Федеральным законом Российской Федерации № 12-ФЗ 1996 г. Действует федеральный закон РФ № 125-ФЗ 1996 г. “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”. Принята Программа “Развитие образования” (1993-1995 годы и на период до 2000 года)”. Среди источников права есть и международные соглашения. (Всемирная) Рекомендация о признании учебных курсов и свидетельств о высшем образовании представлена 27 сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО от 13 ноября 1993 г. Региональная конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах Азии и Тихого океана, — принята в г. Бангкоке 16 декабря 1983 г.

 

В Российской Федерации установлены следующие образовательные уровни (образовательные цензы):

 

1) основное общее образование,

 

2) среднее (полное) общее образование,

 

3) начальное профессиональное образование,

 

4) среднее профессиональное образование,

 

5) высшее профессиональное образование,

 

6) послевузовское профессиональное образование.

 

Система образования в Российской Федерации включает в себя в качестве компонентов:

 

  • образовательные программы и образовательные стандарты,

 

  • образовательные учреждения и органы управления образованием (ст. 8 Закона РФ “Об образовании”).

 

  • Образовательные программы делятся на общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные. К общеобразовательным программам относятся:

 

  • дошкольное образование,

 

  • начальное общее образование,

 

  • основное общее образование,

 

  • среднее (полное) общее образование.

 

К профессиональным относятся программы: начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего профессионального образования, послевузовского профессионального образования (ст. 9 Закона РФ “Об образовании”). То есть бакалавра и магистра закон не предусматривает. Однако постановлением Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 10 августа 1993 г. № 42 утверждено Положение о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого высшего образования Российской Федерации.

 

Действует классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования утвержден постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 1995 г. № 821, а государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования утвержден постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 940.

 

Своеобразным учреждением образования, новеллой в законодательстве РФ, стала семья. Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье (п. 3 ст. 52 Закона РФ “Об образовании”).

 

2. Система органов управления образованием

 

Общие вопросы управления образованием ст. 72 -е) Конституции РФ 1993 г. относит к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

 

В Российской Федерации создаются и действуют следующие государственные органы управления образованием:

 

  • федеральные (центральные) государственные органы управления образованием,

 

  • федеральные ведомственные органы управления образованием,

 

  • государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации.

 

  • Местные (муниципальные) органы управления образованием могут создаваться по решению соответствующих органов местного самоуправления.

 

На федеральном уровне важнейшим органом является Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации. 6 положение о котором утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1997 г. № 395. Главными его подразделениями являются департаменты общего образования и профессионального образования. Оно является государственным заказчиком по Программе “Развитие образования (1993—1995 годы и на период до 2000 года)”. Ведомственное образование ведется в большинстве федеральных органов исполнительной власти: МГИМО подчиняется МИДу, Институт физкультуры — Государственному комитету по физкультуре и туризму и т.д.

 

На уровне области и республики-субъекта Российской Федерации существуют Управления народного образования администрации области или министерство образования республики.

 

Основную работу по осуществлению образовательного процесса выполняют образовательные учреждения. Образовательное учреждение является юридическим лицом. Образовательное учреждение создается учредителем по собственной инициативе и регистрируется уполномоченным органом в заявительном порядке. Право на ведение образовательной деятельности возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения). Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается государственным органом управления образованием или органом местного самоуправления.

 

Права образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования, на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации, а также право образовательного учреждения на включение в схему централизованного государственного финансирования возникают с момента их государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации. Государственная аккредитация образовательных учреждений проводится федеральными и ведомственными государственными органами управления образованием или по их доверенности иными государственными органами управления образованием на основании заявления образовательного учреждения и заключения по его аттестации.

 

Аттестация образовательного учреждения проводится по его заявлению государственной аттестационной службой либо по ее поручению или по её доверенности органами государственной власти, органами управления образованием и органами местного самоуправления с привлечением ведущих образовательных учреждений, общественности. Целью и содержанием аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных стандартов.

 

Негосударственные образовательные учреждения могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.

 

Филиалы (отделения) образовательных учреждений проходят регистрацию по фактическому адресу, лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию в общем порядке, установленном для образовательных учреждений.

 

Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Разграничение полномочий между советом образовательного учреждения и руководителем образовательного учреждения определяется уставом образовательного учреждения.

 

Деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними. Финансирование образовательных учреждений осуществляется на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения. В отношении образовательных учреждений различного типа утверждены (типовые) положения: о дошкольном образовательном учреждении (постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. № 677), об общеобразовательном учреждении (постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 1994 г. № 1008), об учреждении начального профессионального образования (постановлением Правительства РФ от 5 июня 1994 г. № 650) и другие. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утверждено постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 26 июня 1993 г. № 597. Конкретное высшее учебное заведение действует на основании своего Устава. Правовое положение ректора государственного высшего учебного заведения Российской Федерации федерального подчинения является типовым на основании постановления Правительства РФ от 11 июня 1996 г. № 695.

 

Приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 24 февраля 1998 г. № 500 утвержден порядок приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации, учрежденные федеральными органами исполнительной власти. Обучение производится в соответствии с программами и учебными планами. В учебных заведениях могут быть организованы военные кафедры. Утвержден перечень военных кафедр при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, на которых осуществляется обучение студентов (курсантов) по программам подготовки офицеров запаса. Порядок присвоения офицерского воинского звания гражданам, успешно завершившим обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, и призыва их на военную службу регулируется указом Президента Российской Федерации от 9 января 1996 г. № 18. Федеральным законом Российской Федерации № 107-ФЗ 1996 г. “О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования” с 1 января 1997 г. установлено 3 процента от МРОТ в день.

 

3. Административные полномочия органов управления образованием

 

Органы управления образованием выполняют практически весь комплекс мер по организации образования от учреждения организаций образования до их ликвидации.

 

Учреждения среднего, высшего, послевузовского и соответствующего дополнительного образования в Российской Федерации лицензируются на основании приказа Госкомвуза РФ от 7 февраля 1994 г. № 108.

 

Временное положение о государственной аккредитации учреждений среднего и высшего профессионального образования в Российской Федерации утверждено постановлением Государственного комитета РФ по высшему образованию от 30 ноября 1994 г. № 6, а решением коллегии Госкомвуза РФ от 21 марта 1994 г. № 4/3 “О государственной аккредитации учреждений профессионального образования” аккредитация признана единственной формой признания статуса, типа и вида учреждений профессионального образования. Образовательное учреждение может быть лишено государственной аккредитации по результатам аттестации.

 

Положение о государственной аккредитации научных учреждений утверждено постановлением Правительства РФ от 11 октября 1997 г. № 1291.

 

Государство в лице уполномоченных государственных органов управления образованием в случае некачественной подготовки выпускников аккредитованными образовательными учреждениями вправе предъявить данному образовательному учреждению иск по возмещению дополнительных затрат на переподготовку этих выпускников в других образовательных учреждениях.

 

4. Подготовка кадров образования

 

Прогресс современного общества может иметь место только при опережающем развитии науки, деятельности кадров высшей квалификации. Направления государственной научно—технической политики на среднесрочный и долгосрочный периоды определяется Президентом РФ на основе доклада Правительства РФ, формируемого с учетом предложений субъектов РФ, записано в федеральном законе РФ № 127-ФЗ 1996 г. “О науке и государственной научно—технической политике”. Провозглашена государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки. Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 31 мая 1995 г. № 3 утверждено Положение о подготовке научно—педагогических и научных кадров в Российской Федерации.

 

Подготовка специалистов высшей квалификации проводится с учетом номенклатуры специальностей научных работников. По согласованию с Государственным комитетом РФ по высшему образованию, Высшим аттестационным комитетом РФ, Российской Академией наук и другими заинтересованными министерствами и ведомствами “Номенклатура специальностей научных работников” утверждена приказом Министерства науки и технической политики Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. № 24. В ней содержатся шестизначные шифры специальностей с отнесением их к отраслям науки, по которым присуждается ученая степень.

 

В период перестройки и реформ в связи с изменением структуры народного хозяйства есть необходимость переподготовки кадров. При увольнении по сокращению штатов государственный служащий имеет право на переподготовку, а администрация увольняющего органа обязана в две недели определить образовательное учреждение, где увольняемый будет проходить переподготовку, и оплатить его обучение.

 

Институт по переподготовке и повышению квалификации (ИППК) является широко распространенной формой систематического повышения квалификации специалистов народного хозяйства.

 

Основными источниками правового регулирования в области подготовки научных кадров высшей квалификации являются Положение о порядке присуждения научным и научно—педагогическим работникам ученых степеней и присвоения научным работникам ученых званий, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 24 октября 1994 г. № 1185 и Положение о Высшем аттестационном комитете Российской Федерации.

 

Положение о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоения научным работникам ученых званий устанавливает порядок присуждения ученых степеней доктора наук и кандидата наук, а также присвоения ученых званий профессора по специальности и старшего научного сотрудника по специальности лицам, имеющим глубокие профессиональные знания и научные достижения в определенных отраслях науки.

 

Диссертационные советы являются основным звеном системы аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, но действуют на общественных началах.

 

Государственный Высший аттестационный комитет Российской Федерации (ВАК России) является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим присуждение научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоение научным работникам ученых званий, и как правопреемник действует на основании Положения о Высшем аттестационном комитете Российской Федерации, утвержденного постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 22 февраля 1993 г. № 145.

 

Возглавляет ВАК председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ. В ВАКе формируется главный аттестационный орган ВАКа России — президиум. Состав президиума Комитета утверждается Правительством Российской Федерации.

 

Для научной экспертизы представленных диссертаций, а также для рассмотрения вопросов о присвоении ученых званий ВАК России создает экспертные советы из числа ведущих ученых и специалистов в области науки, техники, образования и культуры.

 

Тема 13

 

Управление здравоохранением

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.054 с.)