В чем же заключается материальная основа человеческой истории? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В чем же заключается материальная основа человеческой истории?



Лекция 1(10.02.12)

История как научная дисциплина

Вопросы:

1. Сущность формы и функции исторического знания.

2. Принципы научного исследования истории.

3. Понятие исторического источника. Типологическая классификация и научная критика источников.

4. Методы исторической науки.

5. Выдающиеся историки России.

История- одна из важнейших гуманитарных дисциплин, относящиеся к категории научных, из этого следует, что главная цель исторической науки (знания) выявить закономерности, присущие процессу развития человеческого общества на земле, с момента его возникновения до сегодняшнего дня.

«Отцом» исторической науки считается древнегреческий историк Геродот, живший в 5в. До н.э.

Слово «история» имеет два основных значения:

1. Знания потом, что было в прошлом.

2. То, что было в прошлом.

Наше знание потом, что было в прошлом существует в двух основных формах:

1. Устная – обыденное знание, которое присуще человеку органически и которое формируется в его сознании стихийно, как традиция;

2. Научное знание истории, как в совокупности крупных событий в жизни человечество, такая история всегда выступает в письменном виде, именно такую историю изучают как отдельную науку.

Функции исторической науки:

1. Познавательная

2. Коммуникативная

3. Ценностная

4. Прогностическая

5. Рекомендательная

6. Воспитательная

Принципы научного познания истории:

1. Принцип объективности- он требует исследовать всю совокупность фактов, относящихся к изучающему явлению, без единого исключения. Игра в примеры не допустима, с помощью примера можно убедить наивного человека, но нельзя что-либо доказать, аргументировать для научных исследований;

2. Принцип социального подхода к изучению любого исторического явления - этот принцип обязывает историков за любыми нравственными религиозными фразами, заявлениями, обещаниями рассказывать интересы тех или иных классов.

Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторической определённой системе общественного производства, по их отношению (большей частью закреплённому и оформленному закону к средствам производства, по их роли в общесвенной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, второй они располагают).

Классы – это такие группы людей, из которых одна может присваивать труд другой, благодаря различию их мест в определённом укладе общественного хозяйства.

3. Принцип историзма, заключается в том, что историк не должен забывать основной исторической связи, должен смотреть на каждый исторический вопрос с точки зрения того, как известные явления в истории возникло, какие главные этапы в своём развитии это явление происходило, и с точки зрения этого развития смотреть, чем данная вещь стала теперь.

Основным понятием исторической науки является понятие исторического источника.

Под историческим источником понимают всякий памятник прошлого, свидетельствующий об истории человеческого общества (древние предметы, орудия труда, сочинения древних авторов, легенды и мифы и т.д.).

Типы исторических источников:

1. Письменные

2. Вещественные

3. Этнографические

4. Устные

5. Лингвистические

6. Изобразительные

7. Кино-, фото-, фоно- документы

8. Информация в электронном виде, записанная на жёстких дисках компьютера, флеш-картах, компакт дисках и стримерах.

Историк не имеет права механически перенимать информацию в научный труд. Сначала он должен подвергнуть источник научной критике с тем, что бы выяснить его подлинность и достоверность, точность и объективность, социальная направленность, время возникновения и авторство.

Изучение исторических источников занимается особая историческая наука – источниковедение.

Методы исторического исследования:

1. Историко-генетический

2. Историко-сравнительный

3. Историко-типологический

4. Историко-системный

5. Идеографический(описательный)

Выдающиеся историки России

У истоков исторического знания восточного славянства, а значит и России, стоит монах Киево-Печерского монастыря последней четверти 11 начало 12вв. Нестор, видимо, ему принадлежит древнейшая из дошедших до нас общерусская летопись – повесть временных лет, составленная около 1113 года и дополненная продолжателем Нестора монахом Киевского Выдубицкого монастыря – Сильвестором до 1118г.

1. Становление истории как науки в России относится к 18 веку. Его родоначальником считается сподвижник Петра1 Василий Никитич Такищев, ему принадлежит первый труд под названием «История российская…» в пяти томах. Такищев заложил основы дворянской историографии истории России.
Историография- особая историческая наука, которая занимается изучением истории развития самой исторической науки.

2. Михаил Васильевич Ломоносов (18век, основатель антинормализма и первый критик нормализма).

3. Александр Николаевич Радищев (18 век, основатель реалиционно-посветительской историографии в России. Автор «Путешествие из Петербурга в Москву»

4. Продолжателем дворянско-монархического направления в историографии истории России был Николай Михайлович Карамзин (1766-1826гг. – автор 12-ти томной «Истории государства Российской…».

5. Начало буржуазного этапа в историографии истории России положил выдающийся историк Сергей Михайлович Соловьев (19век).

6. Его дело продолжил последний крупный представитель дореволюционной историографии Василий Осипович Ключевский, автор курса Русской истории.

После Октябрьской революции 1917г. до середины 30-х годов 20в. в стране работала старая школа дореволюционных историков. Во второй половине 30-х годов 20 века в историческую науку пришли новые кадры советских историков. Методологической основой их трудов стал марксизм. Первым историком советского марксизма стал Михаил Николаевич Покровский.

Крупнейшими советскими историками были: Б.Д. Греков, Михаил Николаевич Тихомиров, Борис Александрович Рыбаков, Исаак Израилович Минск, В.В.Седов.

Сегодня один из российских историков Игорь Васильевич Фраянов.

Научные познания истории

Вопросы:

1. Понятие истории. Развитие человеческого общества как естественный процесс.

2. Методология познания истории. Формационный и цивилизационный подходы.

3. Социальные классы и общечеловеческие ценности. Периодизация и хронология всемирной и отечественной истории.

История - процесс развития человеческого общества, протекающий в пространстве и времени, т.е. это то, что действительно было в прошлом, однако, история – это совокупность миллионов больших и малых событий, чтобы увидеть связь между ними, необходимо знать основные методологические подходы к историческим процессам.

На протяжении многих тысяч лет человечество не могло познать самого себя, потому что не понимало своей истории.

Научной методологией современной исторической науки является философский материализм, т.е. такое философское учение, которое признает первичность материи по отношению ко всем остальным объектам природы и человеческого сознания.

Философский материализм зародился в глубокой древности, однако до середины 19века, он ограничивается сферой природы и не стремиться приложить свои главные предложения, как истории общества. Причина этого заключается в том, что классический старый материализм был во многом механическим материализмом и не был в состоянии скрыть материальность общественных отношений. На первый взгляд и сегодня многим кажется, что история общества есть продукт сознательной деятельности людей, которые ставят перед собой вполне определённые цели и стремятся их достичь. Этот кажущийся примат сознательного в жизни людей и вводил в заблуждение большинство философов материализма.

 

Лекция 2. (17.02.12)

Это конечно не правильно. Оценивая общество, старые историки и философы считают, что идеи, разум, сознание составляют сущность человеческого общества и движут историческим процессом. Это тоже не правильно. В науке найти неправильный путь также правильно, как и найти правильный путь.

Перелом во взглядах на историю и общество произошёл в середине 19 века и был связан с новым материалистическим учением в обществе, которое создал выдающийся немецкий экономист философ историк Карл Маркс. Этот учёный (мыслитель) впервые обнаружил материальную основу в жизни общества и впервые показал, что именно материальные (экономические) условия жизни людей определяют характер общества и направления его развития.

Периодизация истории России

1. Первобытно общественно - экономическая формация (приблизительно с 1 века н.э – приблизительно 9 века н.э);

2. Феодальная общественно – экономическая формация (середина 9 века – 1861г.);

3. Капиталистическая общественно–экономическая формация (1861г. - октябрь 1917г.);

4. Эпоха раннего социализма (октябрь 1917г. – приблизительно 1991г.);

5. Капиталистическая общественно–экономическая формация (1991г. – по настоящее время).

Генезис и судьбы древнерусского государства и древнерусской народности (9-13вв).

В 2012 году отмечается 1150 -летний юбилей образования древнейшего русского государства.

Вопросы к теме:

1. Становление человечества. Великие цивилизации древности и возникновение ране-средневековых европейских государств. (для самостоятельной работы и обсуждения в семинаре).

2. Образование и развитие древнерусского раннефеодального государства с центром в Киеве.

3. Феодальная раздробленность Руси.

4. Борьба Руси за независимость в 13 веке.

5. Начало дифференциации древнерусской народности.

 

Древнерусское государство образовалось в середине 9 века н. э. в результате внутренних социально-экономических процессов, которые протекали в восточнославянском обществе, в 8 первая половина 9 вв.

В это время в ходе углубления процесса разделения труда возникли предпосылки для появления имущественного и социального неравенства и возникновение классов. Это были классы раннефеодального общества (феодалы и крестьяне). Древнерусское государство также было раннефеодальным государством во главе с великим киевским князем.

Единое древнерусское государство принято начинать с 882года, в этом году варяжский князь Олег, княживший в Новгороде силой и обманом захватил Киев, объявил его столицей нового государства – Руси и сказал при этом относительно Киева «да будет матерью городов русских». Олег провозгласил себя великим киевским князем, возложил на Новгород огромную дань, освободил от чужестранной (хазарской) дани поля, севера и вятичей и начал присоединение им соседних племенных территорий восточных славян.

Основоположником первой династии киевских князей - Рюриковичей, был князь Игорь, сын варяга Рюрика, которого Олег принёс на руках в Киев и оставался регентом до самой своей смерти.

Первой формой феодальной эксплуатацией древнерусского населения было полюдье, т.е. насильственное отчуждение части прибавочного продукта у населения.

В 945 году древляне убили князя Игоря. Который пожелал получить чрезмерную дань, его жена, княгиня Ольга, провела первую на Руси экономическую реформу. Она отменила полюдье и заменила его добровольной «повоза» дани, были установлены твёрдый размер дани «урок» и место её привоза – погосты.

 

Лекция 3(24.02.12)

В 980г Владимир предпринял попытку более 400. На высоком берегу Днепра были установлены главные языческие Боги, остальные запрещались. Реформа провалилась. В 988г Владимир крестил киевлян, а вслед за Киевом не добровольно окрестил всю Русь. Христианство было избрано в православном варианте.

Пришла книжность, более высокая византийская культура, секреты ювелирного мастерства. Русь была жестокой страной, будучи языческой. Святослав приказал умертвить 6000 пленников сжиганием на костре.

Было двоеверие и оставалось язычество. После смерти Владимира обострилась борьба за киевский стол, выиграл Святослав Владимирович (сын Владимира) - Ярослав Мудрый. При Я М был принят первый общерусский закон записанный на бумагу «Русская правда» 1019-1020гг. были и достоинства и недостатки.

1. Боролась с кровной местью и др.пережитками кровновного…

2. Главный источник по соц. структуре древнего общества. Свободные люди назывались людьми, побогаче- мужи. Смерды -крестьяне, не свободные сословия. Люди брали ссуду, их называли закупами (купа-долг, кредит), Русская Правда защищает закупов, долг надо было отработать, вернуть натурой или деньгами. Если уклонялись от уплаты, его можно было превратить в раба. Люди искали деньги за договор - рядовичи, были обязаны исполнить договор полностью. За убийство тиуна надо было выплатить 80 гривен, т.е. больше чем мужа. За смерть смерда платили 5 гривен. Бесправная категория населения, как объект права – холопы, без свободы, т.е. рабы. За убийство своего раба не было штрафа, за убийство чужого раба надо было заплатить 5 гривен.

В 1022 г были восстания холопов, восстания непринятия православия. Сыновья Ярослава Мудрого дополнили Русскую правду новыми статьями. Так в 1072г появилась вторая часть правда Ярославичей. 1013 г после закупов в Киеве, появился ещё один раздел Уста Владимира Мономаха.

В 15в появилась сокращённая редакция Русской правды, убрали неактуальные статьи.

Древнерусское гос-во было типичным феодальной монархией, князь из Рюриковичей. Князь рассматривал землю Руси как вотчину (неделимое владение), у князя были дети, племянники, в каждый город назначал своих родственников и менял местами. Князь опирался на старшую и младшую дружину. Старшая- многоплеменное боярство. Бояре платили налоги и подчинялись князю. Младшая-отроки, т.е. родственники князя, назначавшиеся на младшие должности, которых было мало.

В городах проживало купечество и ремесленники. В каждом городе была большая часть – детинец, где проживал князь или …. Кремляне. Опольный город вокруг детинца, где проживали ремесленники и купцы. В сельском населении были образованы общины, верьвь-измеряли землю.

Источником существования древнерусских бояр была рента. Множилось две формы феодального землевладения: вотчина (полная частная собственность, передавалась сыну, перераспределялась между) и надел общинного происхождения.

К концу 12в появляется ещё одна форма в северо-восточной Руси – поместье (кусковое земельное держание), земля использовалась за службу гражданскую или военную, после службы забирали.

В 10в. первое крупное землевладение, принадлежавшее князю, княживший домен. На протяжении 11в формируется княжеское вотчинское землевладение.

Затем возникает церковное землевладение, которое становится большей частью.

Рассвет Вледимира1 ЯМ

В 1054г Ярослав умирает и разделяет землю между сыновьями. До 1072 года братья жили дружно, потом мир прекратился. Каждый брат завидовал доли брата, это породило междоусобную феодальную войну. В это время со стороны степи появилась опасность, пришли половцы. Были набеги на Русь, но братья ссорились между собой. 1097г князь Владимир Всеволодович, внук Ярослава и сын Всеволода, призвал князей на съезд в Любичи к Мономаху. Братья совещались и решили: пусть каждый держит вотчину свою и не зариться на вотчину брата, это была форма юридически закреплённая. После съезда всё изменилось коренным образом. Земля закреплялась за каждым сыном. После съезда произошла феодальная раздробленность. Не успели князья доехать до замка, как стали нападения на чужую землю от братьев друг на друга.

Феодальная раздробленность была закономерным этапом древнерусской.

Причины, приведшие к распаду:

1. Рост крупного боярского землевладения

2. Успешное развитие новых городов, что подрывало роль экономики Киева и страны

3. Натуральное хозяйство Руси, которое не способствовало единому экономическому пространству

4. Экономический упадок Киева, вызванный затуханием торгового пути из варяг в реки и перенесение основных торговых путей на волжский торговый путь.

Политическая раздробленность привела к тому, что единая страна разделилась на ряд княжеств. В середине 12в их было около 15, а в 13в. около 50 княжеств. Главнейшими княжествами были: Киевское (раннефеодальная монархия), Черниговская (раннефеодальная монархия), Ростово-суздальское княжество (раннефеодальная монархия, опиравшаяся на служивое сословие), Галицко-волынское княжество (раннефеодальная монархия, ограниченная боярской думой), Новгородская (феодальная республика (с 1136г, боярская аристократическая республика)).

Политический распад.

Владимир Мономах стал киевским князем 1113г и княжил до 1125г. Он ещё смог удерживать Русь в единстве. После его смерти великим князем стал сын Мономаха - Мстислав Великий, он княжил до 1132г. При нём Русь тоже ещё прибывала в единстве, после его смерти страна распалась на отдельные княжества.

Таким образом, история древнерусского государства заканчивается 1132г, дальнейшая история Руси это сумма историй отдельных княжеств, которые часто претендовали на роль лидера и часто враждовали друг с другом. Однако сохранялось этническое единство древнерусской народности, общей была религия, культура, язык. Никто не знал где точные границы княжеств. Положительная сторона: у земли был хозяин.

Лекция 4(2.03.12)

С нашествием татаро-монгольского ига Россия стала отставать от других стран. Большое отставание было в экономике. В результате монгольского нашествия резко изменилась геополитическая ситуация. Воспользовавшись ослаблением Руси литовские феодалы начали экспансию на Юг. На протяжении второй половины 13 начала 14 веков, они захватили Белоруссию и Украину, граница Литвы прошла по Чёрному морю. Одновременно польские феодалы захватили галицко-волынскую землю(княжество), а затем протянули руки и к тем землям, которыми владела Литва.

В 1569г. Литва и Польша заключили новую называемую Любленскую унию, в результате которой в Европе возникло новое государство – Речь Посполитая. Это было очень агрессивное гос-во польско-литовских монахов, с которым Россия воевала до конца 18 века. Русские земли в составе Речь Посполитой оказались оторванными от исконно-русских земель на северо-востоке. В условиях изоляции западной, южной и северо-восточных русских земель изменился ход этнического и языкового развития. В условиях изоляции стали постепенно формироваться три братских восточно-славянских народа – приемников бывшей единой древнерусской народности - велико-русский на севере - востоке, белорусский -на западе и украинский на юго-западе. Таким образом, дифференциация древнерусской народности и формирование трёх современных восточно-славянских народов не были исторически предопределены. Они явились результатом обычной исторической случайности. Не было б монгольского нашествия и было бы одно большое русское государство.

После монгольского нашествия и разорения основных русских земель активизировалась агрессия враждебных в Руси государств на севере и северо-западе. В 1240г в устье Невы с целью захвата Новгорода высадились Шведы. Они были быстро разгромлены новгородским князем Александром Ярославичем (Невским). В 1240г на псковскую землю вторглись немецкие рыцари крестоносцы. Захватили Изборск и Псков. В 1242г они были разгромлены на льду Чудского озера Александром Ярославичем Невским (ледовое побоище). Окончательно немецкие рыцари, объединенные в ливонский орден, были разгромлены Иваном Грозным в ходе 25ти летней Ливонской войны за выход Росси в Балтийское море.

После литовского завоевания на Руси оставались только два выдающихся политических деятеля: Александр Невский и Данила Галицкий. Их отношение к Орде было различным. Данила не покорился татарам и требовал продолжения войны. Невский Александр считал, что Русь к войне не готова и дальнейшее сопротивление монголов может привести к физическому уничтожению древне-русского народа. Он поехал в Золотую Орду, к Батыю и признал зависимость от Орды и согласился выплачивать Дань. Невский поступил правильно, из двух зол он выбрал меньше. Он объяснял Галицкому, что Шведы и немцы страшнее татаров, т.к. не забрали землю и оставили веру.

К 1242г немецкие рыцари физически уничтожили почти всех северных славян. Сотни славянских племён были вырезаны. Земли племён были объединены в Пруссию.

В 1596г была подписана брест-литовская которая провозгласила….

Объединение русских земель вокруг Москвы. Образование и укрепление единого российского государства.

Вопросы:

1. Мировая экспансия европейских держав и геополитические условия образования российского государства (для самостоятельной работы).раскрыть международное положение Руси после монгольского нашествия. Русь между ордой.

2. Северо-восточная Русь. Возвышение Москвы. Свержение татаро-монгольского ига и образование единого российского централизованного государства.

3. Реформы Ивана 4 Грозного и укрепление самодержавия. Территориальный рост страны.

4. Смутное время и его последствия.

5. Становление династии Романовых. Зарождение буржуазных элементов в общественном производстве. Эволюция монархии и крепостного права. Вхождение левобережной Украины в состав России. Выход России к берегам Тихого океана.

6. Характерные черты и особенности российского развитого феодализма(самостоятельная работа).

Междуречье Волги и Оки исконно населяют финно-угорские (финны и венгры) народы. Частично они были ассимилированы вятичами и криничами на протяжении 10-12вв. и вошли в состав Ростово-суздальской, а позднее – Владимиро-суздальской земли и княжества.

В 13веке дробление северо-восточной Руси достигло апогея. В 1247г. образовалась самостоятельное Тверское княжество, а в 1276г. в бассейне Москвы реки – самостоятельное Московское княжество. Его столица – город Москва возникла на месте феодального замка боярина Кучки. Москва впервые упоминается в летописи под 1147году в связи с именем князя Юрия Долгорукого. Его приемники князья Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо способствовали укреплению Владимиро-суздальского княжества, но не смогли предотвратить процесс феодальной раздробленности и выделений в частности московского княжества.

Родоначальником московской династии князей стал младший сын Александра Невского, Даниил. Ранее история Москвы – это непрерывная борьба с Тверью за господство в регионе, она завершилась в 1327г победой Москвы после того как Иван первый Данилович разгромил Тверское княжество вместе с монголами за неуплату ордынского выхода. После этого события в 1332г Калита получает титул (ярлык) великого князя и права собирать дань со всех русских земель.

Иван первый собирал эту дань с невероятной жестокостью, исправно платил ордынский выход. Дружил с Ордой, однако, часть дани оседало в Москве на эти деньги Иван скупал новые земли, мелкие княжества, у него всегда водились деньги, за что он и получил прозвище Калита, т.к. собирал больше, чем надо было. Грабил и собирал больше лишь бы разбогатеть.

Иван первый умер 1340г. Его сыновья-приемники Семён гордый и Иван второй Красный продолжали ту же политику, что и отец. Правители они были слабые, но зато татары вплоть до смерти Ивана второго 40 лет не приходили на Русь большими нашествиями. За эти 40 лет и Русь и Москва окрепли. Сын Ивана второго-Дмитрий Иванович стал князем в 9 лет и княжил 30 лет на Москве(1359-1389). Ему так же пришлось выдержать борьбу за владимирский ярлык с нижегородским и тверским княжеством. Столица Руси- Киев была разгромлена, где ничего не было. Постепенно вся жизнь южно-русского региона переселялись на северо-восток. Новой Руси нужен был какой-то общегосударственный цех, т.е. столица, а Киев не мог быть, мог быть Владимир, он и стал второй столицей Руси, там основался князь Владимир 1280-1300г переехал митрополит и Владимир стал центром русского православия, затем митрополит Пётр перебрался в Москву к Калите, Москва стала центром русского православия. Татары признали Владимира как столицу и князя наградили ярлыком. Князья другие пытались купить ярлык, Калита перекупил ярлык владимирский, но сидел в Москве. Татары передали Ярлык нижегородскому князю, потом тверскому и т.д…..

С помощью бояр московского духовенства и Дмитрию Ивановичу удалось победить нижегородское княжество и тверское и вернуть владимирский ярлык в Москву. В 1367г деревянный кремль в Москве был заменён белокаменным кремлём.

Одновременно с объединение и выселение Руси в орде нарастал распад. За 20 лет там сменились 25 ханов. Руководил борьбой терник (татар.тьма) Мамай, он был интриганом, политиком, настраивал ханов против друг друга. Все 25 ханов называли Мамаевы цари. Сам Мамай не мог стать ханом по завещанию Чингисхана, о том что хан должен быть из рода Чингисхана.

В 1370г Дмитрий Иванович отказал в выплате дани. Несколько лет татары уговаривали, а Дмитрий упрямо отказывался. В 1377г татары отправили на Русь карательные войска, а Дмитрий Иванович отправил на встречу русское войско. Русские пришли поздно вечером на реку Пьяну с тяжёлой дороги, поели кашу и уснули, где попало, оружие и всё остальное лежало вместе. С утра на спящий лагерь напали татары и перерезали 7000 человек. Но Дмитрий снова отказался платить дань.

В следующем 1378г татары снова пошли на Русь, требовать выход, теперь Дмитрий Иванович сам повёл дружину. Русский и татары встретились на реке Гожа, здесь произошло первое сражение русских с татарами в правильных боевых порядках. Хан Белич был на голову разгромлен русскими дружинами. По оценке Маркса бита на реке Гожа была первой победой русского оружия над татарами в правильном сражении. После этого Мамай стал готовить большой поход на Русь равный походу Батыя. Он собрал огромное войско до 100тыс. человек, включил в него наёмную тяжело-вооружённую пехоту с Крыма. А так же заключил союз с литовским королём Ягайлом, с тем чтобы нанести удар по Руси с двух сторон: литовцы с северо-запада, а монголы с юго-востока. Рязанский князь Олег, которому было хуже всех, он был между ордой и Москвой, вовремя сообщил Дмитрию Ивановичу о планах Мамая. По призыву Москвы в колонну стали собираться полки с городов северо-восточной Руси. Дмитрий Иванович решил не допустить одновременного нанесения двух ударов Литвой и ордой. Из колонны русский дружины быстро пошли на Дон, подойдя к Дону, Дмитрий Иванович и младшие литовские князья Оргейдовичи решили не дожидаться пока татары переправятся на левый берег дона, а самим переправится на правый берег к татарам-дикое поле, а все мосты переправы потом сжечь, чтобы назад ходу не было. Место переправы было выбрано таким образом, чтоб было напротив устья речки Непрявды. За них расстилалось небольшое и сильнопересечённое оврагами, ручьями, рощами Куликово поле, где будет дано генеральное сражение Мамаю. Было удобно, т.к. татары были на конницах, татары не умели сражаться в строю. Татары лишаются быстроты.

Русские дружины пришли на Куликово поле 7 сентября, построились в боевые порядки и легли спать в строю, со всем оружием. Утро 8 сентября выдалось очень туманным, туман стоял до 11 часов.

 

Лекция 5(16.03.12)

Через 4 часа сражение закончилось. Дмитрий Иванович находился в первых рядах полка, переодевшись в война и сражался. ДИ получил множество ударов, спасал доспех. Его вынесли с поля боя и положили возле дерева. Исход сражения решил засадный полк, который был в Дубраве. Когда татары должны были нанести удар, засадный полк нанёс удар в спину татар. Мамай побежал первый с поля боя. Татар гнали до речки. Сегодня Куликово поле первое ратное.

Причины победы куликовской битвы:

1. Победа над Мамаем показала, что татар можно разбить даже в большом сражении, если объединить силы.

2. Победа на Куликовом поле вывело именно Москву на первый план как бесспорного лидера и главу процесса. Никто не мог претендовать на русские земли. Литовцы не дошли до Куликового поля 40 верст.

3. Оказала громадное влияние на рост самосознания великорусской народности. Когда полки собирались в Калуге, то каждый полк именовался как своё княжество, а возвращались как единый русский народ.

За победу на Куликовом поле ДИ получил звание Донской.

1380г свергнуть иго не удалось. Через 2 года, в 1382г новый татарский хан Тахтамыш осуществил большой поход на Русь. Их не ожидали, они прошли Оку, прошли через степь, сжигая всё. ДИ узнал о татарах, когда они были в московском уезде. ДИ уехал из Москвы.

При отражении нашествия Тахтамыша, впервые было использовано огнестрельное оружие в 1382г. вскоре татары прислали своих людей на переговоры. Князя в Москве нет, тогда и повода для войны нет. Татры уехали, в городе был пир, но город охраняли. Утром татары приехали, заехали в город, приехало большое множество татар (тысячи), через пару часов татары сожгли Москву, всю летопись и все дома. Москвичи были вырезаны. Через неделю ДИ вернулся в город, где увидел разграбленную и разрушенную Москву.

Сын ДИ Василий первый вошёл в историю как спокойный рассудительный правитель, который следовал завещанию ДИ перед смертью. В 1389г ДИ написал чтоб Василий первый стал князем. Но он княжил не очень хорошо. В 1425г. он умер, новым великим князем стал его сын Василий второй Васильевич, по прозвищу тёмный годы княжения 1425-1462. При Василии втором решался вопрос: Как будет передаваться власть от одного князя к другому. Ещё при Рюриковичах земли Росси рассматривались как чья-то собственность, распределялось как лестница. Во главе любого коллектива и гос-ва должен непременно стоять самый старший в роде, семье и гос-ва, таким оказывался брат умершего князя.

В середине 15 века был спор из-за княжения. Это привело к 30летней войне, когда Василий второй терял власть, попадал в плен татарам, в плен к своим противникам, к своему дяде, к своим сыновьям, был ослеплён, сам ослепил своего противника из рода князя Юрия. В конце концов принял княжество Василий Косой. Москвичи изгнали Шемяку из Москвы, пригласили обратно Василия второго, и спустя 30 лет утвердился в Москве. Он внёс вклад в процесс создания великого русского гос-ва. При нём к Москве отошли практически все города северо-восточной Руси, он был неудачным полководцем, но очень прозорливым и умным политиком. При нём стали казнить врагов, так и в больших количествах.

В середине 15 века остро стал вопрос о существовании католичества и православной конфессии. В 1054г. единая христианская церковь раскололась окончательно на православную и католическую ветвь. Ватикан – глава католичества, многократно принимал попытки объединить христианство, но этому препятствовала Византия, она стала центром православия в мировом масштабе. В середине 15 века Византия переживала худшие времена, она ослабела, разложилась, потеряла почти все свои земли. Византийцы больше не могли противостоять натиску внешних врагов. Таким врагом стала Турецкая(османская) империя. Подошли к Византии и сказали сдаваться или всё равно завоюют. Византия попросила помощь у Папы Римского, который пообещал помощь за отказ православия. Греки подумали лучше отказаться от православия, чем от империи. В 1439 в городе Флоренция собрался Флорентинский собор, на котором была подписана Флорентийская уния, провозглашавшая целостность христианского мира.

Из Москвы на этом соборе присутствовал митрополит Иссидор. От лица Москвы подписал эту унию. Вернувшись в Москву, он сказал, что православия больше нет. Василий заслал митрополита в темницу, откуда тот с помощью друзей бежал. Это было в 1441г, в этом же году, Василий второй пригласил в Москву митрополитов и предложил им избрать главу русской православной церкви и провозгласить его Епископом. Митрополиты посовещались и решили, что митрополитом станет в 1441г. Иона, который стал Епископом, без согласования с Константинополем. С этого года русская православная церковь стала автокифальной, т.е. самоуправляемой, остаётся и по сей день.

В Константинополе папа пообещал помощь, но не прислал её, турки штурмом взяли Константинополь. Последний император погиб на улице города, его плащ нашли спустя много дней.

Падение Константинополя в 1439г под удар империи положило конец истории Византии. В эти годы в далёком псковском монастыре монах Филафей продумывал истории всего произошедшего. Он думал, каково же теперь будет место московского гос-ва в православном мире. Время на размышление у него было много. Пройдёт княжение Василия второго, Ивана 3, потом будет Василий третий, который получит от Филафея несколько писем, в котором будет изложена первая политическая доктрина русского гос-ва. Спустя много лет Филафей в письмах князю Василию 3 изложит своё видение произошедшей катастрофы. Его взгляды получит название теории Москва-третий Рим. Рассуждения очень простые: на земле существует 2 царства: царства человечества и божье, которое кочует и останавливается там, где больше вера. Те гос-ва, у которых много грехов получают наказание. Древний Рим, который распинал крестьян до 4 века до н.э., был наказан, он разделился на Южную и Западную. Второй Рим- византийская империя за предательство православия была наказана турками. А Москва была третьим Римом, а четвёртому и не бывать. При Борисе Годунове эту церковь станут возглавлять патриархи которые будут не хуже византийский императоров.

После смерти Василия второго престол перешёл в руки его сына Ивана третьего Великого, годы княжения 1462-1405г. при Иване третьем к Москве были присоединены самые сильные сторонники раздробленности, прежде всего Новгород Великий. Новгородские бояре заключили договор с литовцами против Москвы. Иван в ответ объявил Новгороду войну.

В 1471г. в битве на реке Шелонь новгородцы были разгромлены москвичами. В 1478г. после нового похода Ивана Третьего новгородцы полностью признали свою зависимость от Москвы и присягнули Ивану третьему словами «Вечью и колоколу вотчину нашей нови городу не быти, посаднику не быть». Так погибла новгородская феодальная республика. Земли новгородских бояр были розданы московским служивым людям, а новгородские князья были под Москвой.

Ещё до присоединения Новгорода к Москве отошли Ярославль и Ростов. В 1485г. по договору признала верховенство Москвы. С этого года Иван 3 включил в свой титул слова Государь всея Руси. Когда в Европе узнали про эти слова, то сильно встревожились. Первые встревожилась Литва, т.к. они удерживали древнерусские земли. Иван Третий заявил, что все эти земли надо вернуть. В 1500-1503 Иван провёл успешную войну с Литвой и вернул Москве Чернигов, Новгород-северский и ещё множество городов.

Завершение процесса объединения русских земель вокруг Москвы приходится на княжение сына Ивана третьего- Василия Третьего. В 1510г. присоединили Псков, в 1514 – Смоленск, в 1521 – Рязань. Так образовалась этническое и территориальное ядро единого российского гос-ва. В процессе его создания было наконец свергнуто и Ордынское Иго ещё в 1478г Иван третий прекратил выплату ордынского выхода, а когда посол Золотой Орды предъявил Ивану 3 татарскую грамоту с перечнем долгов, Иван при приёме посольства не сдержался, выхватил эту грамоту, разорвал и швырнул в лицо татарину, сказал, что выхода больше не получит. В ответ татарский хан Ахмат организовал в 1480г. большой карательный поход на Русь. Иван 3 перепугался, стал искать пути примирения с татарами а митрополит Иссиан, говорил, чтоб тот отдал войско ему, и поведёт полки к татарам. Русские войска пошли на Оку.

Русские дружины перешли Оку и выстроились вдоль левого берега речки Угра. В тех местах, где татары традиционно переходили Угру, чтобы перегодить русские заставы, и именно туда устремился Ахмат. Татары под



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.119.17 (0.065 с.)