Глава 41. Лирика и поэмы XVI в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 41. Лирика и поэмы XVI в.



Английская литература эпохи Возрождения развивалась в тесной связи с литературой других европейских стран, в первую очередь гуманистической Италии. В течение всего XVI в. итальянская литература пользовалась особой популярностью в Англии, являясь излюбленным источником тем, сюжетов и форм для английских писателей. В подлинниках и переводах в Англии получили широкое распространение произведения Петрарки, Боккаччо, Ариосто, Тассо, различных итальянских новеллистов. "Италомания" была в это время настолько распространена в различных кругах английского общества, что Роджер Эшем в своем "Школьном учителе" сравнивал Италию с Цирцеей, пение которой заполонило все сердца и грозило, по его мнению, окончательной порчей нравов. Любители итальянской литературы, по его словам, "с большим почтением относились к "Триумфам" Петрарки, чем к книге Бытия, а новеллы Боккаччо ценили больше, чем библейскую историю".

Под влиянием итальянских образцов (а отчасти и французских, в свою очередь находившихся под итальянским воздействием) в Англии реформированы были многие литературные жанры и усвоены новые поэтические формы. Прежде всего реформа коснулась поэзии. В последние годы царствования Генриха VIII кружок придворных поэтов преобразовал английскую лирику в итальянском стиле. Важнейшими деятелями этой реформы были Уайет и Серрей.

Томас Уайет (Thomas Wyatt, 1503-1542) принадлежал к видной аристократической семье, учился в Кембридже и среди приближенных короля выделялся своей глубокой и всесторонней образованностью. В 1527 г. он посетил Италию, и это путешествие имело для него столь же важное значение, как и для Чосера. В Италии он познакомился с культурой Ренессанса, увлекся итальянской поэзией и старался подражать ей в собственном поэтическом творчестве. Основной темой ранней лирики Уайета являются тревоги и чаяния любви, воспеваемые им то с полной серьезностью, то полушутливо. Во вторую половину жизни Уайет исполнял ряд дипломатических поручений, живя то в Испании, то во Франции. Хотя и в эту пору любовные темы не совсем исчезли из творчества Уайета, но в его стихотворениях зазвучали более серьезные тона, в них нередко слышалось глубокое разочарование придворной жизнью, и вместо сонетов и любовных песен интимного содержания он чаще обращался к эпиграммам и сатирам. В 1540 г. Уайет вернулся на родину, был арестован и обвинен в государственной измене. После освобождения он удалился от двора в свои имения, написал здесь три сатиры по образцам Горация, Персия и современных ему итальянцев, где резко и с большой горечью критиковал придворную обстановку и нравы, противопоставляя им спокойную жизнь среди природы, вдали от двора и столицы.

Поэзия Уайета имеет книжный, искусственный характер. Большинство его стихотворений представляют собой подражания чужеземным образцам, прежде всего итальянским. Больше всего Уайет увлечен был поэзией Петрарки и под его влиянием ввел в английскую литературу форму сонета, до тех пор в Англии неизвестную. Из 32 сонетов, написанных Уайетом, 12 являются переводом сонетов Петрарки. Влияние Петрарки чувствуется также и в других произведениях Уайета. Однако Петрарка привлекал Уайета не столько свежестью и характером своих лирических переживаний, сколько присущей некоторым из его сонетов особой затейливостью и даже вычурностью формы словесного выражения. За сонетами Уайета, отличающимися некоторой искусственностью и тяжеловесностью, остается, однако, та заслуга, что они ввели эту форму в английскую поэзию, вызвав много подражаний. Кроме сонетов Уайет писал также, частью по французским образцам (Клеман Маро), рондо и оды (в его понимании - стихотворения любовного содержания, песни для исполнения в музыкальном сопровождении); в стихотворениях Уайета встречаются также подражания испанским и старым английским поэтам (Чосер).

Еще большее значение, чем лирика Уайета, имела поэзия его продолжателя и друга Серрея, Генри Говард, граф Серрей (Henry Howard Earl of Surrey, 1517-1547), принадлежал к одной из самых родовитых семей Англии и, подобно Уайету, испытал на себе все превратности жизни при дворе "кровавого" короля Генриха VIII. Будучи в течение ряда лет приближенным короля, он на основании нескольких сказанных неосторожных слов был обвинен в государственной измене и казнен в январе 1547 г. за несколько дней до смерти Генриха VIII, оказавшись одной из последних его жертв.

Поэтическая деятельность Серрея началась с подражания Уайету (которому он посвятил одно из лучших своих стихотворений) и его образцам. В Италии Серрей никогда не был, но глубоко проникся духом итальянской поэзии. Если Уайет еще покорно следовал итальянским образцам, то Серрей уже относился к ним более свободно, отклоняясь от строгой формы итальянского сонета, но следуя лирическому существу этого жанра, продолжая и совершенствуя его в английской поэзии. Значительная часть стихотворений Серрея посвящена любовным темам. Из других произведений Серрея следует отметить его перевод двух песен из "Энеиды" Вергилия, интересный не только тем, что он является одним из первых английских, вполне удачных и близких к подлиннику переводов латинского классика, но в особенности тем, что в этом переводе впервые в английской поэзии (под итальянским влиянием) применен белый стих (пятистопный ямб), который вскоре стал играть в Англии большую роль, главным образом в драматической поэзии (Марло и Шекспир).


Томас Уайет


Ф. Сидней. С миниатюры Исаака Оливера

Произведения Уайета и Серрея стали доступны более широкому кругу английских читателей, только когда они были опубликованы книгопродавцем Р. Тоттелем в 1557 г. вместе со стихотворениями многих других авторов (так называемый "Тоттелевский сборник"). Вслед за этой книгой стали появляться и другие аналогичные поэтические сборники. В особенности большим распространением, по образцу итальянской поэзии, стала пользоваться в Англии форма сонета. В конце XVI в. в Англии насчитывались уже десятки "сонетистов". К числу лучших авторов сонетов принадлежали Филипп Сидней, Эдмунд Спенсер и Шекспир.

Филипп Сидней (Сидни: Philip Sidney, 1554-1586) родился в родовом замке в Кентском графстве, в аристократической семье, учился в Оксфордском университете, по окончании которого назначен был членом посольства, отправляющегося во Францию. В Париже он продолжал учиться, вращался при дворе и свел знакомство с рядом французских писателей-гугенотов. Варфоломеевская ночь (24 августа 1572 г.) заставила его спешно покинуть Францию; так началась пора его странствований по Европе. Сидней отправился во Франкфурт-на-Майне, затем в Вену, посетил Венгрию, итальянские земли, Прагу, ряд немецких городов и через Голландию вернулся на родину. Можно сказать, что он исколесил всю Европу и посетил при этом все главные центры тогдашнего гуманистического образования и реформационного движения, горячим сторонником которого он был. В Англии Сидней был приглашен ко двору и здесь впервые увидел Пенелопу Девер, дочь графа Эссекса, которую он впоследствии воспел под именем Стеллы в сборнике сонетов ("Астрофель и Стелла", изд. в 1591 г.). Придворные интриги заставили Сиднея уединиться в сельском замке его сестры, здесь он написал наиболее важные из своих произведений - пасторальный роман "Аркадия", в который вплетено много его лирических стихотворений, и трактат "Защита поэзии" (1579-1580). Впоследствии Сидней возвратился ко двору, но в 1585 г. он присоединился к английским войскам, посланным в Нидерланды для борьбы против католической Испании, и был убит в одном из сражений.

Крупнейшим поэтом английского Возрождения является Эдмунд Спенсер (Edmund Spenser, 1552- 1599). Если предшественники его ориентировались главным образом на иноземные литературы, то он на основе тех же воздействий итальянской (и отчасти французской) поэзии попытался создать чисто английскую, национальную поэзию.

Среда, в которой Спенсер получил воспитание, мало чем напоминала обстановку, в которой жили Уайет, Серрей или Сидней. Он не был родом ни из аристократической, ни из состоятельной семьи, но в Кембриджском университете получил солидное классическое образование. В 1578 г. мы находим его в Лондоне, университетские товарищи ввели Спенсера в дома Сиднея и Лестера, через которых он, вероятно, получил доступ ко двору. К этому времени относится создание Спенсером "Календаря пастуха" и, вероятно, начало работы над поэмой "Королева фей". Так как Спенсер не был материально обеспечен, чтобы жить без службы, друзья выхлопотали ему место личного секретаря лорда Грея в Ирландии.

В 1589 г. Спенсер возвратился в Лондон и жил в самой столице или неподалеку от нее около десяти лет, всецело отдавшись литературному творчеству. В 1590 г. в Лондоне были изданы первые три книги поэмы "Королева фей", посвященной королеве Елизавете, которые принесли ему литературную славу. Несмотря на небольшую ежегодную пенсию, назначенную ему Елизаветой, материальные дела Спенсера шли далеко не блестяще, и он стал вновь помышлять о какой-нибудь служебной должности. В 1598 г. он был шерифом в небольшом ирландском местечке, но в этом году произошло крупное восстание в Ирландии. Дом Спенсера был разгромлен и сожжен, сам он бежал в Лондон и здесь вскоре умер в крайне стесненных обстоятельствах. Незадолго до смерти им был написан прозаический трактат "О современном состоянии Ирландии". Современники утверждали, что именно это сочинение, заключавшее в себе много правды о жестокой эксплуатации и разорении ирландцев английскими властями, было причиной гнева на Спенсера королевы Елизаветы, лишившей его всякой материальной поддержки.

Первыми напечатанными стихотворениями Спенсера были его переводы шести сонетов Петрарки (1569), позднее они были переработаны и изданы вместе с его переводами из поэтов французской "Плеяды". Большое внимание обратило на себя другое произведение Спенсера, замысел которого внушен ему был Сиднеем,- "Календарь пастуха" (1579). Оно состоит из двенадцати стихотворных эклог, последовательно относящихся к 12 месяцам года. В одной из них рассказывается о том, как пастух (под видом которого Спенсер выводит самого себя) страдает от любви к неприступной Розалинде, в другом восхваляется Елизавета, "королева всех пастухов", в третьем под видом пастухов выступают представители протестантизма и католицизма, ведущие между собой споры на религиозно-общественные темы, и т. д. Следуя модному в ту пору пасторальному жанру, стихотворения "Календаря пастуха" отличаются изысканностью стиля и ученым мифологическим содержанием, но вместе с тем они заключают в себе ряд очень живых описаний сельской природы.

Лирические стихотворения Спенсера по своим поэтическим достоинствам выше его ранней поэмы, они изданы были в 1591 г., после большого успеха первых песен его "Королевы фей". Среди этих стихотворений иные отзываются еще ранней учено-изысканной манерой ("Слезы муз", "Развалины времени"), другие отличаются искренностью тона и изяществом выражения ("Смерть бабочки"), третьи, наконец, своими сатирическими чертами (например, "Сказка матушки Губерд", в которой рассказывается притча о лисице и обезьяне).


Титульный лист первого издания 'Королевы фей' Спенсера

Сатирическими чертами отличается также поэма "Возвращение Колина Клаута" (1595). В основу сюжета поэмы положен рассказ о приглашении Спенсера Уолтером Рэли, известным мореплавателем, ученым и поэтом (в поэме Рэли фигурирует под вычурным именем "Пастуха моря"; он посетил Спенсера в Ирландии в 1589 г.) вновь посетить Лондон и двор Цинтии (т. е. королевы Елизаветы). В поэме рассказывается о приеме поэта при дворе и под вымышленными именами даются пестрые, живые характеристики близких к королеве государственных людей и поэтов.


'Рыцарь красного креста'. Из первого издания 'Королевы фей' Спенсера, 1590 г.

Однако самым популярным и наиболее прославленным произведением Спенсера была его поэма "Королева фей". Образцами для этой поэмы частично послужили поэмы Ариосто ("Неистовый Роланд") и Тассо ("Освобожденный Иерусалим"), но Спенсер многим обязан также средневековой английской аллегорической поэзии и циклу рыцарских романов о короле Артуре. Задача его заключалась в том, чтобы сплавить эти разнородные поэтические элементы в одно целое и углубить нравственное содержание куртуазной поэзии, обогатив ее новыми, гуманистическими идеями. "Под царицей фей я хочу вообще разуметь славу,- писал Спенсер о своей поэме,- в частности же я понимаю под ней превосходную и славную особу нашей великой королевы, а под страною фей - ее королевство". Он хотел придать своему произведению значение национальной эпопеи и поэтому создавал ее на основе английских рыцарских преданий и настаивал на ее учительном, воспитательном характере.

Сюжет поэмы отличается большой сложностью. Королева фей Глориана посылает двенадцать своих рыцарей уничтожить двенадцать зол и пороков, от которых страдает человечество. Каждый рыцарь олицетворяет какую-либо добродетель, подобно тому как чудовища, с которыми они борются, олицетворяют пороки и заблуждения. В двенадцати первых песнях рассказывается о двенадцати приключениях рыцарей Глорианы. Каждый рыцарь должен принять участие в двенадцати битвах и только после этого может вернуться ко двору королевы и дать ей отчет о своих подвигах. Один из рыцарей, Артегалл, олицетворяющий Справедливость, борется с великаном Несправедливостью (Гранторто), другой рыцарь, Гюйон, являющийся олицетворением Умеренности, борется с Пьянством и изгоняет его из храма Сладострастия. Рыцарь сэр Калидор, воплощение Учтивости, обрушивается на Клевету; характерно, что он находит это чудовище в рядах духовенства и после ожесточенной борьбы заставляет его умолкнуть. "Но,- замечает Спенсер,- в настоящее время, по-видимому, оно опять получило возможность продолжать свою плодотворную деятельность".

Моральная аллегория соединяется с политической: против Глорианы (королевы Елизаветы) выступают могущественная колдунья Дуэсса (Мария Стюарт) и Герион (король испанский Филипп II). В некоторых опасных приключениях рыцарям помогает король Артур (фаворит Елизаветы граф Лестер), который, увидев Глориану во сне, влюбился в нее и вместе с волшебником Мерлином отправился на поиски ее королевства. Поэма, вероятно, закончилась бы браком короля Артура и Глорианы, но она осталась незавершенной.

В рассказах о приключениях рыцарей, несмотря на то что Спенсер всегда придает им аллегорический смысл, много выдумки, занимательности и красивых описаний. "Королева фей" написана особой строфой (состоящей из девяти стихотворных строчек вместо обычной в итальянских поэмах октавы, т. е. восьмистишия), получившей название "спенсеровской строфы". Эта строфа была усвоена английскими поэтами XVIII в. в период возрождения интереса к "романтической" поэзии Спенсера и от них перешла к английским романтикам (Байрон, Китс и др.).

Широкое развитие в английской литературе XVI в. лирических и эпических жанров вызвало в это время интерес и к теоретическим проблемам поэзии. В последней четверти XVI в. появился ряд английских поэтик, обсуждавших вопросы английского стихосложения, поэтических форм и стиля. Главными из них являются "Искусство английской поэзии" (1589) Джорджа Путтенхема и "Защита поэзии" (изд. 1595 г.) Филиппа Сиднея. В первой автор, исходя из образцов античной и ренессансной поэзии, но с полным пониманием своеобразия английского языка, подробно говорит о задачах поэта, о содержании и форме поэтических произведений. "Защита поэзии" Сиднея, в свою очередь, исходит из античных и европейских ренессансных теоретических предпосылок о поэтическом творчестве и с этой стороны, между прочим, осуждает английскую народную драму шекспировской эпохи, но в то же время сочувственно отзывается о народных балладах и провозглашает реалистический принцип как основу поэзии. "Нет ни одного вида искусства, составляющего достояние человека,- говорит Сидней,- который не имел бы своим объектом явлений природы". Поэтики Путтенхема и Сиднея, вероятно, были известны Шекспиру.

Глава 42. Развитие романа

В XVI в. в Англии наряду с лирикой и поэмами развивается роман, существующий одновременно в различных формах, удовлетворяющих запросы разных социальных кругов читателей. В придворно-аристократической среде, той самой, в которой была популярна ранняя "итальянизированная" английская лирика, особенно привились учено-галантный и пасторальный романы, отличавшиеся большой изысканностью построения и стиля; запросам более широких читательских кругов отвечал роман, стремившийся отобразить профессиональную деятельность наиболее активных и деловых общественных групп - купцов, промышленников, а также трудовой массы населения - ремесленников и рабочих.

Первым английским романом эпохи Возрождения, получившим широкое распространение, пользовавшимся длительной популярностью и вызвавшим множество подражаний, был роман Джона Лили "Эвфуэс".

Джон Лили (John Lyly, 1554-1606), получивший классическое образование в Оксфордском университете, был также известен как драматург (см. гл. 43, § 3). Он усиленно добивался должности заведующего придворными увеселениями, однако, несмотря на успех своих пьес ("Александр и Кампаспа", "Сафо и Фаон", "Эндимион"), всецело рассчитанных на придворные вкусы, места этого не получил и умер в бедности.

Роман Лили "Эвфуэс" состоит из двух частей: "Эвфуэс, или Анатомия остроумия" (1579) и "Эвфуэс и его Англия" (1580).

В первой части романа действие происходит в Неаполе; здесь рассказана история знатной, красивой, но избалованной и капризной девушки Люциллы, которая, влюбив в себя двух друзей, Эвфуэса и Филавта, и рассорив их, в конце концов обманывает обоих и выходит замуж за другого, пустого и легкомысленного человека. Во второй части действие переносится в Англию, куда отправляются Эвфуэс и Филавт; здесь друзья испытывают ряд приключений, оказываются в Лондоне при дворе, вновь ссорятся между собой на почве различных галантных похождений, наконец, Эвфуэс, написав Филавту ряд писем, из которых одно является изысканным риторическим панегириком королеве Елизавете и ее придворным дамам, удаляется в горы и становится отшельником.

В этот несложный сюжет, развивающийся довольно непоследовательно, вплетен ряд эпизодов, имеющих самостоятельное значение. Включенные в повествование письма Эвфуэса нередко превращаются в целые ученые трактаты. Так, одно из них представляет, например, богословский диалог между Эвфуэсом и Атеистом, вывод из которого оказывается не в пользу последнего; в другом излагается целая теория воспитания в гуманистическом духе, выработки житейских правил и хорошего вкуса. Привлекательность этого романа для современников заключалась не столько в его сюжете, сколько в особенностях его стиля, еще в XVI в. получившего название "эвфуизма". Под "эвфуизмом" следует понимать возникшую под сильным итальянским влиянием цветистую, особо изысканную речь, в которой получают обильное и даже порой чрезмерное применение всевозможные риторические приемы - метафоры, сравнения, аллитерации, ассонансы, игра слов. Однако эти чисто орнаментальные приемы стиля не исчерпывают содержания "эвфуизма". Его основную конструктивную особенность составляет тенденция к ритмизации прозаической речи, особое членение предложений для придания им синтаксического параллелизма, таким образом, одна и та же мысль повторяется или противопоставляется в соседних предложениях два, три или большее число раз в сходной по конструкции форме, но выраженная иными словами. Отсюда подчеркнутая изысканность словаря и обилие параллельных рядов неожиданных сравнений, метафор и т. д. Так, например, Лили пишет в "Эвфуэсе": "Солнце сияет над мусором и не истощается, алмаз, находясь в огне, не портится, кристалл касается жабы и не становится ядовитым, птица Трохил живет в пасти крокодила и не становится его добычей, совершенный ум никогда не очаровывается добротой, никогда не соблазняется похотью". Материал для сравнений берется автором из средневековых трактатов по естественной истории типа "Физиолога" (отсюда взят в приведенной фразе пример о птице Трохил), из греческих ораторов, итальянской и испанской гуманистической литературы и т. д.

"Англичане хотят слышать более изящную речь, чем это дозволяет их язык",- пишет Лили в "Эвфуэсе". Изысканная проза, которой был написан этот роман, мало напоминавшая обычную разговорную речь, действительно показалась в Англии большой новостью, понравилась в среде гуманистически настроенной интеллигенции и особенно широко привилась при дворе и в аристократических кругах, скоро, однако, выродившись в настоящую претенциозность. Издатель сочинений Лили в XVII в. писал, что "все придворные дамы при дворе Елизаветы были ученицами Лили" и что "придворные красавицы, не умевшие говорить в эвфуистическом стиле, столь же мало пользовались уважением, как те, которые ныне (свидетельство это относится к 1632 г.) не умели бы говорить по-французски". Влияние романа распространялось, однако, значительно шире: "Эвфуэс" представляет собой ключ ко многим стилистическим особенностям произведений английской литературы последней четверти XVI столетия, в том числе и драматической, куда "эвфуизм" проник через посредство пьес самого Лили. Эвфуистическая манера речи сказывается в ряде пьес Шекспира первого периода его творчества, например в "Бесплодных усилиях любви", но уже в этой пьесе Шекспир осуждает эту манеру, осмеивая в лице дона Армадо модную придворную привычку доводить "эвфуизм" до карикатуры чрезмерной утонченностью и напыщенностью слога. От "орнаментальности" эвфуистической речи Шекспир освободился довольно быстро, осуждая

...весь этот сброд Тафтяных фраз, речей, из шелка свитых, Гипербол бархатных, сравнений книжных Надутого педантства.

("Бесплодные усилия любви", акт V, сцена 2)

Но конструктивные принципы "эвфуизма" - плавность фразы, наклонность к антитезам и метафорической речи - оказали на Шекспира сильное влияние; эти эвфуистические приемы явственно чувствуются даже в поздних его произведениях.

Другим английским романом, рассчитанным на утонченные придворные вкусы, явился пасторальный роман Филиппа Сиднея "Аркадия", написанный в один год с "Эвфуэсом", но изданный позднее (1590). Образцами для этого романа послужили два знаменитых пасторальных романа эпохи Возрождения - "Аркадия" итальянского поэта Саннадзаро и "Диана" испанского поэта Монтемайора. Подобно своим предшественникам в этом жанре, Сидней рисует идиллические картины из придворной и пастушеской жизни античной Греции, изображенной, разумеется, очень условно; однако, в отличие от названных произведений, "Аркадия" Сиднея обладает более запутанным сюжетом и с этой стороны роман приближается к авантюрным романам эпохи.

Содержание "Аркадии" составляют приключения двух друзей - фессалийского принца Мусидора и македонского принца Пирокла, которые терпят кораблекрушение у берегов Спарты, теряют друг друга из виду и, наконец, встречаются при весьма неожиданных обстоятельствах, влюбившись в двух сестер, Памелу и Филоклею, дочерей аркадского царя Базилия. Желая уберечь своих дочерей от развращающего влияния придворной жизни, Базилий воспитывает их в полном уединении. После ряда авантюр Мусидор женится на Памеле, а Пирокл получает руку Филоклеи. В прозаическое повествование вплетено много лирических стихотворений.

Традиции учено-галантного и пасторального романа в английской литературе продолжали Томас Лодж (Thomas Lodge, 1558-1625) и Роберт Грин (Robert Greene, 1558-1592), выступавшие одновременно и как драматурги. Лоджу принадлежат три романа. Лучший из них - "Розалинда" (1590), давший Шекспиру сюжет комедии "Как вам это понравится". В основу романа легло средневековое предание о Рамелине, которое Чосер знал, вероятно, из баллад и предполагал обработать в рассказе повара в своих "Кентерберийских рассказах". Под пером Лоджа это предание, однако, совершенно преобразилось и героический рассказ об отщепенцах общества, мужественно отстаивающих свои права, превратился в сентиментально-пастушескую идиллию с весьма условными пейзажами и характеристиками; однако именно в этой форме сюжет от Лоджа перешел к Шекспиру.


Титульный лист 'Аркадии' Ф. Сиднея, изд. 1590 г.

Все романы Лоджа построены по этому образцу, он не заботился ни об исторической правде, ни о воспроизведении действительной жизни, его стиль уснащен антитезами, сравнениями, цитатами из классиков и новейших иностранных поэтов.

В "эвфуистической" манере, хотя и более умеренной, чем у Лоджа, написаны также ранние произведения Роберта Грина. Он был очень плодовитым повествователем. В таких своих произведениях, как "Морандо, или Три части любви", "Мамиллия, или Зеркало английских дам", "Выговор Эвфуэса Филавту" и других, Грин обращает меньшее внимание на сюжет, чем на остроумный диалог, который чаще всего принимает у него форму спора на философские или житейские темы; причем он нередко впадает в проповеднический тон. В позднем творчестве Грина особую группу составляет ряд небольших повестей, в которых он отклоняется от прежней условной и галантной манеры и дает ряд бытовых картин действительной жизни, основываясь, быть может, на автобиографических воспоминаниях. В повестях 1592 г. "На грош мудрости, приобретенной миллионом раскаяний" и "Никогда не поздно", весьма сходных по своему сюжету, рассказывается о некоем юноше (в нем видят автопортрет Грина), который, попав в дурную среду, становится нищим, но спасен странствующими актерами; он делается драматургом, богатеет, устраивает свое семейное счастье, которое, однако, его не удовлетворяет, и он вновь начинает вести разгульную жизнь; раскаивается он, наконец, на смертном одре. Оба эти произведения интересны характеристикой лондонской богемы и преступного мира, который Грин, несомненно, хорошо знал. Последнее обстоятельство внушило Грину его серию небольших произведений - сборников рассказов и анекдотов, разоблачающих ловкие проделки воров и мошенников всякого рода.

К плутовскому роману испанского типа приближается также бытовой роман Томаса Нэша "Злополучный путешественник, или Жизнь Джека Уилтона" (1594), являющийся отдаленным предшественником романа Дефо. Томас Нэш (Thomas Nash, 1567-1601) был сыном сельского пастора, учился в Кембриджском университете, но, вероятно, не окончил его по своей бедности. С конца 80-х годов он поселился в Лондоне и жил, сильно нуждаясь, главным образом на скудные литературные заработки. Он писал сатиры на лондонскую жизнь (например, "Прошение Пирса Безгрошового к дьяволу"), литературные памфлеты против писателей и критиков своего времени. За свою пьесу "Собачий остров", в которой осмеяна была Англия, Нэш даже попал в тюрьму (пьеса эта до нас не дошла). Одним из важнейших его произведений был "Злополучный путешественник", которым Нэш положил основу английскому бытовому роману.

Герой романа юноша Джек Уилтон в начале повествования является пажом в свите короля Генриха VIII, стоявшего военным лагерем близ Турнэ во Франции. Первые главы романа изображают пестроту и распущенность лагерной жизни. Веселые проделки Джека носят, однако, не совсем безобидный характер. То заставляет он богатого, но скупого трактирщика, напугав его вымышленными опасностями, бесплатно раздать свои запасы солдатам; то Джек надувает и обкрадывает франтоватых канцеляристов; то он издевается над простоватым, честолюбивым капитаном. Из лагеря под Турнэ Уилтон едет на некоторое время в Англию, вновь возвращается во Францию и принимает участие в знаменитой битве при Мариньяно, сражаясь против швейцарцев в рядах французских войск короля Франциска. Затем он попадает в Германию, участвует в осаде Мюнстера, присутствует при сдаче города Иоанном Лейденским и коммуной анабаптистов, в качестве слуги графа Серрея едет в Италию через Голландию и немецкие земли; причем Серрей рассказывает ему историю своей любви к Джеральдине.

Характерно, что и в дальнейшем повествовании, несмотря на некоторые очевидные для нас анахронизмы, Нэш все время пытается изобразить частную авантюрную жизнь своего героя на фоне крупнейших исторических событий в Европе эпохи Возрождения и Реформации и той великой борьбы, которая происходила в эту пору. Идейный рост юноши все время ставится в зависимость от этого фона, изображенного в широкой исторической и географической перспективе, что значительно отдаляет роман Нэша от "плутовских романов" XVI в. Так, например, попав в Роттердам, Уилтон вместе с графом Серреем ведет ученые беседы с Эразмом и Томасом Мором, автором "Утопии"; в Виттенберге он присутствует на диспуте Лютера с Карлштадтом и на представлении местными студентами драмы о "блудном сыне", которое вызывает насмешки у англичан, привыкших у себя на родине к более высокому театральному мастерству. Путешественники навещают также Корнелия Агриппу, считавшегося "великим заклинателем духов и некромантом", и тот в волшебном зеркале показывает Серрею его возлюбленную - Джеральдину. Таким образом, в романе получают отражение гуманистическое движение, религиозные споры и суеверия этой эпохи.

Приключения Уилтона в Италии рассказаны особенно подробно. Побывав в Венеции и Флоренции и распростившись с Серреем, Джек попадает в Рим, где в это время свирепствует чума, описанная зловещими натуралистическими красками. Роман кончается тем, что Уилтон, выходящий из своего юношеского периода внутренне укрепленным и обогащенным опытом жизни, возвращается к себе на родину и готовится зажить здесь более спокойной и честной жизнью.

Таким образом, Нэш не имел в виду описать жизненный путь "плута" в испанском смысле этого слова. История Джека Уилтона напоминает "плутовские романы" лишь цепью приключений, связанных личностью одного героя. В пестрой и быстрой смене отдельных эпизодов романа Нэша нигде не ослаблено внимание ни к главному действующему лицу, ни к раскрывающемуся перед ним зрелищу жизни; в романе часто проглядывает сатирическое отношение к действительности, но автор не изображает односторонне лишь ее смешные стороны,- он дает также серьезные и глубокие картины трагического в человеческом существовании той поры.

В конце XVI в. с бытовыми романами особого типа, всецело рассчитанными на читателей из ремесленников, промышленных рабочих и т. п., выступает Томас Делони (Thomas Deloney, ум. ок. 1600 г.). Жизнь его малоизвестна. По-видимому, он происходил из ремесленной среды, некоторое время был ткачом, затем сделался странствующим певцом-поэтом и в 80-90-х годах приобрел известность как автор и певец баллад и как памфлетист. В 1596 г. Нэш в одной из своих брошюр называл Делони "балладником - ткачом шелка" и посмеивался над тем, что у него "достанет рифм для всякого чудесного события". Баллады Делони действительно представляют собой стихотворные отклики на различные события текущей жизни, но для этих баллад Делони умел выбирать и такие современные или исторические темы, которые имели особенную общественную остроту. Этим он обратил на себя внимание властей; за одну из баллад ("Баллада о неурожае") против него было возбуждено даже судебное преследование, так как эта баллада, по словам официального документа, была полна "возмутительных выражений, грубо преувеличивающих недовольство толпы, в целях вызвать смуту". В других балладах Делони воспел одного из вождей крестьянского восстания XVI в.- Джека Строу, гибель "Непобедимой армады" и т. д. Не все баллады Делони дошли до нас, но около пятидесяти сохранилось в различных сборниках и лубочных изданиях.

Романы Делони в верхних слоях английской литературы XVI в. прошли малозамеченными, но то, что они имели свой собственный и весьма обширный круг читателей, доказывается значительным количеством их переизданий. Первый из этих романов, "Занимательная история Джона Уинчкомба, в его юные годы называвшегося Джеком из Ньюбери" (1597), посвящен "всем работникам английского сукна" и повествует о том, как рабочий по выделке шерсти Джек разбогател и сделался "достославным и почтенным английским суконщиком". Делони основывался в своем рассказе на действительной истории одного богатого суконщика Уинчкомба, имевшего свое предприятие в городке Ньюбери в начале XVI в., но преувеличил размеры этого предприятия, а главное, придал всему весьма своеобразный колорит. В романе рассказывается о том, как бедный рабочий женился на вдове хозяина небольшой суконной мастерской, сделался владельцем этой мастерской и превратил ее в настоящую фабрику, став известным всей стране и самому королю. Таким образом, в романе изображен распад в Англии цехово-ремесленного строя и переход к мануфактурному производству капиталистического типа. Своеобразие романа заключается в том, что все повествование проникнуто поэзией труда и оптимистической, довольно смелой социальной философии. Показывая в лице Джека реальных накопителей богатств, крупных промышленников, пользующихся наемным трудом, Делони, однако, не порицает, но идеализирует их. Его главный герой вышел из социальных низов и, разбогатев, не отвернулся от рабочей массы; напротив, рабочие его предприятия считают Джека своим другом и создателем их благосостояния. Повествование Делони часто сосредоточивается на изображении производственных процессов и представляет богатейший источник данных о быте, нравах и условиях трудовой жизни английских ремесленников в XVI в. Изображаемая в романе картина содружества труда и капитала превращает это произведение в социальную идиллию, напоминающую скорее о патриархальных временах эпохи ремесленного производства. Делони не ограничивается, однако, проповедью трудовой жизни, которая может, по его мнению, привести к благосостоянию и богатству, он развертывает в своем романе целую теорию о социальном равенстве. В одной из глав рассказывается о том, как Джек, уже достигший богатства и почета, принял у себя короля, проезжавшего мимо его владений, и рассказал ему притчу о муравьях, пчелах и бабочках, "которые не только не работали, но жили трудом других". "Бабочка собрала себе подобных и, став во главе их, стала вытеснять прилежный муравьиный народ вон из страны, затевая истребительные войны". Присутствовавшие при этом рассказе придворные отлично поняли, кого Джек имел в виду, говоря о том, что трудолюбивые муравьи "ненавидят мотылька, этого торжественного бездельника, хотя никто не смеет сказать ему это, боясь его золотого одеяния". Джек отказывается от дворянского титула, предложенного ему королем, и говорит ему: "Я умоляю вашу милость предоставить мне право жить среди моих простолюдинов, как и подобает бедному суконщику, ибо большую радость доставляет мне возможность давать беднякам источник существования, чем получать праздные и пустые звания. Я стремлюсь только защитить трудолюбивых муравьев и рабочих пчел". Роман Делони написан простым языком, близким к народной речи; он включает в себя отрывки из баллад.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.1 (0.036 с.)