Руководство к практическим занятиям 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Руководство к практическим занятиям



Министерство здравоохранения РФ

Тверская государственная медицинская академия

РУКОВОДСТВО К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ПО ОБЩЕМУ УХОДУ ЗА ХИРУРГИЧЕСКИМИ БОЛЬНЫМИ

 

Под редакцией доктора медицинских наук профессора Е.М.Мохова

Тверь 2004

ВВЕДЕНИЕ

 

Общий уход за больными (синоним: гипургия от греч. hypurgia – врачебная помощь) – медицинская деятельность, направленная на обеспечение оптимального гигиенического состояния и облегчения страданий заболевшего человека, а также на создание условий для его скорейшего выздоровления. Во время ухода используются различные меры воздействия на больного и окружающую его среду на основе ручного труда медицинского персонала.

В практической работе медицинских учреждений действуют две системы обслуживания больных: трехстепенная, при которой больного обслуживают врач, медицинская сестра и санитарка, и двухстепенная, при которой в обслуживании больного участвуют только врач и медицинская сестра, а санитарка выполняет практически лишь роль уборщицы. Каждая из этих систем имеет свои преимущества и свои недостатки. При трехстепенной системе обязанности по уходу за больным возлагаются не только на сестру, но и на санитарку, причем в определенных ситуациях последняя обслуживает больных самостоятельно, выполняя ряд действий, требующих компетенции среднего медицинского работника (кормление тяжелобольных, постановка компрессов, грелок и т.д.). Такая практика ведет к ухудшению качества выполнения врачебных назначений и манипуляций по уходу. Отрицательным моментом двухстепенной системы обслуживания больных является то, что при ней медицинская сестра вынуждена сочетать выполнение функций чисто медицинского характера с работой по уходу, не требующей медицинской квалификации (подача и мытье суден, мочеприемников и т.д.). Это приводит к перегрузке медицинской сестры, отражающейся на качестве выполнения ею своих основных обязанностей. Большинство организаторов здравоохранения считает оптимальным вариант двухстепенной системы обслуживания, при которой отдельные элементы ухода за больными, не требующие специальных медицинских знаний, выполняются санитаркой.

Повышению качества обслуживания больных способствует привлечение к уходу за ними специально подготовленных младших медицинских сестер.

Таким образом, основную нагрузку в работе по уходу за больными несет медицинская сестра. Поэтому в учебных заведениях, готовящих средних медицинских работников (училищах, колледжах) изучению указанного раздела медицинской деятельности уделяется самое пристальное внимание. В обязанности врача не входит непосредственное выполнение мероприятий по уходу за своими пациентами, это, однако, не означает, что он должен быть лишь сторонним наблюдателем процесса выхаживания больных. Так же, как и медицинская сестра, врач обязан иметь четкие представления об организации ухода и наблюдения за больными и уметь выполнять все осуществляемые при этом манипуляции. Младший и средний медицинский персонал должен видеть в лице врача старшего коллегу, компетентного во всех решаемых ими вопросах, способного в необходимых случаях придти им на помощь и словом, и делом. В связи с изложенным не вызывает сомнений настоятельная необходимость преподавания общего ухода за больными и в высших медицинских учебных заведениях.

Традиционно в вузах ведется раздельное преподавание ухода за терапевтическими и за хирургическими больными. При этом уход за хирургическими больными, обычно рассматривается как фрагмент курса общей хирургии. Необходимо подчеркнуть, что уход за хирургическими больными имеет ряд существенных особенностей. Они связаны прежде всего с тем, что в центре лечебных мероприятий у хирургических больных стоит оперативное вмешательство. Выполняемое с лечебными целями, оно, тем не менее, является агрессивным актом по отношению к организму человека. Уход за больным, призванный смягчить неблагоприятные последствия хирургической агрессии, во многом определяет течение послеоперационного периода и оказывает существенное влияние на результат лечения. В хирургических отделениях особое значение приобретают мероприятия по гигиене окружающей больного среды и профилактике внутрибольничной инфекции.

Уход за больными должен быть осмысленным. Поэтому в настоящем руководстве, излагая правила ухода, мы останавливаемся на теоретических предпосылках рекомендуемых мероприятий, а также затрагиваем вопросы патогенеза и клиники состояний, при которых указанные мероприятия осуществляются. Особое внимание уделяется описанию техники ряда медицинских манипуляций и процедур.

Изучение общего ухода за хирургическими больными должно стать методическим обоснованием предстоящей практики студентов в качестве младшего и среднего медицинского персонала. Надеемся, что знания и навыки по общему уходу за хирургическими больными пригодятся нынешним студентам и в будущей их профессиональной деятельности уже в статусе врача как основа для рациональной организации труда медицинских сестер и санитарок.

 

Глава 1.

УСТРОЙСТВО, ОБОРУДОВАНИЕ, ОСНАЩЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ХИРУРГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ. ПРОФИЛАКТИКА ВНУТРИБОЛЬНИЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ

Хирургическое отделение

 

Хирургическое отделение развертывается в больницах на 75 коек и более. Лечебные учреждения со сравнительно небольшим коечным фондом обычно имеют одно хирургическое отделение (на 40-60 коек). В крупных лечебных учреждениях, как правило, бывает несколько хирургических отделений. Нередко в больницах города хирургические отделения размещаются в отдельных зданиях. В больницах, имеющих несколько хирургических отделений, одно из них обязательно должно быть рассчитано на лечение больных с гнойными заболеваниями и гнойными послеоперационными осложнениями. В таких больницах могут также создаваться специализированные хирургические отделения: травматологическое, урологическое, сердечно-сосудистой хирургии, хирургии легких и др. Для выполнения больным хирургических операций, развертывается специальный комплекс помещений, называемый операционным блоком. Существует две системы размещения операционного блока: децентрализованная и централизованная. При первой из них операционный блок развертывается отдельно для каждого хирургического отделения, при второй - для всех хирургических отделений вместе. Централизованную систему предпочтительно использовать в крупных больницах, имеющих несколько хирургических отделений. Если последние сосредоточены в отдельном корпусе, для операционного блока обычно выделяется целый этаж, чаще верхний.

Хирургическое отделение имеет палаты для размещения больных, сестринские посты, перевязочные, процедурные, клизменную, ординаторскую, кабинет заведующего, комнаты старшей сестры и сестры хозяйки, столовую, помещения для сортировки и временного хранения грязного белья и предметов уборки, ванную, санитарные узлы и туалеты, подсобные помещения. В клиниках выделяют помещения под кабинеты профессора и доцента, комнату для ассистентов, учебные комнаты.

Размещение больных хирургического стационара проводится с учетом характера их заболевания и тяжести общего состояния. Так в общехирургическом отделении должны размещаться раздельно пациенты с гнойными процессами и пациенты, готовящиеся к плановым операциям и перенесшие плановые и экстренные вмешательства при отсутствии гнойных осложнений в послеоперационном периоде. Это делается в целях предупреждения распространения инфекции. Тяжелые больные требуют размещения в одно - двухместных палатах, палатах-изоляторах. В современных крупных больницах особо тяжелые больные лежат в реанимационном отделении, предназначенном не только для хирургических больных, но и для всех других пациентов, требующих интенсивного лечения (см. главу 14).

Палаты хирургического отделения снабжаются функциональными кроватями, позволяющими придать больному в постели различные положения и легко передвигающимися. У каждого больного должна быть своя прикроватная тумбочка для размещения личных вещей. Для больных с постельным режимом желательно иметь подъемные надкроватные столики. Необходимо чтобы палаты снабжались сигнализационным устройством вызова медицинского персонала.

Сестринский пост обычно располагается в коридоре так, чтобы обеспечить хороший обзор палат. Расстояние от поста до наиболее удаленной палаты не должно превышать 27-30 м. Пост оборудуют шкафами для хранения медикаментов, предметов ухода за больными. Обычно на посту имеется также специальный стол, в ящиках которого хранится документация (листы врачебных назначений, журнал передачи дежурств, журнал для записи больных, готовящихся к обследованию различными методами и др.). На виду у постовой сестры должно быть табло сигнализационной системы с номерами палат.

Перевязочные предназначены для проведения больным перевязок и других манипуляций. В общехирургическом отделении организуют 2 перевязочные: "чистую" и "гнойную", которые должны находиться в соответствующих отсеках отделения.

Об устройстве, организации работы перевязочных и операционного блока будет сказано ниже (см. главу 4).

Процедурная - это помещение, в котором проводятся: забор крови из вены на анализы, внутривенное введение лекарственных веществ, заполнение систем для трансфузий, определение группы крови и резус-фактора, выполнение проб на индивидуальную совместимость крови. Процедурная должна иметь площадь не менее 15 кв.м., хорошо освещаться, снабжаться теплой и холодной водой. Стены и пол процедурной должны быть удобными для механической уборки. Оборудование процедурной: шкаф или стол для хранения медикаментов; биксы со стерильными перевязочными материалами, шприцами, иглами, системами для внутривенных вливаний; штативы для инфузий; штативы с чистыми пробирками, предназначенными для забора крови; набор для определения группы крови; холодильник для хранения крови, сывороток и медикаментов; столик для проведения внутривенных инъекций; кушетка, обтянутая клеенкой; табуреты или винтовые стулья; стол, в котором хранится медицинская документация (журнал для регистрации группы крови и резус-фактора, журнал для регистрации переливаний крови, плазмы, журнал учета забора крови для биохимических исследований и др.).

Клизменная - специальное помещение площадью не менее 8 м2 для производства клизм. Здесь можно также осуществлять промывание желудка, катетеризацию мочевого пузыря. В помещении ставится кушетка. Оно снабжается соответствующим оборудованием (устройство для проведения клизм, кружки Эсмарха, зонды и др.). В этом же помещении или рядом целесообразно иметь отдельный санузел с унитазом.

Ординаторская - рабочее место врачей, где они оформляют различную медицинскую документацию. В ординаторской расставляется необходимая для работы врачей мебель (столы, стулья, книжный и платяной шкафы), обычно оборудуется полка с отсеками по числу палат для хранения историй болезни. В хирургических отделениях, где пользуются большим количеством рентгенограмм, в ординаторской устанавливается панельный негатоскоп. Облегчают работу врачей селектор, телефон.

Комната старшей сестры обычно используется не только как ее рабочее место, но и как помещение для хранения медикаментов, других изделий медицинского назначения. Поэтому кроме обычной мебели в комнате старшей сестры размещают сейфы для хранения наркотических и сильнодействующих препаратов. Прочие лекарства, а также новые шприцы, иглы, зонды, катетеры и другие предметы хранятся в специальных шкафах или на полках и стеллажах. Старшая сестра ведет медицинскую документацию: журнал учета лекарственных средств, журнал учета больничных листов и др.

В комнате сестры-хозяйки обычно хранятся спецодежда медперсонала, белье для больных.

 

Внутрибольничные инфекции

 

Внутрибольничные инфекции - инфекционные болезни и раневые инфекции, присоединившиеся у пациентов стационара к основному заболеванию, а также заболевания медработников, возникшие в связи с лечением и уходом за инфекционными больными.

Источником внутрибольничной инфекции могут быть больные, госпитализированные в инкубационном периоде заразной болезни, больные с сопутствующими заразными болезнями, носители патогенных микроорганизмов среди больных, персонала, а также посетители больных.

Возникновение внутрибольничной инфекции связано с несвоевременными выявлением и изоляцией в стационаре инфекционных больных, недооценкой важности эпидемиологического анамнеза в отношении перенесенных ранее инфекционных болезней у поступающих больных, неправильным распределением больных в палатах, несоблюдением мер по обнаружению носительства возбудителей заразных болезней среди больных и персонала, невыполнением правил текущей и заключительной дезинфекции, неудовлетворительной санитарной обработкой больных. Развитию внутрибольничной инфекции способствуют снижение резистентности организма пациентов под влиянием основного заболевания, оперативного вмешательства, кровопотери, лечения иммунодепрессантами.

При приеме больного в стационар следует собрать исчерпывающие сведения о перенесенных им ранее инфекционных заболеваниях (болезнь Боткина и др.), выяснить, не общался ли он с заразными больными. Это необходимо для выявления лиц, которым должно быть проведено лабораторное исследование фекалий, мочи, мокроты, крови, мазка из зева и т.д. для выявления возбудителей заразной болезни. Прием в стационар больных с подозрением на заразную болезнь или бывших в контакте с инфекционными больными производится в боксах приемного отделения.

В стационаре должно быть обеспечено ранее выявление заразной болезни, присоединившейся к основному заболеванию, изоляция заболевшего, проведение необходимых при данной инфекции противоэпидемических мероприятий, например, обследование персонала и бывших в контакте с заболевшим других больных на носительство возбудителей; в случаях необходимости организуются обсервация, карантин.

При эпидемическом неблагополучии в населенном пункте, особенно в отношении воздушно-капельных инфекций (грипп), запрещается посещение больных.

Особое место среди внутрибольничных инфекций занимают вирусные гепатиты В, С и D и ВИЧ-инфекция в связи с возможностью передачи возбудителя с ничтожным количеством сыворотки крови больного. В профилактике этого заболевания чрезвычайно важное значение имеет тщательная обработка повторно используемых шприцев и игл.

Профилактика кишечных внутрибольничных заболеваний достигается проведением санитарно-гигиенических мероприятий, предотвращающих загрязнение возбудителями инфекции пищи, воды, предметов бытового и гигиенического обслуживания. Медперсонал, страдающий гнойно-воспалительными и кишечными заболеваниями, не должен допускаться к работе до полного выздоровления.

Специфические условия хирургического лечения, при которых у больных имеются открытые входные ворота инфекции в виде раневой поверхности, обусловливают возникновение внутрибольничных инфекций, характерных только для хирургического стационара. Современные внутрибольничные инфекции в хирургических клиниках проявляются в основном синдромом нагноений и септических поражений. Вызываются эти инфекции различными возбудителями - стафилококками, стрептококками, протеем, палочкой сине-зеленого гноя, клебсиеллами, серрациями и др. Особенно опасны возбудители газовой гангрены. Источниками патогенных микроорганизмов в хирургических стационарах являются больные с очагами хронической инфекции, трофическими язвами, с трахеостомой, каловыми свищами и др. Определенное значение в возникновении внутрибольничных инфекций придается обслуживающему персоналу, среди которого могут быть носители патогенных микроорганизмов. Носителями возбудителей могут стать и длительно лечащиеся пациенты вследствие контакта с больными, у которых имеются очаги хронической инфекции.

При распространении внутрибольничных инфекций в хирургических отделениях возможны воздушно-капельный, контактный и имплантационный пути передачи возбудителей. Заражение особенно опасно для больных со значительными дефектами кожи (ожоги, скальпированные раны, отморожения). Чрезвычайно восприимчивы к инфекции лица после пересадки органов и тканей, у которых искусственно подавляется иммунитет. Комплекс мероприятий, направленных на предупреждение попадания микробов в операционную рану называется асептикой. Профилактика внутрибольничной инфекции в хирургическом отделении состоит прежде всего в строгом соблюдении правил асептики. Для уменьшения загрязнения воздуха в операционных и перевязочных медперсонал должен носить специальные хирургические маски, необходимы кондиционирование воздуха с бактериальной очисткой, ультрафиолетовое его облучение. Для профилактики контактной инфекции следует тщательно обрабатывать руки хирурга и операционное поле. При операциях и перевязках надо полностью исключить возможность попадания микробов в рану с инструментов, белья и перевязочного материала. С этой целью последние перед использованием подвергаются стерилизации, т.е. полному освобождению от микробов и их спор. Стерилизация в лечебном учреждении чаще всего проводится путем воздействия на объект высоких температур (с помощью паровых и сухожаровых стерилизаторов). С целью профилактики имплантационной инфекции в хирургическую практику все шире внедряется шовный материал и эндопротезы, подвергнутые стерилизации гамма-излучением на заводе-изготовителе. Действенной мерой предупреждения распространения инфекции является применение медицинский изделий одноразового пользования (шприцев, игл, систем для инфузий, интубационных трубок и др.). Большое значение имеет правильная организация проведения операций и перевязок. Наиболее целесообразно развертывание изолированных гнойных отделений или, по крайней мере, наличие раздельных перевязочных, "чистой" и "гнойной", а также выделение специальных сестер и врачей для работы только с инфицированными больными.

Глава 2.

Гигиена питания

 

Гигиена питания как часть общей гигиены изучает все аспекты, напрямую связанные с питанием. Основной задачей гигиены питания является научное обоснование оптимального питания, способствующего физическому и умственному развитию, наибольшим трудоспособности и длительности жизни человека.

Все физические действия и биологические процессы человека совершаются за счет использования его энергетических ресурсов. Энергозатраты людей разных профессий варьируют в пределах от 3000 до 5000 ккал в сутки. У медицинских работников энергозатраты в среднем составляют около 3000 ккал в сутки. Для получения такого количества энергоресурсов необходимо, чтобы в пищевой рацион входило: белков - 118 г, жиров - 56 г, углеводов - 500 г. Гигиенически правильное питание определяется не только составом пищи, но и режимом питания, который включает в себя распределение суточного рациона и установление интервалов между приемами пищи.

Энергозатраты высоки во время работы. У персонала, работающего днем, на данное время приходится обед. Поэтому последний должен включать 45-50% калорийности суточного рациона. На завтрак должно приходиться около 30-35%, на ужин - 15-20%. Для персонала, работающего в ночное и вечернее время, рекомендуется завтрак в объеме 25-30% суточной калорийности, обед (за 2-2,5 часа до работы) - 40-45%, полдник - 10%, ужин - 20%.

При трехкратном приеме пищи интервалы между завтраком, обедом и ужином не должны быть больше 6-7 часов. В противном случае начинается "голодная" секреция, стимулирующая перистальтику кишечника с сопутствующими неприятными ощущениями. При четырехразовом питании интервалы между приемами должны составлять 4-4,5 часа.

Изменения режима питания приводят к нарушению установившегося ритма работы пищеварительного тракта. Отвлечение внимания от еды приводит к переключению анализаторов на другую деятельность и ослаблению роли условно-рефлекторной фазы пищеварения. Во время еды должны быть исключены торопливость, приводящая к плохому разжевыванию пищи, задержке ее в желудке, или растягивание приема пищи, которое удлиняет период повышенной секреции, в результате чего не появляется удовлетворения едой.

Набор необходимых продуктов разрабатывается на основе физиологических потребностей человека в разнообразных пищевых веществах, с учетом питательной ценности пищевых продуктов и влияния на их состав кулинарной обработки.

Следует также учитывать, что усвояемость продуктов растительного происхождения ниже, чем продуктов животного происхождения. Лучше, чем отдельные пищевые продукты, усваивается смешанная пища. Большое значение имеет витаминизация питания. Ее осуществляют за счет обогащения пищи витаминами или применения пищевых продуктов, сами по себе богатых витаминами. В гигиеническом отношении второй путь предпочтительнее, поскольку в натуральных продуктах витамины находятся в комплексе с другими питательными веществами, что обеспечивает хорошее их усвоение.

Пищевой фактор играет немаловажную роль в развитии заболеваний. Особенно часто они возникают на фоне алиментарной недостаточности. Человек в этом случае становится легко восприимчивым к инфекционным болезням, податливым к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды. Алиментарная недостаточность может быть вызвана:

- употреблением малокалорийной, неполноценной по составу пищи;

- недостаточным количеством вводимой пищи;

- нарушением усвоения пищевых веществ в желудочно-кишечном тракте;

- нарушением использования всосавшихся пищевых веществ;

- увеличением выделения пищевых веществ;

- увеличением общей или парциальной потребности организма в пищевых веществах (интенсивный рост, беременность, лихорадка);

- блокированием пищевых веществ антиметаболитами.

Для нормального прохождения физиологических процессов очень важен водно-солевой обмен. Нарушения в нем приводят к развитию ряда патологических синдромов. Примером может служить гипокалиемический синдром (дефицит калия), проявляющийся в виде тошноты, мышечной слабости, депрессии, нарушения сердечной деятельности. Избыточное употребление пищевых продуктов является причиной развития ожирения и других заболеваний.

В лечебном учреждении должны быть созданы нормальные условия для приема пищи персоналом (выделение специальных помещений; обеспечение возможности разогрева пищи, хранения скоропортящихся продуктов и др.).

 

Гигиена труда

 

Гигиена труда, или профессиональная гигиена изучает трудовую деятельность человека и окружающую производственную среду с точки зрения их возможного воздействия на организм, разрабатывает гигиенические нормативы и мероприятия, целью которых является обеспечение благоприятных условий труда. Гигиена труда медицинских работников исследует влияние на организм физических и химических факторов производственной среды (веществ для наркоза, шума, стонов больных и др.), разрабатывает гигиенические нормативы производственной среды (допустимую бактериальную загрязненность операционных, перевязочных палат и др.), изучает трудовые процессы и вызываемые им физиологические и патологические сдвиги в организме работника, разрабатывает рациональный режим труда и отдыха, мероприятия по предупреждению влияния производственных вредностей и улучшению условий труда, исследует состояние здоровья персонала.

Для персонала хирургического отделения установлен шестичасовой рабочий день. Работники рентгенологических кабинетов имеют пятичасовой рабочий день, четырехчасовой рабочий день медперсоналу предоставляется при работе в зоне повышенной радиоактивности. Таким способом можно добиться увеличения производительности труда и вместе с тем сохранения здоровья и работоспособности сотрудников.

Гигиена труда медицинского персонала зависит и от условий водоснабжения, канализации, освещения, отопления и др.

Вода выполняет гигиеническую роль в том случае, если она сама не способствует распространению инфекционных заболеваний, так называемых водных эпидемий. Водный путь распространения наиболее характерен для холеры, брюшного тифа, дизентерии, болезни Боткина. На состояние здоровья влияет минеральный состав воды. Например, недостаток йода вызывает развитие зоба, недостаток фтора способствует развитию кариеса и др.

Канализация (комплекс сооружений, предназначенных для сбора удаления и обезвреживания сточных вод) служит охране здоровья медицинского персонала от вредного влияния отбросов, нечистот, загрязняющих воду, почву и воздух.

При выполнении перевязок, других манипуляций, связанных с осуществлением ухода за больными, необходимо хорошее освещение объекта действий. Система отопления должна обеспечивать оптимальную температуру воздуха в холодное время года (18-20°). Более подробно о требованиях к гигиеническому состоянию помещений хирургического отделения будет сказано ниже (см. главу 3).

 

Личная гигиена

 

Личная гигиена - это отрасль гигиены, изучающая вопросы сохранения и укрепления здоровья человека путем соблюдения гигиенического режима его жизни и деятельности. В более узком смысле к личной гигиене относят гигиеническое содержание тела, белья, одежды, обуви, постельных принадлежностей, посуды.

Правила личной гигиены медицинского персонала отличаются спецификой, связанной с характером его деятельности.

Особое значение для медицинского работника имеет содержание в чистоте кожных покровов. Последнее способствует нормальному отправлению физиологических функций кожи, а также функций других систем организма. Чистота кожных покровов обеспечивается выполнением ряда гигиенических требований. Минимум один раз в неделю необходимо проводить общее мытье тела. Особо тщательный уход следует осуществлять за руками. Руки надо мыть до и после манипуляций, перед приемом пищи, после посещения мест общего пользования. Медперсонал должен оберегать руки от загрязнения в течение всего времени суток. Для этого при выполнении грязных работ необходимо пользоваться резиновыми перчатками. Ногти должны быть коротко подстриженными. При мытье рук рекомендуется пользоваться щеткой, которая позволяет лучше очистить подногтевые пространства и околоногтевые валики. Для профилактики сухости кожи рук ее следует смазывать жирными кремами. Если последних нет, то можно воспользоваться смесью глицерина и нашатырного спирта (3/4 глицерина и 1/4 нашатырного спирта).

Следует далее тщательно следить за гигиеническим состоянием волос на голове. Волосы накапливают пыль и вместе с ней большое количество микрофлоры. В хирургическом отделении есть опасность переноса этой микрофлоры в рану больного. Поэтому волосы должны быть чистыми, причесанными, необходимо избегать чрезмерно пышных причесок.

Рекомендуется соблюдать чувство меры в применении косметики и ношении украшений.

Очень важен уход за полостью рта, причем не только для сохранения зубов, но и для устранения запаха изо рта, Запах бывает обусловлен кариозными зубами, разложением остатков пищи, употреблением в пищу чеснока, лука, а также приемом алкоголя. Целесообразно воздержаться от употребления перед работой продуктов, приводящих к появлению запаха изо рта. Для санирования полости рта рекомендуется 1 раз в 6 месяцев обращаться к стоматологу.

Медперсонал должен находиться под диспансерным наблюдением, предусматривающим проведение профилактических осмотров один раз в полгода. Во время осмотров решаются все вопросы, касающиеся состояния здоровья каждого медицинского работника.

 

Гигиена одежды

 

В уходе за телом важную роль играют белье, одежда и обувь. Они обеспечивают чистоту кожных покровов и защиту тела от травматических повреждений. Положительным свойством материалов, из которых изготавливается одежда, считается возможность освобождения их от загрязнения при чистке и стирке.

Гигиенические особенности обуви определяются анатомо-физиологическими особенностями стопы, а также условиями жизни и профессиональной деятельности людей. Обувь должна отвечать определенным требованиям. Необходимо, чтобы она соответствовала форме и размеру стопы, не сдавливала ее и не вызывала потертостей. Обувь должна быть водоупорной, достаточно вентилируемой, мягкой, легкой. Нельзя изготавливать обувь из материалов, изменяющих свою гибкость после увлажнения и высушивания. Обувь не должна препятствовать удалению потовых выделений и затруднять теплорегуляцию. Одно из главных назначений обуви - защита конечности от механических повреждений.

На обуви могут находиться и переноситься с ней возбудители инфекции. Поэтому в лечебных учреждениях возникает необходимость ношения сменной обуви. Это обычные туфли или тапочки, которые медицинский персонал хирургического отделения надевает только на работе. Лучше всего иметь кожаную сменную обувь. Не следует носить в отделении тапочки из войлока и шерсти, так как эти материалы обычно сильно загрязняются микробами. При посещении операций на сменную обувь надевают бахилы, изготовленные из хлопчатобумажных или льняных тканей.

Во время работы в операционных и перевязочных медицинские работники должны пользоваться масками. Маски чаще изготавливаются из 4-6 слоев марли. Медицинской промышленностью выпускаются маски одноразового пользования. При одевании маски должны полностью закрывать рот и нос. Таким способом персонал защищает раны пациентов от попадания микробов во время кашля и при разговоре. Защита оказывается недостаточной при наличии у работника респираторной инфекции, поэтому персонал с острыми респираторными заболеваниями не допускается к работе в операционной. За соблюдением этого правила должны строго следить заведующий отделением и старшая операционная сестра.

Основным видом рабочей одежды персонала хирургического отделения является медицинский халат. Он предназначен для защиты личной одежды медицинского работника от загрязнения. Халаты шьют из легко очищаемой при стирке гладкой хлопчатобумажной ткани. Существуют халаты двух типов: хирургические, которые завязываются сзади, и терапевтические, застегивающиеся спереди. Рукава должны плотно, но не туго, прилегать к руке. Важно, чтобы халаты были просторными и не стесняли движений. Никаких украшений на халатах (кружев, сложных складок и т.п.) не допускается. Для удобства разрешается иметь на халате несколько карманов. Халат следует хорошо завязывать или застегивать (не носить нараспашку). Вместо халата можно пользоваться рабочим костюмом из хлопчатобумажной ткани. Костюм одевается на смену личной одежде в начале рабочего дня. Медицинские работники в хирургическом отделении носят также колпаки или косынки, прикрывающие волосы на голове. Халаты, костюмы, колпаки и косынки хранятся отдельно от личной одежды.

Личная одежда медицинского персонала должна соответствовать климатическим условиям. В хирургическом отделении не следует носить шерстяные вещи, так как они реже стираются и способны накапливать возбудителей инфекции.

В целях предупреждения загрязнения специальной и личной одежды инфекционным содержимым и выделениями больных персонал использует клеенчатые или полиэтиленовые фартуки, резиновые перчатки, которые после работы обеззараживаются.

 

Бациллоносительство

 

Бациллоносительство - это сохранение в организме человека и выделение в окружающую среду возбудителей заразной болезни без видимого клинического проявления заболевания. В хирургическом отделении бациллоносителями гноеродных микроорганизмов (стафилококка, стрептококка, кишечной палочки и др.) могут быть врачи, медицинские сестры, санитарки. У носителей возбудители выделяются через те же органы и системы, что и при явно выраженных клинических формах заболевания, например, при кишечных инфекциях возбудители выделяются с испражнениями, при капельных инфекциях - через дыхательные пути. Различают три категории бациллоносителей: 1) не болевшие в прошлом; 2) переболевшие и ставшие после этого носителями; 3) приобретшие иммунитет после перенесенной болезни в прошлом и ставшие носителями в результате нового заражения. Опасность бациллоносительства связана с тем, что лица, выделяющие возбудителей инфекционных заболеваний, являются потенциальным источником заражения окружающих здоровых людей. Бациллоносители из числа работников больницы могут стать причинным фактором массового заражения пациентов. Для профилактики последнего проводятся периодические обследования медицинского персонала на предмет бациллоносительства и выявления заболеваний. В случаях положительных результатов обследования проводятся оздоровительные мероприятия и лечение.

 

Глава 3

Глава 4.

Глава 5.

Глава 6.

Глава 7.

Гигиена нательного белья

 

У хирургических больных целесообразно ограничиться минимумом нательного белья (за исключением больных с общим режимом), так как последнее:

- неминуемо загрязняется и является потенциальным источником инфекционной опасности;

- требует достаточно частой замены, что неизбежно причиняет много беспокойства больному процедурой переодевания;

- часто собирается в складки, которые создают дополнительные неудобства и могут служить причиной развития пролежней;

- в той или иной степени затрудняет проведение гигиенических мероприятий, а также лечебных и диагностических манипуляций.

В особенности это касается очень или крайне тяжелых больных, двигательная активность которых ограничена пределами постели. Малейшие неровности на белье причиняют им дополнительные страдания. Кроме того мероприятия по гигиене тела у этих больных проводятся достаточно часто, и даже минимальная дополнительная травматизация (в частности, связанная с заменой белья) не желательна. Поэтому крайне тяжелые хирургические больные (например, в реанимационных отделениях) часто находятся без нательного белья. У менее тяжелых хирургических больных из нательного белья бывает достаточно одной нательной ("ночной") рубашки. Она должна быть удобной, легко заменяемой. Такая нательная рубашка шьется:

- из негрубой хлопчатобумажной ткани светлых тонов (хорошо впитывает пот, не нарушает дыхательной, терморегулирующей функцией кожи, на светлом фоне легко заметить загрязнения);

- свободного, простого ("мешковатого") покроя, не ограничивающего дыхательных движений;

- с достаточно большими прорезями для головы и рук;

- с минимальным количеством швов, "рубцами наружу";

- без застежек, завязок, пуговиц;

- по длине до верхней или средней трети бедер;

- светлых тонов (чтобы было легко своевременно заметить загрязнение).

Для тяжелобольных используются также рубашки в виде детских распашонок.

Смена нательного белья проводится индивидуально по мере надобности (при загрязнении), но в любом случае не реже 1 раза в неделю.

Больные с общим, полупостельным режимами, а также часть пациентов с обычным постельным режимом переодеваются самостоятельно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.174.168 (0.094 с.)